Источники конфликтов и стрессов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Июля 2013 в 22:21, творческая работа

Описание работы

. Факторы поведения человека
2. Групповые интересы и цели
3. Причины конфликтов
4. Взаимосвязь конфликтных ситуаций и стрессовых состояний

Файлы: 1 файл

ИСТОЧНИКИ КОНФЛИКТОВ И СТРЕССОВ.pptx

— 268.11 Кб (Скачать файл)
    1. Кабанов, А. Я. Конфликтология : учебник /                             А. Я. Кабанов, И. Е. Ворожейкин,  Д. К. Захаров,                       В. Г. Коновалов. – М. : ИНФРА-М, 2009. – С. 34‑63.
    2. Лукин, Ю. Ф. Конфликтология : управление конфликтами: учебник / Ю. Ф. Лукин. – М. : Академический проект, 2007. – С. 101–121.
    3. Хасан, Б. И. Психология конфликта и переговоры : учеб. пособ. / Б. И. Хасан, П. А. Сергоманов. – М. : Академия, 2004. – С. 37-42.

 

 

Основная литература

 

 

 

 

 

 

План

1. Факторы поведения человека 

2. Групповые интересы  и цели

3. Причины конфликтов

4. Взаимосвязь конфликтных  ситуаций и стрессовых состояний

 

Три источника конфликта

 

    •  люди, составляющие персонал организации, или коллектив в целом

 

    •  социальные связи, формы поведения сотрудников, их отношения и взаимодействие

 

    • условия функционирования организации, определенные обстоятельства, та или иная проблемная ситуация
    • Первое место в этом ряду, естественно, занимают люди с присущими им свойствами, несовместимостью в конфликтных условиях их интересов, различиями ценностных установок и манеры общения.
    • Сущность человека заключена в диалектически противоречивом единстве его потребностей и способностей, актуальной необходимости и потенциальных возможностей на биологическом (природном), социальном и духовном уровнях. Преодоление этого противоречия представляет собой источник саморазвития, исторического становления человека.
    • Зарубежные и отечественные психологи, рассматривая человека, оперируют такими понятиями, как «субъект» и «объект». При этом под субъектом понимается личность активно действующая. Объектом же социальных связей люди выступают тогда, когда они пассивны, целиком подчиняются внешним обстоятельствам.

 

 

1. Факторы поведения человека

    • Когда заходит речь об отдельном человеке, обычно имеют в виду индивида, личность или индивидуальность.

 

Индивид — это живой организм, биологическое существо человеческого рода.

Любой человек есть "дитя природы", живое существо, отличающееся от других высших животных тем, что обладает развитой психикой, разумом, способностью к творчеству, совместному с себе подобными  труду и общежитию.

 

Личность выражает более широкую, чем индивид, совокупность качеств человека, которые складываются под влиянием как природных свойств, так и социальных факторов, связанных с усвоением определенной системы знаний, норм и ценностей, обретением опыта и привычек в ходе общения с другими людьми.

 

Индивидуальность — проявление черт конкретной личности с ее своеобразием и неповторимостью, мера отличия индивида от других себе подобных. Это человек как бы в единичном экземпляре во всей своей оригинальности, включая внешние особенности, специфику характера, возможности интеллекта, самобытность чувств

Безусловно двух одинаковых людей, каждой конкретной личности присущими индивидуальные качества. В то же время, нет человека, состоящего из одних достоинств, не имеющего какого-либо изъяна или слабостей.

Нужно каждого  принимать таким, какой он есть, располагать по возможности максимально полной информацией о человеке, с которым общаешься и взаимодействуешь. Это всегда полезно для того, чтобы лучше понимать людей, осознанно относиться к конфликтам и уяснению тех причин, которыми они вызываются.

Наблюдательность  и взятые на вооружение рекомендации специалистов (психологов, социологов, педагогов, других специалистов гуманитарного  профиля) помогают вернее оценить потенциал знакомой личности, т. е. дать интегральную, соединяющую воедино характеристику ее физических, психических, духовных и иных способностей.

 

    • Вне сомнения, свойства личности влияют, хотя и в разной степени, на возникновение конфликтов, их последующее развитие и разрешение. В этом отношении ряд качеств человека, заложенных в нем генетически, заслуживают повышенного внимания.
    • Прежде всего существует опосредованная взаимосвязь между конфликтностью и темпераментом — теми устойчивыми свойствами индивида, которые характеризуют динамические особенности психики данного человека, относя его со времен Гиппократа к сангвиникам, флегматикам, холерикам или меланхоликам.
    • Степень возбудимости и торможения у человека, размеренность, порывистость либо вялость в его реакциях так или иначе сказываются при общении и взаимодействии с другими людьми.

 

 

Для этого  достаточно ответить утвердительно  или отрицательно («да» или «нет») на вопросы следующего психологического теста:

 

    1. Считаете ли вы, что у многих ваших знакомых плохой характер?
    2. Раздражают ли вас повседневные мелкие обязанности?
    3. Верите ли вы, что ваши друзья преданы вам?
    4. Неприятно ли вам, когда незнакомый человек говорит вам «ты»?
    5. Способны ли вы ударить собаку или кошку?
    6. Часто ли вы меняете магазины, в которые ходите за покупками?
    7. Тяготят ли вас общественные обязанности?
    8. Продолжаете ли вы отстаивать свою точку зрения, поняв, что ошиблись?
    9. Часто ли вы принимаете лекарства?
  1. 10. Способны ли вы ждать более пяти минут опаздывающего на встречу с вами человека, не проявляя при этом нетерпения?
    1. Часто ли вам в голову приходит мысль о вашей невезучести?
    2. Способны ли вы с улыбкой воспринимать подшучивание друзей?
    3. Злопамятны ли вы?
  2. Не кажется ли вам, что климат в наших краях испортился и погода в любое время года стала какая-то нетипичная?
    1. Случается ли вам с самого утра быть в плохом настроении?
    2. Раздражает ли вас современная музыка?
    3. Надоедает ли вам присутствие в доме чужих людей?

 

 

Тест на определение характера

Шкала ответов

 

 

 

 

В случае 7—10 «минусов» есть повод  задуматься над тем, не присущи ли вам излишняя раздражительность, недоверие  к другим, обидчивость.

 

 

Чтобы удостовериться в том, какой  у вас характер, достаточно установить количество отрицательных ответов. Если их 11 и более, то этим подтверждаются ваш покладистый характер, возможность  легко общаться с вами и находить «общий язык», надежность в дружбе и  доброжелательность к людям.

 

Когда отрицательных ответов меньше 7, то вряд ли стоит сомневаться в  своем неуживчивом характере, необходимости  предпринять те или иные шаги, чтобы  изменить свои взгляды на действительность, на общение с другими людьми.

 

 

Тест включает следующие вопросы, также требующие  утвердительного «да» или отрицательного «нет» ответа:

 

    1. Умеете ли вы отказывать другим в их просьбе?
    2. Избегаете ли вы разногласий, даже если думаете, что правы?
    3. Легко ли вы подчиняетесь правилам и предписаниям?
    4. Часто ли вы извиняетесь?
    5. Вы перестанете носить одежду, если кто-то посмеется над ней?
    6. Стараетесь ли вы модно одеваться?
    7. Вы одеваетесь, чтобы привлечь к себе внимание?
    8. Если одежда неудобная, но к лицу, будете ли вы носить ее?
    9. Вы нетерпеливы к людям, которые не сразу понимают, чего от них хотят?
    10. Используете ли вы нецензурные выражения?
    11. Демонстрируете ли вы превосходство над другими людьми?
    12. Мнения, высказываемые по телевидению, раздражают вас?
    13. Всегда ли вы говорите то, что думаете, невзирая на последствия?
    14. Считаете ли вы себя нетерпимым?
    15. Раздражаетесь ли вы, если проигрываете в споре?
    16. Вы тратите деньги только на себя и свои удовольствия?
    17. Нормально ли вы чувствуете себя в толпе?

 

Тест на лидерство

Шкала ответов

 

Набрав 6—11 очков, можно предположить, что ваш характер пока не отличается постоянством, но задатки организатора, руководителя у вас, безусловно, имеются.

 

Результаты тестирования определяются подсчетом очков: каждый положительный  ответ на первые 8 вопросов — 1 очко, отрицательный — ноль очков; ответы на вопросы с 9 по 17 оцениваются наоборот, т.е. «нет» — 1 очко, «да» — 0.

 

 

При 12 и более очках обнаруживаются отсутствие качеств явного лидера, склонность больше полагаться на подсказки  со стороны, чем на собственные решения.

 

 

Если в итоге получилось 5 очков, то вы, что называется, прирожденный лидер, имеющий четко выраженный властный характер.

 

Тесты подтверждают, что  одни из характерных качеств, присущих человеку, создают благожелательную атмосферу для общения и сближения  людей, другие же, напротив, вызывают конфликтные  ситуации, отнюдь не ведущие к благоприятному исходу. 

 

Специалисты акцентируют  внимание еще на одном свойстве человека — рефлексии, т. е. самоанализе каждым своих знаний и поступков, размышлении об их границах и значении, о том, как они воспринимаются и оцениваются другими людьми.

 

Для рефлексии  исключительно значима информация этой «обратной связи». Ее источник и каналы поступления показаны на рисунке 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Схема  получения информации «обратной  связи»

 

 

 

 

 

 

Известно другим

 

 

(зоны 1 и 2)

 

 

 

1

 

 

 

Открытая зона

 

 

2

 

Слепая зона

 

 

Неизвестно другим

 

 

(зоны 3 и 4)

 

 

 

3

 

 

Скрытая зона

 

 

 

4

 

 

Неизвестная зона


 

  
 
Предложенная психологами схема представляет собой квадрат, разделенный горизонтальной и вертикальной линиями                      на 4 части -зоны.  

Первая «открытая» зона

 

обозначает сведения, известные всем: и самому индивиду, и окружающим; объем этой информации расширяется за счет смежных зон  и составляет информативную основу межличностных отношений.

 

 

  
Схема получения информации «обратной связи» 

  
Схема получения информации «обратной связи» 

 

Вторая («слепая») зона

 

указывает на мнение других о данной личности, которое  ей до определенной поры неизвестно и  которое по мере «обратной связи» оказывает в последующем воздействие  на поведение человека.

Информация о работе Источники конфликтов и стрессов