Использование словесных игр природоведческого содержания в процессе формирования у детей представлений о природе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 12:12, курсовая работа

Описание работы

Цель: Изучить возможности использования словесных игр в процессе формирования у детей представлений о природе.
Предмет: формирование у детей представлений о природе.
Объект: словесные игры в процессе формирования у детей представлений о природе.

Содержание работы

Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования словесных
дидактических игр в экологическом воспитании детей
дошкольного возраста. …………………………………………………... 7
1.1. Общее понятие о дидактической игре. ………………………………... 7
1.2. Виды словесных игр природоведческого содержания. …………….15
1.3. Методика проведения словесных игр природоведческого содержания
с детьми дошкольного возраста. …………………………………………... 21
Заключение …………………………………………………………………. 25
Литература ………………………………………………………………… 27
Приложение

Файлы: 1 файл

Понятие о дидактической игре.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

Игровые правила. Отвечать можно только двумя словами: вершки и корешки. Кто ошибся, платит фант.

Игровые действия. Разыгрывание фантов.

Ход игры. Воспитатель уточняет с детьми, что они будут называть вершками, а что - корешками: «Съедобный корень овоща называть вершками, а съедобный плод на стебле - вершками». Воспитатель называет какой-нибудь овощ, а дети быстро отвечают, что в нем съедобно: вершки или корешки. Воспитатель предупреждает, чтобы дети были внимательными, так как в некоторых овощах съедобно и то и другое. Воспитатель называет: «Морковь!» Дети отвечают: «Корешки», «Помидор!» - «Вершки». «Лук!» - «Вершки и корешки». Тот, кто ошибается, платит фант, который в конце игры выкупается.

Воспитатель может  предложить иной вариант; он говорит  «Вершки», а дети вспоминают овощи, у которых съедобны вершки. Эту игру хорошо проводить после беседы об овощах, огороде.

 

«Что  я назвала?»

Дидактическая задача: Упражнять определять растение по слову-описанию, по перечисленным признакам.

Игровые правила: До конца выслушать педагога.

Игровые действия: Правильно и быстро отвечать на вопросы.

Ход игры:

Воспитатель подробно описывает одно из растений, предлагает угадать, о каком растении идет речь.

 

«Чего не стало?»

Дидактическая задача: Называть  спрятанные  растения по памяти.

Игровые правила: Называть только предложенные растения.

Игровые действия: Отвечать после требования педагога.

Ход игры:

Рядом находится  несколько растений. Дети закрывают  глаза, воспитатель убирает одно из них, дети с открытыми глазами  угадывают, какое растение убрали.

 

«Загадай — мы отгадаем»

Дидактическая задача: Выделить и называть характерные признаки плодовых растений.

Игровые правила: Назвать более существенные признаки объекта.

Игровые действия: Связно описать и находить их по описанию.

 Ход игры:

1. Воспитатель говорит: «Из растений, которые стоят на столе, выберите одно. Я буду спрашивать, какое оно, а вы будете отвечать, только не говорите названия растения. А мы вместе с детьми попробуем отгадать, какое растение вы загадали». Воспитатель задает вопросы ребенку, он отвечает, дети отгадывают.

2. Ребенок выходит за дверь. Он — водящий. Воспитатель и дети договариваются, о каком растении и что они будут говорить. Дети описывают водящему растение, он отгадывает.

 

«Отгадай-ка!»

Дидактическая задача : Развивать умение описывать растение, не глядя на него, находить в нем существенные признаки, узнавать по описанию.

Игровые правила: Охарактеризовать растение не подсматривая.

Игровые действия: При необходимости можно подойти к  растению.

Ход игры:

Воспитатель предлагает выбрать одно растение, описать его так, чтобы дети догадались, что это за растение. Напоминает последовательность описания:

есть ли ствол  и ветки, какие они, описать лист, форму листа, поверхность

окраску, плоды.

 

«За покупками в цветочный магазин»

Дидактическая задача : Упражнять в выборе растений путем исключения названных признаков.

Игровые правила: Не повторять названные признаки растения.

Игровые действия: Правильно и понятно объяснить продавцу товар.

Ход игры:

В «магазин»  приходят «покупатели» (дети), описывают понравившееся растение, не называя его. «Продавец» (воспитатель или ребенок) должен узнать и назвать его, затем выдать «покупку».

 

«Найди  растение по плодам»

Дидактическая задача : Находить целое по части. Расширять словарь детей: кислый, сладкий, горький, кисло-сладкий и т.д.

