Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2013 в 12:12, курсовая работа
Цель: Изучить возможности использования словесных игр в процессе формирования у детей представлений о природе.
Предмет: формирование у детей представлений о природе.
Объект: словесные игры в процессе формирования у детей представлений о природе.
Введение ……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Теоретические аспекты использования словесных
дидактических игр в экологическом воспитании детей
дошкольного возраста. …………………………………………………... 7
1.1. Общее понятие о дидактической игре. ………………………………... 7
1.2. Виды словесных игр природоведческого содержания. …………….15
1.3. Методика проведения словесных игр природоведческого содержания
с детьми дошкольного возраста. …………………………………………... 21
Заключение …………………………………………………………………. 25
Литература ………………………………………………………………… 27
Приложение
Игровые действия. Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется, контролируется игровыми действиями. «Игровые действия составляют основу дидактической игры – без них невозможна сама игра. Они являются как бы рисунком сюжета игры». ). Педагог должен контролировать развитие игровых действий, постепенно разнообразить их, придумывая новые интересные повороты в игре (играли, стоя в кругу, а затем встали в шеренгу). Для развития игровой деятельности необходимо всякий раз ставить перед детьми новые задачи, побуждающие их усваивать новые правила и действия.
Ход игры: определение роли воспитателя в игре, его участие в качестве играющего, болельщика или арбитра. Мера непосредственного участия воспитателя в игре определяется возрастом детей, уровнем их подготовки, сложностью дидактической задачи, игровых правил. Участвуя в игре, педагог направляет действия играющих (советом, вопросом, напоминанием);
Итог: подведение итогов игры - это ответственный момент в руководстве ею, так как по результатам, которых дети добиваются в игре, можно судить об ее эффективности, о том, будет ли она с интересом использоваться в самостоятельной игровой деятельности ребят. При подведении итогов воспитатель подчеркивает, что путь к победе возможен только через преодоление трудностей, внимание и дисциплинированность.
Любая игра становится дидактической, если имеются ее основные компоненты: дидактическая задача, правила, игровые действия.
Для того чтобы дидактическая игра была полноценной, в ее структуре должны присутствовать все указанные выше компоненты, иначе она превращается в дидактическое упражнение, целью которого является оттачивание различных навыков, действий, операций.
Важное условие результативного использования дидактических игр в обучении - это соблюдение последовательности в подборе игр. Прежде всего должны учитываться следующие дидактические принципы: доступность, повторяемость, постепенность выполнения заданий.
Дидактические игры могут быть включены в любой раздел программы и служить как для развития познавательной деятельности, так и для формирования собственной игры, поведения в коллективе (умения действовать сообща, наблюдать за действиями товарища, умения ждать, стремиться к совместной цели, соотносить свои действия с действиями товарищей).
1.3. Методика организации и проведения дидактических игр в разных возрастных группах.
Дидактическая игра рассматривается в научно-методической литературе с разных сторон: она используется как средство (например, нравственного, эстетического воспитания, развития сенсорных и интеллектуальных способностей); как форма организации деятельности (игровая форма проведения учебных занятий); как метод и прием руководства детской игрой (например, метод введения новых знаний, прием загадывания и отгадывания); как вид деятельности (словесная).
Ученые отмечают роль дидактической игры в умственном, сенсорном воспитании детей. В процессе специально организованной деятельности они учится анализировать, сравнивать, обобщать предметы и явления. Е. И. Радина пишет о том, что в дидактических играх дети незаметно для себя получают знания, а главным побудителем этого выступает интерес игрового характера. Игры в коллективе вырабатывают организационные навыки, необходимые в самостоятельной дидактической игре.
Если в младших группах воспитатель активно включается в игру, то в старших он ограничивает долю своего прямого участия и действует в роли помощника, советчика, наблюдателя. В конце игры педагог выделяет ее положительные моменты; в младших группах благодарит всех детей за участие, а в старших — отмечает достижения каждого участника («Лена была требовательным ведущим, Саше удалось сплотить товарищей, Галя быстрее всех закончила предложения»), акцентируя внимание на степени самостоятельности, нравственном поведении в игре.
