Использование метода проблемного обучения как способ мотивации учащихся на уроках истории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2014 в 08:18, реферат

Описание работы

Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть процессов, предметов и явлений. Вспомним древнегреческого мудреца Сократа. Характерной особенностью его дискуссии была постановка проблемных вопросов собеседнику. В новой истории стремление к активному обучению восходит к философским взглядам Ф. Бэкона, который требовал истины, добытой путем изучения действительности. В нашей стране идею развивающего обучения выдвинули Л.С. Выготский, М. И. Махмутов, А.М.Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и др.

Файлы: 1 файл

Использование метода проблемного обучения как способ мотивации учащихся на уроках истории.docx

— 26.88 Кб (Скачать файл)

 

                                                

Использование метода проблемного обучения как способ мотивации учащихся на уроках истории.

 

 

 

       Еще в древние времена было известно, что умственная активность способствует и лучшему запоминанию, и более глубокому проникновению в суть процессов, предметов и явлений. Вспомним древнегреческого мудреца Сократа. Характерной особенностью его дискуссии была постановка проблемных вопросов собеседнику. В новой истории стремление к активному обучению восходит к философским взглядам Ф. Бэкона, который требовал истины, добытой путем изучения действительности. В нашей стране идею развивающего обучения выдвинули Л.С. Выготский, М. И. Махмутов, А.М.Матюшкин, А.В. Брушлинский, Т.В. Кудрявцев, И.Я. Лернер и др.

  Проблемное обучение – один из видов развивающего обучения. Его содержание представлено системой задач различного уровня сложности. В процессе их решения учащиеся овладевают новыми знаниями и способами действия, а в результате этого формируются творческие способности, продуктивное мышление, воображение, познавательная мотивация. Организация учебного процесса базируется на принципе проблемности. И характерным признаком этого типа обучения является систематическое решение учебных проблем, что очень актуально для умственного развития учащегося на современном этапе образования. Проблемное обучение является средством формирования мировоззрения. Сегодня под проблемным обучением (технологией проблемного обучения) понимается такая организация учебного процесса, которая предполагает создание в сознании учащихся под руководством учителя проблемных ситуаций и организацию активной самостоятельной деятельности учащихся по их разрешению, в результате чего и происходит творческое овладение знаниями, умениями, навыками (ЗУН) и развитие мыслительных способностей (способов умственных действий - СУД).

 

Целевые ориентации:

 

- Приобретение (усвоение) ЗУН учащимися.

- Повышение прочности знаний.

- Усвоение способов самостоятельной деятельности (СУД).

- Формирование поисковых и исследовательских умений и навыков.

        - Развитие познавательных и творческих способностей.

   Проблемное обучение основано на создании особого вида мотивации - проблемной, поэтому требует адекватного конструирования дидактического содержания материала, который должен быть представлен как цепь проблемных ситуаций.

  Проблемные ситуации могут быть различными по характеру неизвестного,

интересности содержания, уровню проблемности, виду рассогласования информации, другим методическим особенностям. Функции проблемного обучения:

усвоение учениками системы знаний и способов умственной и практической

деятельности,

развитие интеллекта учащихся, то есть их познавательной

самостоятельности и творческих способностей,

формирование диалектического мышления школьников,

формирование всесторонне развитой личности.

  Как известно, история является сложным, полным противоречий и многих нерешенных проблем предметом. Считаю важным в своей педагогической деятельности использование технологии проблемного обучения и осуществление главной цели – научить учащихся учится самим, мыслить логично, научно, творчески.

Задача моя состоит в том, чтобы сделать учебный материал более доступным, убедительным, формировать прочные знания – убеждения, самостоятельно добытые учащимися.

В древнем Китае не зря говорили: расскажи мне – и я забуду, покажи мне - и я запомню, дай мне сделать самому – и я научусь. Поэтому систематически организую самостоятельную поисковую деятельность

учащихся. В результате решения проблемных задач у детей появляется уверенность в своих силах и удовлетворение от умственной деятельности.

  Как я  использованию методику технологии проблемного обучения в

 

работе? 

  На уроке сначала проводится актуализация знаний, чтобы учащиеся могли решить проблему, затем создание проблемной ситуации (столкновение нескольких точек зрения, прогноз событий, недостаток информации), формулирование проблемы, её решение и доказательство правильности избранного решения. При проблемном обучении присутствует и объяснение учителя, и репродуктивная деятельность учащихся, и постановка задач, и выполнение упражнений. Но, главное, учебный процесс основан на принципе проблемности .

Сама по себе проблема, поставленная перед учащимися, еще не обеспечивает их активной вовлеченности в освоение содержания. Поэтому нахожу проблемы, которые учащиеся не просто хотят обсуждать, а чувствуют потребность их решить. Уже на первых занятиях по истории пятиклассники решают проблемные вопросы: «Зачем первобытному человеку искусство? Смогло ли бы продолжиться развитие первобытного человека, если бы не было потепления?». Не всякая проблема вызывает мотивированное к ней отношение. Она может быть слишком простой и поэтому неинтересной, а может быть настолько сложной, что окажется ученику не по силам, и он не будет пытаться её решить. Поэтому я тщательно продумываю содержательные задачи, опирающиеся на принцип диалога культур. Например, противоречивые  выражения Н. М. Карамзина: «Москва своим величием обязана ханам»  и В. О. Ключевского «Москва родилась на Куликовом поле»  вызывают интерес у учащихся и они активно включаются в решение проблемы.

 Только  когда ученик видит эмоциональный отклик, тогда начинает формироваться рационально – логическое понимание. В старших классах  не преподношу ученикам проблему в готовом виде. Она возникает из исходного противоречия на вводно-мотивационном этапе урока с опорой на документы, изображения.

Учащиеся добывают знания самостоятельно, я контролирую и при необходимости корректирую учебную деятельность. Школьники целенаправленно и последовательно овладевают определенными умениями и навыками. Главной действующей фигурой на уроке является ученик, а я - его помощником. Ученики в ходе работы над проблемой используют источники, сравнивают их, составляют таблицы, систематизируют справочный материал. У них формируются навыки самообразования, пошаговое решение поставленных учебных заданий. Если в средних классах часто сама ставлю

проблему, а дети решают её, то старшеклассники, уже обладающие достаточными знаниями, необходимыми для построения научных положений и гипотез, осуществляют самостоятельную поисковую и исследовательскую

 

 деятельность. Каждый ученик проживает на уроке ситуацию успеха в решении учебных проблем и проблемных ситуаций,  самореализуются.  Дети участвуют в процессе освоения новых знаний,  активно включаются в поиск истины, высказывают и аргументируют свою точку зрения, выслушивают и принимают альтернативные точки зрения, уважительно отстаивают свою позицию в диалоге, ведут поиск основания для общей позиции. А вопросов в истории больше, чем ответов. На уроке в 7 классе решается проблема:

 « Почему  в средние века приговоренных к смертной казни везли спиной к месту смерти? Почему так же поступили и с Емельяном Пугачевым?»  Детям интересно, они высказывают свои точки зрения, и приходят к  правильному решению: приговоренных везли так, чтобы показать, что прошлое было – будущего не будет, а получилось как раз наоборот, Пугачев стал народным героем. Каждый становится участником диалога, здесь и проявляется значимость ученика, преодолевается его инертность, ведь в откровенном разговоре, обмене мнениями и рождается истина.  Вовлекаю детей в поисково-самостоятельную работу, без неё пропадает интерес к учению. Ставлю учеников в ситуацию выбора: «Как бы вы поступили, если …», «На чьей стороне оказались бы?» Самый эффективный способ обеспечения личностного роста – поставить подростка в ситуацию принятия решения. Мысль ищет выхода, она устремлена на решение познавательных задач. Виды уроков бывают разные: урок – лекция, урок – семинар, урок сообщения новых знаний, урок – игра и другие.

Систематически организую самостоятельную деятельность учащихся: работа с текстом учебника, первоисточниками, решение проблемных задач, конспектирование, составление схем, таблиц, плана, умение писать реферат, доклады, работать с картой. Дети научены анализировать, сопоставлять, делать выводы, давать собственную оценку историческим фактам. Данные формы обеспечивают эффективность обучения и воспитания, самостоятельность мышления, его творческий характер, способствует выработке умения практически использовать полученные знания. У ученика есть своя ego – histoire.

