Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 07:37, реферат
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись
также психологи и специалисты по кибернетике.
Введение 3
1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества 3
1.1 Зарубежные исследования 3
1.2 Отечественные исследования 7
2. Отличительные особенности творческой личности 8
3. Методы стимулирования проявления творческих способностей 13
Заключение 15
Список использованных источников 16
2001/2002 учебный год
Введение 3
1. Исторический
обзор психологических
1.1 Зарубежные исследования 3
1.2 Отечественные исследования 7
2. Отличительные
особенности творческой
3. Методы стимулирования
проявления творческих
Заключение 15
Список использованных источников 16
Введение
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих
человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется
настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится
мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является
необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов
активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как
отдельного индивида, так и человечества в целом.
Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными
философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись
также психологи и специалисты по кибернетике. Несмотря на столь долгое
внимание к проблеме, не все ее аспекты до конца раскрыты, поэтому
исследования в этой области продолжаются.
В настоящей
работе приводится обзор
изучению творческого мышления, рассматриваются отличительные особенности
креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие на проявление
творческих способностей.
1. Исторический
обзор психологических
1.1 Зарубежные исследования
С давних времен умы ученых и философов занимает вопрос: "Как возможно
творческое мышление?".
Этой проблемой занимались еще античные философы (Гераклит, Демокрит,
Платон), выдвигая весьма прогрессивные для того времени идеи. Интересна,
например, идея Платона, в чем-то предвосхитившая идею З.Фрейда, изложенная
в учении об эросе [7]. Платон представляет, что божественное творчество,
плодом которого является мироздание, есть момент божественного созерцания.
Аналогично этому и человеческое творчество есть только момент в достижении
высшего, доступного человеку "умного" созерцания. Стремление к этому
высшему состоянию, род одержимости и есть "Эрос", который предстает и как
эротическая одержимость тела, стремление к рождению, и как эротическая
одержимость души стремление к художественному творчеству, и, наконец, как
одержимость духа - страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.
Существенное влияние на дальнейшие исследования творческого мышления в
психологии оказали идеи Аристотеля [7], которые легли в основу
ассоциативной психологии. Ассоцианистский подход получил широкое
распространение в XVII – XVIII веках. Он объяснял все умственные
(когнитивные) процессы
в терминах двух основных
– идей (или элементов) и
– ассоциаций (или связей) между ними.
Отличительной
чертой являлось признание
структурной единицы психического, ассоциация использовалась и как
объяснительный принцип. Рациональное сводилось к чувственному, отсутствовал
анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности [15].
Ассоциативная психология оказалась не в состоянии объяснить
закономерности процесса сознательного мышления и, в частности творческого
мышления. Исходные принципы традиционной эмпирической ассоциативной
психологии не давали ей возможность изучать сложные психические явления, в
частности интуицию. Она признавала только "сознательное мышление"
(индукция, дедукция, способность сравнения, отношения), подчиняющееся
ассоциативным законам.
Тем не
менее, необходимо отметить
вклад психологов-
исследование психологии творческого мышления. Установленные ими законы
ассоциаций является крупнейшим достижением психологической науки ХIХ века.
Они помогают понять, например, почему прежний опыт зачастую может
блокировать творческий подход к решению задачи (проблемы), а также
объяснить общеизвестный факт успешной творческой работы молодых ученых, еще
не обладающих энциклопедическими знаниями. На основании этих законов был
разработан, например, метод гирлянд случайностей и ассоциаций, применяемый
сейчас в эвристике в качестве приема активизации творческого мышления [14].
Раздел "психология мышления" впервые выделяется психологами,
относящимися к Вюрцбургской школе. В противоположность ассоцианистам,
представители этой школы (О. Кюльпе, К. Марбе, Н. Ах) рассматривали
мышление как внутреннюю деятельность по решению задач [15]. Именно в
Вюрцбургской школе для исследования мышления впервые был применен метод
экспериментальной интроспекции. Исследования привели к открытию феномена
"безобразного мышления", а также показали, что каждая ассоциация
определяется не предшествующей ассоциацией, а направляется задачей –
явление, получившее название детерминирующей тенденции. Выделив мышление в
самостоятельную деятельность, Вюрцбургская школа фактически
противопоставила и оторвала ее от практической деятельности, мышления,
языка и чувственных образов. Вместе с тем был в значительной мере
предопределен круг вопросов, которые впоследствии стали основными в рамках
психологии мышления: соотношение внешней и внутренней деятельности,
мышления и языка, мышления и чувственных образов, детерминация мышления и
его избирательность, задача и средства ее решения [15]. Сформулированное
Вюрцбургской школой определение мышления как процесса решения проблем
наложило свой отпечаток на всю последующую историю экспериментальной
психологии мышления, которую в определенном смысле можно рассматривать как
историю разработки и применения в психологических исследованиях мышления
различных вариантов метода проблемных ситуаций.
Близок к Вюрцбургской школе был и О. Зельц, понимавший мышление как
функционирование интеллектуальных операций. Развивая свои представления о
самом решении задач, О. Зельц наибольшее значение придает самой первой фазе
– образованию "общей задачи", которая формируется в результате обработки
исходного материала. Главным ее звеном он видел выделение "предметных
отношений" между элементами. Результатом такого выделения О. Зельц полагал
образование проблемного комплекса [15], в котором:
– выделены характеристики известного,
– определено место неизвестного,
– выделены
отношения между данным и
Суть проблемности он видел в незавершенности этого комплекса. О.
Зельцем введено также важное понятие "антиципация", при этом он
подчеркивает, что антиципации подлежит только искомое, т.е. неизвестное
получает как бы косвенное определение через отношение к известному.
Выявление отношений между известным и искомым с последующей антиципацией
искомого представляет собой процесс образования общей задачи. Таким
образом, О. Зельц процесс мышления считал процессом заполнения разрывов или
восстановления недостающих звеньев в этом комплексе, а не цепочкой
ассоциаций, как
считали представители
Нельзя
обойти вниманием и
творческого мышления. В рамках этого подхода впервые была предпринята
попытка выделения фактора, лежащего в основе мыслительной активности.
Основатель психоанализа и приверженец энергетической теории человека
З.Фрейд считал, что творческий продукт является результатом косвенного
выражения сексуальной и агрессивной энергии, которой не дали выразить себя
более прямым путем [10].
А. Адлер
смещает акценты с
творчество трактовал как специфический способ компенсации комплекса
неполноценности [10].
К. Юнг
рассматривал стремление к
либидо. В самом же феномене творчества он видел проявление архетипов
коллективного бессознательного, пропущенных сквозь призму индивидуального
опыта и восприятия творца.
Психоанализ впервые акцентировал важность проблемы мотивов и значимость
бессознательного в мышлении [15].
Новый аспект мышления был выделен в трудах представителей гештальт-
психологии – М. Вертхаймера, К. Дункера, В. Келера и других. В рамках
данной школы в основном проводились экспериментальные исследования
восприятия, затем некоторые выводы были перенесены на изучение мышления.
Основным положением данной школы являлось утверждение, что целостный образ
– гештальт – возникает не путем синтеза, а сразу как целостный. Сам
гештальт истолковывался как функциональный, т. е. как некоторая структура,
характеризуемая через функцию, а мышление – как деятельность
последовательного переструктурирования, продолжающегося вплоть до
нахождения необходимого по ситуации гештальта (структуры), что и было
названо "инсайтом", или "озарением" [15, 2].
Психологи-гуманисты (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный
источник творчества – мотив личностного роста. По Маслоу – это потребность
в самоактуализации, полной и свободной реализации своих способностей и
жизненных возможностей [5].
Творческое
мышление изучалось также в
рамках психометрического
Здесь можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда и Э.П. Торренса,
представляющую креативность как универсальную познавательную творческую
способность. Гилфорд выделил два типа мышления: конвергентное и
дивергентное. В рамках своей концепции Гилфорд считал операцию дивергенции
наряду с операциями преобразования и импликации, основой креативности как
Информация о работе Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества