Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:08, реферат
Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социаль-но-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков дошедших до нас тради-ций. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного крите-рия типа «плохая» или «хорошая».
Пензенская
Государственная
Кафедра «Психологии и педагогики»
Реферат:
«Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития».
Выполнил:
Проверил:
Пенза,2009
Введение
История развития и становления воспитательных традиций связана с определен-ными воспитательными системами, сложившимися в процессе развития обще-ства.
Каждая воспитательная система
несет на себе отпечаток времени
и социаль-но-политического
Главным для каждой из педагогических систем является ориентация на вос-питание человека, готового и способного жить в современном для него обществе.
В течение многих веков в мире развивается и по-разному воплощается идея воспитания человека на протяжении всей его жизни.
1. Зарождение систем воспитания
Система воспитания - это совокупность взаимосвязанных целей и принци-пов организации воспитательного процесса, методов и приемов их поэтапной реа-лизации в рамках определенной социальной структуры (семьи, школы, вуза, госу-дарства) и логике выполнения социального заказа.
Любая система воспитания востребована конкретным обществом и существу-ет до тех пор, пока сохраняет свою значимость. Поэтому она имеет конкретно-исторический характер.
Человечеству известно педагогическое наследие древних цивилизаций, эпохи Античности, Средневековья, Возрождения, XVIH-XIX веков и современного пе-риода развития человечества - XX и начала XXI века.
В чем специфика систем воспитания, наиболее известных в мире?
Спартанская система воспитания преследовала, по преимуществу, цель подготовить воина - члена военной общины. До 7 лет ребенок воспитывался в семье няньками-кормилицами. С 7 лет полис (город-государство) брал на себя воспитание и обучение подраставших спартиатов. Этот процесс проходил в три этапа.
На первом этапе (7-15 лет) дети приобретали навыки письма и чтения, но глав-ным оставалось физическое закаливание, которое было чрезвычайно разнообраз-ным (ходили босиком, спали на тонких соломенных подстилках). С 12 лет возрас-тала суровость воспитания мальчиков, которых приучали не только к аскетичес-кому образу жизни, но и к немногословию. В 14 лет мальчика, пропуская через жестокие физические испытания, посвящали в эйрены -- члена общины с предо-ставлением определенных гражданских прав. В течение последующего года эйренов проверяли на стойкость в военных отрядах спартиатов. Гессен С, И. Основы педагогики. М , 1995. - С. 27
На втором этапе воспитания (15-20 лет) к минимальному обучению грамоте добавлялось обучение пению и музыке. Однако способы воспитания ужесточа-лись: Подростков держали в голоде и приучали самих добывать себе еду, физически наказывая тех из них, которые терпели неудачу. К 20 годам эйрены посвяща-лись в воины и получали полное вооружение.
В течение третьего этапа (20-30 лет) они постепенно приобретали статус пол-ноправного члена военной общины. В результате всех вышеперечисленных этапов воспитания воины свободно владели копьем, мечом, дротиком и другим оружием того времени. Однако спартанская культура воспитания оказалась гипер-трофированной военной подготовкой при фактическом невежестве молодого, поколения. Воспитательная традиция Спарты периода VI-IV вв. до н. э. в итоге свелась к физическим упражнениям и испытаниям. Именно эти элементы стали предметом подражания в последующие эпохи.
Афинская система воспитания. Она явилась образцом воспитания человека Древней Греции, основная задача которого сводилась к всестороннему и гармоничному развитию личности. Главным принципом была соревновательность в гимнастике, танцах, музыке, словесных спорах.
Система организованного воспитания реализовывалась поэтапно.
До 7 лет мальчиков воспитывали дома. С 7 до 16 лет они посещали одновремен-но мусическую и гимнастическую (палестра) школы, в которых получали преиму-щественно литературное, музыкальное и военно-спортивное образование и вос-питание.
На втором этапе (16-18 лет) юноши совершенствовали свое образование и развивали себя в гимназиях. Вершиной достижений молодого человека (18-20 лет) считалось пребывание в эфебии -- общественном учреждении по совер-шенствованию военного мастерства.
Таким образом, данная система ориентировала на овладение «совокупностью добродетелей», в дальнейшем получившей известность как программа «семи сво-бодных искусств» (грамматика, диалектика, искусство спора, арифметика, геомет-рия, астрономия, музыка). Эта программа стала символом образования для мно-гих поколений и вошла в историю как традиция греческой образованности.
В Европе VI-XV веков большое влияние в мире имела религиозная традиция воспитания человека, в особенности христианская. Основная задача такого вос-питания определялась как приведение человека к гармонии между земным и не-бесным существованием через усвоение и выполнение религиозно установленных нравственных норм (православной, мусульманской, буддистской).
В разных странах и у разных народов идеи религиозного воспитания воплоти-лись в конкретные формы, многообразие которых наблюдается и в современном мире.
В отличие от большинства средневековых государств, в Византии сложилась своя система образования и воспитания человека, которая повлияла на развитие европейской и российской педагогической традиции.
Именно в этот период в западной цивилизации определились три основные ста-дии образования человека: элементарное, среднее и высшее. Однако достаточно ясные очертания трехступенчатой системы образования в истории Китая отмеча-ются намного раньше -- в период династии Хань (II в. до н. э. -- II в. н. э.). Сластенин В. А. и др. Педагогика. М., 2000. - С. 156
Истории известны разные примеры сословного воспитания и образования. В наиболее организованном виде сословное домашнее (или семейное) воспитание и образование представлено в системе царского воспитания и в системе воспи-тания джентльмена (Дж Локк).
Например, идеал рыцарского воспитания включал в себя жертвенность, по-слушание и одновременно личную свободу, презрительное отношение к книжной традиции грамотного человека, соблюдение «кодекса чести» В основе содержа-ния рыцарского воспитания лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьем, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пе-ние и игра на музыкальном инструменте.
Система рыцарского воспитания состояла из следующих этапов. До 7 лет маль-чик получал домашнее воспитание. С 7 до 14 лет при дворе феодала (сюзерена) он был пажом при супруге сюзерена и ее придворных и приобретал круг знаний, уме-ний и опыт придворной жизни. С 14 лет до 21 года мальчик переходил на мужскую половину и становился оруженосцем при рыцарях двора сюзерена. За эти годы жизни при дворе молодому человеку необходимо было освоить «начала любви, войны и религии». В 21 год проходило посвящение в рыцари. Обряд предварялся испытаниями на физическую, воинскую и нравственную зрелость на турнирах, поединках, пирах. Традиция рыцарского воспитания сохранилась и поныне, преж-де всего в соблюдении юношами «кодекса чести» как идеи эстетического и физи-ческого развития человека, высоко ценящего чувство собственного достоинства в любых жизненных обстоятельствах.
Идеал воспитания по Локку -- джентльмен -- высокообразованный и деловой человек. Как правило, это был выходец из высшего общества, получивший воспи-тание и образование на дому с помощью приглашенных учителей и воспитателей. Джентльмен -- человек, отличавшийся утонченностью в обращении с людьми и обладавший качествами дельца и предпринимателя. Именно эти особенности лег-ли в основу западной воспитательно-образовательной традиции XVIII-XX веков.
Процесс воспитания джентльмена также имел поэтапный характер и глав-ными составляющими его системы были:
* физическое воспитание, выработка характера, развитие воли, и нравственное воспитание и обучение хорошим манерам;
* трудовое воспитание;
* развитие любознательности и интереса к учению, которое должно было иметь как теоретическую направленность, так и практический характер.
В качестве главных воспитательных средств использовались пример, труд, сре-да и окружение растущего человека. Данная система была ориентирована на учет индивидуальных особенностей воспитанника и на развитие его личности, станов-ление человека как индивидуальности.
Жан-Жак Руссо исходил из идеи природного совершенства детей. По его мнению, воспитание не долж-но мешать развитию этого совершенства, а потому следу-ет предоставлять детям полную свободу, приспосабливаясь к их склонностям и интересам. Эти идеи Руссо положи-ли начало разработке теории «свободного воспитания» и педоцентризма в педагогической науке, согласно которым воспитание должно следовать исключительно за интереса-ми и желаниями детей и способствовать их развитию.
Жан-Жак Руссо изложил
Педагогические принципы Ж.-Ж. Руссо таковы.
1.Содержание и методика
2.Знания следует получать не из книг, а из жизни. Книжный характер обучения, оторванность от жизни, от практики -- недопустимы и губительны.
3.Надо учить всех не одному и тому же, а учить тому, что интересно именно конкретному человеку, что соответствует его наклонностям, тогда ребенок будет активен в своем развитии и обучении.
4. Необходимо развивать у
Педагогическая система Генриха Песталоцци - XIX век.
Идеи Руссо получили дальнейшее развитие и прак-тическое воплощение в трудах швейцарского педагога Генриха Песталоцци (1746--1827), который утверждал, что цель обучения -- в развитии человечности, в гармо-ническом развитии всех сил и способностей человека. Он считал, что воспитание должно быть природосообразным: оно призвано развивать присущие человеческой природе духовные и физические силы в соответствии со свойственным ребенку стремлением к всесторонней де-ятельности. Главная заслуга Песталоцци в том, что он является одним из основоположников дидактики на-чального обучения. Его теория элементарного образова-ния включает умственное, нравственное, физическое и трудовое воспитание, которое осуществляется в тесной связи и взаимодействии, чтобы в итоге получить гармо-нично развитого человека. Его идею развивающего обу-чения К.Д. Ушинский называл великим открытием. Песталоцци разработал методику обучения детей счету, измерению и речи, расширил элементарные сведения обучения, включив в него сведения из геометрии, геогра-фии, а также рисование, пение и гимнастику.
Генрих Песталоцци в своем сочинении «Лингард и Гертруда» развивал идеи о гуманном характере воспи-тания, доброжелательном отношении к детям, привитии им сочувствия и сострадательности к людям как осно-вы их нравственного развития. В практической педаго-гической деятельности Песталоцци пытался соединить обучение и воспитание детей с организацией их посиль-ного труда, использовал воспитательную роль детского сообщества, получившего впоследствии название воспи-тательного коллектива, для нравственного формирова-ния своих питомцев.
Педагогические принципы Г. Песталоцци таковы.
1.
Всякое обучение должно
2.
Процесс обучения должен
3.
Основой обучения является
4.
Необходимо бороться с
Заметную роль в разработке педагогических основ вос-питания сыграл Иоганн Гербарт, хотя частично его идеи носили консервативный характер. Именно с этих позиций он считал необходимым подавлять в детях «дикую рез-вость», используя для этого физические наказания, а так-же осуществлять неослабный надзор за их поведением и записывать их проступки в особый журнал (кондуит).
Информация о работе Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития