Использование театротерапии в работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 01:18, контрольная работа

Описание работы

Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве и науке привели к возникновению пограничных отраслей знаний. По мере их роста в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, исследуются особенности образовательного процесса.

Содержание работы

1. Арттерапия.
2. Театротерапия.
3. Куклотерапия.
4. Психодрама.

Файлы: 1 файл

Готово.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Тема. Использование театротерапии  в работе социального педагога..

 

  1. Арттерапия.
  2. Театротерапия.
  3. Куклотерапия.
  4. Психодрама.

 

 

  1. Арттерапия..

 

Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве и науке  привели к возникновению пограничных  отраслей знаний. По мере их роста в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, исследуются особенности образовательного процесса.

Познание мира ребенком происходит на всем пути его развития в процессе обучения и воспитания в культурно-образовательном  пространстве. Как отметил Выготский  Л.С. особое значение в формировании субкультуры личности ребенка представляется средствам искусства. Среди многочисленных течений современной педагогики наиболее интересным и плодотворным является воспитание и оздоровление детей художественной культурой. Совершенствование существующих и создание новых эффективных средств и методов, повышающих резервные возможности организма человека, являются актуальной проблемой. Взоры многих современных исследователей все чаще обращаются в сторону различных видов искусства в качестве адаптационных, профилактических, лечебных, коррекционных средств.

Арттерапия - использование художественного  творчества и иных форм экспрессии с терапевтической целью.

Техники арттерапии показали свою высокую  эффективность при решении широкого спектра проблем: внутри- и межличностные  конфликты, кризисные состояния, в  том числе экзистенциальные и возрастные кризисы, травмы, потери, ПТСР, невротические и психосоматические расстройства, в консультировании и терапии детей и подростков.

Термин «арттерапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938). Это словосочетание использовалось по отношению ко всем видам занятий искусством, которые проводились в больницах и центрах психического здоровья в работе с тяжело больными пациентами. В настоящее время терапия искусством используется для оказания психологической помощи более широкому контингенту клиентов. Понятие «арттерапия» имеет несколько значений:

1) рассматривается как совокупность  видов искусства, используемых  в лечении и коррекции;

2) как комплекс арттерапевтических  методик;

3) как направление психотерапевтической  и психокорррекционной практики;

4) как метод арттерапия используется  как самостоятельно, так и в  сочетании с медикаментозными, педагогическими  средствами.

Арттерапия - специализированная форма  психотерапии, основанная на занятиях искусством и любой творческой деятельности с введением элементов психодиагностики и психокоррекции, для достижения положительных изменений в интеллектуальном, социальном, эмоциональном и личностном развитии человека.

Коррекционные возможности арттерапии связаны с предоставлением личности возможности для самовыражения и самореализации в продуктах творчества, утверждением и познанием своего «Я». В качестве еще одного возможного коррекционного механизма может быть рассмотрен сам процесс творчества как исследование реальности, познание новых, прежде скрытых от исследователя, сторон и создание продукта, воплощающего эти отношения.

Арттерапия может использоваться как в виде основного метода, так  и в качестве одного из вспомогательных  методов. Выделяют два основных механизма  психологического коррекционного воздействия, характерных для метода арттерапии.

Первый механизм состоит в том, что искусство позволяет в  особой символической форме реконструировать конфликтную травмирующую ситуацию и найти ее разрешение через переструктурирование этой ситуации на основе креативных способностей субъекта.

Второй механизм связан с природой эстетической реакции, позволяющей  изменить действие «аффекта от мучительного к приносящему наслаждение».

Арттерапия представляет собой  совокупность психокоррекционных методик, имеющих различия и особенности, определяющиеся как жанровой принадлежностью к определенному виду искусства, так и направленностью технологий психокоррекционного лечебного применения.

Сущность арттерапии состоит в  терапевтическом и коррекционном  воздействии искусства на человека и проявляется в реконструировании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельности, а также создании новых позитивных переживаний, рождении креативных потребностей и способов их удовлетворения, а также помогает развить художественные способности, повысить самооценку, выявить скрытые таланты пробудить творческие силы, спонтанность, оригинальность мышления.

Преимущества арттерапевтического метода:

-   арттерапевтические техники  дают возможность безболезненного  доступа к глубинному психологическому  материалу, стимулируют проработку  бессознательных переживаний, обеспечивая  дополнительную защищенность и  снижая сопротивление изменениям.

-        через работу  с многогранными и неисчерпаемыми  символами искусства развиваются  ассоциативно-образное мышление, а  также блокированные или слаборазвитые  системы восприятия.

-        арттерапия  находится вне повседневных стереотипов,  а значит, расширяет жизненный опыт, добавляет уверенности в своих силах. Чем лучше человек умеет выражать себя, тем полноценнее его ощущение себя неповторимой личностью.

-        арттерапия  формирует творческое отношение  к жизни с ее проблемами  и «зигзагами судьбы», умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.

-        интеграция  различных психических функций задействует весь потенциал человека для целенаправленной реконструкции личности. Человек открывает общие закономерности творческого процесса как в искусстве, так и в жизни, и постепенно два понятия соединяются в одно - искусство жить, то есть умение складывать из мозаики событий, явлений, представлений цельную картину окружающего мира, вносить порядок в хаос и сделать из него нечто, имеющее смысл.

В последние годы интерес специалистов к механизму воздействия искусства  на ребёнка неуклонно растет. Современная психология и педагогика в значительной степени ориентирована на использование в коррекционной работе различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребёнка, его культурного развития. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные и нравственные аспекты и воздействуют на нравственные и духовные становления личности.

