Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:27, курсовая работа
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка путей активизации студентов в процессе преподавания им специальных дисциплин, экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики использования средств наглядности, и приобщения студентов к проектированию специального оборудования и наглядных пособий.
Задачи:
1. Рассмотреть, изучить и обобщить теоретические материалы по проблеме исследования, научно-методические статьи об учебном оборудовании и наглядных пособиях, используемых при обучении специальным дисциплинам.
2. Рассмотреть виды наглядных пособий, обеспечивающих эффективность процесса обучения специальным дисциплинам.
3.Рассмотреть виды технических и программных средств обучения.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1: Использование различных средств обучения в профессиональной подготовки дизайнеров……………………………………..5
1.1 Особенности подготовки дизайнеров в системе образования………5
1.2 Исследование средств обучения дизайнеров в системе образования……………………………………………………………………....10
Глава 2:Особенности использования практических методов в профессиональной подготовке будущих дизайнеров…………………………21
2.1 Основные виды практических методов обучения…………………..21
2.2 Реализация практических средств обучения будущих дизайнеров на примере дисциплины «Дизайн-проектирование предметно пространственной среды»……………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35
Министерство образования и науки РФ
ГОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет»
Кафедра теории и методики профессионального образования
КУРСОВАЯ РАБОТА
Использование практических методов обучения в профессиональной подготовке будущих дизайнеров ( на примере дисциплины «Дизайн – проектирование предметно пространственной среды»)
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1: Использование различных средств обучения в профессиональной подготовки дизайнеров……………………………………..5
1.1 Особенности подготовки дизайнеров в системе образования………5
1.2 Исследование
средств обучения дизайнеров в системе
образования…………………………………………………
Глава 2:Особенности использования практических методов в профессиональной подготовке будущих дизайнеров…………………………21
2.1 Основные
виды практических методов
2.2 Реализация практических средств обучения будущих дизайнеров на примере дисциплины «Дизайн-проектирование предметно пространственной среды»……………………………………………………….24
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение
Традиционно дизайн определяется как проектная деятельность, основанная на объединении в проектном, образе научных принципов с художественными, создающая эффект, недостижимый в обычном проектировании. Происходит процесс включения элементов художественных технологий в процессы различных производств. С другой стороны, эффективность производств все в большей степени зависит от взаимопонимания участников трудового процесса (от рабочего и секретаря до инженера и руководителя), что может быть, в частности, обеспечено наличием художественно-образного мышления и связанных с ним рефлексивных способностей, формирование которых происходит в процессе овладения навыками дизайнерского восприятия среды обитания.
В современном обучении, наглядные пособия и технические средства обучения играют большую роль.
Данная тема
обусловлена развитием
Цель исследования
- теоретическое обоснование и
разработка путей активизации студентов
в процессе преподавания им специальных
дисциплин, экспериментальная проверка
эффективности предлагаемой методики
использования средств
Предмет исследования - процесс специальной подготовки студентов по проектированию на художественно-графических факультетах высших педагогических учебных заведений.
Объект исследования - влияние комплексного использования различных наглядных пособий и специального оборудования на активизацию процесса обучения по проектированию и инженерной графике.
Задачи:
1. Рассмотреть,
изучить и обобщить
2. Рассмотреть
виды наглядных пособий,
3.Рассмотреть
виды технических и
Методы исследования:
1. Информационно-дидактический.
2. Моделирование процесса спец подготовки студентов, основанного на комплексном использовании различных средств обучения и проектированию их для мастерских и кабинетов изобразительного искусства.
Глава 1 Использование различных средств обучения в профессиональной подготовки дизайнеров
1.1 Особенности подготовки дизайнеров в системе образования
Потребность в развитии проектной культуры привела к необходимости создания нового типа образования, новой образовательной, педагогической системы, получившей название «дизайн-образование». Дизайн –образование понимается как особая педагогическая область, позволяющая экстраполировать методы и средства проектной культуры на все уровни образования. Появление дизайн - образования есть фактор проникновения проектной культуры в сферу образования.
Профессиональная деятельность дизайнера очень многогранна. В ней совмещаются знания и умения различных сфер человеческой жизни. Изначально предметы и вещи, окружающие человека, изготавливали специалисты-ремесленники.
