Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 18:09, контрольная работа
Воспитание в первобытном и рабовладельческом обществах. Отличие систем воспитание детей в Спарте и Афинах
На первой ступени развития первобытного общества -- в дородовом обществе -- люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия. Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными
15 лет - это возраст, когда
нужно уже воспитывать юношу
для жизни среди людей того
социального слоя, в котором ему
в дальнейшем придется жить
и действовать. Ж.-Ж. Руссо ставил
три основные задачи
воспитание возрастной ребенок Руссо.
Мысли Руссо о воспитании женщины (невесты Эмиля) определялись его взглядами на природу женщины ее социальное назначение. Оно состоит, по мнению Руссо, в том, чтобы быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют, нравиться и быть полезной мужу. Поэтому естественное воспитание девушки, считал он, коренным образом должно отличаться от воспитания юноши, в девушке нужно воспитывать повиновение и покорность, готовность усвоить чужие взгляды, даже если они не совпадают с ее собственными. Чтобы женщина могла родить здоровых и крепких детей, чтобы она приобрела естественную красоту и грацию, необходимо соответствующее физическое воспитание. Никаких серьезных умственных занятий ей не нужно. Руссо крайне ограничивал образование невесты Эмиля, но считал, что уже с детства следует начинать обучать ее религии; взгляды девушки в этой области всецело определяются авторитетом людей, в подчинении которых она находится. Всякая девушка, по словам Руссо, должна исповедовать религию своей матери, и всякая жена -- религию мужа. Таким образом, ставя цель воспитать из мальчика свободного самостоятельного гражданина, Руссо одновременно отказывал женщине в самостоятельности.
Взгляды Руссо на назначение женщины в обществе и ее воспитание весьма консервативны. Восставая против развращенных нравов, которые господствовали в его время среди высшего дворянства и духовенства Франции, Руссо возводил в идеал скромную, благонравную женщину, принадлежащую к третьему сословию, но он неправомерно противопоставлял воспитание юноши и девушки.
Несмотря на ряд противоречий и ошибочных положений, которые присущи педагогическим идеям Руссо, последние имели исторически прогрессивное значение и оказали большое влияние на последующее развитие педагогической мысли.
Руссо подверг сокрушительной критике отживающую феодальную систему воспитания, подавляющую личность ребенка: сословные ограничения в области образования, словесное обучение, догматизм и зубрежку, палочную дисциплину, телесные наказания.
Выражая взгляды передовых людей своего времени, он выступил со страстным призывом освободить человека от феодального гнета, защитить права детства. Руссо призывал с любовью относиться к ребенку, внимательно изучать его возрастные и индивидуальные особенности, считаться с его потребностями.
Он особо подчеркивал необходимость воспитывать органы чувств детей, развивать их наблюдательность, стимулировать развитие у детей самостоятельного мышления, творческих сил.
Очень важными были требования Руссо придать образованию реальный характер, связать его с жизнью, развивать в процессе обучения активность и самодеятельность детей, подготавливать их к труду как общественной обязанности каждого гражданина.
Вместе с тем не все высказывания Руссо мы можем признать правильными, например: его требование индивидуального «свободного воспитания», отрицание необходимости разнообразных педагогических воздействий, кроме косвенных, противопоставление личного опыта ребенка опыту всего человечества, недооценка систематических знаний, умаление роли женщины в обществе и вытекающие отсюда реакционные взгляды на ее воспитание.
И все же идеи Руссо о воспитании активного, мыслящего, свободного человека оказали огромное положительное влияние на развитие педагогической теории и практики во многих странах.
Иоганн Генрих Песталоцци (нем. Johann Heinrich Pestalozzi, 12 января 1746, Цюрих,— 17 февраля 1827, Бругг) —
Разработанная Иоганном Генрихом
Песталоцци теория элементарного природосообразного
воспитания и обучения представляет собой
не только исторический интерес, но продолжает
сохранять актуальность. Он первым высказал
мысль о необходимости параллельного
и гармоничного развития всех задатков человеческой личности — интеллектуальных,
В том же году Песталоцци приобретает недалеко от Цюриха небольшое имение, которое он назвал «Нейгоф» (нем. Neuhof — новый двор). Там он собирался провести в жизнь некоторые преобразования в области земледелия и приобщить к ним окрестных крестьян. Однако у Песталоцци не оказалось выдающихся способностей для хозяйственной деятельности, его пятилетние опыты не дали ожидаемых результатов и значительно подорвали материальное положение Песталоцци.
В это время он приходит к убеждению,
что больше всего в его помощи нуждаются
крестьянские дети, остающиеся без присмотра.
Песталоцци решает отдать свои силы и
остатки средств воспитанию детей бедняков и организует в своём имении
«Учреждение для бедных», в котором пытается
впервые претворить в жизнь свой идеал
трудовой школы. Благодаря поддержке местной
общины Песталоцци собирает у себя около
50 детей, которых он обучает летом полевым
работам, а зимой — ремеслу. Песталоцци
лично занимался с детьми разного возраста
устным счётом, чтением, письмом, вёл беседы
о природе и жизни людей. В 1804 году институт Песталоцци
был вынужден перебраться из Бургдорфа
в Ивердон. Здесь институт получает
поистине международную известность;
слава Песталоцци достигает своей вершины.
В Бургдорфе и Ивердоне появлялось много
людей, желавших воочию убедиться в целесообразности
приёмов Песталоцци. В это закрытое учебное
заведение стремились отдать своих сыновей
богатые семьи не только Швейцарии, но
и Германии, Франции, Англии, И
От учителей Песталоцци требует усвоения основ метода элементарного образования и участия в его творческой разработке. Однако Песталоцци не мог получить полного удовлетворения от работы в Ивердонском институте из-за социального состава воспитанников — выходцев из семей власть имущих, определяющего весь характер этого учреждения. Несколько раз Песталоцци обращается к правительствам различных швейцарских кантонов с предложениями создать новое «Учреждения для бедных», однако безуспешно. Лишь в 1818 году ему удаётся открыть в Клинди близ Ивердона школу для бедных на средства, полученные от издания собрания его сочинений. Однако в это время он уже много болеет и не может отдавать школе много сил. В период с 1805 по 1812 год Песталоцци пишет ряд статей, посвящённых воспитанию детей неимущих. Последние годы жизни принесли Песталоцци большое огорчение: его помощники по Ивердону перессорились, в 1825 году институт был закрыт в связи с отсутствием средств. Песталоцци вынужден был покинуть основанное им заведение и вернуться в своё поместье Нейгоф, где полвека тому назад началась его педагогическая деятельность. В своём предсмертном сборнике работ (1826) «Лебединая песня» он подводит итог своей жизни и научных изысканий. 17 февраля 1827 года в Бругге последовала смерть великого педагога.
Физическое воспитание
Подобный подход применяет
Песталоцци и к учению о физическом воспитании ребёнка. Он резко критикует
современные ему принципы физического
воспитания, справедливо указывая на одностороннюю тренировку отдел
Песталоцци требует, чтобы с самого раннего возраста в жизни ребёнка планомерно осуществлялось его физическое образование. Это образование должно строиться на природосообразных началах, отправляясь от самого ребёнка и его многообразных физических задатков, оно призвано стимулировать их гармоническое развитие, обеспечивать общий подъём физических сил организма. Полноценному в физическом отношении человеку необходимо, по мнению Песталоцци, обладать также соответствующим умственным и нравственным развитием. Исходя из того, что природа ребёнка представляет собой органическое единство его физических, умственных и духовных сил, он требует, чтобы эти силы развивались во взаимодействии, взаимно стимулируя друг друга, но сохраняя при этом свои особенности.
Рассматривая физическое образование
как органическую часть своего метода
элементарного природосообразного образования,
Песталоцци распространяет на него те
же общие указания, какие были разработаны
применительно к этому методу в целом.
Пытаясь найти исходный момент для осуществления
элементарного физического образования
в самой природе ребёнка, Песталоцци приходит
к выводу, что им должно являться естественное
стремление к деятельности, проявляющееся
с первых дней жизни ребёнка. Таким образом, начатки физического
воспитания закладываются ещё в семье,
где мать, помогая младенцу сначала стоять,
а затем делать первые шаги, осуществляет
тем самым естественную домашнюю гимнастику. Отсюда Песталоцци
делает вывод, что за простейший элемент
физического образования следует принять
движения суставов ребёнка. На основе этих движений
он предлагает строить систему школьной
«элементарной гимнастики», которая состоит
в последовательном ряде естественных
движений членов тела. Большой интерес
также представляют указания Песталоцци
о том, что средства элементарного физического
образования должны быть тесно связаны
с условиями жизни ребёнка, с его повседневными
потребностями. При разработке системы
упражнений, входящих в курс элементарной
гимнастики, Песталоцци предлагает ориентироваться
на те движения, которые ребёнок совершает
в повседневной жизни, а также в процессе трудовой деятельности
Физическое элементарное образование Песталоцци трактует в широком плане, то есть не только как развитие всех членов ребёнка, но и его органов чувств. Педагог писал, что глаз, ухо, рука — всё, что относится к физической структуре ребёнка — должно получить соответствующее развитие. Поэтому в понятие физического воспитания детей Песталоцци включает занятия музыкой, пением, а также рисованием, перед которым, в числе других задач, ставилась и задача развить руку ребёнка.
Трудовое воспитание
Тесно смыкаются с мыслями Песталоцци о физическом воспитании и его воззрения о роли труда в школьном образовании ребёнка. В течение многих лет он занимается проблемами подготовки детей из народа к работе в области промышленности.
По убеждению Песталоцци, трудовое обучение служит основой профессионального образования любого направления (тут, однако,
следует пояснить, что во времена Песталоцци
под трудом подразумевалась физическая
работа мастерового, кустаря, р
Песталоцци горячо протестует против того, чтобы трудовое образование сводилось к вооружению школьников односторонними рутинными умениями и механическими навыками, как это имело место в его время. Он считает, что у детей из народа надо развивать способности к мастерству во всём его объёме в соответствии с их задатками, причём эти способности должны быть подкреплены соответствующим образом развитыми мыслительными, общефизическим способностями и высокими нравственными устремлениями. Песталоцци считает, что правильно организованная профессиональная подготовка находится в самой тесной связи и во взаимодействии с общим образованием и призвана совместно с ним обеспечить развитие всех сил и способностей человеческой природы.
Для того, чтобы лучше понять новизну кажущихся сейчас банальными рассуждений Песталоцци, рассмотрим современное ему положение с образованием в так называемых «индустриальных школах» — самых распространённых начальных учебных заведениях бедноты в его время. В этих школах дети получали простейшие знания, религиозное воспитание и за ничтожное вознаграждение, а часто просто за питание занимались механической малопроизводительной работой: прядением ,ткачеством, изготовлением изделий из дерева и т. п. Обучение совмещалось у них с работой по 8 — 10 часов в сутки. Апологеты «индустриального школьного движения» утверждали, что совмещение обучения с работой детей в мануфактурном производстве способствует экономическому развитию страны, улучшению материального положения народа. В трактовке участников этого движения, индустриальные школы должны привить учащимся трудолюбие, «дух индустрии» и дать такие знания, умения и навыки, которые будут способствовать тому, чтобы человек успешно справлялся с работой на мануфактурах, предстоящей ребёнку после окончания такой школы.