Использование театротерапии в работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 01:18, контрольная работа

Описание работы

Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве и науке привели к возникновению пограничных отраслей знаний. По мере их роста в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, исследуются особенности образовательного процесса.

Содержание работы

1. Арттерапия.
2. Театротерапия.
3. Куклотерапия.
4. Психодрама.

Файлы: 1 файл

Готово.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Арттерапия - один из методов психологической  работы, использующий возможности искусства  для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Сущность арттерапии проявляется  в реконструировании психо-травмирующей ситуации с помощью художественно  творческой деятельности, выведении  переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения.

Творческий характер занятий помогает ребенку открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими людьми и миром. Терапия творческим самовыражением не лечебна, а целебна: она направлена не на ликвидацию тех или иных симптомов и состояний, а на развитие человеком своих отношений с самим собой и миром.

В каждом человеке предполагается существование возможностей, которые можно освободить для самореализации личности. Поэтому задача арттерапии, не сделать всех художниками или танцорами, а пробудить в человеке активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей.

 

Согласно взглядам психологов, творчество - одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом и стрессом, способного сформировать поведение со стремлением к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют  свою энергию для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.

Творческий процесс способствует вытеснению, прорыву содержания комплексов в сознании и переживании отрицательных  эмоций. Это особенно важно для  детей, не имеющих возможности  выговориться, выразить свои переживания в творчестве им легче, чем о них рассказать.

Поэтому не случайно психологи рекомендуют  использовать такие занятия с  детьми в качестве корректирующего  и профилактического средства, как  своеобразный способ исключения причин эмоционального дискомфорта и психического нездоровья ребенка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Театротерапия.

 

 

 

В театре термина "театротерапия" не существует, хотя эмоциональное  воздействие на зрителя театр  в большинстве случаев производит колоссальное. Кого-то театр очищает, кого-то наполняет…, т.е. фактически театротерапия ведется.

Термин "театротерапия" появился стараниями психиатров, а если быть точнее, то создателем психодрамы Я. Л. Морено. В интервью Дж. М. Сакс Я.Л.Морено сказал: "….В психодраме мы разработали метод, посредством которого мы можем исследовать невидимую структуру. Мы можем исследовать не только взаимоотношения между людьми, мы можем исследовать вовлеченность незримых людей.

Понятие «театротерапии» состоит  из двух самостоятельных частей: «театр» и «терапия». «Википедия» дает «театру» такое обозначение: театр – это зрелище, синтез всех искусств, он включает в себя музыку, живопись, архитектуру, кинематограф, танец и многое другое. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и часто после спектакля внутри него происходят изменения. «Терапия» - это лечение, оздоровление, лекарство. Так как же связываются эти два понятия? Театр в тандеме с психологией достаточно интересен. Актёрская игра помогает понять, почувствовать, пережить все свои эмоции, переживания, ощутить  напряжение, а психология (терапия) объясняет,  что обозначают ваши эмоции, мимика, жесты, позы! Это познание самого себя через чувства!

Велико воздействие художественного  слова на чувства и мысли человека. Оно может совершить в нем душевный переворот, заставить изменить взгляды на жизнь, вызвать определенные поступки: как добрые, так и злые. Сила художественного слова увеличивается, когда оно умело соединяется с музыкой и сценическим действием. Это обнаружили еще древние эллины, которые считали театр важнейшим искусством. В древних Афинах каждый свободный гражданин полиса обязан был посещать спектакли. Театр рассматривался как школа воспитания гражданина и как средство профилактики неврозов. Во всяком случае, так думают сторонники медицинской теории «катарсиса», берущей свое начало в трудах Аристотеля. Этот философ, обладавший медицинскими познаниями, раскрывая сущность трагедии, писал, что она способствует очищению от аффектов страха и страдания, как бы «смывая» их и доставляя человеку своеобычное чувство удовлетворения, подобное тому, какое получается при разрешении горя в слезах.

Театротерапия применима для профилактики и лечения  как взрослых, так  и детей. Существуют обязательные вещи, без которых нельзя обойтись. Например, стопроцентная вера в предлагаемые обстоятельства - систему условий, в которой начинается и развивается действие. Дети легко включаются в игру, а вот взрослым бывает тяжело вызвать в себе нужные ассоциации. Тут на помощь приходят образ и логика.

Есть еще некоторые обязательные условия для успешного проведения сеанса театротерапии:

Сюжет.  Это законченная  история, то есть вся та последовательность событий, которую мы постепенно проговариваем. Начинаем с  исходного события, которое  произошло до того, как началось наше действие. Продолжаем сюжетную линию основным событием – началом основного конфликта – первого осложнения , затем идет второе осложнение и борьба, третье осложнение и способы с ним справиться, а в итоге - центральное событие – кульминация и финальное событие.

 

Конфликт - столкновение, противостояние сторон. Любой персонаж имеет свой характер, систему ценностей и  конечно, цели, к которым он движется. И всегда есть его протагонист (не обязательно еще один персонаж, это  могут быт, например, жизненные обстоятельства или силы природы). Их столкновение и движет действием.

Само же действие  - это цепь логических поступков, направленных  на достижение определенных целей. Действие можно  смело назвать основой театральной  игры.

Атмосфера – то, что облегчает вживание в образ, стимулирует воображение.  Шум моря, звуки леса, дождь и вьюга, тревожная или веселая музыка – это то, что поможет сосредоточиться на обстоятельствах и поможет развитию действия.