Воспитатель должен своевременно планировать игру, определить ее место в структуре занятия, подготовиться к игре (подобрать дидактические материалы, обустроить место, продумать методику проведения игры, определить состав игроков), провести последующий анализ игры. Особое внимание при проведении игр следует обратить на создание атмосферы увлеченности, посильность дидактической задачи, темп игры.
В подготовку к дидактической игре входит:
─ отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения;
─ установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей;
─ определение удобного времени проведения дидактической игры;
─ выбор места для игры; определение качества играющих;
─ подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры;
─ подготовка к игре самого воспитателя;
─ подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, объяснения хода игры и правил игры.
Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
При руководстве дидактическими играми необходимо учитывать принципы формирования игровой деятельности у дошкольников (предложены Н. Михаленко, Н. Короткова):
1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, взрослому следует играть вместе с ними.
2. Начиная с
раннего возраста и далее на
каждом этапе дошкольного
3. Взрослый, играя с детьми вместе на протяжении всего дошкольного периода, должен на каком его этапе развертывать игру т.д., чтобы ребенок открывал, усваивал специфические, постепенно усложняющиеся способы построении игры
Приемы руководства игрой могут быть прямыми и косвенными.
- прямое руководство предполагает непосредственное вмешательство взрослого в игру детей.
- косвенное руководство игрой особенно плодотворно в работе с детьми дошкольного возраста. Свои суждения в процессе игры с детьми педагог выражает исключительно в форме советов, не требуя жесткого подчинения.
Большое
значение имеет темп игры, заданный
педагогом. Развитие темпа
Педагог, знающий особенности развития игры, не допускает излишней медлительности и преждевременного ускорения. Объяснение правил, рассказ воспитателя о содержании игры предельно кратки и четки, но понятны детям. Такой же ясности, краткости требует воспитатель и от детей: «Скажи коротко, но чтобы тебя все поняли». Поэтому в дидактических играх целесообразно использовать пословицы, поговорки, загадки, которые отличаются выразительностью и краткостью.
Таким образом, можно сказать, что дидактическая игра представляет собой многословное, сложное, педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения детей, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего воспитания ребенка. [ 3, с. 21]
Заключение
Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, мы расширили и обогатили знания детей о родной природе.Мыслительная деятельность стала проявляться активнее, а ответы детей стали более развернутыми. Проявляется любознательность, сформировался широкий круг представлений о природе. Знания детей стали системны. Они самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого ( у животных - движение, питание, у растений -рост). Дошкольники уверенно стали ориентироваться в правилах поведения в природе, применяют их в жизненных ситуациях.
Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.
Заключение
Экологическое воспитание является новым направлением в дошкольной педагогике. Еще в середине прошлого столетия не возникал вопрос о необходимости экологического образования подрастающего поколения и это направление в образовании не выступало как часть общего образования, но как показывает время, технический прогресс - это не только достижения и успехи человечества, но и гибель, упадок для природы в целом. От активной деятельности человека в природе страдает вся экосистема, баланс в которой нарушен деятельностью человека; именно поэтому есть необходимость воспитания экологически развитой и природосообразной личности, которая бы не вредила природе, не губила бы её, а знала, любила, охраняла бы её и жила с ней в гармонии.
Социальный заказ общества на экологически грамотную и природосообразную личность предопределил цель экологического образования, направленную на формирование экологического сознания, также и экологических чувств и экологической деятельности.
