Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 07:37, реферат
Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись
также психологи и специалисты по кибернетике.
Введение 3
1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества 3
1.1 Зарубежные исследования 3
1.2 Отечественные исследования 7
2. Отличительные особенности творческой личности 8
3. Методы стимулирования проявления творческих способностей 13
Заключение 15
Список использованных источников 16
других). Однако, на основании анализа имеющихся в распоряжении материалов
по проблеме, можно сделать следующие выводы:
– Большинство авторов согласны, что в процессе творческого мышления
большая роль отводится бессознательному. Предложены различные схемы решения
творческих задач, однако большинство авторов согласны, что в процессе
такого решения задействуется как сознание, так и бессознательное, т.е. на
разных этапах решения проблемы ведущая роль переходит от одной структуры к
другой;
– несмотря
на многочисленные
остаются дискуссионными.
Например,
большинство исследований
задач, в то же время до сих пор не существует единого мнения о том, какие
же задачи считать творческими. Отечественным представителем информационного
подхода Г.А. Голицыным [3] предложен следующий критерий: если решение (или
множество решений) задачи лежит за пределами множества исходных
представлений (т.е. сферы сознания) субъекта, то именно такую задачу мы
можем считать творческой. Существует и другой подход к определению
творческих задач, предложенный современным исследователем творческого
мышления Я.А. Пономаревым: "…класс задач, решения которых доступны
машинному моделированию, не входит в класс творческих, к последнему могут
быть отнесены лишь те, решения которых принципиально не поддаются машинному
моделированию. Более того, невозможность моделирования решения таких задач
может выступить одним из достаточно отчетливых практических критериев
подлинного творчества" [11, с. 13].
Исследователи также до сих пор так и не пришли к единому мнению, какие
же личностные особенности считать основными для креативной личности.
Наиболее часто современными исследователями упоминаются такие
индивидуальные особенности творческой личности, как независимость в
суждениях, самоуважение, предпочтение сложных задач, развитое чувство
прекрасного, склонность к риску, специфическое восприятие действительности,
высокая внутренняя
мотивация и эмоциональная
2) В последнем разделе автор приводит свою возможную классификацию
факторов, влияющих на возможности проявления креативности, а также
некоторые способы воздействия на них.
Список использованных источников
1. Богоявленская
Д.Б. Интеллектуальная
Изд-во Ростов. ун-та, 1983. – 173 с.
2. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как психологический
аспект изучения творчества // Исследование проблем психологии
творчества под ред. Я.А. Пономарева. – М.: Наука, 1983. С. 182 – 195.
3. Голицын Г.А. Информационный подход в психологии творчества //
Исследование проблем психологии творчества под ред. Я.А. Пономарева. –
М.: Наука, 1983. С. 210 – 231.
4. Дружинин В. Диагностика общих познавательных способностей. //
Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М..: Изд.
Институт психологии РАН, 1997
5. Дружинин В.Н. Психология общих способностей – СПб.: Питер Ком, 1999. –
368 с.: (Серия "Мастера психологии")
6. Квинн В. Прикладная психология. – СПб.: Питер, 2000. – 560 с.: ил. –
(Серия "Учебник нового века")
7. Мартьяненко В.Ф. Введение в философию: Учеб. пособие для студентов
высш. учеб. заведений – Мн.: БГУ, 1986 – 124. с.: ил.
8. Маслоу А.Г. Мотивация и личность. Пер. с англ. Татлыбаевой А.М. – СПб.:
Евразия, 1999. – 478 с.
9. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений:
В 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. – 3-е изд. – М.: Гуманит. изд.
центр ВЛАДОС, 1997. – 688 с.
10. Первин Л., Джон О. Психология личности: Теории и исследования / Пер. с
англ. М.С. Жамкочьян под ред. В.С. Магуна – М.: Аспект Пресс, 2001. –
607 с.
11. Пономарев Я.А. Психология творчества. – М.: Издательство "Наука", 1976.
– 302 с.
12. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: "Питер", 1999. – 720
с.: (Серия "Мастера психологии")
13. Солсо Р.Л. Когнитивная психология. – Пер. с англ. – М.: Тривола, 1996.
– 600 с.: ил.
14. Столяров А.М. Эвристические приемы и методы активизации творческого
мышления. – М: ВНИИПИ, 1988. – 126 с.
15. Тихомиров О.К. Психология мышления. – М.: МГУ, 1984. – 270 с.
16. Хекахаузен Х. Мотивация и деятельность: В 2 т. Т.2. М.: Педагогика,
1986. С.234-248.
17. MacKinnon D.W. Creativity: a multi-faceted phenomenon [WWW document].
URL http://www.rsad.edu/~ccjones/
18. Torrance E.P. Causes for Concern. Creativity. Selected Readings /
Edited by P.E. Vernon. Harmondsworth: Richard Clay (The Chaucer Press)
Ltd, 1975 P. 355-371.
-----------------------
* The most salient mark of a creative person, the central trait at the core
of his being is, as I see it, just this sort of courage. … it is personal
courage, courage of the mind and spirit, psychological or spiritual courage
that is the radix of a creative person: the courage to question what is
generally accepted; the courage to be destructive in order that something
better can be constructed; the courage to think thoughts unlike anyone
else's; the courage to be open to experience both from within and from
without; the courage to follow one's intuition rather than logic; the
courage to imagine the impossible and try to achieve it; the courage to
stand aside from the collectivity and in conflict with it if necessary; the
courage to become and to be oneself.
[1] >4 ?@>O2;5=85< B2>@G5A:8E A?>A>1=>AB59 (:@50B82=>AB8) 745AL 8 40;55
?>4@07C<5205BAO @0A:@KB85 B2>@Gecessary; the courage to become and to be
oneself.
[2] Под проявлением творческих способностей (креативности) здесь и далее
подразумевается раскрытие творческого потенциала.
[3] Под установкой здесь и далее подразумевается определенный взгляд на
идею, основанный на убеждениях и эмоциях; как правило, установки мешают
проявлению креативности, поскольку блокируют проявления бессознательного.
[4] Правило де Чармса заключается в том, что если человек вознаграждается
за нечто, что он делает или сделал по собственному желанию, то такое
вознаграждение будет способствовать ослаблению внутренней мотивации.
Информация о работе Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества