Использование словесных игр природоведческого содержания в процессе формирования у детей представлений о природе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить возможности использования словесных игр в процессе формирования у детей представлений о природе.
Предмет: формирование у детей представлений о природе.
Объект: словесные игры в процессе формирования у детей представлений о природе.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования словесных
дидактических игр в экологическом воспитании детей
дошкольного возраста. …………………………………………………... 7
1.1. Общее понятие о дидактической игре. ………………………………... 7
1.2. Виды словесных игр природоведческого содержания. …………….15
1.3. Методика проведения словесных игр природоведческого содержания
с детьми дошкольного возраста. …………………………………………... 21
Заключение …………………………………………………………………. 25
Литература ………………………………………………………………… 27
Приложение

Файлы: 1 файл

Понятие о дидактической игре.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

                                                                                                                                                                                                                               

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО «СОЛИГОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

 

 

 

          Тема: Использование словесных игр  природоведческого содержания в  процессе формирования у детей  представлений о природе.

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

                                                   

                         

                             Выполнила: Макоед Ирина                                                           

                                                               учащаяся гр. ДА – 43

                                      Курс 4

                          Руководитель: Михневич  Т.А.                

                                                                     Преподаватель методики

                                                                         экологического воспитания

 

 

 

Защищена _____________ 2011-2012 год с отметкой «_____»

Солигорск, 2012 г.  

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  ……………………………………………………………………… 3

Глава 1. Теоретические аспекты использования  словесных

дидактических игр в экологическом воспитании детей

 дошкольного  возраста.   …………………………………………………... 7

1.1. Общее понятие о дидактической игре. ………………………………... 7 

1.2. Виды словесных игр природоведческого содержания. …………….15 

1.3. Методика проведения словесных игр природоведческого содержания

с детьми дошкольного возраста. …………………………………………... 21   

Заключение  …………………………………………………………………. 25

Литература   ………………………………………………………………… 27  

Приложение

 

 

  

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                     

Введение

         Проблема человека, его отношения к природе, к другому человеку и к самому себе во все времена являлась актуальной. Мир природы удивителен и прекрасен, однако далеко не все способны видеть эту красоту: многообразие цвета, форм, разнообразие оттенков неба, воды, листьев. Умение «смотреть» и «видеть», «слушать» и «слышать» не развивается само собой, не дается от рождения в готовом виде, а воспитывается. Учить жить в согласии с природой, с окружающей средой следует начинать в дошкольном возрасте.    [13, с. 4]

    Основная  задача ознакомления с окружающим  состоит в том, чтобы сформировать  у детей целостное восприятие  и представление о различных  предметах и явлениях окружающей  действительности. Ознакомление с окружающим обеспечивает существенные сдвиги в умственном развитии детей лишь в том случае, когда дети получают не отдельные знания о предмете или явлении, а определенную целостную систему знаний в интересной форме, отражающую существенные связи и особенности природы. [ 15, с. 125]

          Так как в дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра, то необходимо с нее и приоткрывать завесу прекрасного, учить видеть красивое, неповторимое в маленькой частице природы. Именно игра может удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира, помогает ребенку овладеть способами познания связи между предметами и явлениями природы.

  Идея включения игры  в процесс обучения издавна привлекала внимание педагогов. К.Д. Ушинский неоднократно подчеркивал легкость, с которой дети усваивают знания, если их сопровождать игрой. Его мнения поддерживались также современные педагоги,  такие как А.С. Макаренко, Е.И. Тихеева, Р.И. Жуковская и др. Позиция понимания целесообразности использования игры в обучении детей дошкольного возраста вывела исследователей на проблему разработки дидактических игр. Цель которых заключается в обеспечении наилучших условий для усвоения различных понятий, выработки навыков и умений. [13, с.9 ]

        Существуют дидактические игры, с помощью которых дети могут получать, систематизировать, обобщать знания о природе. Одним немало важным видом являются словесные игры. Словесные игры эффективно развивают внимание, сообразительность, быстроту реакции, связную речь. Игра оказывает на ребенка развивающее воздействие, и используют ее как средство формирования представлений о природе по целому ряду причин:

   ─ развивает познавательные способности и речь ребенка, способствует становлению личности, сохранению здоровья;

  ─  доставляет радость ребенку, поэтому понимание природы и общение с ней, проходящее на фоне игры, будут особенно эффективны;

 ─   ставит взрослого и ребенка в партнерские отношения;

 ─  экологические знания, полученные в игре и вызвавшие эмоциональную реакцию у детей, лучше войдут в их самостоятельную игровую деятельность, чем знания, воздействие которых затрагивает лишь интеллектуальную сторону личности ребенка;

  ─ позволяет развивать у детей положительные качества: воспитываются дружеские взаимоотношения между детьми,

 ─    развивается чувство товарищества, взаимопомощи, воспитывается культура поведения и общения;

    Взаимосвязь  игры с процессами накопления  представлений о природе –  вопрос малоисследованный, но, с  нашей точки зрения, перспективный. Поэтому мы решили шире и глубже вникнуть данную проблему. Можно не сомневаться, что чем чаще воспитатель будет использовать игру, чем удачнее и разнообразнее будут его находки, тем эффективнее окажется процесс формирования представлений о природе у детей.

     Цель:  Изучить возможности использования словесных игр в процессе формирования у детей представлений о природе.

    Предмет: формирование у детей представлений о природе.

     Объект: словесные игры в процессе формирования у детей представлений о природе.

     В основу нашего исследования была положена гипотеза, согласно которой использование словесных игр будет являться эффективным средством формирования у детей дошкольного возраста представлений о природе .

  В соответствии с целью, объектом, предметом, гипотезой решались следующие задачи:

1. Изучить методическую  литературу по формированию у детей представлений о природе через словесные игры.

2. Рассмотреть  сущность словесной игры в процессе формирования у детей представлений о природе.

3. Разработать  комплекс дидактических игр, ориентированных  на  формирование у детей представлений о природе.

Методы:

- изучение и анализ литературы по данной теме;

- изучение передового педагогического опыта на современном этапе;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Глава 1. Теоретические аспекты использования словесных дидактических игр в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

  1.1. Общее понятие о дидактической игре.

      Методика экологического воспитания переживает процесс своего активного становления. Поиском адекватных методов работы с детьми, которые позволят сформировать у них начала экологической культуры, заняты исследователи и практики. К числу таких методов можно отнести дидактическую игру, которая преобладает в жизни малышей.

    Основной формой воздействия на ребенка в дошкольных учреждениях являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит взрослым. Содержание занятий определяется программой «Пралеска». Усвоение программного материала зависит от правильного выбора методов обучения. При этом каждый педагог должен помнить и о возрастных особенностях детей. Поэтому необходимы такие методические приемы, которые могли бы привлечь внимание, заинтересовать каждого ребенка. Взрослым необходимо постоянно создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели и служат дидактические игры.

         В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательно-образовательной работы с детьми и построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка, внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности. Исследования отечественных психологов (Леонтьева А.Н, Эльконина Д.Б.) показали, что развитие и воспитание ребенка происходит во всех видах деятельности, но, прежде всего, в игре.

      Сущность игры как ведущего вида деятельности заключается в том, что дети отражают в ней различные стороны жизни, особенности взаимоотношений взрослых, уточняют свои знания об окружающей действительности, учатся любить и беречь природу. Игра - есть, своего рода, средство познания ребенком действительности.

    Эльконин Д.Б. подчеркивал, что игра - это сложное психологическое явление, которое дает эффект общего психического развития. По утверждению Ушинского К.Д, в игре ребенок «живет» и следы этой жизни глубже остаются в нем, чем следы действительной жизни. В игре ребенок учиться подчинять свое поведение правилам игры, познает правила общения с людьми, развивает свои умственные способности и познавательные интересы, учится строить свои отношения с природой. Игра для ребенка - это серьезное занятие.

    В настоящее время, как и в прошлом, дидактической игре придается большое значение. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка, что подтверждает опыт многолетней практики работы с детьми не только в работе известных педагогов, но и в работе педагогов-воспитателей вообще.

      Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания личности ребенка.

        Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Следовательно, усвоение программного материала становится условием достижения игровой цели.

       Дидактическая игра - средство обучения, поэтому она может быть использована  при усвоении любого программного материала и проводиться на занятиях (индивидуальных и групповых) воспитателем, а также включаться в музыкальные занятия, быть одним из занимательных элементов на прогулке, может представлять собой и особый вид деятельности. В дидактической игре создаются такие условия, в которых каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.  Дидактическая игра позволяет обеспечить нужное количество повторений на разном материале при сохранении эмоционально положительного отношения к заданию.

      Таким образом, особая роль  дидактической игры в обучающем  процессе дошкольного учреждения  определяется тем, что игра  должна сделать сам процесс обучения эмоциональным, действенным, позволить ребенку получить собственный опыт.

     Дидактическая  игра как форма обучения детей  содержит два начала: учебное  (познавательное) и игровое (занимательное). Воспитатель одновременно является  и учителем, и участником игры. Он учит и играет, а дети, играя, учатся. Дидактическая игра, к сожалению, реже используется при обучении детей старшего дошкольного возраста. Если на занятиях расширяются и углубляются знания об окружающем мире, то в дидактической игре (в играх-занятиях, собственно дидактических играх) детям предлагаются задания в виде загадок, предложений, вопросов.

     Дидактическая  игра как самостоятельная игровая  деятельность основана на осознанности  этого процесса. Самостоятельная  игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, ее правилам и действиям, если эти правила ими усвоены.

    Дидактическая игра выступает и как средство всестороннего воспитания личности ребенка. Рассмотрим возможности дидактической игры в воспитании его основных качеств. [ 3, с. 7]

   Умственное воспитание. Содержание дидактических игр формирует у детей правильное отношение к явлениям общественной жизни, природе, предметам окружающего мира, систематизирует и углубляет знания о Родине, людях разных профессий и национальностей, представление о трудовой деятельности.

   Дидактические  игры развивают речь детей:  пополняется и активизируется  словарь, формируется правильное  звукопроизношение, развивается  связная речь, умение правильно выражать свои мысли.  В процессе многих игр развитие мышления и речи осуществляется в неразрывной связи.

    Дидактические  игры развивают сенсорные способности  детей. Процессы ощущения и  восприятия лежат в основе  познания ребенком окружающей  среды.

   Экологическое воспитание. Обострение экологической проблемы на земле диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экологического сознания, культуры природопользования. Эта работа начинается в детском саду-первом звене системы непрерывного образования.

    Дошкольное  детство - начальный этап формирования  личности человека, его ценностной  ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается  позитивное отношение к природе,  к «рукотворному миру», к себе  и к окружающим людям.

Информация о работе Использование словесных игр природоведческого содержания в процессе формирования у детей представлений о природе