Использование средств обучения в деятельности педагога профессионального обучения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 03:18, курсовая работа

Описание работы

Актуальность темы заключается в том, что для преподавания любого предмета необходимо использовать определенные средства обучения, которые дают возможность более эффективно познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно. Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной подготовки плана каждого урока. Для этого необходимо знания о принципах применения средств обучения и функциях, которые они должны выполнять. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего, считает их самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность учащегося.

Файлы: 1 файл

основная часть.doc

— 514.50 Кб (Скачать файл)

Использование средств - органическая составная часть деятельности педагога профессионального обучения по построению процесса обучения. Средства обучения должны органически вписываться в систему построения учебного занятия.[9,c.54]. Эпизодическое использование средств обучения, как правило, не дает нужного результата. Поэтому должна быть разработана система их применения. Эта система имеет две стороны: организационно-педагогическую и методическую. Организационно-педагогическая сторона предполагает проведение анализа всех тем по определенному курсу и распределение средств по темам, т.е. создание системы включения средств обучения как составного элемента при изучении материала. Методическая сторона заключается в разработке и создании определенной методической системы применения средств обучения, которая может быть индивидуальной, но обязательно должна базироваться на общих принципах применения средств обучения. .[25,с.80] Наиболее целесообразным будет включение их в систему обучения, построенную на определенной дидактической концепции.

Можно сделать  вывод, что методически грамотное применение средств обучения повышает эффективность учебного процесса. Поэтому необходимо учесть их влияние на его структуру, методику изложения учебного материала и т.д.

 Следует  четко определить их место  на занятии, продумать возможность  органического включения в деятельность  и преподавателя, и учащихся.

1.2 Характеристика средств обучения в деятельности педагога профессионального обучения и их классификация

Доктор педагогических наук, профессор Сластенин В. А. утверждал что, педагогическими средствами называются материальные объекты, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса. Соответственно средства обучения – предметное обеспечение учебного процесса. Это предметы, которые в учебном процессе выполняют роль сенсомоторных стимулов, воздействующих на органы чувств учащихся и облегчающих им непосредственное или косвенное познание мира.[1,с.235]

Средства обучения оказывают существенное влияние на качество знаний обучающихся, их умственное развитие и профессиональное становление[4,с.39]

Объекты,  выполняющие  функцию средства обучения,  классифицируются по разным основаниям:  по их свойствам;  по субъектам деятельности;  по влиянию  на качество знаний и развитие различных способностей;  по их эффективности в педагогическом процессе.

Средства обучения влияют на методы и связаны с содержанием обучения. Метод – способ организации учебного процесса, наличие того или иного материала позволяет осуществить определённые методы обучения. Иными словами, реализация методов обучения невозможна без помощи определённых средства обучения (это инструменты для методов обучения ). [7,с.289] В то же время, средства  обучения должны соответствовать выбранным к уроку методам, непродуманное их использование в отрыве от методов не даёт нужных результатов обучения. Средства обучения    тесно связаны и с содержанием урока. С одной стороны от содержания зависит, какие средства обучения будут выбраны для его подтверждения, кроме того, содержание определяет выбор эпизодов для мотивации (эпиграф, проблемный вопрос); с другой стороны средства преподавания: подтверждают основное содержание, выявляют новую точку зрения на содержание, структурируют содержание так, чтобы можно было сравнивать, сопоставлять. Служат для разъяснения материала, усиливают интерес к содержанию (по новому описывают предмет или явления), служат для мотивации к изучению темы, содержат задания для дальнейшей самостоятельной работы учащихся, помогают реализовать межпредметные связи. Поэтому любому педагогу профессионального обучения необходимо тщательно подходить к процессу выбора эффективных средств обучения.

Таблица 2.

Связь методов  и средств обучения


Таким образом, методы определяют, какие средства обучения будут использоваться, а с помощью дидактического материала поддерживаются (осуществляются) методы преподавания.

Во многих исследованиях, подчеркивается например, в труде  Занкова.Л.В. говорится, что учителя недооценивают роль средств обучения, не связывают выбор средств обучения с целями урока, содержанием обучения, особенностями детей.[8,с.] Средства обучения наряду с живым словом учителя и ученика являются компонентом процесса обучения. Позволяют сочетать разные виды подачи информации и дают возможность лучше познакомиться с окружающим миром. Многоплановое воздействие средств на обучаемого позволяет лучше усваивать материал. Современные средства обучения позволяют увеличить скорость подачи, информированность и глубину познания учебного материала учениками, формируется более прочная и мобильная структура знаний, умений и навыков. Оказывают большое влияние на все другие компоненты учебно-воспитательного процесса (например, формы и методы).

Объекты, выполняющие  функцию средств обучения, можно  классифицировать по различным основаниям: по их свойствам, субъектам деятельности, влиянию на качество знаний, на развитие различных способностей, их эффективности в учебном процессе.[26]

Доктор педагогических наук П.И.Пидкасистый понимает под средством обучения материальный или идеальный объект, который использован учителем и учащимися для усвоения знаний. такое определение является наиболее емким и в большей степени отражает современную точку зрения на средства обучения.[9,с.73] Материальные средства обучения представляют собой некие физические объекты, используемые преподавателем и учащимися для более детального изучения предмета. К материальным средствам относятся: учебники и пособия, таблицы, модели, макеты, средства наглядности, учебно-технические средства, учебно-лабораторное оборудование, помещения, мебель, оборудование учебного кабинета, микроклимат, расписание занятий, другие материально-технические условия обучения.

Идеальные средства обучения – это те усвоенные ранее знания и умения, которые используют учителя и учащиеся для усвоения новых знаний.

Эти интеллектуальные средства обучения играют ведущую роль в умственном развитии учащихся. Л.С. Выготский  приводит такие средства обучения, как речь, письмо, схемы, условные обозначения, чертежи, диаграммы, произведения искусства, мнемотехнические приспособления для запоминания и др. Они могут быть даны учителем в готовом виде в процессе объяснения темы урока, но могут быть и сконструированы учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем на уроке.

Материальные и идеальные средства обучения не противостоят, а дополняют друг друга. Влияние всех средств обучения на качество знаний учащихся многосторонне: материальные средства связаны в основном с возбуждением интереса и внимания, осуществлением практических действий, усвоением существенно новых знаний; идеальные средства – с пониманием материала, логикой рассуждения, запоминанием, культурой речи, развитием интеллекта. Между сферами влияния материальных и идеальных средств нет четких границ: часто оба они влияют в совокупности на становление тех или иных качеств личности учащихся.[9,с.74]

Таблица 4.

Характеристика идеальных  и материальных средств на разных уровнях процесса обучения.


 

 

 

 

Эффективность использования  средств достигается при определенном сочетании их с содержанием и методами обучения.

Современные средства обучения часто предполагают использование  новых методов обучения. Обучение на базе персональных компьютеров –  это новый вид учебного процесса, в котором используются новые  методы и средства преподавания и учения, используются различного вида знаковые и графические модели, в том числе средства мультипликации.[10,с.79]

По субъекту деятельности средства обучения можно разделить на 

  • средства преподавания (оборудование демонстрационного эксперимента)
  • средства учения.(оборудование лабораторного практикума)

Средства преподавания имеют существенное значение для реализации информационной и управляющей функции учителя. Они помогают возбудить и поддерживать познавательные интересы учащихся, улучшают наглядность учебного материала, делают его более доступным, обеспечивают более точную и полную информацию об изучаемом явлении, интенсифицируют самостоятельную работу и позволяют вести ее в индивидуальном темпе.[11,с.125]

Все средства обучения также  подразделяются по типам реализации на печатные пособия, объемные пособия и проекционный материал. Печатными пособиями являются в частности учебники, карты, таблицы, графики и картины. Объемные пособия представляют собой уменьшенные или увеличенные копии реальных предметов, модели, приборы, аппараты и коллекции. В качестве проекционного материала используются слайды, диафильмы, презентации, видеофильмы и кинофильмы.[26]

Классификация средств обучения, в  основе которой лежит их чувственная модальность предполагает разделение их на: визуальные, аудиальные, аудиовизуальные.[14,с.112]

Визуальные средства – оригинальные предметы или их разнообразные эквиваленты; технические  средства и визуальные тексты, предназначенные  для зрительного воздействия  и восприятия в образовательном процессе.(реальные предметы, геометрические тела, карты, картины, иллюстрации, схемы, чертежы.

Схема 1.Классификация  средств обучения.


Аудиальные средства - звукотехнические средства магнитофоны, проигрыватели, аудиопассивные и аудиоактивные устройства лингафонных кабинетов.[14,112] Они позволяют осуществлять все виды звуковой наглядности, обладают возможностью представлять учебную информацию в естественной речевой форме, способствуют интенсификации учебного процесса. Аудиовизуальные средства обучения представляют собой кинофильмы, видеотехнику и компьютеры.

