Использование практических методов обучения в профессиональной подготовке будущих дизайнеров ( на примере дисциплины «Дизайн – проектир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка путей активизации студентов в процессе преподавания им специальных дисциплин, экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики использования средств наглядности, и приобщения студентов к проектированию специального оборудования и наглядных пособий.
Задачи:
1. Рассмотреть, изучить и обобщить теоретические материалы по проблеме исследования, научно-методические статьи об учебном оборудовании и наглядных пособиях, используемых при обучении специальным дисциплинам.
2. Рассмотреть виды наглядных пособий, обеспечивающих эффективность процесса обучения специальным дисциплинам.
3.Рассмотреть виды технических и программных средств обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1: Использование различных средств обучения в профессиональной подготовки дизайнеров……………………………………..5
1.1 Особенности подготовки дизайнеров в системе образования………5
1.2 Исследование средств обучения дизайнеров в системе образования……………………………………………………………………....10
Глава 2:Особенности использования практических методов в профессиональной подготовке будущих дизайнеров…………………………21
2.1 Основные виды практических методов обучения…………………..21
2.2 Реализация практических средств обучения будущих дизайнеров на примере дисциплины «Дизайн-проектирование предметно пространственной среды»……………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая по мпо.docx

— 61.12 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки РФ

ГОУ ВПО «Нижегородский государственный  педагогический университет»

Кафедра теории и методики профессионального образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

Использование практических методов обучения в профессиональной подготовке будущих дизайнеров ( на примере дисциплины «Дизайн – проектирование предметно пространственной среды»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                    Выполнил: ученица гр. Д-09-01                               

                                                                    Горева Е.В.

                                                                    Проверила: к.п.н., доцент                                                            

                                                                    Гладкова М.Н.

 

 

 

 

 

                                                  Н.Новгород

                                                        2013г.

Содержание

Введение…………………………………………………………………….3

Глава 1: Использование различных средств обучения в профессиональной подготовки дизайнеров……………………………………..5

1.1 Особенности подготовки дизайнеров в системе образования………5

1.2 Исследование средств обучения дизайнеров в системе образования……………………………………………………………………....10

Глава 2:Особенности  использования практических методов  в профессиональной подготовке будущих  дизайнеров…………………………21

2.1 Основные  виды практических методов обучения…………………..21

2.2 Реализация практических средств обучения будущих дизайнеров на примере дисциплины «Дизайн-проектирование предметно пространственной среды»……………………………………………………….24

Заключение………………………………………………………………..33

Список литературы……………………………………………………….35

 

 

Введение

Традиционно дизайн определяется как проектная  деятельность, основанная на объединении  в проектном, образе научных принципов  с художественными, создающая эффект, недостижимый в обычном проектировании. Происходит процесс включения элементов художественных технологий в процессы различных производств. С другой стороны, эффективность производств все в большей степени зависит от взаимопонимания участников трудового процесса (от рабочего и секретаря до инженера и руководителя), что может быть, в частности, обеспечено наличием художественно-образного мышления и связанных с ним рефлексивных способностей, формирование которых происходит в процессе овладения навыками дизайнерского восприятия среды обитания.

В современном  обучении, наглядные пособия и  технические средства обучения играют большую роль.

Данная тема обусловлена развитием художественно-творческих способностей студентов по изобразительному искусству на художественно-графических  факультетах в педагогических образовательных  учреждениях.

Цель исследования - теоретическое обоснование и  разработка путей активизации студентов  в процессе преподавания им специальных  дисциплин, экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики использования средств наглядности, и приобщения студентов к проектированию специального оборудования и наглядных  пособий.

Предмет исследования - процесс специальной подготовки студентов по проектированию на художественно-графических  факультетах высших педагогических учебных заведений.

Объект исследования - влияние комплексного использования  различных наглядных пособий  и специального оборудования на активизацию  процесса обучения по проектированию и инженерной графике.

Задачи:

1. Рассмотреть,  изучить и обобщить теоретические  материалы по проблеме исследования, научно-методические статьи об  учебном оборудовании и наглядных  пособиях, используемых при обучении  специальным дисциплинам.

2. Рассмотреть  виды наглядных пособий, обеспечивающих  эффективность процесса обучения  специальным дисциплинам.

3.Рассмотреть  виды технических и программных  средств обучения.

Методы исследования:

1. Информационно-дидактический.

2. Моделирование  процесса спец подготовки студентов, основанного на комплексном использовании различных средств обучения и проектированию их для мастерских и кабинетов изобразительного искусства.

 

 

Глава 1 Использование различных  средств обучения в профессиональной подготовки дизайнеров

1.1 Особенности подготовки дизайнеров в системе образования

Потребность в развитии проектной культуры привела  к необходимости создания нового типа образования, новой образовательной, педагогической системы, получившей название «дизайн-образование». Дизайн –образование понимается как особая педагогическая область, позволяющая экстраполировать методы и средства проектной культуры на все уровни образования. Появление дизайн - образования есть фактор проникновения проектной культуры в сферу образования.

Профессиональная  деятельность дизайнера очень многогранна. В ней совмещаются знания и  умения различных сфер человеческой жизни. Изначально предметы и вещи, окружающие человека, изготавливали  специалисты-ремесленники.

Дизайн-проектирование, характеризуясь определенной спецификой, подчиняется общим законам и методикам традиционных видов проектирования: архитектурно-строительного, технологического, машиностроительного и др. Вместе с тем дизайн интерьера (а точнее, архитектурной среды) существенным образом отличается от них. Природа проектируемого объекта «обитаемой среды» раскрывается обязательно с привлечением содержания понятия «человеческий фактор», который представляет собой интегральные характеристики связей человека и предметного окружения, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы, связанном с достижением конкретной цели.

Проектирование  среды не может быть сведено к  взятым самим по себе человеку (деятельности), предмету (функционально-техническому средству), пространству (планировка, объемы). Архитектурная среда относится  к категории объектов, которые  характеризуются совокупными, системными качествами. Обязательным условием и  кардинальным свойством проектного формирования среды является комплексность как совокупность разнородных действий и мероприятий, направленных на получение целостного, заранее задуманного результата. Поэтому профессиональными качествами специалиста-дизайнера должны быть широчайший кругозор и компетентность во всех смежных областях жизни человека. Образ современной жизни и культуры, кроме того, подвержен влиянию экологизации, т.е. стремлению к учету оптимального соотношения между миром живого и средой его обитания. В результате происходит сближение среды и культуры (экология культуры), складывается концепция объединения архитектуры, промышленного дизайна, визуальных коммуникаций, а также прикладных и изобразительных видов искусства.

Современный этап развития проектного искусства, к  которому в полной мере принадлежат  и дизайн и архитектура, характеризуется  такой особенностью. Происходит интеграция целей, методов и секретов мастерства. Дело в том, что в действительности нам служат не архитектура и дизайн по отдельности, а их нераздельное единство. Современный город немыслим без  машин, рекламы и благоустройства, а интерьер — без бытового оборудования, мебели, декоративных предметов и  средств информации. И проектировать  облик улицы или структуру  здания без учета их предметного  наполнения безнадежно: абстрактная  красота «пустого» пространства будет искажена и даже изуродована  незапланированным, но обязательным для  жизни вторжением функционального  дизайна. Единственный выход — проектировать  комплексные предметно-пространственные композиции, синтезирующие архитектурные  и дизайнерские начала обстоятельств  нашего образа жизни.

Дизайн-деятельность реализуется не только практическими  средствами проектирования. Другую часть  составляют методы научного анализа, классификации  и др., применяемые в физиологии, социальной психологии, эргономике и  пр. Инженерно-изобретательские идеи, знание конструкций и материалов, инженерного оборудования зданий - важнейший фактор выбора средств формирования среды. В дизайн-проекте учитываются требования по освещенности, акустике, температурно-влажностному режиму, водоснабжению и канализации, вентиляции, электроснабжению, пожарной безопасности.

И, конечно  же, арсенал профессиональных художественных средств дизайнера - это графика  и проектная графика, цвет и колорит, пластика и динамика, все приемы и методы формальной композиции. При  подготовке будущего профессионала  важно не упустить ни одну из этих областей знаний. Синтез художественных, инженерных, психологических, эргономических и  др. знаний - отличительная черта  этой профессии.  
Средовой подход привел к усилению в процессе проектирования концептуального, экологического и этнокультурного аспектов той и другой деятельности. Необходимость комплексного и целостного решения средовых ситуаций выдвинула в качестве главной проблемы вопрос о синтезе средств отдельных видов творчества, участвующих в решении задачи проектирования функционально целесообразных, технически совершенных, эстетически выразительных объектов, составляющих в совокупности оптимальную среду для жизнедеятельности человека.  
В центре внимания дизайнера архитектурной среды всегда находится человек с его индивидуальными и общественными запросами, утилитарными и эстетическими потребностями. Система принципов и закономерностей, отражающих всю сложность взаимоотношений человека с окружающим предметно-пространственным миром, может быть выражена в четырех группах требований: социальные, утилитарно-функциональные, эргономические, эстетические и экономические.

Дизайнер  создает новые вещи, закрепляя  на новом уровне традиционные методы, или строит новые формы организации  предметной среды. Фактически происходят два процесса: преобразование мира дизайнером и изменение мира потребителем. Очевидно, что только при общности направлений происходит продуктивный диалог между дизайнером и потребителем. Дизайн это сотворчество профессионала и заказчика, как при проектировании индивидуального жизненного пространства, так и общественного. Влияние заказчика на формирование и окончательное воплощение образа и замысла огромно (кто платит деньги, тот заказывает музыку). Последним и немаловажным профессиональным качеством дизайнера должно быть умение подать, аргументировано защитить, обосновать идею, общаться с заказчиком и подрядчиком. Риторика, психология, социология - абсолютно необходимые дисциплины при подготовке специалиста.  
         Таким образом, дизайн-образование - это профессиональное художественное образование, требующее дополнения большим рядом смежных дисциплин (инженерных, экономических, психологических и др.), которые должны изучаться хотя бы как факультативные. Только благодаря синтезу всех этих знаний будет сформировано проектное мышление специалиста. В учебном плане нужно постоянно учитывать изменения и потребности современной жизни и производства, т.к. на данный момент при подготовке дизайнеров наблюдается больший акцент на дисциплинах художественного блока.

Дизайн-образование – это особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно – мыслящего человека в какой бы сфере социальной практики он ни действовал – образовании, науке, культуре, производстве, бытовой сфере и т.д.

Проектируя  новое образование, важно не упустить из виду проектность как содержание образования, как особый универсальный тип и культуру мышления, которая должна воспроизводиться в сфере образования.

Цели, логика, содержание и методы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе детерминировали  спецификой деятельности дизайнера  в профессиональной сфере. Дизайн рассматривается  как особый вид проектной деятельности, основной частью которой является художественно-проектное  творчество.

Уровень  эстетических потребностей современного человека предъявляет высокие требования к продукту дизайнерской деятельности и влечёт за собой поиск новых  проектных решений, учитывающих  предшествующий социокультурный опыт, но опирающихся на достижения науки в области новых технологий. Быстрая смена эстетических потребностей, достижения науки и техники ориентируют профессионала на стратегию «опережения» хронологического времени. Такой подход  к решению профессиональных дизайнерских  задач вызывает необходимость пересмотра методов и условий профессиональной подготовки дизайнеров, выработки гибких и легко адаптируемых к изменяющимся условиям педагогических технологий. Особое внимание в учебно-образовательном процессе уделяется формированию социально-активной творческой личности, способной к самостоятельной, творческой продуктивной художественно-проектной деятельности.

 

 

 

1.2 Исследование средств  обучения дизайнеров в системе  образования

Средства  обучения и их содержание:

Средство  обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.

Под средством  обучения понимают: материальный или  идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).

Главное дидактическое  назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс  к наиболее эффективным характеристикам.

Выделяют 2 группы средств обучения:

а) средства, как источник информации;

б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.

Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.

В качестве идеальных  средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации  учебной деятельности и системы  требований к обучению.

Обучение  становится эффективным в том  случае, если материальные и идеальные  средства обучения взаимосвязаны и  дополняют друг друга. 

Классификация средств:

Исходные  положения, которое являются основаниями при классификации средств обучения были предложены В. В. Краевским. Основным звеном в системе образования он считал содержание. Именно оно является тем ядром над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, которые требует взаимосвязи средств обучения.

Содержание  образования формируется на 3 уровнях:

1 уровень  – урок. Опираясь на предложенную  тему и объем материала, педагог  сам строит урок, он пытается  наиболее полно отразить то  содержание образования, которое  входит в тему данного урока. 

2 уровень  – учебный предмет. Содержание  учебного предмета формируется  исходя из объема часов выделенных  на предмет и значимости разделов  учебного материала, которые выбраны  в качестве изучения.

3 уровень  – весь процесс обучения. (На  протяжении всех методов обучения  в общеобразовательных учреждениях,  охватывающие все содержание, т.е.  учебные предметы, их количество, количество часов выделенных  на каждый из них)

Информация о работе Использование практических методов обучения в профессиональной подготовке будущих дизайнеров ( на примере дисциплины «Дизайн – проектир