Использование практических методов обучения в профессиональной подготовке будущих дизайнеров ( на примере дисциплины «Дизайн – проектир

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:27, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка путей активизации студентов в процессе преподавания им специальных дисциплин, экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики использования средств наглядности, и приобщения студентов к проектированию специального оборудования и наглядных пособий.
Задачи:
1. Рассмотреть, изучить и обобщить теоретические материалы по проблеме исследования, научно-методические статьи об учебном оборудовании и наглядных пособиях, используемых при обучении специальным дисциплинам.
2. Рассмотреть виды наглядных пособий, обеспечивающих эффективность процесса обучения специальным дисциплинам.
3.Рассмотреть виды технических и программных средств обучения.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1: Использование различных средств обучения в профессиональной подготовки дизайнеров……………………………………..5
1.1 Особенности подготовки дизайнеров в системе образования………5
1.2 Исследование средств обучения дизайнеров в системе образования……………………………………………………………………....10
Глава 2:Особенности использования практических методов в профессиональной подготовке будущих дизайнеров…………………………21
2.1 Основные виды практических методов обучения…………………..21
2.2 Реализация практических средств обучения будущих дизайнеров на примере дисциплины «Дизайн-проектирование предметно пространственной среды»……………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35

Файлы: 1 файл

курсовая по мпо.docx

— 61.12 Кб (Скачать файл)

Продумать ключевые понятия темы.

Определить  график выполнения этапов и оценку каждого этапа.

Представить возможные итоговые работы.

Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.

Продумать организацию  работы в группах и принципы образования  групп.

1 этап «аналитико-целевой»  включает в себя:

- анализ исходной  ситуации проектируемого объекта: функциональных процессов и их взаимосвязей;

- изучение  нормативно-технической документации;

- исследование  аналогов объекта проектирования  в истории дизайна;

- постановку  проблемы и цели дизайн –  проектирования;

2 этап «эскизно  – конструкторский» заключается:

- в разработке  рабочих гипотез проектного решения;

- в выработке  концепции дизайн – проектирования  объекта (выполнение клаузур, поисковых эскизов и рабочего места);

- в определении  оптимального функционального, планировочного, конструктивного, стилевого, цветового и декоративного решения проекта;

- в выражении  замысла в виде эскиза –  идеи;

3 этап «проектно  – конструкторский» предполагает:

-моделирование  эскиза проекта;

- разработку  комплекса проектно – художественной  документации проекта;

- планирование проектной работы;

- выполнение чертежей и рабочего макета;

4 этапа «архитектурно  – графический» заключается:

- в оформлении  дизайн – проекта в различных  техниках подачи;

- в применении  дизайнерской графики и компьютерных  технологий проектирования;

- в выполнении  демонстрационного макета проекта;

5 этап «рефлексивный»  включает в себя :

- анализ, сравнение и теоретическую систематизацию проведенной работы по созданию проекта.

Ход занятия. План-конспект.

Вызов

1. Приветствие,  организация рабочего места учащихся.

Приветствие, проверка готовности к уроку: ученики  сидят за партами, на столах карандаши, план помещения в масштабе М1:100.Вводная лекция. Выдача задания. Творческий поиск на выявления собственных представлений - клаузура.

На этом занятии  мы выполним клаузуру двухэтажного офиса. Обозначим на плане зоны:

тамбур;

зону ожидания;

 демонстрационный  зал;

 кабинет  руководителя;

 переговорная  комната;

 бухгалтерия;

 две рабочей  зоны (на первом и на втором  этаже);

 зону отдыха; санузел.

 Разместим эскиз–идеи на планах офиса первого и второго этажа. Это эскизная зарисовка, поэтому построение приблизительное, рисуем быстро.

2. Сообщение  задачи, поставленной перед учениками.  Практическая работа. Разбор и корректура клаузур. Обсуждение возникшей проблемы в группах. Самостоятельная работа. Примеры выполненных эскизов. Идет демонстрация наглядного материала (примеры работ). Анализируем возникшие трудности в парах или группах.

Осмысление

3.Студенты делятся своими впечатлениями. Делаются соответствующие выводы.  Разрабатывают варианты эскиза-идеи:

по эргономичности;

по идеи;

по конструктивному решению

Давайте рассмотрим особенности выполнения учебного проекта.

