Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 01:18, контрольная работа
Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве и науке привели к возникновению пограничных отраслей знаний. По мере их роста в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, исследуются особенности образовательного процесса.
1. Арттерапия.
2. Театротерапия.
3. Куклотерапия.
4. Психодрама.
Арттерапия - один из методов психологической работы, использующий возможности искусства для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.
Сущность арттерапии проявляется
в реконструировании психо-
Творческий характер занятий помогает ребенку открывать в себе что-то новое, лучше понимать себя, развивать свои отношения с другими людьми и миром. Терапия творческим самовыражением не лечебна, а целебна: она направлена не на ликвидацию тех или иных симптомов и состояний, а на развитие человеком своих отношений с самим собой и миром.
В каждом человеке предполагается существование возможностей, которые можно освободить для самореализации личности. Поэтому задача арттерапии, не сделать всех художниками или танцорами, а пробудить в человеке активность, направленную на реализацию его предельных творческих возможностей.
Согласно взглядам психологов, творчество - одно из средств преодоления страха, возникающего в связи с конфликтом и стрессом, способного сформировать поведение со стремлением к реализации личности. Творческие люди лучше концентрируют свою энергию для преодоления препятствий и решения внутренних и внешних конфликтов.
Творческий процесс
Поэтому не случайно психологи рекомендуют использовать такие занятия с детьми в качестве корректирующего и профилактического средства, как своеобразный способ исключения причин эмоционального дискомфорта и психического нездоровья ребенка.
В театре термина "театротерапия"
не существует, хотя эмоциональное
воздействие на зрителя театр
в большинстве случаев
Термин "театротерапия" появился стараниями психиатров, а если быть точнее, то создателем психодрамы Я. Л. Морено. В интервью Дж. М. Сакс Я.Л.Морено сказал: "….В психодраме мы разработали метод, посредством которого мы можем исследовать невидимую структуру. Мы можем исследовать не только взаимоотношения между людьми, мы можем исследовать вовлеченность незримых людей.
Понятие «театротерапии» состоит из двух самостоятельных частей: «театр» и «терапия». «Википедия» дает «театру» такое обозначение: театр – это зрелище, синтез всех искусств, он включает в себя музыку, живопись, архитектуру, кинематограф, танец и многое другое. Основным средством выразительности является актер, который через действие, используя разные формы существования, доносит до зрителя суть происходящего на сцене. Театр считается самым сильным средством влияния на человека, поскольку, видя происходящее на сцене, зритель ассоциирует себя с тем или иным персонажем, и часто после спектакля внутри него происходят изменения. «Терапия» - это лечение, оздоровление, лекарство. Так как же связываются эти два понятия? Театр в тандеме с психологией достаточно интересен. Актёрская игра помогает понять, почувствовать, пережить все свои эмоции, переживания, ощутить напряжение, а психология (терапия) объясняет, что обозначают ваши эмоции, мимика, жесты, позы! Это познание самого себя через чувства!
Велико воздействие
Театротерапия применима для профилактики и лечения как взрослых, так и детей. Существуют обязательные вещи, без которых нельзя обойтись. Например, стопроцентная вера в предлагаемые обстоятельства - систему условий, в которой начинается и развивается действие. Дети легко включаются в игру, а вот взрослым бывает тяжело вызвать в себе нужные ассоциации. Тут на помощь приходят образ и логика.
Есть еще некоторые
Сюжет. Это законченная история, то есть вся та последовательность событий, которую мы постепенно проговариваем. Начинаем с исходного события, которое произошло до того, как началось наше действие. Продолжаем сюжетную линию основным событием – началом основного конфликта – первого осложнения , затем идет второе осложнение и борьба, третье осложнение и способы с ним справиться, а в итоге - центральное событие – кульминация и финальное событие.
Конфликт - столкновение, противостояние сторон. Любой персонаж имеет свой характер, систему ценностей и конечно, цели, к которым он движется. И всегда есть его протагонист (не обязательно еще один персонаж, это могут быт, например, жизненные обстоятельства или силы природы). Их столкновение и движет действием.
Само же действие - это цепь логических
поступков, направленных на достижение
определенных целей. Действие можно
смело назвать основой
Атмосфера – то, что облегчает вживание в образ, стимулирует воображение. Шум моря, звуки леса, дождь и вьюга, тревожная или веселая музыка – это то, что поможет сосредоточиться на обстоятельствах и поможет развитию действия.
Лучше всего театротерапия помогает в коллективе как минимум из трех – четырех человек. Однако при желании можно заниматься индивидуально, в домашних условиях. Для этого нужно лишь немного фантазии и желание. Существуют две формы театротерапии: пассивная (участвовать в роли зрителя) и активная (быть актером). Проблему, с помощью этого метода, можно предупредить (придумать профилактический сюжет). Например, для ребенка, который только пойдет в школу, можно придумать историю о том, как много там интересного и познавательного, настроить его на учебную волну. А можно и справляться с проблемой постфактум. Например, если ребенок чего-то боится, можно создать образ этого страха, и предложить ребенку самому сыграть его.
Профессиональные
1. искусственные:
Воспитательная драматика (драмика) – методы театральной работы с непрофесионалами; театротерапевт должен быть способным развивать театральное мастерство клиентов адекватным способом.
Режиссура – принципы режисёрного ведения являются одним из основных моментов в театротерапевтической работе, где в принятии участия в театральном руководстве должны побуждаться и клиенты.
Драматургия – выбор и оформление театральных пьес.
Драматизация – часто является необходимой создать собственную театральную игру.
Актёрская подготовка (сценическое движение, сценическая речь, введение в роль и т.д. – это влияет на общий художественный эфект.
Сценография.
Театральная техника (осветитель, звукорежиссёр ...).
2. терапевтические:
Педагогические – знания основ воспитания.
Специально педагогические – для вида специфической потребности клиента.
Психологические – над терапевтом часто понимается промежуточная ступень между педагогом и психологом.
Личные передположения – характерные (искренность, водержаность, целеустремлённость...), темпераментные (терпеливость, оптимизм...), общественные (сердечность, тактичность...).
Каких-то полтораста лет назад куклы
были непременным атрибутом
Для большинства людей
кукла ассоциируется прежде
Куклы имеют
особое значение для
В современной
практической психологии
В процессе
консультирования используются
как готовые куклы, так и
сделанные клиентом
Самодельная
кукла – своеобразный портрет
«мастера». Она помогает
Куклотерапевтическая
работа содействует включению
всех сенсорных систем: визуальной,
аудиальной, кинестетической,
Куклотерапия
широко используется
В современной психологии роль кукол рассматривается в различных аспектах. Куклы выступают атрибутом детства, детской культуры. Так, куклы имеют особое значение для эмоционального и нравственного развития детей. Ребенок переживает со своей куклой события собственной и чужой жизни в эмоциональных и нравственных проявлениях, доступных его пониманию. Кукла или мягкая игрушка — заменитель реального друга, который все понимает и не помнит зла. Поэтому потребность в такой игрушке возникает у большинства детей, иногда она сохраняется и у подростков, и не только у девочек, но и у мальчиков.
Кукла для человека в детстве
не обязательно «дочка» или «
Куклотерапия — это метод лечения с помощью кукол. Возможности куклотерапии позволяют решить разные важные коррекционные задачи, например: расширение репертуара самовыражения ребенка, достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции, коррекция отношений в системе ребенок — родитель.
Люди издавна верили, что кукла
обладает таинственной мистической
силой, и сверхъестественными
Информация о работе Использование театротерапии в работе социального педагога