Повышению эффективности учебного процесса способствует использование технических средств обучения. Технические средства обучения (ТСО) – это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения. [13,с.28]В них имеются специальные блоки, позволяющие хранить и воспроизводить программы информационного обеспечения, управления познавательной деятельностью учащихся и контроля.

Существуют следующие  виды ТСО:

– информационные;

– программированного обучения;

– контроля знаний;

– тренажеры;

– комбинированные.

К ним относятся: кинопроекторы, диапроекторы, эпипроекторы, графопроекторы, видеомагнитофоны, телевизионные комплексы, персональные компьютеры и компьютерные системы (классы).[15,с.207] Они постоянно совершенствуются; в школы систематически поступают новые, апробированные и рекомендованные ТСО как общего назначения, так и специализированные: лингафонные кабинеты для изучения иностранных языков, комплексы для изучения физики, математики и других предметов.

Широкое распространение получают в школах обучающие персональные компьютеры. Они используются на уроках как эпизодически, так и систематически, в зависимости от целей и методов обучения, а также от технических возможностей самого компьютера.[16,с.59]

Современный ПК, снабженный дополнительными  устройствами, позволяющими сочетать тексты с графикой, мультипликацией, звуковым (речевым и музыкальным) сопровождением, кино и видеоизображением, называется мультимедиа(«многовариантная среда»).

При эпизодическом использовании  ПК употребляются в системе с  другими средствами и методами обучения; поэтому на их применение отводится  часть урока; для этого необходимы небольшие, часто стандартные программы.

 При систематическом  использовании компьютеры работают  в течение многих занятий, занимая основное учебное время. Для этих занятий разрабатываются специальные большие программы, в которых предусмотрены способы хранения (чаще всего на дискетах), предъявления информации (в основном на экране телевизора или дисплея), управления познавательной деятельностью учащихся, анализа ошибок и оценки успешности обучения класса в целом и каждого учащегося персонально. 17,с.44]

Чистота использования ТСО влияет на эффективность процесса обучения. Если ТСО используется очень редко, то каждое его применение превращается в чрезвычайное событие и возбуждает эмоции, мешающие восприятию и усвоению учебного материала. Наоборот, слишком частое использование ТСО приводит к потере у учащихся интереса к нему и к активной форме протеста.[7,с.45]

Рассмотрев различные классификации средств обучения можно сделать вывод, что для лучшего усвоения и развития знаний, умений и навыков учащихся необходимо использовать средства обучения. Они дают возможность описать объект изучения, выделить предмет изучения и предъявить его для усвоения. Ими являются учебник, слово учителя, средства наглядности, технические средства обучения, компьютер, и раздаточный учебный материал. Используя названные средства так, чтобы один дополнял другой, можно достичь высокого результата обучения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Применение средств обучения на уроках по курсу «Маркетинг».

2.1 Особенности  применения средств обучения  на уроках по Маркетингу.

Маркетинг относительно молодая наука,  и терминологическая  база в маркетинге еще не устоялась. Это дает замечательную возможность ученикам самим формировать во время занятий собственные, более понятные и отвечающие уровню и своим жизненным позициям определения.[28] Это не только развивает в учениках креативность и научную эрудицию,  но и позволяет им полнее понять суть изучаемого феномена,  так как попытка дать собственное определение заставляет рассмотреть определяемый объект во всех возможных ракурсах,  контекстах,  во всем многообразии внутренних и внешних связей.

Средства обучения, которые необходимо использовать при изучении данной дисциплины должны соответствовать определенным требованиям.

Одной из особенностей преподавания маркетинга является проблемная ориентация. Ученики ориентируются  на формирование собственного мнения и своих взглядов на сложные социально-экономические проблемы. Для проблемного обучения эффективно использовать технические средства, так как их специфические возможности позволяют внести в урок новые структурные элементы при помощи кино, диафильмов, презентаций, звукозаписи и так далее. Технические средства играют особую роль при проблемном обучении, так как в основу проблемного обучения положена идея самостоятельного формирования знаний, навыков и умений в процессе решения учебно-познавательных задач (проблем), что формирует и развивает творческое мышление и познавательную активность обучаемых.

Информация о работе Использование средств обучения в деятельности педагога профессионального обучения