Использование театротерапии в работе социального педагога

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2013 в 01:18, контрольная работа

Описание работы

Интегративные процессы, происходящие в обществе, искусстве и науке привели к возникновению пограничных отраслей знаний. По мере их роста в области педагогики и психологии, распространения педагогической мысли создаются новые концепции воспитания, разрабатываются стандарты образования, изучаются теоретические основы и технологии воспитания детей, исследуются особенности образовательного процесса.

Содержание работы

1. Арттерапия.
2. Театротерапия.
3. Куклотерапия.
4. Психодрама.

Файлы: 1 файл

Готово.doc

— 263.00 Кб (Скачать файл)

Методика позволяет работать с  детьми самого разного возраста: от четырёх до четырнадцати.

  абота с куклами начинается уже на этапе диагностики. Перед ребёнком раскладывают куклы: Медведь, зайчик, волк, мальчик, мужчина, женщина, девочка, малыш, баба-яга, клоун, непонятная фигура с глазами.

Ребёнку предлагается выбрать понравившуюся  куклу, взять её и зайти с ней  за ширму. Уже сам выбор игрушки  может о многом рассказать. Если ребёнок выбирает зайчика, можно  заподозрить у него страхи, особенно если он про них не говорит. Если выбирает волка- можно предположить проявление агрессивности, непонятную фигуру с глазами часто выбирают расторможенные психопаты. Когда выбор сделан, с куклой на ширме разворачивается диалог. Можно порекомендовать приблизительный перечень вопросов:

Ты кто? Где ты живёшь? С кем  ты живёшь? Где твои родители? Большой  ты или маленький? Чем любишь заниматься? Если выбрано животное: У вас в  лесу есть кто-нибудь страшный? Чем  ты питаешься? За тобой гоняются? Тебя кто-нибудь защищает? Есть ли у вас в лесу школа? А если можно было бы не ходить, ты ходил бы в школу? Есть ли у тебя друзья? Во что вы играете? Кто обычно выигрывает? А если проигрываешь- расстраиваешься? Что бы ты попросил у волшебника?

  ечение по этой методике состоит из двух этапов.

Первый этап условно называется «Лечебные этюды» и длится почти  три недели, в течении которых  проходят восемь занятий. Большое внимание уделяется работе дома, где дети вместе с родителями репетируют те сценки, которые им задают терапевты. Хотя работа проводится в группе, дети уже со второго занятия получают  индивидуальные задания, то есть идут по индивидуальной программе.

Для примера приведем этюд для работы с такой проблемой, как ревность:

Хозяин с собакой и щенком пошел в «детский мир». Он сказал, что каждому купит игрушку, которую они выберут. Собака выбрала красивый корабль и представляла, как они с хозяином будут в него играть. И тут собака увидела, что щенок выбрал красивую маленькую машинку.

- Я хочу такую же, - сказала собака хозяину.

- ты же выбрала корабль, - сказал  хозяин.

- А я хочу и корабль, и  машину, - ответила собака.

- Ну мы же договорились, - сказал  хозяин.

- А я хочу, хочу, - заныла собака.

- Хорошо, я  куплю тебе машину, как у щенка,  а корабль купим потом, - сказал хозяин.

- Нет, я  хочу сейчас, - зарыдала собака, - ты меня не любишь.

Она стала кататься по полу, выть, потом  сбила прилавок с машинками и  закричала: «так пусть не достаются  никому».

 

Хозяину стало стыдно за такое поведение  собаки и в итоге они ушли из магазина вообще без игрушек. А дома у них состоялся разговор.

Какой разговор у них состоялся  дома необходимо дописать ребенку совместно  с родителями.

Все занятия проходят вместе с родителями, и родители не просто присутствуют, а самым активным образом включаются в происходящее. На этом же этапе происходит выделение патологической доминанты (главной поломки, которая мешает ребенку жить). И начинается не устранение, не искоренение порока или пороков, а повышение их уровня. Схематично это можно выразить так: порок - маленькая слабость - достоинство.

Второй этап - это лечебный спектакль.

Многим здоровым взрослым хочется  побыть на сцене, а представляете, как  этого жаждет больной ребёнок, остро  нуждающийся в гиперкомпенсации?! Репетиции длятся около месяца, иногда полтора. Куклы, декорации, костюмы и прочие атрибуты участники спектакля делают сами. Родители тоже принимают участие в спектакле, и конечно, их роли разрабатываются так же тщательно, как и детские.

На втором этапе продолжается, уже на более глубинном уровне, работа с патологической доминантой. К концу второго этапа сквозь типаж проступает доминирующая личность. Это можно сравнить с гусеницей, которой надо сначала окуклиться, чтобы превратиться в бабочку. А потом, воспаряя, бабочка оставляет на земле ненужную ей больше оболочку - кокон. То же самой происходит с окрепшей, окрылённой душой.

Очень давно применяют перчаточных  кукол в своей работе учителя  начальных классов и воспитатели  детских садов. На первых занятиях дети знакомятся с забавным кукольным персонажем Незнайкой и отправляются вместе с ним в путешествие в мир знаний.

На математике он вместе с ними осваивает навыки счета, может ошибаться, а задача детей его поправлять. Может Незнайка  участвовать и  в библиотечных уроках для первоклассников, где он знакомит с правилами пользования библиотекой, учит, как надо обращаться с книгами.

Куклы могут служить и наглядным  пособием. Ребята рассматривают и  описывают их внешность, одежду, определяют характер. На математике мешать детям и Незнайке может коварная Баба-Яга.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Психодрама.

 

Психодрама - это игровой метод, который применяется в психотерапии и обучении. В основе метода заложена природная способность человека к игре и перевоплощению. Благодаря  ролевой игре человек может заново пережить характерные и неспецифические для него модели поведения.

  ктивное участие в процессе, вовлечение в игровой настрой дают отличный эффект, позволяя добраться до глубинных слоев психики и высвободить потенциал человека.

 Метод был предложен предложен  психологом и социологом Якобом  Мореном в 20-х годах ХХ столетия. Впервые методика была продемонстрирована  на подмостках венского театра, под видом экспериментальной  постановки, в ходе которой актеры  импровизировали, а зрители активно вовлекались в процесс. Постановка провалилась и была безжалостно осуждена критиками, однако, первый опыт дал развитие целой теории, которая впоследствие получила название психодрамы.

Психодрама — групповой метод, поэтому ее часто путают с тренингами. Действительно, и тот, и другой методы способствуют обучению новым схемам поведения. Но психодрама, по сравнению с тренингом, ретроспективна. Она обращается к прошлому, тогда как тренинг — к будущему. В ходе психодраматической терапии раскрываются внутриличностные особенности и переживания, комплексы и фобии, скрытые влечения личности. Как метод арт-терапии, психодрама призвана переводить бессознательные элементы личности в область сознательных. Помимо этого механизма, в психодраме активно воздействуют на личность:

Проигрывание роли других людей, находящихся  в группе, предметов одежды и обстановки, их окружающих; проигрывание ситуаций из их жизни 

Конечно, психодраматическая терапия  с детьми дошкольного возраста весьма специфична. Здесь возникает целый  ряд сложностей, начиная с банальных принципов групповой работы и кончая обратной связью. Время проведения сеанса психодрамы для малышей и численность группы значительно меньше, чем у взрослых (время — до 50 минут, численность 4-5 человек; варьируются в зависимости от возраста). Многие авторы считают, что психодраматическая терапия с дошкольниками теряет много полезных ортодоксальных приемов, которые не применимы к ребенку 3 — 5 лет. Однако опытные терапевты, работающие в этой области, полагают, что, кроме физиологических параметров (к примеру, перерывы на еду и туалет), разницы между взрослой и детской психодрамой нет. Главное — говорить на языке ребенка.

Специфичность работы с детьми обусловлена  общими особенностями их развития на данном жизненном этапе. Это и неустойчивость психики, и неразвитые процессы торможения и волевые процессы, и эгоцентризм (ребенок не включает себя в систему мира). Помимо общих особенностей не будем забывать и о том, что на психокоррекцию, в основном, приводят детей с различными проблемами, которые также отражаются на поведении ребенка. Большую трудность составляют уже проявляющиеся акцентуации характера малыша (тест акцентуаций детский вариант). Детям, к примеру, шизоидного типа трудно сосредоточиться на процессе, а психастенику сложно выдержать эмоциональное напряжение, неизбежно появляющееся в психодраматическом сеансе при вскрытии проблем.

Часто психодраматические сеансы с  дошкольником проводятся один на один с терапевтом, а роль второстепенных "я" играют куклы из кукольного театра и игрушки. Такой индивидуальный подход применяется в тяжелых случаях, когда ребенок не способен работать в группе. Впоследствии, по мере улучшения психического здоровья, он включается в групповую терапию.

Какие же приемы и техники психодрамы применяются в работе с детьми дошкольного возраста?

