Проблемно-игровые
занятия (игротренинги и игротерапия) могут быть организованы
незаметно для ребёнка, посредством включения
педагога в процесс игровой деятельности.
Они проводятся в свободное время, можно
во второй половине дня. Время строго не
фиксировано, в зависимости от задач, поставленных
педагогом.
Коммуникативные
игры - занятия строятся по определённой
схеме и состоят из нескольких частей.
В них входят беседы, этюды и игры разной
степени подвижности, занятия рисованием,
лепкой и др. Проводят с детьми начиная
со старшего возраста 1-2 раза в неделю
по 30 минут.
Занятия из серии «Здоровье»
могут быть включены в сетку занятий в
качестве занятий познавательного развития,
проводятся 1 раз в неделю по 30 минут со
старшего возраста.
В процессе
обучения самомассажу необходимо объяснить
детям серьёзность процедуры и дать им
элементарные знания о том, как не нанести
вред своему организму. Проводят сеансами
либо в различных формах физкультурно-оздоровительной
работы в зависимости от поставленных
педагогом целей,
Точечный массаж
проводится строго по специальной методике
с использованием наглядного материала.
Он очень полезен детям с частыми простудными
заболеваниями и болезнями ЛОР-органов,
проводится в преддверии эпидемий, в осенний
и весенний периоды в любое удобное для
педагога время со старшего возраста.
Коррекционные
технологии состоят из занятий
по арттерапии, сказкотерапии, технологии
музыкального воздействия, технологии
воздействия цветом, технологии коррекции
поведения, психогимнастике, фонетической
ритмике.
Занятия по арттерапии проводят по подгруппам 10-13
человек, программа имеет диагностический
инструментарий и предполагает протоколы
занятий. Проводят сеансами по 10-12 занятий
по 30-35 минут со средней группы.
Занятия сказкотерапии используют
для психологической терапевтической
и развивающей работы. Сказку может рассказывать
взрослый, либо это может быть групповое
рассказывание, где рассказчиком является
не один человек, а группа детей. Проводятся
2-4 занятия по 30 минут со старшего возраста.
Технологии
музыкального воздействия используются
в качестве вспомогательного средства
как часть других технологий, для снятия
напряжения, повышения эмоционального
настроя и пр. Проводят в различных формах
физкультурно-оздоровительной работы,
либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц
в зависимости от поставленных целей.
Для реализации
технологии воздействия цветом необходимо
уделять особое внимание цветовой гамме
интерьеров ДОУ. Правильно подобранные
цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный
настрой ребёнка. Проводят как специальное
занятие 2-4 раза в месяц в зависимости
от поставленных задач.
Технологии коррекции поведения осуществляются
по специальным методикам в малых группах
по 6-8 человек. Группы составляются не
по одному признаку, поэтому дети с разными
проблемами занимаются в одной группе.
Занятия проводятся сеансами
по 10-12 занятий по 25-30 минут со старшего
возраста в игровой форме, имеют
диагностический инструментарий и
протоколы занятий.
Психогимнастика
родилась на стыке практической психологии
и актёрского искусства выразительных
движений. Такие занятия проводятся
с дошкольниками по специальным методикам
1-2 раза в неделю со старшего возраста
по 25-30 минут.
Занятия по
фонетической ритмике рекомендованы детям
с проблемами слуха либо в профилактических
целях. Цель занятий – фонетическая грамотная
речь без движений. Проводится 2 раза в
неделю с младшего возраста не раньше
чем через 30 минут после приёма пищи в
физкультурном или музыкальном зале с
детьми младшего возраста 15 минут, а со
старшими детьми 30 минут.
Здоровьесберегающие
технологии представляют собой взаимосвязь
и взаимодействие всех факторов образовательной
среды. Это система мер, которая направлена
на сохранение здоровья ребёнка на всех
этапах его обучения. Под здоровьем ребёнка
понимается не просто отсутствие болезней,
а полное физическое, психическое и социальное
благополучие. Если ребёнок здоровый,
то он активный.
Таким
образом, каждая из рассмотренных
технологий имеет оздоровительную
направленность, а используемая
в комплексе здоровьесберегающая
деятельность в итоге способствует формированию
у ребёнка стойкой мотивации на здоровый
образ жизни, полноценного развития.
2. Индивидуально
– психические особенности детей
дошкольного возраста
В
психическом развитии детей наблюдаются
существенные индивидуальные различия.
Эти различия касаются прежде всего
темпа психического развития. Хотя у детей,
воспитывающихся в условиях одной и той
же культуры, и имеются известные средние
сроки возникновения возрастных кризисов
развития, перехода с одного этапа развития
на другой, это именно средние сроки. У
отдельных детей они могут наступать и
значительно раньше и значительно позднее.
Ещё большие различия наблюдаются в темпах
овладения отдельными видами деятельности,
развития психических процессов и качеств.
Иной ребёнок в четыре года ещё рисует
непонятные «каляки», а другой изображает
человечка, стоящего около домика. Один
обнаруживает неустойчивость внимания,
отвлекаемость, а другой уже становится
сосредоточенным, может часами заниматься
любимым делом.
Наряду с
различиями в темпе развития
у детей обнаруживаются и увеличиваются
с возрастом различия в индивидуально-психологических
качествах: интересах, чертах
характера, способностях. Есть дети
любознательные, умственно активные,
задающие бесчисленное количество
разнообразных вопросов, а есть
пассивные, мало чем интересующиеся.
Капризные, раздражительные дети
резко контрастируют со спокойными,
доброжелательными. У некоторых дошкольников
проявляются музыкальные способности
(слух, чувство ритма), у других математические:
в пять – шесть лет они уже решают довольно
сложные арифметические задачи, и т. п..
Вопрос о том,
чем объясняют индивидуально-психологические
различия между детьми, очень
важен для определения путей
индивидуального подхода в воспитании.
Для ответа на этот вопрос
необходимо снова вернуться к
уже знакомым нам природным
условиям психического развития
(строению и функциям нервной
системы, процессу её созревания)
и общественным условиям жизни и
воспитания. Но теперь эти условия нужно
рассмотреть с другой точки зрения
– с точки зрения их влияния на сходство
и различие в развитии отдельных детей.
Дети, бесспорно,
различаются между собой по
природным особенностям. Так, даже
безусловные рефлексы выражены
у новорождённых в разной степени.
У разных младенцев с разной
скоростью образуются условные
рефлексы. Есть младенцы, у которых
ярко выступает преобладание
ориентировочных реакций на зрительные
раздражители, другие более активно
реагируют на прикосновение к
коже. Некоторые природные особенности
определяются, по-видимому, наследственностью,
другие возникают в результате
тех или иных условий развития
во внутриутробном периоде.
Хорошо известно,
что различного рода дефекты
мозга – наследственные заболевания,
недоразвитие, травмы во время
родов – ведут к задержке
психического развития, а в особо
тяжёлых случаях делают его
вообще невозможным. Исходя из
этого, иногда предполагают, что
случаи особенно быстрого или
особенно яркого психического
развития, проявление необычных
способностей тоже связаны с
какими-то врождёнными особенностями
мозга. Учёные затратили немало
усилий на то, чтобы выяснить,
могут ли индивидуально-психологические
качества, и прежде всего способности,
передаваться по наследству. С
этой целью изучали родословные
выдающихся людей. Было установлено,
что во многих семьях родители,
дети и более отдалённые потомки
проявляли способности в какой-либо
области. Особенно известным примером
такого рода является семья
знаменитого композитора Иоганна
Себастьяна Баха. Но известно
не меньшее количество случаев,
когда у выдающихся людей не
было ни одного родственника,
отличающегося заметными способностями.
По-видимому, появление целых «династий»
художников, музыкантов вполне объяснимо
семейными традициями, тем, что
в некоторых семьях создаются
условия воспитания, благоприятные
для развития определённых интересов
и способностей.
Чтобы выяснить
влияние наследственности на
индивидуальные особенности психического
развития, изучали и близнецов.
Существуют однояйцовые и разнояйцовые
близнецы. У однояйцовых близнецов все
наследственные качества одинаковые,
так как они развиваются из одной зародышевой
клетки, у разнояйцовых наследственность
разная. Изучение близнецов производят
при помощи метода тестов: выясняют степень
внутрипарного сходства в решении тестовых
задач однояйцовыми и разнояйцовыми близнецами.
Как правило (хотя и не всегда), это сходство
у однояйцовых близнецов оказывается
большим, чем у разнояйцовых, причём даже
когда однояйцовые близнецы с младенчества
воспитывались в разных семьях. Эти данные
говорят о том, что наследственность влияет
на индивидуальные особенности психического
развития, хотя большее сходство в развитии
однояйцовых близнецов по сравнению с
разнояйцовыми может объяснятся и другими
причинами. Такой причиной является, например,
полное внешнее сходство однояйцовых
близнецов, которое способствует одинаковому
отношению к ним со стороны окружающих
людей, а значит, и одинаковыми условиями
воспитания. А ведь положение среди взрослых
и сверстников чуть ли не самое важное
в жизни растущего человека. От положения
ребёнка в системе общественных отношений
зависят складывающиеся привычки, черты
характера, интересы и умственные качества.
Сходству в психическом развитии однояйцовых
близнецов способствует и равенство их
физических сил и возможностей.
Гораздо
большее влияние, чем наследственные
особенности, на различия в
психическом развитии детей, формировании
их способностей оказывают различия
условий жизни, воспитания и
обучения. Об этом убедительно
говорят результаты исследования,
также проводившегося с однояйцовыми
близнецами, т. е. детьми, имеющими
одинаковую наследственность. Было
отобрано пять пар таких близнецов
в возрасте от пяти с половиной
до шести лет. Они воспитывались
в специальном детском саду. Все
дети были разделены на две
группы таким образом, что один близнец
из каждой пары вошёл в одну группу, другой
– в другую. Группы жили в разных помещениях,
имели разные комнаты для игр и занятий
и общались только на прогулке. При обучении
детей использовали различные приёмы.
В одной группе проводили конструктивные
игры, в которых ребёнок должен был построить
из кубиков сооружение по образцу, сделанному
из таких же кубиков. В другой группе дети
должны были строить из кубиков по образцу,
не расчленённому на составные части,
т. е. ребёнок должен был каждый раз самостоятельно
искать нужные способы конструктивного
решения, анализировать, из каких элементов
может быть составлена та или иная часть
постройки, подбирать и комбинировать
эти элементы, постоянно сравнивая достигаемые
результаты с образцом.
После того
как с каждой группой было
проведено по пять – десять
конструктивных занятий, всем
детям были даны контрольные
задачи. Они включали стройку
по расчленённым образцам при
отсутствии нужных деталей (но
некоторые могли быть заменены
сочетанием других деталей), свободную
стройку по замыслу и большое
количество специальных заданий,
выполнение которых требовало
детального зрительного анализа
различных фигур и оперирования
в уме пространственными представлениями.
При выполнении всех контрольных
заданий группа детей, занимавшихся
стройкой по целостным образцам,
обнаружила поразительные преимущества.
Любопытно, что эти преимущества
проявились даже при стройке
по расчленённым образцам, т.
е. в том виде деятельности,
в котором другая группа всё
время упражнялась.
Дети входившие в группу, где
конструктивные игры носили более творческий
характер, научились наглядному анализу
элементов, составляющих постройку, приобрели
большую точность в восприятии соотношений
этих элементов, их формы и т. д. Стройка
носила плановый характер. Прежде чем
строить, дети внимательно рассматривали
образец, примеривались к нему, делали
пробные конструкции и только после этого
планомерно решали задачу. Иными словами,
перед тем как приступить к исполнению,
они проделывали ряд ориентировочных
действий, соотносили задачу с возможными
способами её решения.
Таким
образом, без особого преувеличения
можно сказать, что дети приобрели
известные способности к конструктивной
деятельности, которых не оказалось
у их близнецов, обучавшихся
по другому методу [14]. Эти способности
позволили успешно решить ряд
других, не конструктивных контрольных
задач, где требовалось расчленённое
восприятие и оперирование пространственными
представлениями. Способности проявились
и в творческих задачах –
при свободной стройке по замыслу.
Конечно,
не следует думать, что за два
с половиной месяца у пятилетних
детей удалось воспитать конструктивные
способности, которые останутся
на всю жизнь. Речь может
идти только о некоторых начатках
таких способностей, требующих дальнейшей
поддержки и развития. Но и
это уже немало.
Советская
детская психология считает, что
природные особенности, передающиеся
по наследству, могут служить
только задатком тех или иных
способностей, создавать несколько
лучшие или несколько худшие
условия для их развития. Сами
же способности, как и другие
психические качества, складываются
в процессе жизни, под влиянием
воспитания и обучения.
Как различия
в темпе психического развития,
так и различия в индивидуально-психологических
качествах обязаны своим происхождением
главным образом тем или иным
особенностям жизни и воспитания
детей. Многочисленные житейские наблюдения
за детьми, воспитывающимися, казалось
бы, в одних и тех же условиях (в одной семье,
детском саду), не учитывают, что подлинного
равенства условий жизни и воспитания
для двух детей не бывает и быть не может,
поскольку в зависимости от массы неучитываемых,
часто случайных обстоятельств, они привлекает
внимание и оставляют глубокий след в
психике одного ребёнка и, наоборот, проходит
просто незамеченным для другого. Уже
у младенцев намечается избирательность
отношения к миру, к воздействиям окружающей
среды, и в зависимости от этого одни и
те же воздействия приобретают для разных
детей разное значение. По мере того
как ребёнок становится старше, эта избирательность
возрастает. Кроме того, не может быть
вполне одинаковым отношение окружающих
к разным детям, даже отношение родителей
к близнецам. Одним словом, в общей социальной
среде для каждого ребёнка образуется
своя микросреда, особенности которой
определяют и индивидуальные особенности
его психического развития.
Мы знаем, что
решающее значение для психического
развития детей имеет их деятельность.
Но разве где-нибудь существует
два ребёнка, которые всегда
и в равной мере занимались
бы одной и той же деятельностью?
Этого не случается даже у
маленьких близнецов. Нельзя ожидать,
что у двух детей, один из
которых предпочитает упражнения
в счёте, другой - складывание
кубиков, будут формироваться
одни и те же психические
качества.