Лучше всего театротерапия помогает в коллективе как минимум из трех – четырех человек. Однако при желании можно заниматься индивидуально, в домашних условиях. Для этого нужно лишь немного фантазии и желание. Существуют две формы театротерапии: пассивная (участвовать в роли зрителя) и активная (быть  актером). Проблему, с помощью этого метода, можно предупредить (придумать профилактический сюжет). Например, для ребенка, который только пойдет в школу, можно придумать историю о том, как много там интересного и познавательного, настроить его на учебную волну. А можно и справляться с проблемой постфактум. Например, если ребенок чего-то боится, можно создать образ этого страха, и предложить ребенку самому сыграть его.

Профессиональные предположения  театротерапевта выходят из двойственных целей театротерапии; мы можем разделить их на:

1. искусственные:

Воспитательная драматика (драмика) – методы театральной работы с непрофесионалами; театротерапевт должен быть способным развивать  театральное мастерство клиентов адекватным способом.

Режиссура – принципы режисёрного ведения являются одним из основных моментов в театротерапевтической работе, где в принятии участия в театральном руководстве должны побуждаться и клиенты.

Драматургия – выбор  и оформление театральных пьес.

Драматизация – часто  является необходимой создать собственную театральную игру.

Актёрская подготовка (сценическое  движение, сценическая речь, введение в роль и т.д.  – это влияет на общий художественный эфект.

Сценография.

Театральная техника (осветитель, звукорежиссёр ...).

2. терапевтические:

Педагогические – знания основ  воспитания.

Специально педагогические – для  вида специфической потребности  клиента.

Психологические – над терапевтом часто понимается промежуточная  ступень между педагогом и  психологом.

Личные передположения – характерные (искренность, водержаность, целеустремлённость...), темпераментные (терпеливость, оптимизм...), общественные (сердечность, тактичность...).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Куклотерапия.

 

Каких-то полтораста лет назад куклы  были непременным атрибутом повседневного  быта наших бабушек и дедушек, неотъемлемой частью праздников, процесса воспитания детей. За всю жизнь традиционных, сделанных своими руками кукол набиралось больше ста, но их не в коем случае не выбрасывали: грех. Кукол бережно хранили, передавали из поколения в поколение, как самую большую ценность – оберег жизни. Безусловно, кукла – это часть культурного наследия России, которое незаслуженно забыто.

     Для большинства людей  кукла ассоциируется прежде всего  с детьми и детскими играми. Неслучайно эта игрушка является  непременным спутником детства. Куклы имитируют взрослый мир, подготавливая ребенка к взрослым отношениям. Поскольку кукла изображает человека, она выполняет разные роли и выступает как бы партнером ребенка. Он действует с ней так, как ему хочется, заставляя ее осуществлять свои мечты и желания. Игра в куклы выполняет серьезную социальную и психологическую функцию, воплощая и формируя определенный идеал, давая выход потаенным эмоциям.

        Куклы имеют  особое значение для эмоционального  и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных   и нравственных проявлениях, доступных его пониманию.

        В современной  практической психологии выделяют  специальное направление арт-терапии  –  куклотерапия , использующий в качестве основного приема психокоррекционного воздействия куклу как промежуточный объект взаимодействия ребенка и взрослого.

        В процессе  консультирования используются  как готовые куклы, так и  сделанные клиентом самостоятельно. При этом сам процесс изготовления является психотерапевтичным.

        Самодельная  кукла – своеобразный портрет  «мастера». Она помогает рассказать  какую-либо историю, используя  при этом художественные образы  и собственное воображение, и  как бы не от первого лица сообщить о значимых проблемах и переживаниях.

        Куклотерапевтическая  работа содействует включению  всех сенсорных систем: визуальной, аудиальной, кинестетической, полимодальной.  Занятия с куклами способствуют  развитию мелкой моторики руки, творческого воображения и речи.

        Куклотерапия  широко используется специалистами  для разрешения конфликтов, улучшения  социальной адаптации, приобретения  важных социальных навыков, в  коррекции страхов, нарушения  поведения, а также в работе  с детьми, получившими эмоциональную травму.

В современной психологии роль кукол  рассматривается в различных  аспектах. Куклы выступают атрибутом  детства, детской культуры. Так, куклы  имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.

Кукла для человека в детстве  не обязательно «дочка» или «сынок», она — партнер в общении  во всех его проявлениях. Роль куклы  заключается в диалоге, в котором происходит «замена» реального контакта с человеком на опосредованный контакт через куклу. С куклой ребенок быстрее и легче овладевает навыками общения (с игрушкой легче разговаривать); сегодня куклами лечат заикание, нарабатывают моторику кисти, «рукой учат голову».

Куклотерапия — это метод  лечения с помощью кукол. Возможности  куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения  ребенка, достижение эмоциональной  устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок — родитель.

Люди издавна верили, что кукла  обладает таинственной мистической  силой, и сверхъестественными возможностями. Они использовали кукол в обрядах  изгнания болезней. Например, в Японии есть известный обряд, во время которого на куклу «сбрасывают» недуги ее больного владельца. После этого куклу сажают в бумажный кораблик и пускают в плавание. Со временем кораблик размокает, и кукла вместе со всеми болезнями человека тонет. Аналогичные обряды есть у народов России. Существует легенда о том, что однажды зимой в крестьянской семье, жившей в лесной избе, заболел ребенок. Мальчик угасал и все спрашивал, когда придет лето. Отец, чтобы облегчить страдания сына, вырезал из сосны птиц и развесил их по избе. Сын увидел их, попросил есть и начал выздоравливать.

Информация о работе Использование театротерапии в работе социального педагога