Проецируем переживания

Основной является техника проекции, при применении которой ребенок  включает людей, так или иначе  связанных с его проблемой, в  придуманный им самим сюжет. Часто, начиная, с сюжета известных сказок, малыш переключает внимание на ключевые фигуры, которые символизируют причину его переживаний. Сюжет меняется по ходу действия представления, указывая терапевту основные точки соприкосновения проблемы с личностью. Зачастую, ребенок просто начинает копировать схемы поведения, отработанные ранее.

К примеру, дети, пострадавшие от насилия  в семье, начинают воспроизводить сцены  насилия, при этом они ведут себя всегда одинаково. Здесь важно дать ребенку понять, что существуют и  другие варианты действия в такой ситуации. В литературе описан случай, когда маленькая девочка проигрывала случай сексуального домогательства к ней со стороны отца. Сначала изображая себя, по ходу разыгрывания сцены она захотела поменяться ролями с терапевтом. Ребенок буквально на несколько секунд онемел, когда получил в ответ на страшные речи своего отца, которого он изображал, не хныканья, а суровый отпор, уверенный взгляд и твердые интонации. Девочка поняла, что схему поведения можно менять. Кстати, это хороший пример объяснения ребенку сложных вещей на его языке.

Меняемся ролями

Такая техника намного легче  применяется у дошкольников, чем  у взрослых, ввиду детской непосредственности и раскрепощенности. Детишек из группы просят изобразить друг друга. Казалось бы, насколько простое задание, с которым дети справляются и в повседневных своих играх. Но, видя себя со стороны, даже ребенок может многое осознать. Кроме того, играющий его роль другой малыш (или психотерапевт) может генерировать новые способы поведения (как в случае с девочкой, описанном выше).

Изменяем статусы

Так называемая техника символической  дистанции применяется в случаях, когда у ребенка имеется неудовлетворенная  потребность в авторитете, в случаях  агрессии по отношению к родителям  и другим взрослым.

В статьях на эту тему упоминается пятилетний мальчик, который сознательно бил свою мать. На психодраматическом сеансе ему была дана роль немого принца, мать которого была королевой большой страны. Таким образом, и ребенку, и матери был придан социальный статус, который не позволял мальчику бить мать, так как "принц не бьет королеву". Немота принца — специально заданные условия для большей эмоциональной напряженности. Обычно ребенок выражал эмоции кулаками, здесь же он не мог ни сказать, ни ударить. Постепенно снижая статусы, сближая их с реальной жизнью, мальчик научился играть самого себя, не бьющим свою маму.

Помимо основных техник (кроме описанных  выше применяются многие другие и  разрабатываются новые) существуют также определенные приемы, используемые в начале коррекции, по типу разминки. К примеру, для высвобождения агрессии по отношению к источнику проблемы используются различные предметы, отождествляемые с этим источником. "Выгнать собственных демонов из укрытий" — первоначальный смысл психодрамы как психотерапевтического метода. В статье, посвященной психодраме, описывается такой случай. "Разве можно бить ногой подушку?" — спрашивал во время терапевтической сессии один тревожный (тест личностной тревожности) пятилетний мальчик. Терапевт не только подтвердила, что можно, но и помогла ему сильнее ударить. "На кого мы так злимся?" — спросила она, едва переводя дыхание, после того как они вдоволь наколотили подушку. "На моего папу и на все это", — ответил малыш, впервые начав разговор "обо всем этом".

 

 

 

 

Литература

 

Библиотерапия (библиогр. список) // Мир библиографии. – 2001. – № 1. – С. 64.

Артпедагогика и арттерапия в спец. образовании: учебное пособие. –  М.: Академия, 2001. – 248 с.

Официальное признание концепции  подготовки специалистов-библиотерапевтов // НТБ. – 2002. – № 7. – С.97–100.

Вокалотерапия // Народное творчество. –2002. – № 6. – С. 44–45.

Тренинг по сказкотерапии: сб. программ по сказкотерапии под редакцией  Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. – Спб: Речь, 2002. – 253с.

Тема номера: сказкотерапия // Школьный психолог: прил. к газ. « Перв. сент.». – 2005. – № 9. – С. 1–47.

Доброе сердце: занятие по сказкотерапии  «Слоненок Кузя» (на основе сказки М. Полунина) // Здоровье детей: прил. к  газ. « Перв. сент.». – 2003. – № 24. –  С. 22.

Абрамова, Т. Портреты оживают: Арттерапия / Т. Абрамова // Будь здоров. – 2003. – №5. – С. 81–86.

Берегулина, А. Е. Применение интегрированной  арт-терапии (драма, танец, движение) в  комплексе лечения душевнобольных / А. Е. Берегулина // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 122–124.

Бетенски, М. Что ты видишь?: новые  методы арт-терапии / М. Бетенски. –  М.: Эксмо-пресс. – 251 с.

Васильев, В. В. « Арт. терапия» в  специальном образовании // Педаг. образование и наука. – 2005. – № 5. – С. 67–71.

Вачков, И. Как закончить сказку? / И. Вачков // Школьный психолог: прил. к  газ. «Перв. сент.». – 2001. – №38. –  С. 16.

Вачков, И. Введение в психологию сказки? / И. Вачков // Школьный психолог: прил. к газ. «Перв. сент.». – 2001. – № 16. Окончание. Начало: №12, 2001.

Вачков, И. Сочиняем сказки (сказкотерапевтический  тренинг) / И. Вачков // Школьный психолог: прил. к газ. «Перв. сент.». – 2003. –  № 19. – С. 16.

Вачков, И. Сказка в гостях у психологии. Психологические техники: Сказкотерапия / И. Вачков // Школьный психолог: прил. к газ. «Перв. сент.». – 2003. – № 21. – С.15.

Вачков, И. Деревья – характеры  из волшебного леса / И. Вачков // Школьный психолог. – 2004. – № 5. – С. 30–31.

Вачков, И. Психологи пишут сказки / И. Вачков //Школьный психолог: прил. к  газ. «Перв. сент.». – 2003. – № 46. –  С. 8–9.

Гавриченко, О. В. К проблеме применения метода сказкотерапии в психолого-педагогической работе с детьми / О. В. Гавриченко // Журнал прикладной психологии. – 2003. – № 6. – С. 21–25.

Говоров, Н. С. Медицинская эстетика и лечебно-профилактический театр / Н. С. Говоров // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей  с особыми потребностями: Материалы  междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 3–14.

Гопина А.В. Путешествие в сказку /

Л.В Чукова // Внешкольник. – 2002. –  №1. – С. 19–20.

Грецов, А. Г. Применение арт. терапии  в психолог. тренингах со старшеклассниками  и студентами / А. Г. Грецов // Психология  школы. – 2004. – № 3. – С. 74–79.

Григорьев, В. И. Арт-терапия на занятиях лепкой как один из методов развития речи у детей с нарушением слуха / В. И. Григорьев // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей  с особыми потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 38–40.

Долгоаршинных, Н.В. Чудесный мир сказки на уроках изобразит. искусства / Н. В. Долгоаршинных // Школа. – 2001. – № 4. – С. 61–65.

Дрешер, Ю. Кого и как лечит книга. Современное состояние библиотерапии за рубежом / Ю. Дрешер // Библиотека. – 1999. – № 3. – С. 68–70.

Дрешер, Ю. Роль библиотекаря в сохранении здоровья : психотерапевтическая составляющая оздоровитительного процесса / Ю. Дрешер // Библиотечное дело. – 2005. – № 10. – С. 7–8.

Дрешер, Ю. Врачевание книгой: концепция  подготовки библиотерапевта / Ю. Дрешер // Библиотечное дело. – 2003. – № 12. –  С. 7–10.

Дробжева, О. Ф. Использование игротерапии  для установления контакта с аутичными  детьми / О. Ф. Дробжева // Психологическая газета. – 2004. – № 7-8 (июль-август). –  С. 37–39.

Дружкин, Ю. Портреты оживают: арт-тренинг / Ю. Дружкин // Будь здоров. – 2003. – №5. – С. 76–79.

Ещенко, Н. Техника безопасности в  арт. терапии / Н. Ещенко // Шк. психолог. – 2006. – № 10. – С. 4–7.

Жукова, И. Арт-терапия в детском  доме / И. Жукова // Школьный психолог. – 2001. – № 40. – С. 12–13.

Зауторова, Э. В. Роль искусства и  арт. терапии в профилактике и  коррекции девиантного поведения / Э. В. Зауторова // Вестник психосоциальной и коррекцион.-реабилитацион. работы. – 2005 – № 1. – С. 20–48.

Зинкевич-Евстигнеева, Т. Основы сказкотерапии / Т. Зинкевич-Евстигнеева / Школьный психолог: прил. к газ. «Перв. сент.». – 2001. –  № 26. – С. 5–12.

Зинкевич-Евстигнеева, Т. Рисунок в  психодиагностике: Статья из цикла "Психодиагностика и коррекция в сказкотерапии" / Т. Зинкевич-Евстигнеева, Д. Кудзилов // Школьная психология: прил. к газете «Перв. сент.». – 2003. – № 43. – 8–9.

Зинкевич-Евстигнеева, Т. След печали: Из цикла статей "Психодиагностика и коррекция в сказкотерапии" / Т. Зинкевич-Евстигнеева, Е. Тихонова // Школьный психолог: прил. к газ. «Перв. сент.». – 2004. – №3. – С. 14–17.

Зинкевич-Евстигнеева, Т. В состоянии  готовности: Из цикла статей "Психодиагностика и коррекция в сказкотерапии" / Т. Зинкевич-Евстигнеева, Е. Тихонова // Школьный психолог: прил. к газ. "Перв. сент.". – 2004. – № 7. – С. 12–13.

Зинкевич-Евстигнеева, Т. Школа волшебников:Программа  по фор.-ю системы ценностей , положительного образа будущего и конст.-го целеполагания / Т. Зинкевич-Евстигнеева // Школльный психолог: прил. к газ. « Перв. сент.». – 2003. – № 47. – С. 2–31.

Зинкевич-Евстигнеева, Т. Бесценная  инф.-ция: Из цикла статей «Психодиагностика  и коррекция в сказкотерапии» / Т. Зинкевич-Евстигнеева // Школьный психолог.: прил. к газ. «Перв. сент.». – 2004. – № 1. – С. 16–19.

Зинкевич-Евстигнеева, Т. Шесть шляп мышления (игротерапевтический практикум) / Т. Зинкевич-Евстигнеева // Школьный психолог: прил. к газ. «Перв. сент.». – 2001. –  №15. – С. 6–7.

Исаева, Е. Н. О соционической библиопсихологии и соционической библиотерапии / Е. Н. Исаева // Библиотековедение. – 2000. – № 6.  С. 53–60.

Исаева, Е.Н.О соцонической библиопсихологии и соционической библиотерапии / Е. Н. Исаева // Библиотековедение. – 2000. – № 6. – С. 53–60.

Кабачек, О. Л. Библиотерапия для  дошкольников / О. Л. Кабачек // Обруч. – 2002. – № 2. – С.38–39.

Кабачек, О. Л. Терапия в жанре  волшебства: Психологическая предпосылка  сказкотерапии / О. Л. Кабачек // Библиотечное дело. – 2003. – №12. – С. 2-6. – Библиограф.: 19 назв.

Кабачек, О. Л. Касаясь тайны бытия: Две парадигмыбиблиопсихологии / О. Л. Кабачек // Библиотечное дело. – 2004. - № 3. – С. 28–33.

Кабачек, О. Л. Библиотерапия: влияние  читательской и литературно-творческой деятельностей на личность / О. Л. Кабачек. // Кабачек, О. Л. Сказка в век компьютера: методическое пособие в помощь библиотекарям и педагогам. – М. : Либерия, 2001. – С. 129–203.

Кабачек О. Л. О терапии творчеством / О. Л. Кабачек // Кабачек, О. Л. Сказка в век компьютера: методическое пособие в помощь библиотекарям и педагогам. – М. : Либерия, 2001. – С. 145–149.

Кадетова, В. Театральная терапии  и художественное творчество / В. // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых  людей с особыми потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 116120.

Казаринова, И. Н. «Душ человеческих добрые лекари»: Библиотерапия: Акмеологический  подход / И. Н. Казаринова // Библиотечное дело. – 2003. – №12. – С.11–12.

Казаринова, И. Н. Возможность библиотерапии. Приложение: Поожение о библиотерапевтической службе читательского развития личности в дискомфортных и кризисных ситуациях / И. Н. Казаринова // Научные и технические библиотеки. – 1999. – № 8. – С. 34–40.

Карева, Н. А. Перспективы использования цвета в арт. терапии / Н. А. Карева // Аспирант и соискатель. – 2004. – № 5. – С. 414–416.

Каренкова, И. Использование арт-терапии  для развития познавательной и коммуникативной  сфер в реабилитационной работе с  душевнобольными / И. Каренкова // Социальный конфликт. – 2000. – № 1. – С. 83–95.

Келлер, Т. Хорошая книга-тоже лекарство. Библиотерапия для всех / Т. Келлер // Библиотека. – 1999. – № 4. – С. 27–28.

Киселева, М. В. Арт-терапия и адаптация  подростков в окружающей среде / М. В. Киселева // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 43–44.

Клюев, А. С. К обоснованию работы в области музыкотерапии / А. С. Клюев // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 92–95.

Кокоренко, В. Л. Использование мультимедийных форм арт-терапии в подготовке специалистов для работы с детьми, имеющими проблемы в развитии / В. Л. Кокоренко // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С.

Колесин, А. Н. Принципы музейной искусствотерапии / А. Н. Колесин // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 67–72.

Колчеев, Ю.В. Театрализованные игры в  школе. / Ю. В. Колчеев. – М. : Школьная пресса,2000. – 96 с.

Кондратенко, Н. В. Арт-педагогическое направление в обучении студентов / Н. В. Кондратенко // Специалист. – 2001. – С. 13.

Копытин, А. И. «Арт-терапия разнообразна как сама Америка»: Интервью с Джудит Рубин / А. И. Копырин // Психологическая газета. – 2003. – №6. – С. 24–28.

Косабуцкая, С. А. Арттерапия как гуманитарная педагогическая технология в работе с детьми девиантного поведения // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми  потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. / С. А. Косабуцкая. – СПб, 2001. – С. 193–196.

Коссара, Т. Д. Духовное начало в театротерапии // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми  потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. / Т. Д. Коссара. – СПб, 2001. – С. 129–134.

Краснящих, А. Библиотерапия: благая весть / А. Краснящих // Библ. дело. – 2005. – № 10. – С. 2–5.

Кружилина, Н. М. Методы арт-терапии  в реабилитации в посттравматический период лиц, пострадавших в Чечне // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. / Н. М. Кружилина. – СПб, 2001. – С. 47–49.

Куликова, Л. Арт. терапия :оздоровление силой искусства / Л. Г. Куликова // Библиотека. – 2003. – № 5. – С. 61–63.

Купрейкина, Ю. Библиотерапия как  метод психокоррекции в условиях современ. пуб. библиотеки / Ю. В. Купрейкина // Молодые в биб. деле. – 2004. –  № 5-6. – С.91–94.

Курис, И. В. Биоэнергопластика как  средство арт-терапии (роль релаксационного движения в расширении адаптивных возможностей человека) / И. В. Курис // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 167-172.

Кустов, В. Здоровьетворящее искусство / В. Кустов // Народное образование. – 2002. – № 2. – С. 147–152.

Лебедева, Л. Полезная экспрессия. Арт-терапевтическое  занятие / Л. Лебедева // Школьный психолог: прил. к газ. «Перв. сент.». – 2002. –  № 45. – С. 8–9.

Лебедева, Л. Скажи-ка, как тебя зовут? Арт-терапевтическая техника / Л. Лебедева // Школьный психолог.-2002.-№42.-С.8-9.-(Прил. к газ. «Первое сентября»).

Лебедева, Л. Теоретическая основа арт-терапии / Л. Лебедева // Шк. психолог: прил. к газ. «Перв. сент.». – 2006. – № 3. – С.9–11.

Лебедева Л.,Лебедева О.Жила-была рябина.Диагностический  потенциал детских рисунков в  арт-терапии / Л. Лебедева, О. Лебедева // Школьный психолог: прил. к газ. «Перв. сент.». – 2001. – № 32,33.

Лебедева, Л. Д. Феномен арт-терапии в теории и практике гуманистического образования / Л. Д. Лебедева // Дидакт. – 2002. – №4. – С. 53–61.

Лебедева, Л. Д. Арт-терапевтические  занятия в начальной школе / Л. Д. Лебедева // Школьные технологии. – 2000. – № 6. – С. 200–205.

Лебедева, Л. Д. Арт-терапевтические  занятия / Л. Д. Лебедева // Начальная  школа. – 2001. – №5. – С. 29–35.

Лебедева, Л. Д. Арт-терапевтические  занятия в начальной школе / Л. Д. Лебедева // Образование. – 2001. – № 1. – С.116–126.

Лебедева, Л. Д.А апельсины все шли и шли…Арт-терапия взаимоотношений в учительском коллективе / Л. Д. Лебедева // Школьный психолог: прил. к газ. «Перв. сент.». – 2001.Октябрь.Спец. выпуск. – С. 3.

Летучая А. Музыкальная терапия / А. Летучая, О. Чеканова // Обруч. – 2002. – № 6. – С. 31–35.

Лобанова, Е. А. Фольклорная  арт. терапия  в современной школе / Е. А. Лобанова // Образование в соврем. школе. – 2006. – № 5. – С. 43–52.