Дизайн-проектирование, характеризуясь определенной спецификой, подчиняется общим законам и методикам традиционных видов проектирования: архитектурно-строительного, технологического, машиностроительного и др. Вместе с тем дизайн интерьера (а точнее, архитектурной среды) существенным образом отличается от них. Природа проектируемого объекта «обитаемой среды» раскрывается обязательно с привлечением содержания понятия «человеческий фактор», который представляет собой интегральные характеристики связей человека и предметного окружения, проявляющиеся в конкретных условиях их взаимодействия при функционировании системы, связанном с достижением конкретной цели.
Проектирование среды не может быть сведено к взятым самим по себе человеку (деятельности), предмету (функционально-техническому средству), пространству (планировка, объемы). Архитектурная среда относится к категории объектов, которые характеризуются совокупными, системными качествами. Обязательным условием и кардинальным свойством проектного формирования среды является комплексность как совокупность разнородных действий и мероприятий, направленных на получение целостного, заранее задуманного результата. Поэтому профессиональными качествами специалиста-дизайнера должны быть широчайший кругозор и компетентность во всех смежных областях жизни человека. Образ современной жизни и культуры, кроме того, подвержен влиянию экологизации, т.е. стремлению к учету оптимального соотношения между миром живого и средой его обитания. В результате происходит сближение среды и культуры (экология культуры), складывается концепция объединения архитектуры, промышленного дизайна, визуальных коммуникаций, а также прикладных и изобразительных видов искусства.
Современный
этап развития проектного искусства, к
которому в полной мере принадлежат
и дизайн и архитектура, характеризуется
такой особенностью. Происходит интеграция
целей, методов и секретов мастерства.
Дело в том, что в действительности
нам служат не архитектура и дизайн
по отдельности, а их нераздельное единство.
Современный город немыслим без
машин, рекламы и благоустройства,
а интерьер — без бытового оборудования,
мебели, декоративных предметов и
средств информации. И проектировать
облик улицы или структуру
здания без учета их предметного
наполнения безнадежно: абстрактная
красота «пустого» пространства
будет искажена и даже изуродована
незапланированным, но обязательным для
жизни вторжением функционального
дизайна. Единственный выход — проектировать
комплексные предметно-
Дизайн-деятельность реализуется не только практическими средствами проектирования. Другую часть составляют методы научного анализа, классификации и др., применяемые в физиологии, социальной психологии, эргономике и пр. Инженерно-изобретательские идеи, знание конструкций и материалов, инженерного оборудования зданий - важнейший фактор выбора средств формирования среды. В дизайн-проекте учитываются требования по освещенности, акустике, температурно-влажностному режиму, водоснабжению и канализации, вентиляции, электроснабжению, пожарной безопасности.
И, конечно
же, арсенал профессиональных художественных
средств дизайнера - это графика
и проектная графика, цвет и колорит,
пластика и динамика, все приемы
и методы формальной композиции. При
подготовке будущего профессионала
важно не упустить ни одну из этих областей
знаний. Синтез художественных, инженерных,
психологических, эргономических и
др. знаний - отличительная черта
этой профессии.
Средовой подход привел к усилению в процессе
проектирования концептуального, экологического
и этнокультурного аспектов той и другой
деятельности. Необходимость комплексного
и целостного решения средовых ситуаций
выдвинула в качестве главной проблемы
вопрос о синтезе средств отдельных видов
творчества, участвующих в решении задачи
проектирования функционально целесообразных,
технически совершенных, эстетически
выразительных объектов, составляющих
в совокупности оптимальную среду для
жизнедеятельности человека.
В центре внимания дизайнера архитектурной
среды всегда находится человек с его
индивидуальными и общественными запросами,
утилитарными и эстетическими потребностями.
Система принципов и закономерностей,
отражающих всю сложность взаимоотношений
человека с окружающим предметно-пространственным
миром, может быть выражена в четырех группах
требований: социальные, утилитарно-функциональные,
эргономические, эстетические и экономические.
Дизайнер
создает новые вещи, закрепляя
на новом уровне традиционные методы,
или строит новые формы организации
предметной среды. Фактически происходят
два процесса: преобразование мира
дизайнером и изменение мира потребителем.
Очевидно, что только при общности
направлений происходит продуктивный
диалог между дизайнером и потребителем.
