Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2013 в 20:27, курсовая работа
Цель исследования - теоретическое обоснование и разработка путей активизации студентов в процессе преподавания им специальных дисциплин, экспериментальная проверка эффективности предлагаемой методики использования средств наглядности, и приобщения студентов к проектированию специального оборудования и наглядных пособий.
Задачи:
1. Рассмотреть, изучить и обобщить теоретические материалы по проблеме исследования, научно-методические статьи об учебном оборудовании и наглядных пособиях, используемых при обучении специальным дисциплинам.
2. Рассмотреть виды наглядных пособий, обеспечивающих эффективность процесса обучения специальным дисциплинам.
3.Рассмотреть виды технических и программных средств обучения.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1: Использование различных средств обучения в профессиональной подготовки дизайнеров……………………………………..5
1.1 Особенности подготовки дизайнеров в системе образования………5
1.2 Исследование средств обучения дизайнеров в системе образования……………………………………………………………………....10
Глава 2:Особенности использования практических методов в профессиональной подготовке будущих дизайнеров…………………………21
2.1 Основные виды практических методов обучения…………………..21
2.2 Реализация практических средств обучения будущих дизайнеров на примере дисциплины «Дизайн-проектирование предметно пространственной среды»……………………………………………………….24
Заключение………………………………………………………………..33
Список литературы……………………………………………………….35
Письменные методы контроля разнообразны и определяются спецификой учебного предмета, но существуют и общие методы. Так для реализации требования систематичности контроля можно достаточно часто в начале урока давать небольшую письменную самостоятельную работу не более чем на 10 минут. Она может содержать основные вопросы домашнего задания, данного по вариантам или по карточкам, или задания, аналогичные домашнему. Требования: подготовка вопросов, заданий, карточек заранее; быстрый темп организации и ее четкость, строгое соблюдение времени.
Письменная
проверка эффективнее развивает
логическое мышление, приучает к большей
точности в ответах. Успех ее тесно
связан с обязательным применением
суммы полученных новых знаний, умений
и навыков, глубина и прочность
которых проверяется таким
Графические методы контроля заключаются в том, что учитель, исходя из специфики учебного предмета, использует различные таблицы, схемы и графики в процессе изложения материала. В качестве контролирующих эти материалы могут выступать следующим образом: предлагается составить какой-либо графический материал по изученному материалу или дается использованная при объяснении таблица, в которой допущены ошибки или сделаны пропуски. Ученикам предполагается найти и исправить ошибки или заполнить пропуски.
Программированные методы проверки многие учителя используют, которые используют в виде перфокарт или закладывают в компьютер, если имеется им хорошее оснащение. В настоящее время довольно часто используются компьютерные тесты проверки полученных знаний. Варианты проверочных заданий, которые можно разработать и предложить с помощью персонального компьютера, многообразны и рассматриваются на занятиях по ТСО и методике их использования.
Глава 2:Особенности использования практических методов в профессиональной подготовке будущих дизайнеров
2.1 Основные виды практических методов обучения
Практические методы представляют собой сложное сочетание и взаимодействие слова, наглядности и практической работы, организуемое и направляемое учителем, преследующее цель активизировать самостоятельную активность, привить учащимся трудолюбие.
Характеристика практических методов обучения
Упражнения
Этот метод практического обучения имеет наибольшую эффективность. Под упражнением понимается организованное планомерное и повторяющееся выполнение действие, целью которого является овладение этими действия либо повышение их качества. Для того чтобы учащиеся хорошо овладели такими навыками и умениями, нужно правильно организовывать упражнения.
Упражнения бывают трех видов:
Специальные – это многократно повторяемые упражнения, действие которых направлено на формирование трудовых и учебных умений, навыков.
Производные – это ввод в специальные прежних упражнений. Они способствуют повторению, и таким образом, закреплению ранее организованных навыков. Если не использоваться производные повторение, то навык, как правило, теряется.
Комментированные
– это упражнения, служащие для
активизации учебного процесса, а
также осознанного выполнения заданий.
Иными словами, учащиеся и учитель
комментируют производимые действия,
в итоге последние лучше
Упражнения делятся также на устные и письменные. Устные упражнения чаще всего используются в процессе обучения, а главное их назначение, это овладением культурой и техникой чтения, рассказа, логического изложения заданий и т.д. Письменные упражнения также являются важным компонентом обучения. Это грамматические, стилистические и орфографические диктанты, конспекты, сочинения, описания опытов и т.д. Они помогает формироваться и развиваться необходимым умениям и навыкам. Эффективность упражнения определяется такими требованиями, как правильное выполнения всех действий, осознанное желание учащего повысить качество деятельности, контролирование и сознательный учет условий, в которых должно выполняться действие, учет достигнутых результатов, распределение повторений упражнений по времени.
Лабораторный метод
В его основе
лежит самостоятельное
Практический метод
Такие практические методы обучения, как лабораторный и практический, очень похожи, но практический отличается от лабораторного тем, что учащиеся применяют на практике те знания, которыми они уже владеют. На первый план выдвигается умение использовать на практике теоретические знания. Практический метод способствует углублению знаний и умений, улучшает качество решения задач коррекции и контроля, стимулирует познавательную деятельность.
В практическом методе выделяют следующие этапы: сначала учитель знакомит учащихся с теорией, затем идет инструктаж, проба (пример, как делать), выполнение работы, а потом контроль.
Познавательные игры
Здесь имеются ввиду созданные ситуации, которые полностью моделируют реальность. Главная задача учащихся, найти из такой ситуации выход. Познавательные игры способствуют стимулированию познавательного процесса. В последнее время особенно популярны симуляционные игры, когда ученики должны воспроизвести определенные качества. Чаще всего используются и такие виды игрового метода, как генерация и инсценизация идей. Под генерацией понимается что-то вроде «мозговой атаки», во время которой учащиеся делятся (генерируют) своими идеями по решению рассматриваемой проблемы. Метод инсценизации может иметь различные формы. Например, он может выступить в роли диалога, заранее подготовленного театрализованного представления и т.д. Следует отметить, что познавательные игры – это в некой степени нетрадиционные методы обучения, которые все чаще внедряются в образовательный процесс.
2.2 Реализация практических
средств обучения будущих
дизайнеров на примере
Одним из существенных
факторов активизации обучения при
подготовке студентов художественно-
Для успешного разрешения проблемы подготовки высококвалифицированных дизайнеров в процессе преподавания дисциплины «Дизайн-проектирование предметно пространственной среды», необходимо использовать все лучшее, что было создано для оснащения занятий по специальным дисциплинам, а также разработать новое оборудование и практические пособия, которые отвечают современным требованиям высших учреждений.
Практически третью часть своей жизни человек находится на рабочем месте. Современные офисные помещения, которые для большинства граждан являются местом работы, представляют собой сосредоточие деловой напряженности и суеты.
И для того,
чтобы создать оптимальные
Также необходимо
выбрать цветовое оформление внутреннего
интерьера, подобрать отделку потолка
и оптимальный вариант
Проектирование офисов в современное время является одним из самых популярных направлений в этой области. Заказать разработку проекта офиса можно в любой проектной организации, которая проведет продуманное планирование рабочих мест, что позволит существенно увеличить производительность труда персонала.
Любое офисное помещение предназначено для реализации двух видов деятельности: индивидуальной, для которой необходимы тишина и полная концентрация внимания, и коллективной, которая предусматривает возможность общения и обмена необходимыми знаниями.
Главная задача
при проектировании, таким образом,
заключается в поиске равновесия
между этими двумя
Успешное
выполнение учебного проекта,
своевременная и качественная
его подготовка зависит от
знания последовательности
Самостоятельная работа студентов призвана обеспечить успешную подготовку к выполнению каждого следующего этапа работы над проектом под руководством преподавателя, который дает анализ, рекомендации и консультации.
Занятие с использованием предметных средств обучения
Учебный проект на тему «Интерьер офиса» выполняется студентами специальности 050501.65 – Профессиональное обучение (дизайн),специализации «Дизайн интерьера» и специальности 070601.65 – Дизайн, специализации «Дизайн среды».
Основная цель учебного проекта – дать студентам знания, а также сформировать умения создания проекта предметно – пространственной среды офиса.
Данная цель решается в процессе выполнения следующих задач учебного проектирования:
Дать представление о типах офисных сооружений, их специфике на современном этапе развития общественных отношений.
Дать знания о нормах и правилах проектирования общественных интерьеров.
Дать представление
о закономерностях
Развивать навыки комплексного анализа объекта проектирования и умения выбора оптимального объемно – планировочного и стилевого решения творческой задачи.
Развивать умение вырабатывать собственную концепцию объемно – пространственной среды проектируемого объекта.
После выполнения учебного проекта на тему «Интерьер офиса» студенты должны знать :
- основные
этапы проектирования объектов
предметно – пространственной
среды общественного
- место и
значение исследовательской
- основные
типы интерьеров офиса и
- принципы
и комбинаторного решения
- нормы и
правила проектирования и
- новые строительные,
отделочные материалы и
Студенты должны уметь :
- управлять
процессом дизайн –
- находить
источники информации для
(исторические
аналоги и нормативно –
-анализировать
и обобщать информацию об
проектирования;
- самостоятельно
находить и развивать
- формулировать
и обосновывать проектные
- комплексно
анализировать функциональные
- выбирать
оптимальные стилевые, декоративные,
конструктивные и
- пользоваться
практическими методами и
- графически представлять объекты дизайн – проектирования;
- строить
перспективные изображения
- самостоятельно решать творческие задачи.
Средства обучения: прадметные
Форма обучения: применение технологии критического мышления
Форма занятия: комбинированное
Межпредметные связи: проектирование
Оборудование и материалы:
для учащихся: бумага (формат А4, А1), миллиметровая бумага, 3 планшета (55х75), карандаш, ластик, гуашь, кисти, палитра.
для учителя: методические таблицы по цвету, цветовой круг, иллюстрации, образцы работ учащихся.
Основные этапы проектирования:
Успешное
выполнение проект – задания, своевременная
и качественная подготовка зависит
от знания последовательности этапов
деятельности по проектированию интерьера
в определенный промежуток времени
(семестр, ½ семестра). Необходимо помнить
о том, что каждый предыдущий этап
работы над проектом является подготовкой
к качественному выполнению следующего,
что в конце обеспечит
Предварительная подготовка учителя: (подготовительный этап)
Определить тему проекта.