Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 07:37, реферат

Описание работы

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись
также психологи и специалисты по кибернетике.

Содержание работы

Введение 3
1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества 3
1.1 Зарубежные исследования 3
1.2 Отечественные исследования 7
2. Отличительные особенности творческой личности 8
3. Методы стимулирования проявления творческих способностей 13
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

Москва.docx

— 57.78 Кб (Скачать файл)

                                Москва

                            2001/2002 учебный год

                                 Оглавление

 

Введение     3

1. Исторический  обзор психологических исследований  проблемы творчества    3

1.1 Зарубежные исследования        3

1.2 Отечественные  исследования     7

2. Отличительные  особенности творческой личности   8

3. Методы стимулирования  проявления творческих способностей   13

Заключение   15

Список использованных источников   16

 

 

                                              … выражение творческой мощи,

                                              свободной творческой  энергии

                                              –

                                              высшая функция человека.

                                                                Мэтью Арнолд

 

    Введение

    Творческое  мышление  –  один  из  интереснейших   феноменов,  выделяющих

человека из мира  животных.  Уже  в  начале  жизни  у  человека  проявляется

настоятельная потребность  самовыражения  через  творчество,  человек  учится

мыслить  творчески,  хотя  способность  к  такому   мышлению   не   является

необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из  способов

активного познания  мира,  и  именно  оно  делает  возможным  прогресс,  как

отдельного индивида, так и человечества в целом.

    Попытки  объяснить феномен творческого  мышления делались  еще  античными

философами и  не прекращаются до сих пор. В ХХ веке  его  изучением  занялись

также психологи  и специалисты  по  кибернетике.  Несмотря  на  столь  долгое

внимание  к  проблеме,  не  все  ее  аспекты  до  конца  раскрыты,   поэтому

исследования в  этой области продолжаются.

    В настоящей  работе приводится обзор различных  концепций  и  подходов  к

изучению творческого  мышления,  рассматриваются  отличительные  особенности

креативной личности, а также анализируются факторы, влияющие  на  проявление

творческих способностей.

 

1. Исторический  обзор психологических исследований  проблемы творчества

1.1 Зарубежные исследования

    С давних  времен умы ученых и философов  занимает вопрос:  "Как  возможно

творческое мышление?".

    Этой проблемой занимались еще античные  философы  (Гераклит,  Демокрит,

Платон), выдвигая весьма прогрессивные для  того  времени  идеи.  Интересна,

например, идея Платона, в чем-то предвосхитившая идею  З.Фрейда,  изложенная

в учении об эросе [7]. Платон  представляет,  что  божественное  творчество,

плодом которого является мироздание, есть момент  божественного созерцания.

Аналогично этому  и человеческое творчество есть только момент  в  достижении

высшего,  доступного  человеку  "умного"  созерцания.  Стремление  к   этому

высшему состоянию, род одержимости и есть "Эрос", который  предстает  и  как

эротическая одержимость  тела,  стремление  к  рождению,  и  как  эротическая

одержимость души стремление к художественному творчеству,  и,  наконец,  как

одержимость духа - страстная тяга к чистому созерцанию прекрасного.

Существенное влияние  на  дальнейшие  исследования  творческого  мышления  в

психологии  оказали  идеи   Аристотеля   [7],   которые   легли   в   основу

ассоциативной   психологии.   Ассоцианистский   подход    получил    широкое

распространение  в  XVII  –  XVIII  веках.  Он   объяснял   все   умственные

(когнитивные) процессы  в терминах двух основных компонент:

    – идей (или элементов) и

    – ассоциаций (или связей) между ними.

    Отличительной  чертой являлось признание ассоциации  в качестве  основной

структурной  единицы   психического,   ассоциация   использовалась   и   как

объяснительный  принцип. Рациональное сводилось к  чувственному,  отсутствовал

анализ субъекта, его деятельности, направленности, активности [15].

    Ассоциативная   психология   оказалась   не   в   состоянии   объяснить

закономерности  процесса сознательного мышления и,  в  частности  творческого

мышления.  Исходные   принципы   традиционной   эмпирической   ассоциативной

психологии не давали ей возможность изучать сложные  психические  явления,  в

частности  интуицию.   Она   признавала   только   "сознательное   мышление"

(индукция,  дедукция,  способность  сравнения,   отношения),   подчиняющееся

ассоциативным законам.

    Тем не  менее,  необходимо  отметить  вклад  психологов-ассоцианистов  в

исследование  психологии  творческого  мышления.  Установленные  ими  законы

ассоциаций является крупнейшим достижением психологической  науки  ХIХ  века.

Они  помогают  понять,  например,  почему  прежний   опыт   зачастую   может

блокировать  творческий  подход  к  решению  задачи  (проблемы),   а   также

объяснить общеизвестный  факт успешной творческой работы молодых  ученых,  еще

не обладающих энциклопедическими знаниями. На  основании этих  законов был

разработан, например, метод гирлянд случайностей и  ассоциаций,  применяемый

сейчас в эвристике  в качестве приема активизации творческого  мышления [14].

    Раздел   "психология   мышления"   впервые   выделяется    психологами,

относящимися  к Вюрцбургской  школе.  В противоположность   ассоцианистам,

представители  этой  школы  (О.  Кюльпе,  К.  Марбе,  Н.  Ах)  рассматривали

мышление как  внутреннюю  деятельность  по  решению  задач  [15].  Именно  в

Вюрцбургской школе для исследования  мышления  впервые был применен  метод

экспериментальной интроспекции. Исследования  привели  к  открытию  феномена

"безобразного  мышления",  а   также   показали,   что   каждая   ассоциация

определяется  не  предшествующей  ассоциацией,  а  направляется  задачей   –

явление, получившее название детерминирующей тенденции. Выделив  мышление  в

самостоятельную     деятельность,     Вюрцбургская     школа      фактически

противопоставила  и  оторвала  ее  от  практической  деятельности,  мышления,

языка и чувственных  образов. Вместе с тем был в  значительной мере

предопределен круг вопросов, которые впоследствии стали  основными  в  рамках

психологии  мышления:  соотношение  внешней   и   внутренней   деятельности,

мышления и языка, мышления и чувственных образов,  детерминация  мышления  и

его избирательность, задача и средства  ее  решения  [15].  Сформулированное

Вюрцбургской  школой  определение мышления  как процесса  решения проблем

наложило  свой  отпечаток  на  всю  последующую  историю   экспериментальной

психологии мышления, которую в определенном смысле можно  рассматривать  как

историю разработки и применения  в  психологических  исследованиях  мышления

различных вариантов  метода проблемных ситуаций.

    Близок  к Вюрцбургской школе был и О.  Зельц,  понимавший  мышление  как

функционирование  интеллектуальных операций. Развивая  свои  представления  о

самом решении задач, О. Зельц наибольшее значение придает самой первой  фазе

– образованию "общей  задачи", которая  формируется  в  результате  обработки

исходного материала.  Главным  ее  звеном  он  видел  выделение  "предметных

отношений" между  элементами. Результатом такого выделения  О.  Зельц  полагал

образование проблемного  комплекса [15], в котором:

    – выделены  характеристики известного,

    – определено  место неизвестного,

    – выделены  отношения между данным и искомым.

    Суть  проблемности  он  видел в незавершенности этого комплекса.  О.

Зельцем  введено  также  важное   понятие   "антиципация",   при   этом   он

подчеркивает, что  антиципации  подлежит  только  искомое,  т.е.  неизвестное

получает  как  бы  косвенное  определение  через  отношение  к   известному.

Выявление отношений  между известным и  искомым  с  последующей  антиципацией

искомого  представляет  собой  процесс  образования  общей   задачи.   Таким

образом, О. Зельц  процесс мышления считал процессом  заполнения разрывов  или

восстановления  недостающих  звеньев  в  этом  комплексе,  а   не   цепочкой

ассоциаций, как  считали представители ассоцианистского подхода.

    Нельзя  обойти вниманием  и  психоаналитический  подход  к  исследованию

творческого мышления.  В  рамках  этого  подхода  впервые  была  предпринята

попытка выделения  фактора, лежащего в основе мыслительной активности.

    Основатель  психоанализа и приверженец   энергетической  теории  человека

З.Фрейд считал,  что творческий  продукт является  результатом косвенного

выражения сексуальной  и агрессивной энергии, которой  не дали  выразить  себя

более прямым путем [10].

    А.  Адлер   смещает  акценты  с  сексуальной   сферы  на  социальную,   а

творчество  трактовал  как  специфический   способ   компенсации   комплекса

неполноценности [10].

    К. Юнг  рассматривал стремление к творчеству  как часть  базовой  энергии

либидо. В  самом  же  феномене  творчества  он  видел  проявление  архетипов

коллективного бессознательного, пропущенных сквозь  призму  индивидуального

опыта и восприятия творца.

    Психоанализ  впервые акцентировал важность  проблемы мотивов и значимость

бессознательного в мышлении [15].

    Новый  аспект мышления был выделен   в  трудах  представителей  гештальт-

психологии –  М. Вертхаймера, К.  Дункера,  В.  Келера  и других.  В рамках

данной  школы  в   основном   проводились   экспериментальные   исследования

восприятия, затем  некоторые выводы были  перенесены  на  изучение  мышления.

Основным положением данной школы являлось утверждение, что  целостный  образ

– гештальт – возникает не  путем синтеза,  а сразу как целостный.  Сам

гештальт истолковывался как функциональный, т. е. как некоторая структура,

характеризуемая   через   функцию,   а   мышление   –    как    деятельность

последовательного   переструктурирования,    продолжающегося    вплоть    до

нахождения необходимого  по  ситуации  гештальта  (структуры),  что и было

названо "инсайтом", или "озарением" [15, 2].

    Психологи-гуманисты  (Г. Олпорт, А. Маслоу) считали, что первоначальный

источник творчества – мотив личностного роста. По Маслоу – это потребность

в самоактуализации, полной  и свободной реализации  своих способностей  и

жизненных возможностей [5].

    Творческое  мышление изучалось также в  рамках психометрического подхода.

Здесь можно выделить концепцию креативности Дж. Гилфорда  и Э.П.  Торренса,

представляющую  креативность  как  универсальную  познавательную  творческую

способность.  Гилфорд   выделил   два   типа   мышления:   конвергентное   и

дивергентное. В  рамках своей концепции Гилфорд считал  операцию  дивергенции

наряду с операциями преобразования и импликации,  основой  креативности  как

Информация о работе Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества