Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 07:37, реферат

Описание работы

Творческое мышление – один из интереснейших феноменов, выделяющих человека из мира животных. Уже в начале жизни у человека проявляется настоятельная потребность самовыражения через творчество, человек учится мыслить творчески, хотя способность к такому мышлению не является необходимой для выживания. Творческое осмысление является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным прогресс, как отдельного индивида, так и человечества в целом. Попытки объяснить феномен творческого мышления делались еще античными философами и не прекращаются до сих пор. В ХХ веке его изучением занялись
также психологи и специалисты по кибернетике.

Содержание работы

Введение 3
1. Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества 3
1.1 Зарубежные исследования 3
1.2 Отечественные исследования 7
2. Отличительные особенности творческой личности 8
3. Методы стимулирования проявления творческих способностей 13
Заключение 15
Список использованных источников 16

Файлы: 1 файл

Москва.docx

— 57.78 Кб (Скачать файл)

      . Образная адаптивная гибкость, т.е.  способность  изменить  восприятие

        объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения

        стороны.

      . Семантическая спонтанная гибкость,  т.е.  способность  продуцировать

        разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности  в  такой,

        которая не содержит ориентиров для этих идей.

    Позже  Гилфорд выделяет 6 параметров креативности [5]:

     o способность  к обнаружению и постановке  проблем;

     o способность  к генерированию большого числа  идей;

     o гибкость  – способность продуцировать  разнообразные идеи;

     o оригинальность  – способность отвечать на  раздражители нестандартно;

     o способность  усовершенствовать объект, добавляя  детали;

     o способность  решать проблемы, т.е. способности  к синтезу и анализу.

По  Стернбергу  [5],  творческая   личность   должна   обладать   следующими

индивидуальными чертами:

  . способность  идти на разумный риск;

  . готовность  преодолевать препятствия;

  . толерантность  к неопределенности;

  . готовность  противостоять мнению окружающих.

    А. Олах указывает на следующие личностные  черты,  присущие  творческим

людям [5]:

     o независимость   –  личностные  стандарты   важнее  стандартов  группы,

       неконформность оценок и суждений

     o открытость  ума  –  готовность  поверить  своим  и  чужим  фантазиям,

       восприимчивость к новому и  необычному;

     o высокая  толерантность к  неопределенным  и  неразрешимым  ситуациям,

       конструктивная активность в  этих ситуациях;

     o развитое  эстетическое чувство, стремление  к красоте.

    По мнению  Пономарева [11]  с  креативностью   сопряжены  два  личностных

качества, а именно: интенсивность поисковой мотивации  и  чувствительность  к

побочным  образованиям,  которые   возникают   при   мыслительном   процессе

(поскольку  Пономарев   считает,  что   мышление   изначально   логично,   он

рассматривает творческий продукт мышления как побочный).

    Особый  интерес, по мнению автора настоящей  работы, представляет  взгляд

Мак-Киннона [17], который выделяет  в числе отличительных черт  одаренных

людей способность  более эффективно оперировать  противоречивой  информацией.

Сознательная настроенность  человека на возможное  допущение  противоречия  в

собственном представлении мира уменьшает порог восприятия  неосознаваемого,

в результате чего данные подсознательной переработки  информации  оказываются

более доступными осознанию. Поэтому внутренняя готовность  субъекта  принять

противоречие, а  не отбросить какую-либо информацию,  при  первом  подозрении

несоответствия  ее  действительности  –  является,  по  мнению  Мак-Киннона,

важнейшим эвристическим  фактором, способствующим осознанию  самой проблемы.

    Сложность,  однако, заключается в том, что  в случае наличия существенных

расхождений между  системами ценностей, действующими  на  уровне  сознания  и

подсознания, проникновение  компонентов  подсознательного  в  сознание  может

поколебать или  даже разрушить Я-концепцию данного индивида,  что неизбежно

приведет к  необходимости  переоценки  и  пересмотра  всей  картины  мира  и

понимания своего места  в ней.

А это, в свою очередь, затруднит адаптацию  человека  к  условиям  постоянно

изменяющейся внешней  среды и нарушит более или  менее устойчивое  равновесие,

в условиях  которого  он  жил.  Такую  дезадаптацию  человека  предотвращают

механизмы психологической  защиты, открытые З. Фрейдом  [10].  Действие  этих

механизмов  препятствует  проникновению  на   уровень   сознания   продуктов

подсознательного, способных нарушить стабильность всей системы.

    На уровне  подсознания  происходит  ослабление  действия  разного  рода

стереотипов, устойчивых представлений и  т.п.  В  пользу  этого  утверждения

свидетельствуют факты  свершений открытия во сне  или  в  переходном  периоде

между сном и  пробуждением,  творчества  в  измененных  состояниях  сознания

(например, под воздействием  гипноза, психотропных средств) [5, 11, 6].

    Можно  предположить,  что  для   лиц  с  высоким  творческим  потенциалом

изначально, или  в результате индивидуального процесса становления  личности,

характерно ослабление  механизмов  психологической  защиты.  Таким  образом,

творческой  личности  требуется   определенная   смелость   воспринимать   и

принимать образную информацию  собственного  подсознания,  несоответствующую

тем "правильным", "моральным"  мотивам,  которые  признаются  допустимыми  в

данной культуре и которые  человек принимает и включает  в свою  систему

ценностей. Сам Мак-Киннон так говорит об этом: "Наиболее выдающийся  признак

творческой личности, главная черта его внутренней сущности, как я это  вижу,

– это определенная смелость. … Смелость личности, смелость  разума  и  духа,

психологическая и  духовная смелость, которая  является  внутренним  стержнем

креативной личности: смелость  подвергать  сомнению  общепринятое;  смелость

быть разрушительным для созидания  лучшего;  смелость  думать  так,  как  не

думал никто; смелость быть открытым восприятию  изнутри  и  извне;  смелость

следовать  интуиции,  а  не  логике;  смелость  вообразить   невозможное   и

попытаться его  реализовать; смелость стоять в стороне  от  коллективности  и,

если это необходимо, конфликтовать с ней; смелость становиться  и быть  самим

собой"* [17].

    Отдельные   исследователи  отводили  ведущие   роли  таким   особенностям

творческой личности, как терпение и работоспособность. Например, А.  Пункаре

писал,  что  бессознательная  работа  "возможна  или,   по   крайней   мере,

плодотворна лишь в том случае,  если  ей  предшествует  и за  ней следует

сознательная работа" [цит. по 15, с. 207].

Большое значение он придавал и эстетическому чувству, которое служит  своего

рода фильтром при  отборе бессознательных идей.

    Однако, наиболее удачная краткая  формулировка  самой  существенной  (с

точки зрения автора эссе) особенности  творческой  личности  приведена  В.Н.

Дружининым [1, с. 288]: «У творческих  людей  нередко  удивительным  образом

соединяются зрелость мышления, глубокие знания,  разнообразные  способности,

умения и навыки и своеобразные "детские" черты  во  взглядах  на  окружающую

действительность, в поведении и поступках».

 

3. Методы стимулирования  проявления творческих способностей[1]

    В ходе  проведения многочисленных исследований, посвященных  диагностике

и  развитию  креативности,  исследователи  замечали,  что   препятствием   к

проявлению креативности могут выступать  страх  оказаться  "белой  вороной",

склонность к  конформизму (Г.Линдсей,  К.Халл  и  Р.Томпсон)  [9],  моральные

запреты [13], однообразие  решаемых задач [9].

    Вероятно, степень проявления творческих  способностей зависит не  только

от одаренности  личности, но также от внутренней и  внешней мотивации.

    Под   внешней  мотивацией  творчества  понимается  реакция   социального

окружения, как положительная (поощрение вниманием, признание,  одобрение,  а

также материальное вознаграждение), так  и  отрицательная  (резкая  критика,

наказание).  Причем  следует  отметить,  что  значимость  внешней  мотивации

проявляется наиболее полно лишь в случае, если она  исходит  от  референтной

группы. Существенность влияния внешней мотивации напрямую зависит от  уровня

внутренней мотивации, т.е. чем  меньше  уровень  внутренней  мотивации,  тем

существеннее сказывается  мотивация внешняя.

    На основании  анализа результатов исследований [1-6,  9,  11-13,  15-18]

можно выделить следующие  факторы, влияющие на уровень  внутренней  мотивации

к творчеству:

     > интериоризированные личностью ценностно-ориентационные установки[2];

     > самооценка;

     >  стабильность эмоционального состояния.

    Стимулирование  проявления креативности возможно  при внешнем воздействии

на выделенные факторы,  хотя,  конечно,  такое  воздействие  не  гарантирует

полного раскрытия  творческого потенциала.

Здесь можно предложить использовать следующие методы стимулирования:

    1) Минимизировать  отрицательное влияние моральных  и культурных запретов

могут помочь, например,  такие  методы  воздействия,  как  расширение  круга

интересов личности (например, через обучение),  самоидентификация  с  другой

личностью (позволяет  взглянуть  на  проблему  «другими  глазами»,  при  этом

собственные ценностно-ориентационные установки отступают  на  второй  план).

Снятию  влияния  установок,   сформировавшихся   в   процессе   деятельности

(например, влияния  опыта выполнения  аналогичной   или  схожей  деятельности)

может способствовать переключение внимания, смена деятельности.

    2) Поскольку  для проявления  креативности  очень  важно  иметь  высокую

самооценку, целесообразно  воздействовать  на  нее  путем  повышения  внешней

положительной и  минимизации внешней отрицательной  мотивации.  Здесь  следует

оговориться, что  хотя  отдельные  исследователи  (например,  Дружинин  [5])

считают  внешнюю  мотивацию  оказывающей  положительное влияние только  на

низкокреативных людей, в истории имеются примеры обратного.  Известен  факт,

что нередко лучшие произведения искусства  появлялись  именно  в  результате

работы «на заказ» (например, знаменитый Реквием В.А. Моцарта).  Здесь  также

необходимо  сказать,  что,  по  всей   видимости,   не   всегда   правомерно

противопоставление  внутренней и внешней мотивации, в отдельных  случаях  они

могут как бы перетекать друг в друга, и чисто внешняя мотивация в процессе

деятельности может  трансформироваться во внутреннюю. Не следует забывать  и

о  том,  что  этот  метод  будет  работать  лишь  в  случае   действительной

необходимости повышения  самооценки, в противном случае  высока  вероятность,

что сработает правило  де Чармса[3] [16].

    3)  Исследователи   биографий   творческих   личностей   отмечают,   что

творчество проявляется  слабее, если в  эмоциональной  сфере  устанавливается

относительно  продолжительная  стабильность,  и  наоборот,  сильный  всплеск

творчества  нередко  может  вызвать  посттравматический  стресс   [5]   либо

положительный стресс (например, переживание эйфории влюбленности). В  рамках

рассматриваемых методов  можно  предложить  такие  методы  воздействия,  как,

например, резкая смена  обстановки, окружения, сферы деятельности  (известно,

что ученые, поэты, художники  зачастую  именно  этим  способом  преодолевали

свой кризис творчества).

Заключение

    В заключении  считаю необходимым отметить:

    1) В рамках  данной работы, наверное,  невозможно  охватить все концепции

и  подходы  к  исследованию  творческого  мышления  (остались  неосвещенными

работы Л.С. Выготского, Ч. Спирмена, оригинальный подход  В.М.  Вильчека,  и

Информация о работе Исторический обзор психологических исследований проблемы творчества