Большинство детей, нуждающихся в  помощи, обычно имеют одну особенность: выраженное в той или иной степени  нарушение способности к установлению контактов. Для установления контактов необходимы: осязание, слух, обоняние, вкус и зрение, мимика, жесты и слова. Дети с болезненными явлениями не могут эффективно осуществлять одну или более функций обеспечивающих возможность их контакта с взрослыми людьми, другими детьми и своим окружением в целом.

Основываясь на коррекционно-личностном и деятельностном подходах в развитии, арттерапия преследует одну цель - гармоничное  развитие ребёнка, расширение возможностей его социальной адаптации посредством искусства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде.

Несмотря на простоту и доступность  метода это глубокая и серьезная  форма психотерапии, имеющая свои показания, к которым, например, относятся: неврозы, повышенная тревожность, страхи, низкая самооценка, трудности взаимоотношений с окружающими, депрессии, стрессовые ситуации (в т.ч. семейные).

В работе с детьми очень важно  использовать гибкие формы психотерапевтической работы. Арттерапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом. Арттерапевтические методики позволяют погружаться в проблему настолько насколько человек готов к ее переживанию. Сам ребенок, как правило, даже не осознает то, что с ним происходит.

Поскольку арттерапия обеспечивается воздействием средствами искусства, то ее систематизации основываются, прежде всего, на специфике видов искусства.

В настоящее время арттерапия в  широком понимании включает в себя: собственно арттерапию (визуальные виды искусства), изотерапию (лечебное воздействие средствами изобразительного искусства: рисованием, лепкой, декоративно-прикладным искусством и др.), библиотерапию (лечебное воздействие чтением), иммаготерапию (лечебное воздействие через образ, театрализацию), музыкотерапию (лечебное воздействие через восприятие музыки), вокалотерапию (лечение пением), кинезитерапию (танцетерапия, хореотерапия, коррекционная ритмика - лечебное воздействие движениями).

В результате воздействия названных  форм арттерапии дети становятся более  раскрепощенными и общительными, при этом у них коррегируются  нарушенные психические и физические функции.

В развитых странах мира в профилактике и лечении заболеваний у детей  большое значение придается искусству и игровой деятельности.

Дети дошкольного и младшего школьного возраста не осознают свои психологические проблемы как что-то мешающее им жить. Вот если малыш  заикается - тогда да, он может это  понять, особенно когда его начинают дразнить. Дошкольник, страдающий энурезом, тоже может осознавать свою проблему и переживать. Но если ребенок, к примеру, застенчив, то часто он это вроде бы и не хочет преодолевать и даже пользуется этим, отказываясь общаться со сверстниками. Живет как бы сам по себе. Другое дело, когда он преодолевает эту застенчивость и оказывается, что он с удовольствием общается. И вот посредством арттерапии, когда внимание ребенка отвлечено игрой, через проработку в игровой форме тех или иных задач можно добиться куда больших результатов, нежели в разговоре с врачом, психологом. Потому что игра - это основная сфера деятельности ребенка. Стимулировать его к игре не приходится, и он делает это с удовольствием.

Показаниями для проведения арттерапий являются:

- трудности эмоционального развития, стресс, депрессия, снижение эмоционального тонуса, лабильность, импульсивность эмоциональных реакций;

- эмоциональная денривация детей,  переживание ребенком эмоционального  отвержения и чувства одиночества;

- наличие конфликтных межличностных отношений, неудов-летворительность внутрисемейной ситуацией, ревность к другим детям в семье;

- повышенная тревожность, страхи, фобические реакции;

 

- негативная «Я» концепция, низкая, дисгармоничная, искаженная самооценка, низкая степень самоприятия;

- некоординированное подергивание  различных мышц (нервный тик);

- асимметричные, некоординированные, резкие движения;

- тремор (дрожание) пальцев рук;

-дисгармоничная, адиалогичная, красноязычная  речь, в том числе различные  дисартрические нарушения (заикание и др.)

Сочетание на занятиях методов арттерапии с игровыми моментами является наиболее оптимальным вариантом в коррекционной  работе с детьми.

При этом каждый педагог должен учитывать, что в данной работе лежит целая  система побуждений ребенка:

- стремление субъекта выразить  свои чувства, переживания во  внешней действенной форме;

- потребность вступить в коммуникацию  с другими детьми, используя продукты  своей деятельности;

- потребность понять и разобраться  в том, что происходит в себе;

- стремление к исследованию окружающего мира через символизацию его в особой форме, конструирование мира в виде рисунков, сказок, историй, различных поделок и т.п.

При использовании арттерапии необходимо учитывать возраст ребенка. Поскольку  в возрасте от 3 до 5 лет дети еще только овладевают способами изобразительного искусства, а символическая деятельность у них находится в начале своего развития, применение арттерапевтических методов оказывается недостаточно эффективным. Здесь должны преобладать игровые методы коррекционной работы, а изобразительное и другие виды искусства - органически включаться в контекст игровых заданий.

В среднем школьном и подростковом возрасте потребность в самовыражении, а затем потребность в самопознании и утверждении своей личности приобретают особую значимость. В этом возрасте арттерапия представляет благоприятные возможности для реализации этих потребностей, и которая является оптимальной формой проведения коррекционной работы.

Используя арттерапевтические методы в художественно-прикладной деятельности, нужно иметь в виду, что каждый изобразительный материал задает определенный диапазон возможных способов действия с ним, стимулирует ребенка к определенным видам активности. Подбирая изобразительный материал к каждому занятию в соответствии с его задачами и индивидуально-психологическими особенностями детей, педагог может в какой-то мере управлять активностью ребенка.

Информация о работе Использование театротерапии в работе социального педагога