Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 12:12, курсовая работа
Цель: Изучить возможности использования словесных игр в процессе формирования у детей представлений о природе.
Предмет: формирование у детей представлений о природе.
Объект: словесные игры в процессе формирования у детей представлений о природе.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования словесных
дидактических игр в экологическом воспитании детей
дошкольного возраста. …………………………………………………... 7
1.1. Общее понятие о дидактической игре. ………………………………... 7
1.2. Виды словесных игр природоведческого содержания. …………….15
1.3. Методика проведения словесных игр природоведческого содержания
с детьми дошкольного возраста. …………………………………………... 21
Заключение …………………………………………………………………. 25
Литература ………………………………………………………………… 27
Приложение
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «СОЛИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Тема: Использование словесных игр
природоведческого содержания
КУРСОВАЯ РАБОТА
Выполнила: Макоед Ирина
Руководитель: Михневич Т.А.
Защищена _____________ 2011-2012 год с отметкой «_____»
Солигорск, 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава
1. Теоретические аспекты
дидактических игр в экологическом воспитании детей
дошкольного возраста. …………………………………………………... 7
1.1. Общее понятие о дидактической игре. ………………………………... 7
1.2. Виды словесных игр природоведческого содержания. …………….15
1.3. Методика проведения словесных игр природоведческого содержания
с детьми дошкольного возраста. …………………………………………... 21
Заключение …………………………………………………………………. 25
Литература ………………………………………………………………… 27
Приложение
Введение
Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и к самому себе во все времена являлась актуальной. Мир природы удивителен и прекрасен, однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учить жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте. [13, с. 4]
Основная
задача ознакомления с
Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то необходимо с нее и приоткрывать завесу прекрасного, учить видеть красивое, неповторимое в маленькой частице природы. Именно игра может удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ребенку овладеть способами познания связи между предметами и явлениями природы.
Идея включения игры в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Его мнения поддерживались также современные педагоги, такие как А.С. Макаренко, Е.И. Тихеева, Р.И. Жуковская и др. Позиция понимания целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработки дидактических игр. Цель которых заключается в обеспечении наилучших условий для усвоения различных понятий, выработки навыков и умений. [13, с.9 ]
Существуют дидактические игры, с помощью которых дети могут получать, систематизировать, обобщать знания о природе. Одним немало важным видом являются словесные игры. Словесные игры эффективно развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие, и используют ее как средство формирования представлений о природе по целому ряду причин:
─ развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;
─ доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;
─ ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;
─ экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;
─ позволяет развивать у детей положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми,
─ развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения;
Взаимосвязь игры с процессами накопления представлений о природе – вопрос малоисследованный, но, с нашей точки зрения, перспективный. Поэтому мы решили шире и глубже вникнуть данную проблему. Можно не сомневаться, что чем чаще воспитатель будет использовать игру, чем удачнее и разнообразнее будут его находки, тем эффективнее окажется процесс формирования представлений о природе у детей.
Цель: Изучить возможности использования словесных игр в процессе формирования у детей представлений о природе.
Предмет: формирование у детей представлений о природе.
Объект: словесные игры в процессе формирования у детей представлений о природе.
В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой использование словесных игр будет являться эффективным средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о природе .
В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой решались следующие задачи:
1. Изучить методическую литературу по формированию у детей представлений о природе через словесные игры.
2. Рассмотреть сущность словесной игры в процессе формирования у детей представлений о природе.
3. Разработать
комплекс дидактических игр,
Методы:
- изучение и анализ литературы по данной теме;
- изучение передового педагогического опыта на современном этапе;
Глава 1. Теоретические аспекты использования словесных дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.
1.1. Общее понятие о дидактической игре.
Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них начала экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу таких методов можно отнести дидактическую игру, которая преобладает в жизни малышей.
Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание занятий определяется программой «Пралеска». Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.
В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н, Эльконина Д.Б.) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.
Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.
Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка - это серьезное занятие.
В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.
Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Следовательно, усвоение программного материала становится условием достижения игровой цели.
Дидактическая игра - средство обучения,
поэтому она может быть
Таким образом, особая роль
дидактической игры в
Дидактическая
игра как форма обучения детей
содержит два начала: учебное
(познавательное) и игровое (занимательное).
Воспитатель одновременно
Дидактическая
игра как самостоятельная
Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Рассмотрим возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств. [ 3, с. 7]
Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.
Дидактические
игры развивают речь детей:
пополняется и активизируется
словарь, формируется
Дидактические
игры развивают сенсорные
Экологическое воспитание. Обострение экологической проблемы на земле диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.
Дошкольное
детство - начальный этап формирования
личности человека, его ценностной
ориентации в окружающем мире.
В этот период закладывается
позитивное отношение к