Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

цель исследования – показать особенности использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении. В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. Раскрыть общее представление о здоровьесберегающих технологиях;
2. Рассмотреть индивидуально-психические особенности детей дошкольного возраста;
3. Выявить эффективные средства и методы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Общее представление о здоровьесберегающих технологиях………………….6
2. Индивидуально-психические особенности детей дошкольного возраста…...12
3. Особенности использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ…….18
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы …………………………………………..................................27

Файлы: 1 файл

курсовая работа Широковой Г.Н..docx

— 51.94 Кб (Скачать файл)


Министерство  образования Саратовской области

ГБОУ СО СПО  « Вольский педагогический колледж им Ф И Панфёрова»

 

 

 

 

Широкова Галина Николаевна

 

студентка 4Д группы заочного отделения

Специальность: 050144 «Дошкольное образование»

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ  ТЕХНОЛОГИЙ В ДОУ

Курсовая работа

 

 

 

 

                                                                                          Научный руководитель:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

                                                                                    Оганова Н.А., преподаватель                                                                                                                                 

                                                      

 

 

                                             

 

Вольск 2012

 

Содержание

 

Введение……………………………………………………………………………..3

1. Общее представление  о здоровьесберегающих технологиях………………….6

2. Индивидуально-психические  особенности детей дошкольного  возраста…...12

3. Особенности использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ…….18

Заключение………………………………………………………………………….25

Список  литературы …………………………………………..................................27

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

      Жизнь 21 века ставит перед нами много  новых проблем, среди которых  самой актуальной на сегодняшний  день является проблема сохранения  здоровья ребёнка на основе  здоровьеформирующего образования. Особенно важно это в период адаптации ребёнка в дошкольном образовательном учреждении, впервые поступающего в детский сад.                                                                

       Здоровье - это не только отсутствие  болезней или физических дефектов, но и полное физическое, психическое  и социальное благополучие человека.

        Здоровье  человека, не страдающего врождёнными  или приобретёнными заболеваниями,  нужно в первую очередь охранять  и укреплять. Здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в  коррекции. В любом случае должен  соблюдаться главный принцип,  выдвинутый великим врачом древности  Гиппократом: «Не навреди!»

        Вокруг  детей с самого раннего детства  необходимо создавать такую учебно-воспитательную  среду, которая была бы насыщена  атрибутами, символикой, терминологией,  знаниями, ритуалами и обычаями  валеологического характера. Это приведёт к формированию потребности вести ЗОЖ, к сознательной охране  своего здоровья и здоровья окружающих людей, к овладению необходимыми для этого практическими навыками и умениями.         

           Особое внимание формированию  здорового образа жизни уделяют  такие известные деятели, как:  И.И. Соковня-Семёнова, Н.М. Амосов,   академик Е.Чазов, А.А. Дмитриев, В.В. Колбанов и многие другие.          

     Формирование  здорового образа жизни начинается  уже с раннего возраста.                                                                                              

Известно, что состояние  здоровья человека зависит от образа жизни (до 70%), наследственности (15%), окружающей среды (8-10%), медицины (8-10%).

      Как отмечает  И.И. Соковня-Семёнова, образ жизни личности можно считать здоровым, если эта личность активно существует в условиях благоприятного психофизического пространства, не проявляя по отношению к себе и пространству агрессивности в опасных формах [19, с. 8].

      Н.М. Амосов  считает, что главное препятствие  распространению ЗОЖ- это психика людей, которая сопротивляется ограничениям и нагрузкам, пока нет реальной необходимости. Он говорит: «Режим ограничений и нагрузок - так я называю образ жизни, обеспечивающий здоровье. Нагрузки нужны, чтобы от детренированности не угасли резервы. Нужно упорядочить образ нашей бурно текущей жизни, иначе регулирующие системы (нервная и эндокринная) не  cправятся со всё более возрастающими нагрузками» [19, с. 10].

     Академик Е.Чазов  утверждает: «Непросто избавится  от привычек, закреплённых годами. Вот почему так важно формировать  навыки ЗОЖ с детства» [19, с. 12].

         А.А.Дмитриев указывает на то, что одной из приоритетных  задач образовательного учреждения  является концентрация усилий  всего педагогического коллектива  на формировании ЗОЖ воспитанника. Это касается условий пребывания, питания, режима, учебно-познавательной  деятельности, занятий физической  культурой и спортом и пр.

        В.В.Колбанов отмечает, что кроме положительной мотивации в отношении своего здоровья ребёнок должен обладать базовыми знаниями об организме, здоровье и возможных путях его укрепления. Автор рекомендует при формировании ЗОЖ демонстрировать ребёнку известный аналог (модель). В идеале для детей с учётом их конституциональных особенностей, пола и возраста такими моделями могли бы служить нормы поведения и состояния здоровья родителей, педагогов, знаменитых деятелей науки, искусства. Таких моделей, к сожалению, очень часто ребёнок не может найти ни в семье, ни в средствах массовой информации. Именно поэтому детский сад должен стать для ребёнка «школой здоровья», где он сможет приобрести знания, практические умения и навыки, необходимые для сохранения и укрепления своего здоровья.

      Таким образом, сформированные традиции ЗОЖ становятся достоянием нации, государства, неотъемлемой частью жизни людей.

     Исходя из актуальности проблемы сохранения здоровья ребёнка была определена цель исследования – показать особенности использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении. В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:

1. Раскрыть общее представление  о здоровьесберегающих технологиях;

2. Рассмотреть индивидуально-психические  особенности детей дошкольного  возраста;

3. Выявить эффективные средства и методы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

       Курсовая  работа состоит из введения, трёх  параграфов, заключения, списка  литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Общее представление  о здоровьесберегающих технологиях

          Здоровьесберегающие технологии – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

          Здоровье ребёнка – это состояние  полного физического, психического  и социального благополучия, а  не просто отсутствие болезней  или физических дефектов. Здоровый  ребёнок физически, психически  и социально активный [13]. Физическая  активность – это естественная  потребность здорового, развивающегося  организма в движении (в детские  годы выступает как предпосылка  психического развития ребёнка). Психическая активность выражается  в потребности нормально развивающегося  ребёнка в познании окружающей  жизни: природы, человеческих  отношений; в познании самого  себя. Социальная активность проявляется  в поведении, направленном на  поддержание и выполнение правил, в стремлении помочь выполнять  эти правила своим сверстникам.

       Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приёмов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

     На современном этапе развития общества в ДОУ уделяется большое внимание здоровьесберегающим технологиям, которые направлены на решение самой главной задачи дошкольного образования – сохранить, поддержать и обогатить здоровье детей. Кроме того, серьёзной задачей является обеспечение максимально высокого уровня реального здоровья воспитанников детских садов, воспитание валеологической культуры для формирования осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни как собственной, так и других людей. 

       В настоящее время здоровьесберегающие педагогические технологии разделяют на три большие группы [11]. Это: технологии сохранения и стимулирования здоровья, технологии обучения здорового образа жизни и коррекционные технологии. Остановимся на каждой из них.

       Каждая  из перечисленных здоровьесберегающих технологий имеет свои составляющие, отличительные особенности

     Так, технологии сохранения и стимулирования здоровья включает в себя: стретчинг, ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксацию, технологии эстетической направленности, такие виды гимнастики, как: для глаз, пальчиковая, бодрящая, корригирующая, ортопедическая.

      Стретчинг рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Проводят не раньше чем через 30 минут после приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 мин; использется со среднего возраста в физкультурном или музыкальном зале либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении.

     Ритмопластика имеет художественную ценность, используется с учётом величины физической нагрузки и её соразмерности возрастным показателям ребёнка. Проводят начиная со среднего возраста не раньше чем через 30 минут после приёма пищи, 2 раза в неделю по 30 минут.

    Динамические паузы рекомендуются для всех детей в качестве  профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия. Проводят во время занятий 2-5 минут по мере утомляемости детей.

        Подвижные  и спортивные игры подбираются  в соответствии с возрастом  ребёнка, местом и временем  её проведения. В ДОУ используют  лишь элементы спортивных игр.  Проводят ежедневно для всех возрастных групп как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате-малой со средней степенью подвижности.

        Релаксация осуществляется с использованием спокойной классической музыку (например, Чайковского, Рахманинова), звуки природы. Проводят во всех возрастных группах в любом подходящем помещении, в зависимости от состояния детей и целей педагог определяет интенсивность технологии.

       Технологии эстетической направленности используются во всех возрастных группах на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьёй, привитие детям эстетического вкуса. Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др.

       Пальчиковая гимнастика рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени с младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно.

       При  проведении гимнастики для глаз используется наглядный материал, показ педагога. Проводят ежедневно по 3-5 минут в любое свободное время в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста.

      Для эффективности  дыхательной гимнастики нужно  обеспечить проветривание помещения,  дать детям инструкции об обязательной  гигиене полости носа перед  проведением процедуры. Проводят  в различных формах физкультурно-оздоровительной  работы.

   Бодрящая гимнастика проводится в различных формах: упражнения на кроватках, обширное умывание, ходьба по ребристым дощечкам, лёгкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ. Проводят ежедневно после дневного сна, 5-10 минут.  Форма проведения корригирующей гимнастики зависит от поставленной задачи и контингента детей осуществляется в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

 

      Ортопедическая гимнастика рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы. Проводят в различных формах физкультурно-оздоровительной работы.

      К технологиям  обучения здоровому образу жизни  относятся: физкультурные занятия,  проблемно-игровые занятия (игротренинги и игротерапия), коммуникативные игры - занятия, занятия из серии «Здоровье», самомассаж, точечный массаж.

     Физкультурное занятие проводятся в соответствии с программой, по которой работает ДОУ. Перед его началом необходимо хорошо проветривать помещение. Проводят 2-3 раза в неделю в спортивном или музыкальном зале, с детьми раннего возраста в групповой комнате 10 минут, с младшими дошкольниками 15-20 минут,  в средних группах 20-25 минут, а в старших -  25-30 минут.

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