Педагоги-практики разработали принципы, содержание и методы экологического воспитания детей, позволяющие повысить обучающий эффект образования, что по сути является дидактической игрой. В свою очередь, теоретико-методологические основы дидактической игры, ее роль, место в системе педагогического воздействия рассмотрены известными педагогами прошлого и настоящего. Над проблемой использования дидактической игры как средства развития дошкольников работали Леонтьев АН, Эльконин ДБ, Крупская Н.К., Венгер Л.А., Богуславская З.М., Дьяченко О.М..Бондаренко А.К., Короткова Н.С., Николаева С.Н., Дрязгунова В.А. и др., каждый из названных представителей науки внес свой неоценимый вклад в вопросы теории и практики дидактической игры, каждый из них рекомендовал её использование для достижения разных целей и для решения разных дидактических задач, но взгляды на сущность дидактической игры остаются одинаковыми и обозначено её явное влияние на развитие личности ребенка-дошкольника, в целом.
В настоящей курсовой работе словесная игра рассмотрена, как эффективное средство формирования экологического воспитания детей дошкольного возраста, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать словесную игру в любом из направлений образовательной работы с детьми. Считаю, что необходимо применять на практике работы с детьми дошкольного возраста словесные игры, т. к. в процессе игры дети применяют свой экологический опыт и получают новый. В настоящее время у педагогов есть стимул для самообразования в экологическом направлении.
ЛИТЕРАТУРА
1. Артемова, Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. –М.: Просвещение,1992. – 130 с., ил.
2. Бондаренко, А.К. Словесные игры в д/с. – Москва: Просвещение,1977 г.
3. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду. --2-е изд., дораб. –М.:Просвещение,1991. – 160 с., ил.
4. Васильева, М.А. Руководство играми детей в дошкольных учреждениях. – М.: Просвещение, 1986. – 112 с.
5. Веретенникова, С.А. Ознакомление дошкольников с природой. – М.: Просвещение, 1980.
6. Виноградова, Н.Ф. Умственное воспитание детей в процессе ознакомления с природой. – М.: Просвещение, 1978. – 103 с., ил.
7. Демидова, Ю.А. Дидактические материалы по экологическому воспитанию для дошкольников и младших школьников. – Минск,1995. – 36 с.
8. Деряба, С.Д. Экологическая педагогика и психология./В.А. Ясвин. —Ростов-на-Дону: Феникс, 1996 г.
9. Дмитриев, В.Н. Игры на свежем воздухе. – М.: Издательский дом МСП, 1998 . – 178 с., ил.
10. Дмитриев, Ю. О природе для больших и маленьких. – М.: Педагогика,1982. – 196 с., ил.
11. Дряздунова, В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. –М.: Просвещение, 1981. –80 с., ил.
12. Комарова, И.А. Игра как средство формирования осознанного отношения к природе у детей ср. д/в. – М.: Просвещение,1991 г.
13. Николаева, С.Н. Место игры в экологическом воспитании. – М.: Новая школа, 1996 г. –48 с., ил.
14. Новоселова, С.Л. Игра дошкольника. – М.: Просвещение, 1989. – 124 с., ил.
15. Павлова, Л.Н. Знакомим малыша с окружающим миром. – М.: Просвещение, 1987. – 206 с., ил.
16. Симонова, Л.П. Ключи от природы. – М.: Агар, Мик, 1998. – 90 с., ил.
17. Скурат, Г.Г. Играем вместе. – Минск: УП «ПВЦ Минфина»,2004. – 156 с., ил.
18. Сорокина, А.И. Дидактические игры в детском саду. – М.: Просвещение, 1982.
19. Удальцова, Е.И. Дидактические игры в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, – 1976.
20. Урунтаева, А.Г. Дошкольная психология. М., – 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Картотека словесных игр
1 БЛОК: Словесные игры для ознакомления детей с миром растений
2 БЛОК: Словесные игры для ознакомления детей с животным миром
1 БЛОК
«Вершки-корешки»
Дидактическая задача. Упражнять детей в классификации овощей (по принципу: что у них съедобно - корень или плоды на стебле).