Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 11:08, реферат

Описание работы

Каждая воспитательная система несет на себе отпечаток времени и социаль-но-политического строя, характера общественных отношений. В целях и задачах, которые она выдвигает, просматриваются идеалы человека данной эпохи. В связи с этим следует ориентироваться на понимание истоков дошедших до нас тради-ций. По отношению к воспитательной традиции не существует оценочного крите-рия типа «плохая» или «хорошая».

Файлы: 1 файл

Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития.doc

— 101.00 Кб (Скачать файл)

Макаренко разработал важнейшие вопросы  семейного воспитания, в том числе  структуры семьи, ее культуры, ме-тодов  воспитания в семье. Макаренко утверждал, что вос-питать ребенка правильно  легче, чем потом его перевос-питывать. Семья как коллектив, поведение родителей в конечном счете определяют успех воспитания детей. В «Книге для родителей» Макаренко показывает, что се-мья является первичным коллективом, где все являются полноправными членами со своими функциями и обязан-ностями, в том числе и ребенок. Личный пример родите-лей, их поступки, отношение к труду, к вещам, их отноше-ния между собой -- все это влияет на ребенка, формиру-ет его личность. Родители должны проявлять к детям требовательную любовь и иметь в глазах детей заслужен-ный авторитет.

Педагогические открытия Макаренко послужили ос-новой для развития социальной педагогики, исправитель-но-трудовой педагогики. Он выступал против использова-ния для детей элементов тюремного режима, принижения роли воспитательных методов, усиления производственно-го уклона.

Педагогическая  система В.А. Сухомлинского

Василий Александрович Сухомлинский (1918--1970) является крупнейшим педагогом  нашего столетия, его пе-дагогические работы переведены на 40 языков народов  мира, он рассматривал практически  все аспекты теории и практики воспитания, дидактики и школоведения.

Талантливый практик и теоретик, он всю жизнь  прора-ботал в сельской школе. Важное место в его деятельнос-ти занимает проблема творческого отношения  педагога к своей профессиональной деятельности, имеющей огромное социальное значение. В книге «Разговор с молодым ди-ректором школы» Сухомлинский писал: «Если вы хоти-те, чтобы педагогический труд давал учителю радость, а не превращался в скучную однообразную повседневность, ве-дите каждого учителя на тропку исследователя». Успех работы воспитателя возможен только при организации сочетания мастерства и творчества, при глубоком знании духовной жизни детей, особенностей каждого ребенка. Каптерев П. Ф. История русской педагогии. СПб., 1999. - С. 128

Основное  внимание Сухомлинский уделял воспитанию у подрастающего поколения гражданственности. Он про-должил развитие учения о воспитательном процессе в коллективе, разработал методику работы с отдельным уче-ником в коллективе. Детский коллектив -- сообщество детей, в котором есть идейная, интеллектуальная, эмоцио-нальная и организаторская общность. Путь к богатству духовной жизни коллектива сложен: от индивидуального вклада каждого воспитанника -- к общему «богатству» коллектива, а от него к влиянию на индивида и вновь к увеличению частного «вклада» в общий фонд и так до бес-конечности, т. е. устанавливаются двусторонние глубокие связи. Сухомлинский вводит новые понятия -- «коллек-тивная духовная жизнь», «интеллектуальный фон класса». Взаимодействие разнообразных интересов и увлечений, об-мен духовными приобретениями, знаниями повышает «ин-теллектуальный фон», повышает общий уровень развития детей, вызывает стремление больше узнать и тем самым помогает в главном -- в учении, а ведь учение -- главный совместный труд в школьном коллективе. Глубоко и ори-гинально разработаны Сухомлинским вопросы воспита-тельного воздействия традиций, фольклора, природы.

В книге «Сердце отдаю детям» Сухомлинский ярко по-казал, что успех работы воспитателя, направленной на гар-моничное развитие детей, возможен только при глубоком знании духовной жизни и особенностей развития каждого ребенка.

Дидактические системы педагогов-новаторов

В конце 70-х -- начале 80-х годов на арену обществен-но-педагогической жизни вышел большой отряд  педагогов-новаторов, педагогов-практиков. «Творчество учителя -- творчество ученика» -- таков их девиз. Увлеченность сво-им предметом, умение построить урок так, чтобы все уче-ники участвовали в учебном труде, любовь к детям, уваже-ние к личности ребенка с того самого дня, когда он пере-ступил порог школы, -- это то, что отличает настоящего учителя.

Издательство  «Педагогика» с 1979 года стало выпускать  серию «Педагогический поиск: опыт, проблемы, находки».

В числе первых вышли книги, рассказывающие о педаго-гическом опыте В. Ф. Шаталова, Е. И. Ильина, С. И. Лысенковой, Ш. Амонашвили.

Педагогика  сотрудничества, которую развивают  педаго-ги-новаторы, основывается на воспитательном подходе к обучению: судить о ребенке  следует не по знаниям, а по его  отношению к труду, к людям, нравственным ценнос-тям и качествам.

Индивидуальный  подход Шаталова рассчитан на всех учеников одновременно: он возбуждает атмосферу коллек-тивной, увлеченной я творческой работы. Шаталов борется  за избавление детей от унижающего их достоинство страха перед двойкой, вселяет в них оптимизм, дает возможность ощутить свой успех в учебе. Для этого Шаталов использу-ет такие приемы: объясняет учебный материал макси-мально четко, логично, используя наглядные блок-схемы, отражающие логические связи учебного материала, учени-ки отвечают, опираясь на блок-схему, дома первоначаль-но решают те же задачи, которые рассматривались на уро-ке, -- в результате даже «слабые», но желающие учить-ся ученики могут добиться успеха. По мере освоения материала учебной темы ученики имеют право творчес-ки выбирать любые задания из набора предложенных, находить свои творческие варианты решения, при про-верке исправляются ошибки, но оценки не ставятся. Оценка знаний производится после усвоения темы каж-дым учеником.

Шаталов утверждает, что главные методические инст-рументы учителя -- чуткость, понимание внутреннего мира ребенка, его переживаний, сомнений, слабостей. Гессен С, И. Основы педагогики. М , 1995. - С. 320

Индивидуальное  воздействие на личность ребенка  че-рез работающий, (созидающий, творящий коллектив харак-терно для многих педагогов-новаторов. Учитель труда и черчения И. П. Волков считал, что для развития склонно-стей и способностей учащихся необходимы возможности попробовать свои силы в различных видах деятельности. В его «свободной мастерской» собраны всевозможные ин-струменты и материалы, каждый может выбрать дело по душе, при этом нет ограничения инициативы школьника.

Существует  лишь одно правило: «Научился сам -- научи товарища».

В своем творчестве педагоги-новаторы стремились пре-одолеть замкнутость школьного классного мира, отрыв обучения от жизни. Е. И. Ильин, например, убежден, что уроки литературы должны стать уроками человековедения, стать средством глубокого творческого восприятия литературы и как учебного предмета, и как учебника жизни.

Наработки теоретиков педагогики нашли свое отражение  уже в современных трудах педагогов  конца 20 века.

Заключение

Зарождение и становление педагогически  следует рассматривать лишь через  призму исторического развития систем воспитания, которые сложились исторически и не имели научной обоснованности.

В ходе практического применения многие основоположники педагогики и дидактики  в частности взяли за основу именно исторически сложившиеся системы  воспитания.

В России основоположником научной дидактики можно считать К.Д. Ушинского, который сумел аккумулировать накопленный опыт, обобщить и теоретически доказать свою дидактическую систему.

В отличие от зарубежных дидактических  систем, прошедших исторические трансформации  дидактические системы в России долгое время претерпевали на себе влияние коммунистической идеологии и навязывании партийных стереотипов, что не давало им развиваться естественно, научно и теоретически обоснованно.

Лишь  с обретением Россией свободы  и демократии педагогика получила возможности следовать зарубежному опыту, а также претворять в жизнь некогда ранее невостребованные наработки.

Современная педагогика прежде всего направлена не на обезличенные массы, как было раньше, а на конкретного человека, индивида с присущей ему уникальностью и неповторимостью.


Информация о работе Истоки происхождения педагогики и этапы ее развития