Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 03:18, курсовая работа
Актуальность темы заключается в том, что для преподавания любого предмета необходимо использовать определенные средства обучения, которые дают возможность более эффективно познакомить детей с сущностью и методами изучаемой науки. Поскольку каждый из видов средств обучения имеет свои характерные особенности, дидактические функции, то одно пособие не всегда может дать полную информацию об изучаемом объекте, раскрыть все содержание изучаемого материла. Поэтому средства обучения на уроке используются комплексно. Применение многих средств обучения требует от учителя тщательной подготовки плана каждого урока. Для этого необходимо знания о принципах применения средств обучения и функциях, которые они должны выполнять. Современная педагогика видит смысл средств обучения не только в иллюстрировании преподаваемых знаний, но прежде всего, считает их самостоятельным источником знания, оказывающим глубокое влияние на личность учащегося.
Неоценимую услугу учителю в создании проблемной ситуации может оказать учебный кинофильм. Он побуждает учащихся к самостоятельной творческой деятельности, заставляет искать пути к решению поставленной задачи, наконец, фильм подводит и к правильным выводам. Но главное—в фильме овеществляется та ситуация, которую ученик вынужден был изучать мысленно. Интересный фильм заостряет внимание учеников. Активность их проявляется в том, что каждый ученик ищет правильного решения задачи и сравнивает его с фильмом. В фильме объединены такие компоненты, как динамический зрительный ряд, слово, музыка, естественные звуки, шумы и т.п. В нем можно показать не только настоящее живо и наглядно, но и рассказать о прошлом увлекательно и эмоционально. В умелых руках учителя фильм дает богатый материал для постановки перед учениками проблемной ситуации. Обычные учебные фильмы не рассчитаны на создание проблемной ситуации, так как в них не только описывается явление, но характеризуется его сущность и делаются выводы. В этом случае учитель может выключить звук в соответствующем месте, и ученик станет очевидцем событий, которые ему предстоит самостоятельно осмыслить, проанализировать и сделать выводы.
Следующим требованием по преподаванию Маркетинга является интерактивность.[27] В некоторые лекции должны быть включены мини-игры, иллюстрирующие различные положения маркетинга. На уроках должна быть групповая работа, просмотр и обсуждение учебных фильмов, видеоматериалов (рекламные ролики), решение ситуационных задач, встречи со специалистами, деловые игры, организация тематических дискуссий по вопросам маркетинговой деятельности, коллективное проектирование. На примере дискуссии рассматривались следующие виды средств обучения, которые будут являться наиболее эффективными в данном случае. Во первых для подготовки к дискуссии учащимся необходимо собрать нужный материал, которым они будут пользоваться непосредственно на уроке, поэтому здесь используются такие средства как учебники и учебные пособия по Маркетингу, различные статьи и книги известных ученых. В результате дискуссии реализуется работа в группах и активное обсуждение рассматриваемой темы. Ученики могут сопровождать защиту своих мнений используя при этом средства наглядности(плакаты, графики, презентации).Таким образом дискуссия будет проходить намного интереснее и каждый ученик будет вовлечен в процесс обучения.
Курс лекций «Маркетинг» строится на основе тех же принципов, что и коммерческая реклама. В курсе должны использоваться основные мотиваторы, характерные для современных методов продвижения. Для успешного выполнения программы курса необходима оперативная перестройка примеров под особенности восприятия аудитории.
Следующий элемент, используемый в маркетинге – деловые игры и симуляторы. Метод симуляции профессиональной деятельности заключается в решении учениками задач, сходных с реальными проблемами, в условиях максимально приближенных к реальности. Деловые игры проводятся с помощью технических средств(компьютер, проектор), наглядных средств(плакаты, карты настенные, иллюстрации) и аудиовизуальных(слайды, слайд-фильмы).Все зависит от того на какую ситуацию направлена игра. Благодаря средствам обучения удается вполне реально смоделировать управленческие, экономические ситуации прямо на уроке, в полной мере проанализировать их и выбрать оптимальное действие в дальнейшем.
Современному преподавателю необходимо искать способы заинтересовать учащихся своим предметом, сформировать в них необходимые качества, побудить к самостоятельному целенаправленному развитию.
Например, при объяснении логически сложной темы Маркетинга более эффективно после рассказа продемонстрировать опыт, иллюстрирующий теорию; рассказ о технологическом процессе (развитии явления) лучше сопровождать демонстрацией, которая становится источником визуальной информации. Таким образом информация будет усваиваться лучше, ученики смогут наглядно представить изучаемый процесс. Зрительное восприятие учащихся во время демонстрации также должно быть организовано: человек запоминает лучше то, на чем был зафиксирован его взгляд. Поэтому необходимо точно указывать, что демонстрируется: какие индикаторы и в какой момент подлежат наблюдению, последовательность включения цепей и т.д.
Выбор средств обучения на уроках по Маркетингу зависит от:
Применение
различных средств обучения на уроках
может проводиться по-разному, главное
- это целесообразность их использования,
которая и обеспечит
В данной работе представлены занятия по дисциплине Маркетинг.(Приложение 1)
Целью дисциплины «Маркетинг» является формирование у студентов системы знаний о маркетинге как науке, философии бизнеса, виде деятельности, универсальном способе управления функционированием и развитием субъектов рыночной деятельности, а также привить общие умения и навыки принятия эффективных маркетинговых экономико-управленческих решений на предприятии, а также формирования системы маркетингово-ориентированного менеджмента фирмы в целом.
Для оценки разработанных уроков необходимо ввести систему критериев:
С помощью данных критериев получится оценить, на сколько эффективно прошел каждый урок с использование конкретного средства обучения.
2.2 Характеристика эффективности проведения уроков по Маркетингу с использованием средств обучения.
2.2.1 Применение средств обучения на занятии изучения нового материала.
На занятии по изучению нового материала (Приложение 2)главной целью является приобретение знаний по теме «Сущность и виды спроса», а именно, что такое спрос, какие виды спроса существуют, что такое негативный спрос, недостаточный спрос, потенциальный, падающий, чрезмерный и рациональный спрос.
Задачи ставились следующие:
Образовательные:
Воспитательные: Воспитание интереса к предмету, внимательности, умения слушать, анализировать.
Развивающие: Развитие умения работать с текстом самостоятельно. умения анализировать, сопоставлять, сравнивать.
Основными этапами
урока являлись: изложение нового
материала с соблюдением
На данном уроке использовались такие средства обучения как: презентация и раздаточный материал в виде текста и таблицы. Использование компьютерной презентации на уроке изучения нового материала повышает эффективность образовательного процесса за счет одновременного изложения учителем теоретических сведений и показа демонстрационного материала с высокой степенью наглядности; появления возможности моделировать объекты и явления; автоматизации рутинных операций и др.Таким образом благодаря мультимедийному сопровождению занятия учитель сэкономит до 30% учебного времени нежели при записи нового материала на доске. Сочетании лекции и наглядного представления нового материала способствует лучшему усвоению у студентов новой информации, наглядность способствует тому, что у студентов формируется правильное представление об изучаемом предмете и вместе с тем воспринимаемые явления анализируются и обобщаются в связи с учебными задачами. Такое средство обучения не только повышает уровень эффективности запоминания учебного материала, но и информация, передаваемая от учителя к ученику становится ярче, красочней, динамичнее. Информативность и красочность представленного визуального материала положительно воздействуют на эмоциональное состояние учащихся, облегчают восприятие и создают дополнительный стимул к изучению предмета.
Так же на уроке использовались такие средства обучения как текст и таблица. Благодаря ним учащиеся развили умение работать с текстом самостоятельно, анализировать текст, сопоставлять, сравнивать и определять виды спроса. Правильный процесс организации учащихся в группы помог развить общение и взаимодействие учащихся в учебной деятельности, умение прислушиваться друг к другу, работать в команде. Учитель с помощью данного средства обучения проверил уровень усвоения нового материала.
Урок соответствовал программным требованиям: содержание определялось по программе курса, тема выбиралась исходя из целей и задач, а также требуемых знаний и умений.
Цели и задачи урока были успешно достигнуты посредством использования таких средств обучения как презентация и раздаточный материал.
2.2.2 Применение
средств обучения на комбиниров
Комбинированный урок на тему «Понятие, сущность, элементы маркетинга».
Основной целью урока ставилось усвоение учащимися знаний по теме «Понятие, сущность, элементы маркетинга», а именно, что такое маркетинг, основные этапы становления маркетинга, функции и цели маркетинга, основные элементы маркетинга, факторы макро и макросреды фирмы.(Приложение 3)
Учителем были поставлены следующие задачи:
При проведении урока учителем соблюдалась последовательность этапов урока, которые соответствовали типу занятия.
На уроке использовались такие средства обучения как: ПК, проектор, доска, мел, презентация Power Point. Раздаточный материал: ситуационная задача, карточки с заданиями
Учитель на протяжении всей лекции использовал показ слайдов с материалом лекции, а так же с практическими заданиями. Мультимедийная форма выражения учебной информации наиболее актуальна на сегодняшний день в связи с компьютеризацией процесса образования. В целях развития личности нужна иная тактика предъявления учебного материала: она должна способствовать развитию мышления и познавательной активности, обеспечивать индивидуальную траекторию учения. В данном контексте наглядность предполагает непрерывное присутствие преподавателя, либо непосредственно управляющего процессом восприятия и переработки информации, либо виртуально – через организацию и структуру учебного материала с учетом психологических особенностей восприятия компьютерной информации. Компьютерная наглядность выступает как средство отображения через чувственное начало теоретической сущности изучаемого.самым доступным средством создания собственных компьютерных продуктов является программа Power Point – мастер создания презентаций. Учитель на данном уроке превратил презентацию в увлекательный способ вовлечения учащихся в образовательную деятельность. Причем презентация стала своеобразным планом урока, его логической структурой, т.е. она использовала на всех этапах урока: изучении нового материала или закреплении, контроля знаний и домашнего задания.