Лэндрет, Г. Л. Игровая терапия: искусство  отношений. – М .: Международная педагогическая академия,1994. – 368 с.

Мадонова, Е. Н. Арт. терапия в решении  задач психологической коррекции / Е. Н. Мадонова // Журнал прикладной психологии. – 2005. – № 5. – С. 25–28.

Марцинкевич, Н. Е. Арттерапия – простые  вопросы по сложной теме / Н. Е. Марцинкевич // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 34–36.

Медведева И. Хозяин и собака (лечебный театр) / И. Медведева, Т. Шишова // Я вхожу  в мир искусств. – 2000. – № 11. – С. 3–156.

Мостовая, Л. «Здравствуй, сказка»: Психологическое  занятие для учащихся / Л. Мостовая // Школьный психолог: прил. к газ. «Перв. сент.». – 2003. – №21. – С.5.

Набойкина, Е. Коррекцион. сказкотерапевтические  игры для детей с отклонениями в развитии. / Е. Набойкина // Школьный психолог: прил. к газ. «Перв. сент.» – 2005. – № 23. – № 48. – С. 44–47.

Никитина, А. В новое тысячелетие  с театральной педагогикой / А. Никитина // Искусство : прил. к газ «Перв. сент.». – 2001. – № 4. – С. 4.

Новоселова, Л. С. Групповая сказкотерапия (Развивающие занятия для учащихся 2-3 кл.) / Л. С. Новоселова // Начальная  школа: плюс-минус. – 2002. – № 10. –  С.57–59.

Оглоблина, О. Г. От игровой эмпатической методики «Живые картины» к восприятию изобразительного искусства / О.Г. Оглоблина // Вопросы психологии. – 2005. – № 5. – С. 140–144.

Осипова, Л.Моменты освобождения(Искусствотерапия-опыт работы) / Л. Осипова // Семья и школа. – 2001. – № 6. – С. 18–22.

Панфилова, М. Лесная школа. Коррекционные сказки для младших школьников // Школьный психолог: прил к газ. «Перв. сент.». – 2002. – № 20. – С.5–16.

Парамонова, Н. Союз сказки  и  психодрамы / Н. Парамонова // Школьный психолог. – 2005. – № 12. – С. 9–11.

Окончание. Начало: № 11 , 2005.

Платонова, О. В. Арттерапия в рисунках-историях / О. В. Платонова // Социальная защита. Социономия. – 2003. – №3. – С.20–23.

Платонова, О. В. Об артерапии в рисунках-историях / О. В. Платонова // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 54–58.

Платонова, О. В. Арт. терапия в Русском  музее. Школа волонтеров / О. В. Платонов // Психолог. газета. – 2005. – № 9. – 13–14.

Повстян, Л. А. Эстетическое переживание восприятия красоты в рамках развивающего влияния арт. терапии / Л. А. Повстян // Вестник Унив-т РАО. – 2004. – №3. – С. 6–12.

Пухова, Т. И. Как мальчик строил город (рижиссерская игра в игротерапии  как движение саморегуляции) / Т. И. Пухова // Психология и школа. – 2003. – №1. – С.47–67.

Разеева, М. Развивающая сказкотерапия / М. Разеева // Учитель. – 2003. – № 5. –  С. 86–87.

Разеева, М. Развивающая сказкотерапия / М. Разеева // Учитель. – 2003. – № 5. –  С.86–87.

Решетникова, О. Легко ли быть арт-терапевтом? / О. Решетникова // Школьный психолог: прил к газ. «Перв. сент.». – 2002. – № 22. – С. 3.

Решетникова, О. Книжный шкаф / О. Решетникова // Школьный психолог: прил к газ. "Перв. сент.". – 2004. – №1. – 28.

Рослик, Г. М. Немного о библиотерапии / Г. М. Рослик // НТБ. – 1995. – № 7. – С. 65–68.

Рудякова, О. Использование арт. терап. техник в работе с подростками / О. Рудякова // Школьный психолог: прил. к  газ. «Перв. сент.». – 2006. – № 6. –  С. 14–15.

Рузина, М. С. Сага об арт-терапевте сорок первого года / М. С. Рузина // Психологическая газета. – 2004. – №3. – С. 28-30.

Рыжков, А. И. Применение методов арт-терапии  в социально-психологической корреляции и социальной реабилитации инвалидов / А. И. Рыжкова, Л. Н. Глыга // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. – 2004. – №1. – С. 71–75.

Сафронова, И. И. Опыт применения сказкотерапии  как метод регуляции поведения  мл. подростков / И. И. Сафронова // Журнал практического психолога. – 2000. –  № 10/11. – С. 144–148.

Библиогр.: с. 148.

Семенова, А. А. Развитие навыков коммуникативности  с помощью театротерапии у  детей с проблемами в развитии // А. А. Семенова / Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей  с особыми потребностями: Материалы  междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 140–142.

Смирнова, Л. Н. Арт-терапия молодых  людей с нервными заболеваниями // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми  потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 61–63.

Соловьева, Н. Г. Основные принципы креативной музыкальной терапии / Н. Г. Соловьева, Г. П. Рыбежская // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей  с особыми потребностями: Материалы  междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 106–108.

Старостин, В. Вылечит лишь настоящая  литература / в. Старостин // Учительская  газета. – 2001. – №21. – С. 9. /Библиотерапия/

Стефанчикова, М. Использование метафор  в арттерапевтической работе с людьми, имеющими проблемы в психическом развитии / М. Стефанчикова // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 63–64.

Тараканова, Н. И. Линии конфликта. Арт-терапевтическое упражнение / Н. И. Тараканова // Школьный психолог. – 2003. - №16. – С.8-9.

Тимофеев, А. Лечит… слово: О первом международном семинаре по библиотерапии / А. Тимофеева // Библиотека. – 2000. –  № 4. –С. 37–39.

Тришина, Е. С. Сказка как средство нравственного восприятия детей младшего школьного возраста / Е. С. Тришина // Начальная школа: до и после. – 2004. – № 2. – С. 47–51.

Тюнина, Е. И. И сказка лечит / Е. И. Тюнина // Библиотека. – 2003. – №10. – С. 64–66.

Хьюст, В. Основные принципы арт. терапии  в Соед. Королевстве и роль британской ассоциации арт. терапевтов / В. Хьюст // Психолг. газета. – 2005. – № 11. – С. 20–21.

Черкасская, А. А. Музыкотерапия как  один из психокоррекционных методов  работы с дезадаптивными детьми / А. А. Черкасская, Э. Р. Крангельс // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых людей с особыми потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 67-72.

Шевнина, О. Сказочные одежды: психологическое  занятие для учащихся 9-11-х классов / О. Шевнина // Школьный психолог. – 2004. – № 18. – С. 6–8.

Шишкина, А. Ю. Театр как цель. Театр  как средство. Театр облегченного восприятия / А. Ю. Шишкина // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых  людей с особыми потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 142–148.

Шишов, Т. Сказка – дело серьезное (Арт-терапия) / Т. Шишов // Здоровье детей: прил. к газ. «Перв. сент.».2002.-№17.-С.16-17.

Щербакова, Т. Н. Детская психология в сказках и играх (сказкотерапия) / Т. Н. Щербакова // Школьные технологии. – 1997. – №1. – С.107–116.

Экслайн, В. Игровая терапия / В. Экслайн // Игровая терапия. – М.,2000. – С.18–73.

Экслайн, В. Принципы недирективной  игровой терапии / В.Экслайн // Игровая  терапия. – М.,2000. – С.95–172.

Экслайн, В. Значение игровой терапии  для образования // Экслайн В. // Игровая  терапия. – М.,2000. – С.173–202.

Юстус, И. Программа спецкурса «Я и мир» / И. Юстус // Искусство в  школе. – 2001. –№ 4.-С.61–63. (арттерапия)

Якупова, Г. А. Ретротерапия: Музыка для больных душ / Г. А. Якупова // Психологическая газета. – 2004. – № 4. – С. 14–16.

Янче, Ф. Система арттерапевтической работы с психическибольными людьми в дневном центре «Фокус» // Творческая реабилитация детей, подростков и молодых  людей с особыми потребностями: Материалы междун. научно-практич. конференции. – СПб, 2001. – С. 149-152.

Ярушина, И. Путешествие в страну сказок и приключений: Конспект коррекционно-развивающие  занятия для детей пяти лет / И. Ярушина // Школьный психолог: прил. к газ. «Перв. сент.». – 2003. – №17. – С.15–17.

Яцкая, М. А. «Медленное чтение» картин как средство пропедевтики нарушений  психического здоровья школьников (арт-терапия) / М. А. Яцкая // Начальная школа: плюс-минус. – 2002. – № 5. – С. 32–37.

Информация о работе Использование театротерапии в работе социального педагога