Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 03:18, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что для преподавания любого предмета необходимо использовать определенные средства обучения, которые дают возможность более эффективно познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно. Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной подготовки плана каждого урока. Для этого необходимо знания о принципах применения средств обучения и функциях, которые они должны выполнять. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего, считает их самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность учащегося.
Раздаточный материал в виде карточек с заданиями и ситуационных задач, поспособствовал развитию у учащихся самостоятельно анализировать и решать проблемные ситуации, развивать коммуникативные навыки и логическое мышление.
В результате урока все цели были достигнуты с помощью эффективного использования средств обучения.
2.2.3 Применение средств обучения на уроке контроля и коррекции знаний.
Целью урока контроля и знаний являлось выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, полученными на предыдущих занятиях по темам Сущность маркетинга и его роль в экономике. Состояние спроса и задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям. Концепция управления маркетингом. Цели и задачи маркетинг; выявление ошибок при выполнении самостоятельной домашней работы, их исправление. Цель соответствовала типу урока. Занятие являлось предпоследним в изучении раздела тем по основам маркетинга.
Учитель поставил следующие задачи:
Образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по темам Сущность маркетинга и его роль в экономике. Состояние спроса и задачи маркетинга, соответствующие этим состояниям. Концепция управления маркетингом. Цели и задачи маркетинга, обобщить материал, как систему знаний, проверить способность к творческому мышлению и самостоятельной деятельности, закрепить умение работать с тестовыми заданиями.
Воспитательные: способствовать формированию ответственного отношения к учению, готовности и мобилизации усилий на безошибочное выполнение заданий, проявить наибольшую активность в их выполнении; воспитать культуру учебного труда, навыков самообразования, экономного расходования времени, воспитать уважительное отношение к отвечающему; воспитать самостоятельность при выполнении контрольной.
Развивающие: развить логическое мышление, память, способность к анализу и синтезу; формировать навыки самоконтроля, навыки работы в коллективе (при использовании коллективной работы), развить творческие способности при разработке и защите проектов по комплексу маркетинга; развить грамматически и логически построенную устную речь
Основными этапами урока являются повторение материала и защита проектов. Наибольшее количество времени было отведено на презентацию работ. На данном уроке огромную роль играли технические средства обучения. Презентации осуществлялись с помощью компьютера и
проектора. Учащиеся представляли свои проекты в презентации Power Point при этом демонстрируя свои знания и умения по пройденному материалу, защита проектов проходила в достаточно интересной форме, заставляя всю аудиторию сконцентрировать внимание на докладчике. Студенты развивали творческие способности при разработке и защите проектов, грамотно и логически строили свою устную речь. Урок соответствовал предложенному типу занятия: в процессе учебно-познавательной деятельности учащихся лежит деятельность, направленная на выполнение постепенно усложняющихся заданий за счет комплексного охвата знаний, применения их на разных уровнях.
Поставленные задачи урока были выполнены: осуществленная проверка показала, что учащиеся логически выстраивают свои ответы, приводят правильные примеры, самостоятельно выполняют задания.
Заключение
Из анализа данного исследования, можно сказать, что существует огромное количество различных средств обучения. Выбор того или иного средства происходит в зависимости от разных показателей. Средства обучения позволяют сочетать разные виды подачи информации и дают возможность лучше познакомиться с окружающим миром. Многопланово воздействуют на обучаемого позволяя лучше усвоить материал. Современные средства обучения позволяют увеличить скорость подачи, информированность и глубину познания учебного материала учениками, формируется более прочная и мобильная структура знаний, умений и навыков. Оказывают большое влияние на все другие компоненты учебно-воспитательного процесса (например, формы и методы).
Новизна данной темы заключалась в практическом применении средств обучения на конкретных уроках по «Маркетингу», в процессе которых был получен результат о том, что именно использование данных средств обучения делает процесс изучения курса «Маркетинг» наиболее эффективным как для преподавателя, так и для учащихся.
В теоретической части работы были рассмотрены такие вопросы как: сущность деятельности педагога профессионального обучения, характеристика и классификация средств, которые он использует в процессе своей деятельности.
Во 2 главе данной работы исследовалось применение средств обучения на уроках по «Маркетингу». Цель исследования была решена.
Было проведено 3 разных типа занятия:
С помощью выделенных критериев удалось доказать, что на уроках по «Маркетингу» использование таких средств обучения как: проектор, презентация PowerPoint и различный раздаточный материал сделает процесс обучения более мотивированным и целеустремленным, представит возможность организации самоконтроля индивидуальной успеваемости учащихся, увеличит эффективность и качество усвоения учащимися учебного материала.
Подводя итог, можно сказать, что самыми эффективными оказались наглядные и технические средства обучения при проведении занятий по курсу «Маркетинг», так как, благодаря современным компьютерным технологиям и средствам наглядности не только во всех подробностях реализовать статические модели иллюстрации, но представить эти модели в динамике, то есть в движении. На каждом из уроков применялись такие средства как презентации, с помощью которых повышается эффективность образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появляется возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и др.Таким образом благодаря мультимедийному сопровождению занятия учитель сэкономит до 30% учебного времени нежели при записи нового материала на доске. С их помощью учащиеся эффективнее запоминают новый материал и могут использовать такие средства и при защите проектов на контрольных занятиях.
Изучив, что же все-таки собой представляют средства обучения, можем сказать, что данные средства существенно влияют на умственное развитие учащихся, но не прямо, а в процессе выполнения познавательной деятельности, в органическом единстве с познавательными действиями и операциями. Средства учения, иначе называемые орудиями деятельности учащихся, используются при решении задач и усвоении знаний. Это дидактический раздаточный материал, карты, схемы, таблицы, оборудование для лабораторных работ, средства труда в учебных мастерских и т.д. Предмет становится средством учения, когда учащийся использует его для преобразования условия задачи или других предметов с целью получения ответа или другого продукта. В процессе выполнения познавательных заданий в сознании учащихся остаются следы деятельности – знания, умения, навыки, привычки, убеждения. Усвоенные знания (продукт обучения) используются далее для решения более сложных задач, то есть начинают выполнять новую для них функцию средств учения.
Задача педагогов
в комплексе применять
основной задачи обучения - улучшения качества подготовки специалистов в соответствии с требованиями современного научно-технического прогресса
Библиографический список
Однотомные издания
11. Педагогика. Педагогические теории, системы, технологии. Под ред. Смирнова С.А. 4-е изд., испр. - М.: 2007. - 512 с.
13. Лукьянова М.И., Калинина Н.В. Учебная деятельность школьников: сущность и возможности формирования Методические рекомендации для учителей и школьных психологов. - Ульяновск: ИПК ПРО,2007. - 64 с
14. Сивашинская Е.Ф. Педагогика современной школы. Курс лекций Минск: Экоперспектива, 2009. — 212 с
15.Карпов Г. В. и Романин В. А. Технические средства обучения. Учеб. пособие для студентов М., "Просвещение", 2006. 384 с.
16 Салмина Н.Г. Знак и символ в обучении. М.,2008.
17. Габай Т.Е. Учебная деятельность и ее средства. М., 2006
18. Есипов Б.П. Основы дидактики. М., 2007
20. Морев И.А. Образовательные информационные технологии. Ч.1: Обучение: Учебное пособие / И.А. Морев.– Владивосток: Изд-во Дальневост. ун-та, 2008. – 158 с.
21. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. Моисеева М.Ю. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.Ю. Моисеева. – М.: Академия, 2009. – 272 с.
22. Семушина
Л.Г., Ярошенко Н.Г. Содержание
и технологии обучения в
23. Е. М. Иванова - Психология профессиональной деятельности: учеб. пособие. М.: Изд-во МГУ, 2006. – 384 с.
24. В.А.Сластёнина Педагогика профессионального обучения: учеб. пособие для студентов – М.: Академия, 2006. – 368с.
25. Г. И. Хозяинов, Н. В. Кузьмина, Л.Е.Варфоломеева– М.: Академия, 2007. – 206с.
Интернет – ресурсы:
26. Официальный сайт Красноярского государственного аграрного университета [Электронный ресурс] – URL: http:// http://www.kgau.ru// [Дата обращения 23. 12.2012]
27. Официальный сайт Литература для студента[Электронный ресурс] – URL: http:// http:// libsib.ru // [Дата обращения 23. 12.2012]
28.Российский общеобразовательный портал [Электронный ресурс] – URL: http:// http://www.school.edu.ru// [Дата обращения 23. 12.2012]