Дизайн это сотворчество профессионала
и заказчика, как при проектировании индивидуального
жизненного пространства, так и общественного.
Влияние заказчика на формирование и окончательное
воплощение образа и замысла огромно (кто
платит деньги, тот заказывает музыку).
Последним и немаловажным профессиональным
качеством дизайнера должно быть умение
подать, аргументировано защитить, обосновать
идею, общаться с заказчиком и подрядчиком.
Риторика, психология, социология - абсолютно
необходимые дисциплины при подготовке
специалиста.
Таким образом, дизайн-образование - это профессиональное
художественное образование, требующее
дополнения большим рядом смежных дисциплин
(инженерных, экономических, психологических
и др.), которые должны изучаться хотя бы
как факультативные. Только благодаря
синтезу всех этих знаний будет сформировано
проектное мышление специалиста. В учебном
плане нужно постоянно учитывать изменения
и потребности современной жизни и производства,
т.к. на данный момент при подготовке дизайнеров
наблюдается больший акцент на дисциплинах
художественного блока.
Дизайн-образование – это особое качество и тип образованности, в результате которого происходит воспитание проектно – мыслящего человека в какой бы сфере социальной практики он ни действовал – образовании, науке, культуре, производстве, бытовой сфере и т.д.
Проектируя новое образование, важно не упустить из виду проектность как содержание образования, как особый универсальный тип и культуру мышления, которая должна воспроизводиться в сфере образования.
Цели, логика, содержание и методы профессиональной подготовки дизайнеров в вузе детерминировали спецификой деятельности дизайнера в профессиональной сфере. Дизайн рассматривается как особый вид проектной деятельности, основной частью которой является художественно-проектное творчество.
Уровень эстетических потребностей современного человека предъявляет высокие требования к продукту дизайнерской деятельности и влечёт за собой поиск новых проектных решений, учитывающих предшествующий социокультурный опыт, но опирающихся на достижения науки в области новых технологий. Быстрая смена эстетических потребностей, достижения науки и техники ориентируют профессионала на стратегию «опережения» хронологического времени. Такой подход к решению профессиональных дизайнерских задач вызывает необходимость пересмотра методов и условий профессиональной подготовки дизайнеров, выработки гибких и легко адаптируемых к изменяющимся условиям педагогических технологий. Особое внимание в учебно-образовательном процессе уделяется формированию социально-активной творческой личности, способной к самостоятельной, творческой продуктивной художественно-проектной деятельности.
1.2 Исследование средств обучения дизайнеров в системе образования
Средства обучения и их содержание:
Средство обучения – разнообразнейшие материалы и «орудие» учебного процесса благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигнуть поставленной цели обучения.
Под средством обучения понимают: материальный или идеальный объект, который используется учителем и учащимися для усвоения знаний (П. И. Пидкасистый).
Главное дидактическое назначение средств обучения – ускорить процесс усвоения учебного материала, т.е. приблизить учебный процесс к наиболее эффективным характеристикам.
Выделяют 2 группы средств обучения:
а) средства, как источник информации;
б) средства, как инструмент усвоения учебного материала.
Все средства обучения делятся на материальные и идеальные. К материальным средствам относятся учебники, учебные пособия, дидактический материал, тестовый материал, средство наглядности, ТСО (технические средства обучения), лабораторное оборудование.
В качестве идеальных средств выступают общепринятые системы знаковых языков (речь), письмо (письменная речь), системы условных обозначений различных наук, средства наглядности, учебные компьютерные программы, методы и формы организации учебной деятельности и системы требований к обучению.
Обучение становится эффективным в том случае, если материальные и идеальные средства обучения взаимосвязаны и дополняют друг друга.
Классификация средств:
Исходные положения, которое являются основаниями при классификации средств обучения были предложены В. В. Краевским. Основным звеном в системе образования он считал содержание. Именно оно является тем ядром над которым строятся методы и формы организации учебной деятельности и весь процесс обучения, воспитания и развития ребенка. Содержание образования определяет способ усвоения знаний, которые требует взаимосвязи средств обучения.
Содержание образования формируется на 3 уровнях:
1 уровень
– урок. Опираясь на предложенную
тему и объем материала,
2 уровень
– учебный предмет. Содержание
учебного предмета формируется
исходя из объема часов
3 уровень
– весь процесс обучения. (На
протяжении всех методов