Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2013 в 09:53, курсовая работа

Описание работы

цель исследования – показать особенности использования здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовательном учреждении. В связи с поставленной целью выдвигаются следующие задачи:
1. Раскрыть общее представление о здоровьесберегающих технологиях;
2. Рассмотреть индивидуально-психические особенности детей дошкольного возраста;
3. Выявить эффективные средства и методы внедрения здоровьесберегающих технологий в ДОУ.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………..3
1. Общее представление о здоровьесберегающих технологиях………………….6
2. Индивидуально-психические особенности детей дошкольного возраста…...12
3. Особенности использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ…….18
Заключение………………………………………………………………………….25
Список литературы …………………………………………..................................27

Файлы: 1 файл

курсовая работа Широковой Г.Н..docx

— 51.94 Кб (Скачать файл)

     Различия между  детьми в области их психического  развития многообразны. Все они  возникают и развиваются в  процессе жизни и воспитания. Нет ни одной индивидуально-психологической  особенности, которая была бы  врождённой. Но от природных особенностей  может зависеть путь формирования  у ребёнка тех или других  психических качеств и, в известной  мере, конечный результат этого  формирования. Для одних качеств (например, темперамента) эта зависимость более значительна, для других (черт характера, способностей)  -  менее, для третьих (интересов, знаний) – вовсе не существенна.

      Учитывать  индивидуально-психологические особенности  в процессе воспитания – это  значит не только приспосабливать  к ним воспитательные воздействия,  добиваясь, чтобы каждый ребёнок  достиг достаточно высокого уровня  психического развития, но и активно  вмешиваться в развитие детей,  поддерживать намечающиеся положительные  качества и перестраивать отрицательные.  Поэтому очень важно и при  подборе здоровьесберегающих технологий учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка.

 

3. Особенности использования здоровьесберегающих технологий в ДОУ

 

        Вся  жизнедеятельность ребёнка в  дошкольном учреждении должна  быть направлена на сохранение  и укрепление здоровья, особенно  во время адаптационного периода.  При успешной адаптации выделяются  два основных критерия: внутренний  комфорт и внешняя адекватность  поведения [20].

     Оздоровительные мероприятия в детском саду позволяют ребёнку справиться с трудностями привыкания к новой среде, организовать жизнь ребёнка в дошкольном учреждении так, что это приводит к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, сформировать положительное отношение к детскому коллективу сверстников и выработке умений и навыков повседневной жизни, создавая при этом у ребёнка положительное отношение ко всем видам деятельности, развивая у него различные умения, соответствующие возрастным возможностям, формируя потребность в общении со взрослыми.

      Мероприятия  оздоровительного характера обеспечивают  решение воспитательно-образовательных  задач уже в период привыкания  ребёнка к новым условиям и  тем самым ускоряют и облегчают  протекание адаптационного периода,  т. е. привыкание ребёнка к  детскому саду, к общественному  дошкольному образованию. Оздоровительные  мероприятия имеют комплексный  подход и построены на трёх  основных направлениях:

создание оздоровительной  среды для профилактики у детей  различных отклонений в психофизическом  развитии;  формирование здорового  образа жизни детей в детском  саду и дома;   развитие физической культуры.

      Кроме этого  они строится на  таких основополагающих  принципах, как:

комплексности, дифференцированности, последовательности, аксеологичности.

         Принцип комплексности состоит  в создании единой целостной  программы здоровьеформирующих основ у детей дошкольного возраста,  целью которой является создание здоровьеформирующего образовательного пространства для детей. Медицинское направление предполагает обеспечение гигиенических условий образовательного процесса и просветительную работу медика, воспитателя-валеолога.

        Принцип  дифференцированности заключается в педагогическом направлении здоровьеформирующего образования в воспитательно-образовательном процессе, в индивидуально-дифференцированном подходе к каждому ребёнку (даются задания, учитывается темперамент детей, положительные черты формирующего характера).

     Принцип последовательности  заключается в постепенном подключении  оздоровительных процедур, их разнообразии, вызывая интерес и положительный  эмоциональный отклик со стороны  детей.

      Принцип аксеологичности (ценностная ориентация) осуществляется через родителей, с которыми рассматриваются мировоззренческое представление общечеловеческих ценностей, здоровом образе жизни ребёнка раннего возраста, т. к. сформированность здорового образа жизни детей первых трёх лет является основой для формирования здорового психофизического развития ребёнка в дальнейшем. В данном направлении используются такие формы работы с родителями, как: уголок здоровья; консультации; родительские собрания с привлечением специалистов медиков.

      Формирование  культурно гигиенических основ  способствует правильному воспитанию  и развитию ребёнка как личности. Поэтому внедрение современных  здоровьесберегающих технологий просто жизненно необходимо. Рассмотрим подробнее особенности применения наиболее часто используемых технологий по здоровьюсбережению в дошкольных образовательных учреждениях.

     В детских садах широко используются как на специальных занятиях, так и в повседневной деятельности физминутки, способствующие снятию быстрой утомляемости, которая происходит в следствии истощения нервных клеток, особенно свойственна маленьким детям. Это обусловлено, тем, что для дошкольников характерна неустойчивость нервных процессов, повышенная возбудимость коры головного мозга. Утомление является основной причиной различных стойких нарушений функции коры, проявления нервности, что может привести к невротическим состояниям различной степени. Поэтому переутомление нервной системы отрицательно сказывается на развитии ребёнка, его здоровье и поведении. Следовательно, важно предупредить возникающее утомление, своевременно обнаружить его первые признаки и как можно быстрее снять их.

     Следовательно, эффективным средством предупреждения утомления, улучшения общего состояния являются физминутки, под влиянием которых увеличивается количество импульсов, поступающих из двигательного, вестибулярного и других анализаторов. Более интенсивно работают железы внутренней секреции, что приводит к возбуждению нервной системы, повышению её работоспособности. Одновременно происходит восстановление функций тех центров, которые находились в активном состоянии при умственной работе. Физминутки повышают последующую работоспособность при сложной умственной деятельности. Комплекс физминутки обычно состоит из 2-3 упражнений: для рук и плечевого пояса; для туловища; для ног.

     Пальчиковые игры также широко используются в процессе работы с детьми, поскольку они дают возможность родителям и воспитателям играть с малышами, радовать их и, вместе с тем развивать речь и мелкую моторику. Благодаря таким играм ребёнок получает разнообразные сенсорные впечатления, у него развивается внимательность и способность сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между

детьми, а также между  взрослым и ребёнком. Персонажи и  образы пальчиковых игр: паучок и  бабочка, коза и зайчик, дерево и  птица, солнышко и дождик нравятся малышам  с полутора-двух лет, и дети с удовольствием  повторяют за взрослыми тексты и  движения. Пальчиковые игры готовят  малыша к счёту, в других - ребёнок должен действовать, используя обе руки, что помогает лучше осознать понятия выше и ниже, сверху и снизу, право и лево. Игры, в которых малыш ловит или гладит руку взрослого или другого ребёнка, хлопает его по руке или загибает пальцы партнёра по игре важны для формирования чувства уверенности у ребёнка. Некоторые игры, в которых пальчики называются по очереди или действуют поочерёдно, напоминают маленькие сказочки.

    Пальчиковые игры  побуждают малышей к творчеству, и в том случае, когда ребёнок  придумывает к текстам свои, пусть  даже не очень удачные движения, его следует хвалить и, если  возможно, показать свои творческие  достижения, например, папе или бабушке  [8].

     Релаксационные  упражнения играют большую роль  для дошкольников в систему  мер по снятию психоэмоционального напряжения, принятую в ДОУ, входят в «Систему релаксационных упражнений для детей дошкольного возраста», а также в «Систему работы с сухим бассейном», тренинговые занятия с детьми и д. р.

    Умение расслабиться  помогает одним детям снять  напряжение, другим- сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Расслабление достигается путём специально подобранных игровых приёмов, каждому из которых даётся образное название. Дети выполняют упражнения, не просто подражая ведущему, а перевоплощаясь, входя в заданный образ. Большинство детей правильно воспринимают эти упражнения, хорошо расслабляются. Об этом позволяет судить внешний вид ребёнка: спокойное выражение лица, ровное ритмичное дыхание, вялые послушные руки, которые тяжело падают, у некоторых появляется зевота, сонливого состояния и т. д. Опыт показывает, что в результате применения релаксации, у многих детей налаживается сон, они становятся более уравновешенными и спокойными [7].

     Оздоровительные   физические упражнения и игры  в детском саду для ребёнка  необходимо подбирать с учётом  его двигательных навыков, особенностей физического и психического развития. Основу двигательной активности должны составлять ходьба, лазание, преодоление препятствий, различные игры с мячом, гимнастической палочкой и другими игрушками. Самая эффективная форма занятий – это игра.

     Для начала  это могут быть простые и  интересные задания. Постепенно  игры становятся сложнее. Поскольку  дети очень восприимчивы и  склонны к подражанию, необходимо  показывать упражнения воспитателям  самим, сравнивая с движениями  животных, персонажей из сказок. Усложнять задания надо постепенно, только после того, как малыш  овладеет более простыми движениями. В каждом занятии должны быть  движения для всех мышечных  групп, причём их следует чередовать. А если ребёнок устал и не  хочет выполнять какое-либо упражнение, не следует настаивать на продолжении,  а, наоборот  предоставить  ему   возможность  отдохнуть. Дети  младшего возраста

отличаются повышенной утомляемостью, поэтому занятия гимнастикой  должны быть не слишком долгими и  включать паузы отдыха.

    Подвижная игра  является эмоциональной деятельностью,  которая связана с выполнением  основных движений. Такие игры  являются незаменимым средством  развития детей, играют большую  роль в их всестороннем физическом  воспитании. Существуют игры малой, средней и большой подвижности, они проводятся в групповом помещении, в физкультурном и музыкальном залах, а также на прогулках. Как известно, игры развивают физически, умственно, воспитывают нравственно, воздействуют на все психические процессы (мышление, воображение, память, внимание), воспитывают эстетику, трудовые навыки, имеют большое оздоровительное значение. Выбор той или иной игры зависит не только от её содержания и особенностей, но и от возраста, физического состояния и уровня двигательного развития её участников. Чем дети младше, тем сюжет и правила должны быть проще, продолжительность игры – короче, степень нагрузки – меньше, участие взрослого – активнее [11].

       Дошкольники  с большим удовольствием обучаются  точечному самомассажу с помощью надавливания подушечками пальцев на кожу и мышечный слой в месте расположения осязательных и проприоцептивных точек и разветвлений нервов. Подобный массаж, оказывая возбуждающее или тормозящее влияние, при комплексном воздействии даёт хорошие результаты, особенно в тех случаях, когда сочетается с «общением» со своим телом в игровой ситуации и мысленным проговариванием ласковых слов (милый, добрый, хороший). Точечный массаж как элемент психофизической тренировки способствует расслаблению мышц и снятию нервно-эмоционального напряжения. Применяется чаще всего с целью улучшения протекания нервных процессов путём воздействия на некоторые активные точки. В основном это самомассаж активных точек на подошве и пальцах ног, некоторых точек на голове, лице и ушах, а также на пальцах рук [10].

    Можно использовать  игровой массаж в детском саду  в течении дня, поскольку приёмы массажа, разработанные врачами древности, полезны не только больному, но и здоровому человеку. И если взрослый человек сам понимает, что массаж и самомассаж необходимы для здоровья, то ребёнок может этому научиться благодаря опытному воспитателю, педагогу.

   Обучение простейшим  массажным приёмам происходит  в игре. Дети выполняют массаж, сами одновременно являются персонажами  сказки, развлечения, путешествия.  Они могут быть и лисонькой,  и снеговичком, петушком или весёлым лягушонком. Малыши закрепляют в игре навыки

правильного выполнения элементарного  самомассажа, развивают мелкую мускулатуру пальцев рук.

  При проведении массажа  рекомендуется обучать детей  не надавливать с силой на  указанные точки, а массировать  их мягкими движениями пальцев,  слегка надавливая или легко  поглаживая. Массирующие движения  следует выполнять в направлении  от периферии к центру (от кистей  рук к плечу и т. д)

       Наши переживания и чувства «прочитываются» окружающими по глазам, по наклону головы, по походке, по движениям рук и губ. Большую часть информации друг о друге мы получаем при помощи невербального, бессловесного языка – языка мимики и жестов. Порой нам стоит огромных усилий контролировать свои эмоции, сдерживаться, скрывать их от посторонних.

       Невербальному  языку, как и словесной речи, мы обучаемся с детства. У  него есть свои законы и  правила. Умственно отсталых детей  и детей с задержкой психического  развития часто отличают не  только бедность словарного запаса  и неразвитая речь, но и неразвитость  эмоций, неумение выражать свои  чувства. Как следствие, такие  дети некоммуникабельны: не умеют  играть, с ними неинтересно общаться.

   В практике коррекционной  педагогики встречаются случаи, когда детей обучают говорить  через обучение грамоте, чтению. Так и эмоциональную сферу  ребёнка можно развивать через  обучение языку движений, через  узнавание чужих эмоций по  их мимическим проявлениям. Этой  задаче и служит психогимнастика.                                                                                                               

     Итак, в детском  саду используют различные здоровьесберегающие технологии которые включают в себя целый комплекс различных упражнений, игр и закаливающих мероприятий. Каждая из этих технологий по здоровьесбережению имеет свои положительные стороны и отличительные особенности, но  их объединяет то, что они являются важным средством сбережения детского здоровья.

Информация о работе Использование здоровьесберегающих технологий в ДОУ