Учитываю возрастные, психофизиологические особенности учащихся, чтобы избежать нежелательных состояний, как переутомление. Задание дифференцирует по уровню сложности. Меняется социальная роль ученика в процессе исторического образования: то он рассказчик событий, то участник коллективных действий, то исследователь, аналитик, пишущий историю (дети пишут сочинения от первого лица). Использую разнообразную

наглядность в обучении, нередко изготовленную самим: картины, схемы, карты, таблицы, чертежи, меловой рисунок,  аппликации, макеты.

 

 

  Применяю индивидуальные и групповые формы работы.  Дети любят компьютерное тестирование. Осуществляют межпредметные связи, особенно с географией и литературой. Художественная, историческая литература привлекается в качестве вспомогательного средства, оживляющего урок истории. Часто использую в 4, 5, 6, 7 классах ролевую игру, в ходе которой ученики совершают действия в воображаемой ситуации прошлого.

   У детей накапливаются культурные традиции, они самореализуются, совершенствуют свои способности и духовную красоту. Ролевые игры помогают учащимся проникнуться духом прошлого, увлечься историей как наукой. На уроках  придаю большое значение работе с тематической картой, в том числе и контурной. Считаю, что на уроке не обязательно должно звучать слишком часто учительское слово. Каждому желательно стать участником диалога, в котором есть и правда, и радость открытия собственной значимости, поэтому  учитель организует дискуссии. Для меня важно, чтобы урок был не просто очередной записью в журнале, а уроком, когда наступает момент единения с классом, когда рушатся защитные барьеры ученической апатии.

В старших классах на базе уже имеющихся знаний, учащиеся занимаются поисковой исследовательской деятельностью в решении проблемных задач, это настоящая историческая лаборатория. На уроках используются материалы школьного краеведческого музея. Вся работа сводится к решению поставленных  временем целей и задач, которые  решаю в учебной и внеурочной работе (участие в предметных олимпиадах, конкурсах, поисково-исследовательской деятельности, в работе кружка). 

 Формы уроков применяют разные: лекции, беседы, теоретическая работа в группах.  Применяю индивидуальный подход к учащимся – предлагаю решение проблем разного уровня  сложности. При проблемном обучении реализуется репродуктивное и продуктивное усвоение знаний. Технологию проблемного обучения использую в некоторых классах, а в других – традиционное обучение.

  Какие  результаты использования технологии проблемного обучения наблюдаются?

  Многолетний опыт работы по данной технологии  показывает, что она дает положительные результаты. Возможность самим искать ответы на вопросы, свободное изложение своих мыслей, рассуждение, совместный поиск истины, которая всегда где-то рядом, - все это способствует формированию

 внутренней  мотивации учащихся к получению  знаний. Повышается активность учащихся  на уроке, развиваются коммуникативные  качества личности, повышается усвоение  знаний, умений, навыков по истории.  

 

   Я  исхожу из идеи органичного  введения новых технологических  средств  в традиционный урок, так как это придает занятиям зрелищность, эмоциональную окраску и при разумном применении не ломает годами выверенную логическую структуру, основанную на  опыте преподавания предмета. ИКТ использую при проведении школьных лекций, организации тестирования в учебной и внеклассной работе.

   Детям была предложена анкета для определения уровня познавательных интересов. Итоги анонимного опроса показали, что уроки истории детям нравятся, у 78% учащихся сформирован высокий познавательный интерес к предмету (см.таблицу 1). Детям интересно заниматься умственной деятельностью, решать проблемные задачи.

 

Таблица 1  Определение уровня познавательных интересов *

 

Категория участников образовательного процесса

Уровень познавательных интересов,  %

низкий

средний

высокий

Обучающиеся

-

22

78


* По результатам анонимной анкеты  44 обучающихся, проведенной в рамках мониторинга хода реализации программы развития школы .

 

Источник: Т.Д.. Есакова, завуч МБОУ Березовской СОШ. Отчет о результатах определения уровня познавательных интересов участников образовательного процесса в школе (декабрь 2011 года).

 

Мои дети принимают участие в предметных олимпиадах. (см.таблицу 2)

 

Таблица 2 Участие учащихся в олимпиадах по предмету

 

Учебный год

Число участников районной предметной олимпиады, чел.

Число призеров районной предметной олимпиады, чел.

Призовое место

2009-2010*

-

-

-

    2010/2011

2

1

3

2011/2012

7

5

1,1,2,2,3

Информация о работе Использование метода проблемного обучения как способ мотивации учащихся на уроках истории