Игровые правила: Называть конкретные и существенные части.

Игровые действия: Попробовать на вкус с закрытыми глазами плод.

Ход игры:

Воспитатель предлагает угостить ребенка кусочком плода, а  ребенок должен узнать, какой плод он попробовал, и назвать вкус.

 

«Почтальон  принес посылку»

(узнай по  запаху)

Дидактическая задача : Учить описывать предметы, узнавать их по запаху. Подбирать определения вкусовых ощущений и запахов: кисло-сладкий, сладкий, резкий, горький и т.д.

Игровые правила: Не подсматривать плоды.

Игровые действия: Понюхать предложенный плод.

Ход игры:

Посылку приносит в группу почтальон Печкин. Воспитатель  говорит: «Сегодня нам почтальон  Печкин принес странную посылку. В ней  лежат целлофановые пакетики, а что находится в них мы сможем узнать, если понюхаем». Дает нескольким детям по пакетику и просит понюхать то, что в них. «А теперь не называя, что там, расскажите, что вы получили в посылке, но так, чтобы все догадались». Дети называют плоды: лимона, ананаса, кофе, апельсина, отгаданные плоды кладут на поднос.

В конце игры угощают всех детей, попросив назвать  точно вкусовые ощущения.

 

 

«У  меня в огороде»

Дидактическая задача : Углубить представления об огороде.

Игровые правила: Называть поочередно , не перебивать друг друга.

Игровые действия:  Дети по кругу называют овощи, которые могут расти в огороде на грядке (помидор, огурец, баклажан, морковь и т.д.).

     Возможен  и другой вариант этой игры: у детей картинки, на которых  могут быть изображены как овощи, растущие на огороде, так и другие предметы живой и неживой природы. Например: подорожник, воробей и др. Ребёнок должен обосновать, что эти объекты делают у него в огороде. Например: воробей – клюёт гусениц с нашей капусты, подорожник я оставил, чтобы лечиться и т.д.

 

«Узнай  и назови»

 Дидактическая задача : Углубить знания детей об растениях.

Игровые правила: Не повторять названные признаки растения.

Игровые действия: Называть новые знания о растении.

Педагог берёт  из корзинки растения и показывает их детям. Уточняет правила игры: вот лежат лекарственные растения. Я буду показывать вам какое-нибудь растение, а вы должны рассказать о нём всё, что знаете. Назовите место, где растёт (болото, луг, овраг). И наша гостья, Красная Шапочка, поиграет и послушает о лекарственных травах вместе с нами. Например, ромашку аптечную (цветы) собирают летом, подорожник (собирают только листики без ножек) весной и в начале лета, крапиву – весной, когда она только-только вырастает (2-3 рассказа детей)

 

 

 

 

«Природа  и человек»

Дидактическая задача. Закреплять, систематизировать знания детей о том, что создано человеком и что дает человеку природа.

Игровые правила. Отвечать можно только после того, как поймал мяч. Назвавший предмет, бросает мяч другому участнику.

Игровые действия. Бросание и ловля мяча. Кто не может вспомнить, пропускает свой ход, ударяет мячом о пол, ловит его, а затем бросает водящему.

Ход игры. Воспитатель проводит с детьми беседу, в процессе которой уточняет их знания о том, что окружающие нас предметы или сделаны руками людей, или существуют в природе, и человек ими пользуется; например, лес, уголь, газ существуют в природе, а дома, заводы, транспорт создает человек.

«Что сделано  человеком?» - спрашивает воспитатель  и передает одному из играющих какой-либо предмет (или бросает мяч). После нескольких ответов детей он задает новый вопрос: «Что создано природой?»

В ходе игры воспитатель  проводит с детьми небольшую беседу о том, что человек использует природу для того, чтобы лучше  жилось людям, и в то же время бережно относится к природе: охраняют леса от пожаров, очищают пруды, озера и реки, охраняют животных и птиц.

 

 «Кто  больше?»

Дидактическая задача: Формировать у детей сравнительные характеристики о животных.

Игровые правила: Повторять названия животных нельзя.

Игровые действия: Выбор большего животного по величине.

Ведущий называет какое-либо животное и спрашивает первого  игрока: «А кто больше этого животного?». Тот должен назвать другое животное, большее по величине, и задать такой  же вопрос следующему игроку: «А кто больше?».


Информация о работе Использование словесных игр природоведческого содержания в процессе формирования у детей представлений о природе