Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:27, курсовая работа
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка путей активизации студентов в процессе преподавания им специальных дисциплин, экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики использования средств наглядности, и приобщения студентов к проектированию специального оборудования и наглядных пособий.
Задачи:
1. Рассмотреть, изучить и обобщить теоретические материалы по проблеме исследования, научно-методические статьи об учебном оборудовании и наглядных пособиях, используемых при обучении специальным дисциплинам.
2. Рассмотреть виды наглядных пособий, обеспечивающих эффективность процесса обучения специальным дисциплинам.
3.Рассмотреть виды технических и программных средств обучения.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1: Использование различных средств обучения в профессиональной подготовки дизайнеров……………………………………..5
1.1 Особенности подготовки дизайнеров в системе образования………5
1.2 Исследование средств обучения дизайнеров в системе образования……………………………………………………………………....10
Глава 2:Особенности использования практических методов в профессиональной подготовке будущих дизайнеров…………………………21
2.1 Основные виды практических методов обучения…………………..21
2.2 Реализация практических средств обучения будущих дизайнеров на примере дисциплины «Дизайн-проектирование предметно пространственной среды»……………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35
Продумать ключевые понятия темы.
Определить график выполнения этапов и оценку каждого этапа.
Представить возможные итоговые работы.
Разработать критерии оценки итоговой работы творческой группы.
Продумать организацию работы в группах и принципы образования групп.
1 этап «аналитико-целевой» включает в себя:
- анализ исходной ситуации проектируемого объекта: функциональных процессов и их взаимосвязей;
- изучение
нормативно-технической
- исследование
аналогов объекта
- постановку проблемы и цели дизайн – проектирования;
2 этап «эскизно
– конструкторский»
- в разработке
рабочих гипотез проектного
- в выработке
концепции дизайн –
- в определении
оптимального функционального,
- в выражении замысла в виде эскиза – идеи;
3 этап «проектно
– конструкторский»
-моделирование эскиза проекта;
- разработку
комплекса проектно –
- планирование проектной работы;
- выполнение чертежей и рабочего макета;
4 этапа «архитектурно – графический» заключается:
- в оформлении дизайн – проекта в различных техниках подачи;
- в применении
дизайнерской графики и
- в выполнении демонстрационного макета проекта;
5 этап «рефлексивный» включает в себя :
- анализ, сравнение и теоретическую систематизацию проведенной работы по созданию проекта.
Ход занятия. План-конспект.
Вызов
1. Приветствие,
организация рабочего места
Приветствие, проверка готовности к уроку: ученики сидят за партами, на столах карандаши, план помещения в масштабе М1:100.Вводная лекция. Выдача задания. Творческий поиск на выявления собственных представлений - клаузура.
На этом занятии мы выполним клаузуру двухэтажного офиса. Обозначим на плане зоны:
тамбур;
зону ожидания;
демонстрационный зал;
кабинет руководителя;
переговорная комната;
бухгалтерия;
две рабочей зоны (на первом и на втором этаже);
зону отдыха; санузел.
Разместим эскиз–идеи на планах офиса первого и второго этажа. Это эскизная зарисовка, поэтому построение приблизительное, рисуем быстро.
2. Сообщение задачи, поставленной перед учениками. Практическая работа. Разбор и корректура клаузур. Обсуждение возникшей проблемы в группах. Самостоятельная работа. Примеры выполненных эскизов. Идет демонстрация наглядного материала (примеры работ). Анализируем возникшие трудности в парах или группах.
Осмысление
3.Студенты делятся своими впечатлениями. Делаются соответствующие выводы. Разрабатывают варианты эскиза-идеи:
по эргономичности;
по идеи;
по конструктивному решению
Давайте рассмотрим особенности выполнения учебного проекта.
Учебный проект представляется студентом на планшетах размером 500 х 750 мм, выполненных в ручной изобразительной технике. Форма подачи и объем подаваемого материала согласуются с преподавателем. Все планы, развертки, разрез - развертки и перспективы выполняются в цвете, используя такие материалы как гуашь, темпера, акварель и т.п., чтобы дать представление о колористическом и декоративно-отделочном решении интерьера.
Все чертежи
должны быть выполнены с учетом установленных
требований и норм. На планах должны
быть показаны все разбивочные оси,
их маркировка, все основные и частные
размеры. Наименование всех помещений,
их площади и общая площадь
объекта заносятся в
На планах необходимо четко отразить конструктивное решение интерьера (несущие и ограждающие конструкции), масштабно изобразить его элементы. На плане пола с расстановкой мебели должно быть показано ее расположение и размещение оборудования (приборы санитарно-технического назначения, электрооборудование и т.д.). На плане напольных покрытий выполняется рисунок пола с проработкой отделочного материала. На плане потолков также отражается архитектурно-декоративное решение с размещением осветительных приборов. К планам напольных покрытий и потолков могут прилагаться условные обозначения использованных отделочных материалов и элементов оборудования.
На развертках и разрез - развертках показываются все конструктивные элементы, оси (в соответствии с маркировкой плана), размеры, отметки всех уровней, деталей и проемов.
Перспективные изображения помещений (входной и рабочей зоны) должны быть правильно построены при помощи одного из общепринятых методов построения перспектив (метод фронтальной проекции, метод архитектора и др.). Перспектива позволяет получить полное представление о пространственных характеристиках проектного решения, о его образно-художественной выразительности.
4. Практическая работа: Утверждение эскиз – идеи. Проработка планов, разрез – разверток. Разработка эскизного проекта (уточнение планировочной структуры и предметно – пространственной композиции). Работа над проектом «в карандаше», его просмотр и утверждение.
Состав проекта:
№ п/п |
Наименование графического материала |
Рекомендуемые масштабы в проекте |
1 |
2 |
3 |
1 |
План пола с расстановкой мебели |
1:25, 1:50, 1:75 |
2 |
План напольных покрытий |
1:50, 1:75, 1:100 |
3 |
План потолков с размещением осветительных приборов |
1:50, 1:75, 1:100 |
4 |
Развертки или разрез – развертки стен |
1:20, 1:25, 1:50 |
5 |
Перспективные изображения интерьеров (главная и второстепенная) |
_ |
Размышление
5.Завершение разработки проекта. Сдача работы на просмотр и проверку. Просмотр и обсуждение работ. Самоанализ и работа в группах с помощью метода «групповая дискуссия».
Оценка и самоанализ:
В целом занятие прошло успешно. Студентам было очень интересно, особенно им понравилось выполнять клаузуру и групповая дискуссия. За время занятия студенты удивили своей сплоченностью и дружескими отношениями, показали умение работать в группах, свои знания и творческие способности.
Оценочный аппарат:
Заключение
Перспективы
развития подготовки специалистов предусматривают
введение новых специализаций, например,
в области промышленного
Теоретически и экспериментально доказано, что разрешение научно-педагогических, методических вопросов при проектировании учебного оборудования и наглядных пособий способствует активизации процесса обучения специальным дисциплинам, а также формированию профессиональных качеств личности будущего учителя.
Нами доказано, что методика обучения студентов ХГФ проектированию учебного оборудования и наглядных пособий по специальным дисциплинам должна быть основана на следующих основных положениях:
1) комплексном
использовании в учебном
2) процесс
обучения живописи должен
3) необходимо
приобщать студентов к
Доказано, что проектирование объектов учебного оборудования и наглядных пособий в процессе обучения специальным дисциплинам способствует развитию таких качеств личности, как художественно-творческих, творческо-конструкторских, методических способностей будущих учителей изобразительного искусства.
Список литературы
Приложение