Учебный проект представляется студентом на планшетах  размером 500 х 750 мм, выполненных в ручной изобразительной технике. Форма подачи и объем подаваемого материала согласуются с преподавателем. Все планы, развертки, разрез - развертки и перспективы выполняются в цвете, используя такие материалы как гуашь, темпера, акварель и т.п., чтобы дать представление о колористическом и декоративно-отделочном решении интерьера.

Все чертежи  должны быть выполнены с учетом установленных  требований и норм. На планах должны быть показаны все разбивочные оси, их маркировка, все основные и частные  размеры. Наименование всех помещений, их площади и общая площадь  объекта заносятся в экспликацию.

На планах необходимо четко отразить конструктивное решение интерьера (несущие и  ограждающие конструкции), масштабно  изобразить его элементы. На плане пола с расстановкой мебели должно быть показано ее расположение и размещение оборудования (приборы санитарно-технического назначения, электрооборудование и т.д.). На плане напольных покрытий выполняется рисунок пола с проработкой отделочного материала. На плане потолков также отражается архитектурно-декоративное решение с размещением осветительных приборов. К планам напольных покрытий и потолков могут прилагаться условные обозначения использованных отделочных материалов и элементов оборудования.

На развертках и разрез - развертках показываются все конструктивные элементы, оси (в соответствии с маркировкой плана), размеры, отметки всех уровней, деталей и проемов.

Перспективные изображения помещений (входной и рабочей зоны) должны быть правильно построены при помощи одного из общепринятых методов построения перспектив (метод фронтальной проекции, метод архитектора и др.). Перспектива позволяет получить полное представление о пространственных характеристиках проектного решения, о его образно-художественной выразительности.

4. Практическая работа: Утверждение эскиз – идеи. Проработка планов, разрез – разверток. Разработка эскизного проекта (уточнение планировочной структуры и предметно – пространственной композиции). Работа над проектом «в карандаше», его просмотр и утверждение.

Состав проекта:

№ п/п

Наименование графического материала

Рекомендуемые масштабы в  проекте

1

2

3

1

План пола с расстановкой мебели

1:25, 1:50, 1:75

2

План напольных покрытий

1:50, 1:75, 1:100

3

План потолков с размещением  осветительных приборов

1:50, 1:75, 1:100

4

Развертки или разрез – развертки  стен

1:20, 1:25, 1:50

5

Перспективные изображения интерьеров (главная и второстепенная)

_


 Размышление

5.Завершение разработки проекта. Сдача работы на просмотр и проверку. Просмотр и обсуждение работ. Самоанализ и работа в группах с помощью метода «групповая дискуссия».

Оценка и  самоанализ:

В целом  занятие  прошло успешно. Студентам было очень  интересно, особенно им понравилось  выполнять клаузуру и групповая дискуссия. За время занятия студенты удивили своей сплоченностью и дружескими отношениями, показали умение работать в группах, свои знания и творческие способности.

Оценочный аппарат:

 

Заключение

Перспективы развития подготовки специалистов предусматривают  введение новых специализаций, например, в области промышленного дизайна, строительного дизайна, фольклорного и т.д.

Теоретически  и экспериментально доказано, что  разрешение научно-педагогических, методических вопросов при проектировании учебного оборудования и наглядных пособий способствует активизации процесса обучения специальным дисциплинам, а также формированию профессиональных качеств личности будущего учителя.

Нами доказано, что методика обучения студентов ХГФ проектированию учебного оборудования и наглядных пособий по специальным дисциплинам должна быть основана на следующих основных положениях:

1) комплексном  использовании в учебном процессе  учебного оборудования и наглядных  пособий для демонстрации основных  законов линейной и световоздушной перспективы, изменения светотональных и цветовых отношений при различном цветовом освещении, а также поиска композиционного решения;

2) процесс  обучения живописи должен находится  в тесной взаимосвязи с процессом приобщения студентов к проектированию специального оборудования и наглядных пособий, позволяющих с одной стороны, улучшить оборудование живописных мастерских в соответствии с эргономическими и психолого-физиологическими требованиями, предъявляемыми к ним, с другой - позволяет студентам осознать необходимость создания и проектирования специального оборудования и наглядных пособий для школ, которые бы позволили объяснить сложные закономерности живописи школьникам;

3) необходимо  приобщать студентов к художественной  и проектно-конструкторской деятельности  на самостоятельных занятиях.

Доказано, что  проектирование объектов учебного оборудования и наглядных пособий в процессе обучения специальным дисциплинам  способствует развитию таких качеств  личности, как художественно-творческих, творческо-конструкторских, методических способностей будущих учителей изобразительного искусства.

 

 

 

Список литературы

  1. Драйден Г., Вое Д. Революция в обучении / Пер. с англ. М., 2003.
  2. Духовность личности: проблемы образования и воспитания (история и современность) / Науч. ред. З.И. Равкин. М., 2001.
  3. Дьяченко В.К. Сотрудничество в обучении. М., 1991.
  4. Кумекер Л. Свобода учиться, свобода учить. М., 2002.
  5. Лысенкова С.Н. Методы опережающего обучения. М., 1989.
  6. Новое время – новая дидактика: Науч. – метод. М.; Самара, 2001.
  7. Рудакова И.Л. Методы обучения в педагогической теории и практике. Ростов н/Д, 2001.
  8. Светловская И.И. Методика внеклассного чтения. М., 1991.
  9. Современная дидактика: теория – практике / Под ред. И.Я. Лернера, И.К. Журавлева. М., 1994.
  10. Учителю о педагогической технике / Под ред. Л.H. Рувинского. М., 1993.
  11. Федоров Б.И. Наука обучать: Учеб. пособие. СПб., 2000.
  12. Хоритонова Л.Л. Проблемные ситуации на уроках природоведения // Начальная школа. 1998. № 4. С. 57–61.
  13. Георгиевский О.В. Правила выполнения архитектурно-строительных чертежей. –М.: Изд. Интербус-бизнес, 1996. –80 с.
  14. ЕфимовА.В. Архитектурно-дизайнерское проектирование. Специальное оборудование интерьера / Авторы-составители А.В. Ефимов, М.В. Лазарева, В.Т. Шимко / Учебное пособие. –М.: Архитектура-С, 2008. –136 с., ил.
  15. КудряшевК.В. Архитектурная графика / Кудряшев К.В.: Учебн. пособие. –М.: Архитектура –С, 2004. –312 с., ил.
  16. МакароваМ.Н.Практическая перспектива: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. –М.: Академический проект, 2005. –400 с.
  17. МихайловаИ. Современные строительные материалы и товары / авторы-составители Михайлова И., Васильев В., Миронов К. /. –М.: Изд-во Эксмо, 2004. –576 с.
  18. 6. Новикова Е.Б. Интерьер общественных зданий: художественные проблемы. –М.: Стройиздат, 1984. –272 с.: ил.
  19. Панеро Дж., Зелник М. Основы эргономики. Человек, пространство, интерьер: справочник по проектным нормам: пер. с англ. –М.: АСТ: Астрель, 2006. –319 с.: ил.
  20. Покатаев, В.П. Интерьер и оборудование квартиры: Учебное пособие.(Серия «Строительство»).–Ростов н/Д: Феникс, 2003. –416 с.
  21. Проектирование жилых зданий: объемно-планировочные решения: Справочное пособие к СНиП. –М.: Стройиздат, 1991.
  22. Рунге В.Ф., Манусевич Ю.П. Эргономика в дизайне среды: Учебное пособие. –М.: Архитектура-С, 2007. –328 с.: ил.
  23. СНиП 2. 08.01. –89*. Жилые здания / Минстрой России. –М.: ГП ЦПП, 1995. –16с.
  24. СНиП 2. 08.02. –89*. Общественные здания и сооружения / Минстрой России. –М.: ГП ЦПП, 1996. –42 с.
  25. Ткачев, В.Н.Архитектурный дизайн (функциональные и художественные основы проектирования): Учебное пособие. –М.: Архитектура-С, 2006. –352 с., ил.

 

Приложение

 


 


 

 

 

 


Информация о работе Использование практических методов обучения в профессиональной подготовке будущих дизайнеров ( на примере дисциплины «Дизайн – проектир