Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2015 в 18:09, контрольная работа
Воспитание в первобытном и рабовладельческом обществах. Отличие систем воспитание детей в Спарте и Афинах
На первой ступени развития первобытного общества -- в дородовом обществе -- люди присваивали готовые продукты природы и занимались охотой. Процесс добывания средств существования был по-своему несложным и в то же время трудоемким. Охота на крупных зверей, тяжелая борьба с природой могли осуществляться только в условиях коллективных форм жизни, труда и потребления. Все было общим, между членами коллектива отсутствовали социальные различия. Общественные отношения в первобытном обществе совпадают с кровнородственными
Е. Н. Водовозова помогала мужу в организации в Петербурге воскресной школы, давала частные уроки, участвовала ii заседаниях С. -Петербургского педагогического собрания.
В 1863 г. Е. Н. Водовозова написала статью по поводу романа Н. Г. Чернышевского “Что делать? под названием “Что женщине мешает быть самостоятельною?”. Эта статья была голосом русской женщины, искавшей пути “духовного освобождения от крепостного гнета, предрассудков, суеверий, желавшей вступить на путь общественного служения. В конце 60-х годов XIX в. Е. Н. и В. И. Водовозовы предприняли заграничную поездку для изучения опыта детских садов, школ, а также семейного воспитания. В 1871 г. Е. Н. Водовозова издала свой главный труд по дошкольной педагогике “Умственное и нравственное воспитание детей от первого проявления сознания до школьного возраста”, получивший в то время высокую оценку в печати. Книга предназначалась для воспитателей и матерей и состояла из следующих частей: в первой освещались принципиальные вопросы нравственного и умственного воспитания (гл. I—IV); во второй раскрывалось значение системы Фребеля, его игр и занятий (гл. V); в третьей содержание и методика воспитания детей по отдельным возрастам (1—4 года, 4—6 лет, 6—8 лет); четвертая представляла собой обзор “наиболее развивающих детских игрушек”, в книге было приложение (таблицы ручных занятий, песни с нотами). В последующие издания Водовозова включала новые разделы, в которых она освещала и подвергала критике систему Монтессори и теорию “свободного воспитания (7-е издание вышло в 1913 г.).
31. Е. И. Конради о воспитании детей дошкольного возраста
Евгения Ивановна Конради (1838—1898). известная писательница-публицист, участница борьбы передовых русских людей за равноправие женщин, за высшее женское образование, уделила в своих произведениях большое внимание вопросам воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Общественно-педагогические взгляды Е. И. Конради были проникнуты демократизмом, гуманизмом, активным патриотическим стремлением перестроить систему воспитания и образования молодого поколения, в частности систему семейного и общественного воспитания детей дошкольного возраста.
Разобрав систему дошкольного воспитания Фребеля, Е. И. Конради сделала такие выводы: 1) “система дошкольного воспитания Фребеля безусловно и в том виде, как он ее излагает, .. полно принята быть не может”; 2) идея детского сада заслуживает внимания и практического осуществления в России. В работе с детьми воспитательница должна отдавать преимущество элементарным знаниям из естествознания, многостороннее и самое плодотворное влияние которых на развитие ума, чувства, памяти, фантазии не в состоянии заменить ни изучение языков, ни упражнения в сочетании чисел и геометрических фигур; 3) воспитательницами русских детских садов должны быть русские, серьезно и многосторонне образованные женщины, умеющие творчески использовать идеи и указания опытных людей и применять свои методы и приемы воспитательно-образовательной работы с детьми. В 1868 г. Конради выступила также с критикой отдельных статей журнала “Детский сад”, в которых она находила яркие проявления “педагогической дрессуры детей, “новых усовершенствований воспитательной машины (естественные наказания, поучительные подвижные игры, фребелевские ручные работы и т, д.).
Центральным вопросом педагогики Конради считала определение цели воспитания и образования детей. Она указывала, что абстрактный идеал воспитания человека,выдвинутый Н. И. Пироговым, лишен социального содержания, что требование гармонического развития личности ребенка весьма неопределенно.
Исходя из учения русских, революционных демократов об общественных задачах воспитания, Конради доказывала, что решающую роль в определении цели воспитания играют общественные требования и интересы. “Дело воспитания,— писала она,— вовсе не есть личный только счет между нами и нашими детьми... Есть еще третья заинтересованная сторона, которою он должен быть скреплен и интерес которой имеет решающий голос; сторона эта — общество, среди которого мы живем и будут жить наши дети... Сделать наших детей возможно производительными членами общества, приспособить их к служению делу света, добра и справедливости — таково первенствующее соображение, которому должны подчиняться как произвол нашего родительского деспотизма, так и самоотверженная щепетильность нашего чадолюбия”. “Общественные. требования определяют направленность процесса воспитания: укрепляя тело, развивая ум, воспитывая чувство, мы имеем путеводную нить, которая не дает нам уклоняться в односторонность и метаться из стороны в сторону”.
Е. И. Конради чрезвычайно-наглядно показала, как в разные периоды развития общества менялось понятие нравственного человека, как в условиях современной ей буржуазно-монархической России угнеталась личность человека, как эти условия принуждают людей жить в антагонизме с обществом. Конради считала, что полное сочетание общественных требований и индивидуальных стремлений личности — дело будущего, когда общество будет заинтересовано в полноценном, всестороннем развитии личности, а стеснения и ограничения, налагаемые обществом на эгоистические стремления индивида, будут способствовать развитию его социальных качеств.
Е. И. Конради правильно указывала, что современная ей общественная жизнь, а также система воспитания детей в семье и образовательных учреждениях не способствуют расцвету сил и способностей детей, формированию у них качеств, необходимых для блага общества. Она выступила как против принудительной, авторитарной системы воспитания, так и против новых методов игр и занятий, которые обезличивали, механизировали личность детей, а также против “свободного воспитания”: “Воспитание, которое всегда и везде гладит ребенка по шерстке только потому, что боится погладить против шерсти, оказывает развитию личности самую медвежью услугу и в большинстве случаев может дать только жалких и вредных субъектов — жалких развинченностью своей воли и вредных необузданностью своего себялюбия”.
Основу педагогической теории Е. И. Конради составляет внимательное, любовное отношение родителей и воспитателей к детям, учет их индивидуальных особенностей, а также самостоятельных проявлений детьми своих мыслей, чувств, поступков. Роль родителей и воспитателей, по мнению Конради, заключается в том, чтобы, изучив особенности детей, направлять их к высоким и благородным целям, подготавливать к будущей деятельности на благо родины. Главное место в воспитании будущего полезного члена общества Е. И. Конради отводила нравственному воспитанию — воспитанию у детей нравственного сознания и чувства, которые заставляют в деятельности на благо других видеть собственное счастье. Она правильно считала,, что нравственное воспитание тесно связано с умственным и должно начинаться с самого раннего возраста. Деятельность развивающегося ума, умственная инициатива несут в себе лекарство от детской необузданности, способствуют накоплению ценного познавательного материала, который на известной ступени развития переходит в нравственное сознание, помогает регулировать поведение.
32. Жизнь и деятельность П. Ф. Лесгафта
Петр Францевич Лесгафт прославил свое имя как биолог, анатом, антрополог, педагог, врач, создатель научной системы физического воспитания, руководитель крупного научно-исследовательского учреждения. Всю жизнь его окружал ореол личности незаурядной, счастливо сочетающей в себе редкое человеческое обаяние и простоту с одержимостью строгого, требовательного ученого, человека дела и непрестанного труда. 8 (20) сентября 1837 г. в семье ювелира, члена Цеха золотых художеств, Петра Карловича Лесгафта родился сын. Это и был будущий Петр Петрович (Францевич) Лесгафт, разносторонний ученый и «вдохновенный учитель», как называл его академик И.П. Павлов, изучая биографию, П.Ф. Лесгафта. Любой исследователь сталкивается с загадкой, которую не удалось разгадать и по сей день. Почему он вошел в историю как «Францевич», а не «Петрович»? И Петр Лесгафт и его брат Франц, именуются Францевичами. В официальных бумагах разных лет нередко встречается запись: «Петр Петрович, тоже Францевич» Из скупых воспоминаний о детских годах П.Ф. Лесгафта мы узнаем, что отец весьма сурово относился к мальчику и настойчиво приучал его к труду: с малых лет заставлял носить дрова, убирать тротуар. Обстановка, окружающая маленького Петра, наложила отпечаток на всю его последующую жизнь. Уважение к труду, нетерпимость к лене, неправде, принципиальность и бескорыстие, заложенные с детства, стали в последствии неотъемлемыми чертами характера П.Ф. Лесгафта.
1. Будущий аптекарь
С детства у П.Ф. Лесгафта пробудилась любовь к музыке, этой любовью он был обязан своей матери, Генриетте Адамовне. Возможно, и первые медицинские познания он тоже получал от нее: поскольку Г.А. была повивальной бабкой и время от времени вызывалась для оказания акушерской помощи.
В январе 1848 г., после получения домашнего первоначального образования, Петр Францевич Лесгафт был определен в «большую приму», как назывался первый класс в Петрешуле Главном народном училищу.
Учился Лесгафт неплохо, ему хорошо давались почти все предметы, за исключением латинского и французского языков, которыми в последствии он овладел без труда. Он старательно выполнял задания и иногда засиживался над книгами и учебниками. Но в 1851 г. отец решил прервать его обучение и отдал четырнадцатилетнего сына в ученики к знакомому аптекарю. Мы не знаем, как складывались отношения у строптивого подростка с аптекарем. Известно, что, не выдержав и года, Петр сбежал из аптеки, вызвав гнев не только отца, но и матери.
2. Учёба в медик-хирургической академии
Заканчивал обучение Петр в мужском отделение училища Светой Анны, носившем название «Анненшуле». Для поступление в медико-хирургическую академию летом 1856 г. явилось 500 кандидатов, зачислено было только 254 человека. Среди них и Петр Францевич Лесгафт. Поступление Петра Францевича Лесгафта в медико-хирургическую академию совпало с кардинальным положительным изменением в ее управлении. По инициативе П.А.Дубровского, президента академии, были внесены значительные изменения в программе изуче6ние, созданы новые кафедры, развернулось интенсивное строительство новых зданий и перестройка старых.
Под руководством ученого секретаря конференции Николая Николаевича Зинина Петр Францевич Лесгафт получил первые навыки серьезной исследовательской работы, научился строгой постановке опытов и обращению с химическими реактивами. Очень скоро Лесгафт стал ассистировать Зинину на лекциях. Лекции в академии начинались в 8-9 часов утра и продолжались до 3-4 часов пополудни, практические занятия, как правило, проводились в вечернее время. Многие профессора академии оказали на формирование характера и взглядов Лесгафта существенное влияние, но главную роль в становлении его как анатома-исследователя и ученого сыграл несомненно профессор Венцеслав Леонидович Грубор Это был исключительно трудолюбивый, искусный в препарировании, блестяще знающий анатомию, человек. Фанатично преданный анатомии, Грубер почти целые дни, проводил в своем «царстве мертвых»-препаровочной, отыскивал в тканях трупов все новые и новые аномалии, в открытии и описание которых он не знал себе равных в Европе. Грубер первым открыл для женщин, интересующихся наукой, двери анатомического зала. Тоже самое по примеру своего учителя сделал вскоре после окончания академии и Лесгафт, убежденный поборник женского медицинского образования. Многие черты Грубера казались Лесгафту идеальными, совершенно необходимыми в человеке науки. Он терпеливо воспитывал в себе груберовскую увлеченность делом, неутомимость в работе, принципиальность, научную честность, чувство долга и справедливости, а главное независимость суждений, сознание значения собственной личности.
Студент Лесгафт довольно быстро стал одним из самых любимых учеников Грубера. Теперь не химическая реторта и спиртовка, а скальпель и пинцет стали постоянными орудиями труда Петра Лесгафта. Он настолько увлекся препарированием и выполнял его так артистично, что в последствии его начали называть «поэтом анатомии». Очень быстро, благодаря постоянной работе, Лесгафт хорошо освоил и бальзамирование. В 1860 г. за успешно выполненное бальзамирование студенту 5-го курса Петру Лесгафту была вручена щедрая награда - триста рублей. (Он помогал бальзамировать тело императрицы). Студенческая жизнь Лесгафта не ограничивалась, конечно, только лекциями, занятиями и экзаменами. Вместе с товарищами он любил посещать итальянскую оперу, концерты, цирковые представления.
В 1861 г. начались окончательные экзамены, до них дошли лишь 140 человек из 254 поступивших в 1856 г. По тогдашним правилам экзамены проводились одновременно на степень лекаря и на звание уездного врача. Степень лекаря требовала удовлетворительных оценок 24 предметам. На звание уездного врача -отдельно удовлетворительные отметки по судебной медицине, медицинской полиции, токсикологии и эпизоотии. Петр Францевич Лесгафт с честью выдержал все экзамены, получив степень лекаря и звание уездного врача. Ему была вручена серебренная медаль. Академия закончена, но лишь немногие из выпускников нашли работу в военно-медицинском ведомстве. Нахватало вакансий и в гражданском ведомстве, поэтому вновь испеченным лекарям было назначено ежемесячное вспомоществование, нечто вроде стипендии, и предоставлена возможность проявить себя в роли вольнопрактикующих врачей.
3. Педагогическая деятельность
По предложению В.Л. Грубера Лесгафт согласился частным образом, без вознаграждения, работать у него на кафедре в анатомическом институте, выполняя обязанности нештатного прозектора. Материальное положение Л. в это время было незавидным. Не имея постоянного заработка, он подрабатывал репетиторством, преподавал анатомию и химию в Военно-фельдшерскойшколе при Медико-хирургической академии. Там же, при помощи Грубера, Лесгафту выделили отдельное помещение, где он оборудовал подсобную препаровочную. В ней он пропадал все свое свободное время, кропотливо исследуя сложные анатомические взаимоотношения мышечных слоев промежности. По совету Грубера он решил положить эти исследования в основу своей диссертации. В конце 1861 г. Лесгафт сдал экзамены для получения высшей степени доктора медицины, а в начале 1862 г. -на следующую степень, доктора медицины и хирургии. Стало определяться и его положение. 23 марта 1863 г. приказом по военному ведомству о чинах гражданских Петр Францевич Лесгафт был назначен сверхкомплектным ординатором без денежного содержания во Второй военно-сухопутный госпиталь, в женское отделение хирургической клиники профессора А.А. Китера. Такое положение довело возможность Лесгафту довольно свободно распоряжаться своим временем. Он руководит практическими занятиями студентов 2-го курса, читает лекции по анатомии студентам 5-го курса. Он трудится над своей диссертацией. В это же время Лесгафт увлекся антропологией, изучает варианты строения черепа, особенности роста и формирование его у лиц разного возраста и пола. Выезжая летом заграницу - в Австрию, Германию, Францию, он посещал анатомические музеи и подробно знакомился с коллекцией черепов.