История дошкольной педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 18:09, контрольная работа

Описание работы

Воспитание в первобытном и рабовладельческом обществах. Отличие систем воспитание детей в Спарте и Афинах
На первой ступени развития первобытного общества -- в дородовом обществе -- люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия. Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными

Файлы: 1 файл

История дошкольной педагогик1.docx

— 210.33 Кб (Скачать файл)

Прогрессивная деятельность К.Д.Ушинского в Смольном институте вызвала большое недовольство у придворных, руководивших учреждением. Ушинского стали обвинять в атеизме, в том, что он собирается воспитывать из дворянок “мужичек”. В 1862 г. он был уволен из института. Тогда же ему было предложено выехать за границу под предлогом изучения постановки начального и женского образования и составления учебника по педагогике. Эта командировка была фактически замаскированной ссылкой. Все перенесенное в России тяжело отразилось на здоровье Ушинского, обострило давнюю болезнь легких. Но, несмотря на тяжелую болезнь, он усиленно работал за границей : тщательно и критически изучал женские учебные заведения, детские сады, приюты и школы Германии и Швейцарии, написал и издал в 1864 г. замечательную учебную книгу “Родное слово” и “Руководство к преподаванию по “Родному слову” для учителей и родителей. (“Родное слово” до октября 1917 г. имело 146 изданий.) В 1867 г. Ушинский написал главное свое произведение -”Человек как предмет воспитания”, явившееся ценнейшим вкладом в педагогическую науку.

Тяжелая болезнь, напряженная общественно-педагогическая работа, вызывавшая резко отрицательное отношение правящих кругов, подорвали силы талантливого педагога и ускорили его смерть. Накануне ее, оказавшись на юге, он получил некоторое удовлетворение, увидев, как высоко ценит его учительство.

К. Д. Ушинский скончался 22 декабря 1870 г. Похоронен он на территории Выдубецкого монастыря в Киеве.

Значение Ушинского в развитии педагогики

К.Д.Ушинский является основоположником оригинальной русской педагогики, в частности дошкольной педагогики; он внес ценнейший вклад в развитие мировой педагогической мысли. Ушинский глубоко проанализировал теорию и практику воспитания, в том числе дошкольного, и образования за рубежом, показал достижения и недостатки в этой области и тем самым подвел итоги развития педагогики других народов.

Он обосновал идею народного воспитания, послужившую основой для создания оригинальной русской педагогики. Его учение о роли родного языка в умственном и нравственном воспитании и обучении детей, о народной школе, его теория дошкольного воспитания детей оказали огромное влияние не только на современное, и на последующие поколения педагогов многонациональной России. Многие педагогические высказывания Ушинского были откликами на острые вопросы современности, критикой неудовлетворенного состояния воспитательно-образовательной работы в школе, в семье, в дошкольных учреждениях того времени и практическими предложениями по их улучшению, и они представляют не только историко-педагогический интерес. М.И.Калинин на совещании работников народного образования в 1941 г., указав на ряд советов Ушинского по воспитанию и обучению детей, высоко оценил его идеи, которые только в нашем социалистическом обществе могут быть оценены полностью. Кончилась короткая человеческая жизнь, на долю которой выпало промелькнуть среди миллионов земных существований в середине ХIХ столетия. Но было это одновременно и началом новой, уже бесконечной, бессмертной жизни - в памяти людских поколений, которые никогда не забывают достойных. 

Основы теории дошкольного воспитания

В основу теории дошкольного воспитания К.Д.Ушинский положил идею народности воспитания. Он считал основным свойством детей дошкольного возраста жажду деятельности и стремление к познанию окружающего мира и рекомендовал воспитателям и родителям поощрять детей в их порывах к самостоятельной деятельности, продуманно и умело руководить ими, не допуская ни чрезмерного облегчения сил детей, ни чрезмерного облегчения, так как эти крайности могут содействовать появлению у них лени, пассивности. Огромное воспитательно-образовательное значение Ушинский придавал играм детей. Он создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными. Он отмечал, что в психической жизни ребенка дошкольного возраста большую роль играет воображение. Это объясняется тем, что у него недостаточны опыт и знания, не развито логическое мышление. Но Ушинский правильно указывал что воображение ребенка и беднее и слабее, и однообразнее, чем у взрослого человека.  Ушинский подчеркивал влияние на содержание детской игры: она дает материал для игровой деятельности детей. Игры изменяются с возрастом детей в зависимости от детского опыта, умственного развития, руководства взрослых. Переживание детей в игре не пропадают бесследно, а находят свое проявление в будущем в общественном поведении человека. Ушинский, в отличии от Фребеля и его последователей, возражал против излишнего вмешательства воспитательницы в детскую игру. Он считал игру самостоятельной, свободной детской деятельностью, имеющей важное значение в развитии личности: ”Игра есть свободная деятельность дитяти... В ней формируются все стороны души человеческой, его ум, его сердце, его воля”. Воспитательница должна доставлять материал для игры, заботиться о том, чтобы этот материал содействовал выполнению поставленных задач воспитания. Время для детских игр в детском саду должно отводиться сообразно возрасту: чем меньше ребенок, тем больше времени должен он проводить в игре. И в дошкольном возрасте надо стремиться к тому, чтобы ребенок никогда не пресыщался в игре и мог легко прервать ее для работы. Дошкольники тоже должны трудиться.

О семейном воспитании

Для большинства населения страны Ушинский наиболее естественной средой воспитания и обучения дошкольников все же считал семью. В ней дети получают первые впечатления, приобретают элементарные знания, навыки и привычки, развивают свои задатки. Огромную роль в развитии и воспитании личности ребенка играют родители и воспитатели, пример их жизни и поведения. “Одна из первейших обязанностей всякого гражданина и отца семейства, - писал Ушинский, - приготовить из своих детей полезных для общества граждан; одно из священных прав человека, рождающегося в мире, - право на правильное и доброе воспитание”.

Чтобы выполнить эту ответственную обязанность и гражданский долг перед обществом, родители должны проникнуться стремлением сочетать свое частное благополучие с общественной пользой. Они должны иметь педагогические знания, для чего изучать педагогическую литературу; сознательно подходить к воспитательному делу, к выбору воспитателей и учителей, определению будущих путей жизни для своих детей. Исключительно важную роль в семейном воспитании и обучении дошкольного и раннего школьного возраста Ушинский отводил матери. Мать ближе стоит к детям, проявляет непрестанные заботы о них со дня рождения, лучше понимает их индивидуальные особенности; если она не занята на работе вне дома, то имеет больше возможностей в процессе повседневной жизни влиять на детей в желательном направлении.

Воспитательной деятельности матери Ушинский придавал общественное значение. Являясь воспитательницей своих детей, она тем самым становится воспитательницей народа. Из этого, говорил Ушинский, “вытекает уже сама собой необходимость полного всестороннего образования для женщины уже, так сказать, не для одного семейного обихода, но имея в виду высокую цель - провести в жизнь народа результаты науки, искусства и поэзии”.

В условиях царской России, когда элементарных школ было мало, Ушинский хотел видеть в лице матери не только воспитательницу, но и учительницу своих детей. Учебное пособие “Родное слово” (год I) и “Руководство к преподаванию по “Родному слову” он считал возможным использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8- 10-летнего возраста.

29.   Деятельность и педагогические взгляды А. С. Симонович. Взгляды Симоновича на воспитательную работу в детском саду

Аделаида Семеновна Симонович (1840—1933) была участницей общественно-педагогического движения 60-х годов XIX в., видным деятелем дошкольного воспитания. Она пропагандировала идею общественного дошкольного воспитания детей, редактировала журнал “Детский сад и опубликовала ряд работ по воспитанию детей дошкольного возраста. В 1866 г. А. С. Симонович открыла в Петербурге платный детский сад, где вела опытную работу. Она работала в тесном содружестве со своим мужем врачом Я. М. Симоновичем (1840—1883), который был соредактором журнала “Детский сад и автором ряда статей по дошкольному воспитанию.

Аделаида Симонович впервые в России обосновала значимость общественного воспитания детей. «Первыми природными воспитателями являются родители, и по преимуществу в первое время жизни ребенка — мать (…)» — писала А. С. Симонович. «(…) В подрастании молодого-поколения наступает такой период развития, когда, помимо нравственного влияния, взрослые должны знакомить его с теми усовершенствованиями ума, которые обусловились прогрессивным развитием человеческой мысли вообще. Тут оказывается необходимым, чтобы воспитание перешло из рук родителей к посторонним лицам, специально занимающимся передачей познаний умственных…».

В своих работах А. С. Симонович много внимания уделяла сравнению детского сада и школы, рассуждала о разных подходах к обучению детей дошкольного и школьного возраста, а также о том, как посещение детского сада может повлиять на дальнейшую жизнь ребёнка. Была противницей раннего начала обучения в школе, настаивала на необходимости посещения детского сада детьми в возрасте от 3 до 7 лет, указывая: «Если вы засадите вашего ребенка в этом возрасте за школьную скамью, вы вносите погибель в жизнь ребенка, вы нарушаете гармонию развития его органов, лишаете его откровенности и вселяете в нем заботы (…) Чтобы вынести пользу из школы, необходимо быть подготовленным к ней, а подготовку эту дает детский сад»[15]. Кроме того, Симонович вводит понятие «элементарный класс» — аналог современной подготовительной группы. Так она называет заключительный период пребывания ребёнка в детском саду, где он получает первоначальные навыки чтения и счёта и начинает привыкать к требованиям школьной системы (в первую очередь учится усидчивости и сосредоточенности).

Начав свою педагогическую деятельность как горячая сторонница идей Фридриха Фрёбеля, А. С. Симонович впоследствии выступила как критик его концепции и существенно переработала её. В системе Фрёбеля Симонович безоговорочно принимала ключевую, центральную идею — необходимость общественного воспитания дошкольников и освоение детьми действительности через развивающие занятия и игры под руководством воспитателей («садовниц»). Главная же её претензия к фрёбелевской системе заключалась в том, что развивающие занятия с детьми были построены исключительно на работе с «искусственными» дидактическими материалами (кубиками, мячами, рисунками и так далее), а суть занятий сводилась к механическому заучиванию характеристик различных предметов и тех действий, которые можно с ними производить. В ходе практической работы с детьми Симонович отказалась от точного следования методике Фребеля и на других занятиях. Вместо формальных, строго систематизированных ручных занятий по складыванию из бумаги, вырезанию и склеиванию разных фигур дети изготовляли из бумаги и картона коробочки, кукольную мебель, домики и т. д. В младшей группе детского сада с детьми трех-четырехлетнего возраста А. С. Симонович строила работу, как в семье, проводила с ними в основном индивидуальные игры и занятия. Общие занятия детей в младшей группе были редкими. Симонович заметила, что малыши любят перетаскивать, складывать, разбирать, устанавливать предметы обстановки, строительные материалы, любят играть с куклами (индивидуально или группами в 2—3 человека). Она заметила также, что у детей этого возраста нет еще устойчивых интересов в играх и занятиях; почти все они очень подвижны, а больше всего их интересует лепка, рисование, самостоятельные постройки из кубиков, выкладывание колец. А. С. Симонович пришла к выводу, что в детском саду надо иметь достаточный запас различных материалов для детской деятельности, что детей с раннего возраста надо приучать к дружелюбию, к уступчивости и взаимопомощи.

Занятия в старшей группе, с пяти-шестилетними детьми, которой руководил Я. М. Симонович, имели природоведческий уклон. Я. М. Симонович проводил понятные детям физические опыты, ходил с ними на экскурсии к реке, в парки и т. д., во время которых дети наблюдали природу, изменения, происходящие в ней. Прогулки и экскурсии сопровождались беседами, собиранием разных предметов — растений, камешков и т. п. На последующих занятиях Я. М. Симонович читал детям статейки и рассказы, которые углубляли полученные ими знания. Весной, летом и осенью дети работали в саду. Они сажали цветы, выращивали некоторые овощи, наблюдали за обитателями сада — птицами, насекомыми, мышами и т. д., изучали их повадки. Я. М. Симонович организовывал также с детьми экскурсии в ближайшие мастерские (сапожную, слесарную и др.), рассказывал им о родине. Все занятия проходили оживленно, весело, интересно, давали детям элементарные знания, подготовляли их к школьному обучению. Характерной особенностью детского сада Симонович было отсутствие в нем религиозного воспитания детей. В журнале “Детский сад не было напечатано ни одной статьи па религиозные темы. Из-за недостатка средств в 1869 г. детский сад был закрыт, а издание журнала “Детский сад передано в другие руки.

 

В период 1866—1869 гг. А. С. и Я. М. Симоновичи вели большую общественно-педагогическую работу: участвовали в работе Комиссии детских садов при С. -Петербургском педагогическом собрании, выступали с докладами по вопросам дошкольного воспитания, оказывали методическую помощь воспитательницам детских садов разных городов, например Воронежа. В этом городе при активном участии известного педагога Н. Ф. Бунакова в 1868 г. был открыт детский сад, тесно связанный с элементарной школой. С 1870 г. Симоновичи переехали на Кавказ. В этом году А. С. Симонович открыла в Тифлисе платный детский сад и элементарную школу, которые просуществовали до 1874 г. Там воспитывалось и обучалось 60 детей в возрасте от 4 до 14 лет — грузины, армяне, русские. Плату за детей бедных родителей вносили благотворительные организации.

30.    Е. Н. Водовозова о воспитании детей дошкольного возраста

Елизавета-Николаевна Водовозова (1844—1923), ученица и последовательница К. Д. Ушинского, внесла значительный вклад в теорию дошкольного воспитания, главным образом семейного. Она была известной детской писательницей, создала замечательные для своего времени очерки и рассказы о природе, о жизни народов России и западноевропейских государств. Е. Н. Водовозов — автор интересных мемуаров, в которых нашли яркое освещение быт и нравы мелкопоместного дворянства, крепостническая система воспитания, существовавшая в России в 40— (; 0-х годах XIX в., обстановка жизни и воспитание “благородных девиц в Смольном институте и др. На формирование взглядов Е. Н. Водовозовой огромное влияние оказал К. Д. Ушинский, бывший во время ее учебы is Смольном институте инспектором классов, а также приглашенные им молодые учителя, в частности ее будущий муж, друг К. Д. Ушинского—Василий Иванович Водовозов (1825— 1880), известный талантливый методист русского языка и литературы. Окончив Смольный институт, Е. Н. Водовозова решила идти по пути своего учителя и стать педагогом.

Информация о работе История дошкольной педагогики