Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 07:37, реферат

Описание работы

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись
также психологи и специалисты по кибернетике.

Содержание работы

Введение 3
1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества 3
1.1 Зарубежные исследования 3
1.2 Отечественные исследования 7
2. Отличительные особенности творческой личности 8
3. Методы стимулирования проявления творческих способностей 13
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

Москва.docx

— 57.78 Кб (Скачать файл)

других). Однако, на основании анализа имеющихся  в  распоряжении  материалов

по проблеме, можно  сделать следующие выводы:

    – Большинство  авторов согласны, что  в   процессе  творческого  мышления

большая роль отводится  бессознательному. Предложены различные схемы решения

творческих задач,  однако  большинство авторов согласны,  что в процессе

такого решения  задействуется как сознание, так  и  бессознательное,  т.е.  на

разных этапах решения  проблемы ведущая роль переходит  от одной  структуры  к

другой;

    – несмотря  на многочисленные исследования, многие вопросы  до  сих   пор

остаются дискуссионными.

    Например, большинство исследований строятся  с использованием творческих

задач, в то же время  до сих пор не существует единого  мнения  о  том,  какие

же задачи считать творческими. Отечественным представителем  информационного

подхода Г.А. Голицыным [3] предложен следующий критерий: если  решение  (или

множество  решений)   задачи   лежит   за   пределами   множества   исходных

представлений (т.е. сферы сознания) субъекта,  то  именно  такую  задачу  мы

можем  считать  творческой.  Существует  и  другой  подход   к   определению

творческих  задач,  предложенный  современным   исследователем   творческого

мышления  Я.А.  Пономаревым:  "…класс  задач,   решения   которых   доступны

машинному моделированию, не входит в класс творческих,  к последнему  могут

быть отнесены лишь те, решения которых принципиально  не поддаются  машинному

моделированию. Более  того, невозможность моделирования  решения  таких  задач

может  выступить  одним  из  достаточно  отчетливых  практических  критериев

подлинного творчества" [11, с. 13].

    Исследователи  также до сих пор так и  не пришли к единому мнению,  какие

же  личностные  особенности считать основными для креативной   личности.

Наиболее    часто    современными    исследователями    упоминаются    такие

индивидуальные  особенности  творческой  личности,   как   независимость   в

суждениях,  самоуважение,  предпочтение  сложных задач,  развитое   чувство

прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие  действительности,

высокая внутренняя мотивация и эмоциональная лабильность.

    2) В последнем  разделе  автор  приводит  свою  возможную  классификацию

факторов,  влияющих  на  возможности  проявления   креативности,   а   также

некоторые способы  воздействия на них.

Список использованных источников

1. Богоявленская  Д.Б. Интеллектуальная активность  как проблема творчества.

    Изд-во  Ростов. ун-та, 1983. – 173 с.

2. Богоявленская   Д.Б.  Интеллектуальная  активность  как  психологический

    аспект  изучения  творчества   //   Исследование   проблем   психологии

    творчества  под ред. Я.А. Пономарева. –  М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.

3.  Голицын   Г.А.  Информационный  подход  в   психологии   творчества   //

    Исследование  проблем психологии творчества  под ред. Я.А. Пономарева.  –

    М.: Наука, 1983. С. 210 – 231.

4.  Дружинин  В.  Диагностика  общих   познавательных   способностей.   //

    Когнитивное  обучение: современное состояние  и  перспективы.  М..:  Изд.

    Институт  психологии РАН, 1997

5. Дружинин В.Н.  Психология общих способностей  – СПб.: Питер Ком, 1999.  –

    368 с.: (Серия  "Мастера психологии")

6. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 560  с.:  ил.  –

    (Серия  "Учебник нового века")

7. Мартьяненко В.Ф. Введение в философию:  Учеб.  пособие  для  студентов

    высш. учеб. заведений – Мн.: БГУ, 1986 – 124. с.: ил.

8. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.:

    Евразия, 1999. – 478 с.

9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб.  заведений:

    В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. –  3-е изд. – М.: Гуманит.  изд.

    центр  ВЛАДОС, 1997. – 688 с.

10. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер.  с

    англ. М.С.  Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс,  2001.  –

    607 с.

11. Пономарев Я.А.  Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 1976.

    – 302 с.

12. Рубинштейн С.Л.  Основы общей психологии –  СПб.: "Питер",  1999.  –  720

    с.: (Серия "Мастера психологии")

13. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – Пер. с англ. – М.: Тривола,  1996.

    – 600 с.: ил.

14. Столяров А.М.  Эвристические приемы и методы  активизации творческого

    мышления. – М: ВНИИПИ, 1988. – 126 с.

15. Тихомиров О.К.  Психология мышления. – М.: МГУ, 1984. – 270 с.

16. Хекахаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2  т.  Т.2.  М.:  Педагогика,

    1986. С.234-248.

17. MacKinnon D.W. Creativity: a multi-faceted phenomenon  [WWW  document].

    URL http://www.rsad.edu/~ccjones/01-02/sophcd/readings/creativity.html

18. Torrance E.P. Causes  for  Concern.  Creativity.  Selected  Readings  /

    Edited by P.E. Vernon. Harmondsworth: Richard Clay (The Chaucer  Press)

    Ltd, 1975 P. 355-371.

-----------------------

* The most salient mark of a creative person, the central trait at the core

of his being is, as I see it, just this sort of courage. … it is personal

courage, courage of the mind and spirit, psychological or spiritual courage

that is the radix of a creative person: the courage to question what is

generally accepted; the courage to be destructive in order that something

better can be constructed; the courage to think thoughts unlike anyone

else's; the courage to be open to experience both from within and from

without; the courage to follow one's intuition rather than logic; the

courage to imagine the impossible and try to achieve it; the courage to

stand aside from the collectivity and in conflict with it if necessary; the

courage to become and to be oneself.

[1] >4 ?@>O2;5=85< B2>@G5A:8E A?>A>1=>AB59 (:@50B82=>AB8) 745AL 8 40;55

?>4@07C<5205BAO @0A:@KB85 B2>@Gecessary; the courage to become and to be

oneself.

[2] Под проявлением  творческих способностей (креативности) здесь и далее

подразумевается раскрытие  творческого потенциала.

[3] Под установкой  здесь и далее подразумевается  определенный взгляд на

идею, основанный на убеждениях и эмоциях; как правило, установки мешают

проявлению креативности, поскольку блокируют проявления бессознательного.

[4] Правило де  Чармса заключается в том, что если человек вознаграждается

за нечто, что  он делает или сделал по собственному желанию, то такое

вознаграждение  будет способствовать ослаблению внутренней мотивации.


Информация о работе Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества