Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:51, курсовая работа
Цель исследования: расширить и обобщить представления истории развития игр и игрушек как средство воспитания детей.
Объект исследования – игра и игрушки.
Предмет исследования – истории развития игр и игрушки как средство воспитания детей.
В соответствии с целью данного исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Психолого-педагогический анализ литературы по данной проблеме.
2. Анализ современных игр и игрушек.
3. Рассмотрение влияния игрушек на развитие ребенка.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Игрушка – неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Ее специально создает взрослый в воспитательных целях, чтоб подготовить малыша к вхождению в общественные отношения.
Одной из отличительных черт жизни современного ребенка является огромное количество игрушек, которое окружает его с самого момента появления на свет. Точнее, игрушки не сами окружают ребенка. Покупая игрушку, это делает взрослый, зачастую не задумываясь о глубине и степени влияния игрушки на ребенка.
Многочисленные исследования психологов и педагогов показывают, что игрушка всегда была действенным средством развития психики и широко использовалась в народной педагогике для социального воспитания и приобщения ребенка к жизни взрослых. Таким образом, актуально рассматривать историю развития игрушек как средство воспитания детей.
Проблемами психологии игры и игровой деятельности занимались: Д. Б. Эльконин, К.Гросс, З. Фрейд, Л.С. Выготский, З.М. Богуславская, Е.О. Смирнова, А.В. Запорожец, Д.В. Менджерицкая, Н.С. Карпинская, Е.А. Аркин, Г.В. Плеханова и многие другие.
Цель исследования: расширить и обобщить представления истории развития игр и игрушек как средство воспитания детей.
Объект исследования – игра и игрушки.
Предмет исследования – истории развития игр и игрушки как средство воспитания детей.
В соответствии с целью данного исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Психолого-педагогический анализ литературы по данной проблеме.
2. Анализ современных игр и игрушек.
3. Рассмотрение влияния игрушек на развитие ребенка.
Методы исследования:
1) анализ существующей источниковой базы по рассматриваемой проблематике (метод научного анализа);
2) обобщение и синтез точек зрения, представленных в источниковой базе (метод научного синтеза и обобщения).
Практическая значимость работы применяется студентами на семинарских занятиях и заключается в обобщения теоретических данных истории развития игр и игрушки как средство воспитания детей.
Структура работы: курсовая работа состоит из введения, двух глав, рекомендации, заключения, списка использованной литературы.
ГЛАВА I. АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИСТОРИИ РАЗВИТИЯ ИГР И ИГРУШКИ КАК СРЕДСТВО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ
1.1. История возникновения и развитие игр
Если человек играет, он играет с чем-то, или во что-то. Играть ни с чем или ни во что просто невозможно. Само играние предполагает наличие носителя игровой функции, материальной или идеальной. Материальным носителем игры может выступать игрушка, то есть то, с чем играющий собственно играет. В понятие игрушка включено все, что может играться, следовательно, в нее входят и игрушки для всех возрастных категорий людей. Игрушка – образование подвижное.
Игрушка во все исторические эпохи была связана с игрой – ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. Однако конкретно-исторические условия каждой эпохи накладывают отпечаток на содержание игрушек и направленность игр [3].
История возникновения игры как способа решения затруднений в деятельности, передачи информации о реальной деятельности для обучения, средства для состязания, развлечения и эстетического совершенствования человека в ряде работ Д. Б. Эльконин в книге «Психология игры» предполагает, что возможны несколько вариантов возникновения и становления игровой деятельности. Одна из них: на заре человечества, когда охота занимала одно из центральных мест в жизни первобытнообщинного общества, после неудачной охоты могла возникнуть ситуация, требующая имитации действий охотников во время ловли дичи. Если неудача на охоте могла быть вызвана несогласованностью коллективных действий охотников, то возникала необходимость отработки этих действий. Или после удачной охоты охотники рассказывали, как всё происходило, и кто себя проявил. При этом воссоздавались элементы реальной действительности, а это – признаки игры [23].
В этих случаях происходит выделения из целостной реальной и жизненно важной трудовой деятельности той её части, которая может быть названа ориентировочной в отличие от исполнительской, непосредственно связанной с получением материального результата.
Таким образом, можно
с уверенностью сказать, что первые
игровые формы возникли ещё в
слаборазвитых общинных формациях.
Они могли выступать как
Выделяют следующие признаки ритуальной игровой формы:
С развитием общества,
со сменной формацией (то первобытнообщинной
– к рабовладельческой и феодал
Игра становится важнейшей частью досуга народа. В них проявляется ловкость, смекалка, юмор участников. Они – средство самовыражения народа в утехах и развлечениях. Долгое время единственной развёрнутой формой существования игры была – детская игра. Однако в настоящее время игра вновь приобрела значительный вес и довольно высокий статус в подготовке и переподготовке взрослого населения, в решении инновационных проблем в жизни общества [20].
Сопоставляя игрушки, добытые при археологических раскопках, с современными игрушками Е.А. Аркин заключает свое сравнение: «…устойчивость детской игрушки, ее универсальность, неизменность ее основных форм и выполняемых ею функций – очевидный факт, и, может быть, именно очевидность этого факта была причиной того, что исследователи не считали нужным останавливаться на нем или подчеркивать его. Странным должно казаться, что ребенок, рожденный и растущий в условиях культуры ХХ в., пользуется сплошь и рядом как источником радостей и орудием для своего развития и самовоспитания той же игрушкой, которая является достоянием ребенка, рожденного от людей, которые по своему умственному развитию близки к обитателям пещер, растущего в условиях самого первобытного существования. И эти дети столь отдаленных друг от друга эпох человечества проявляют свою глубокую внутреннюю близость тем, что они не только получают или сами создают сходные игрушки, но что еще более поразительно, тем, что делают из них одинаковое применение» [3].
Утверждение Аркина о
неизменности игрушки в ходе исторического
развития общества логически приводит к тому, что игрушка отвечает каким-то
неизменным природным особенностям ребенка
и не находится ни в какой связи с жизнью
общества и жизнью ребенка в обществе
[3]. В изменении характера игрушек на протяжении
человеческой истории наглядно отражена
действительная история игрушки, обусловленная
историей развития общества, историей
развития ребенка в обществе.
Необходимо сделать уточнение - Е.А. Аркин
пишет об изначальных игрушках, и относит
к ним:
а) звуковые игрушки – трещотки, жужжалки, бубенцы, погремушки и т.д.;
б) двигательные игрушки – волчок, мяч, змей, примитивные варианты бильбоке;
в) оружие – лук, стрелы, бумеранги;
г) образные игрушки – изображения животных, кукол;
д) веревочку, из которой делают различные, порой замысловатые фигуры.
Все игрушки, которые Е.А. Аркин относит к «изначальным», являются продуктом исторического развития. Однако, раз возникнув на определенном историческом этапе развития человеческого общества, они не исчезали вместе с исчезновением тех орудий, копиями которых они являются. Отсюда вывод - игрушки живут дольше, чем орудия [3].
Д.Б. Эльконин, анализируя историческое положение игрушки, делает вывод о том, что у изначальных игрушек нет истории лишь при внешнем рассмотрении. «Если же рассматривать игрушку в ее функции, то можно с полной уверенностью сказать, что так называемые изначальные игрушки в ходе истории человеческого общества радикально меняли свою функцию, становясь в новое отношение к процессу развития ребенка». Далее Д.Б. Эльконин приводит убедительный пример изменения и развития игрушки на таких «изначальных» игрушках, как лук и стрелы. После появления огнестрельного оружия, «лук по-прежнему остается в руках детей, но теперь действие с ним уже не связано со способами охоты, и упражнения с луком используются для развития некоторых качеств, например меткости, необходимых охотнику, пользующемуся и огнестрельным оружием» [23].
Все реже можно встретить
ребенка, использующего лук как
игрушку.
Отсюда следует, что изначальная игрушка
лишь по внешней видимости остается неизменной. В действительности она,
как и все остальные игрушки, возникает
и исторически изменяется, ее история
органически связана с историей изменения
места ребенка в обществе и вне этой истории
не может быть понята. Ошибка Е. А. Аркина
заключается в том, что он изолировал историю
игрушки от истории ее обладателя, от истории
ее функции в развитии ребенка, от истории
места ребенка в обществе [3].
Развитие игрушки неразрывно связано с развитием общества. Игра детей по своему содержанию связана с жизнью, трудом и деятельностью взрослых членов общества. Тематика и формы игрушек находятся в непосредственной связи с материальной жизнью общества и развитием его духовной культуры, а также с эволюцией педагогических взглядов.
На очень ранних ступенях культуры между игрушками и предметами религиозного обряда нет существенной разницы; творчество достаточно примитивно: взрослый практически не отделяет себя от ребенка. «С повышением культуры дети все в более позднем возрасте дорастают до взрослых, они дольше играют вместо того, чтобы уже жить, отсюда – усложнение игрушки, но здесь, же источник выдуманности ее, начало приспособления к детскому пониманию, а отсюда один шаг до педагогического клейма; игрушки, как средство воспитания и обучения, это – уже полная противоположность первоначальной игрушке, созданной инстинктом художественного творчества». В древних игрушках подкупает искренность, теплота и любовь, с которой эти вещи делались. Все это отсутствует в прекрасно выполненных фабричных игрушках [10].
На низких ступенях культурного развития человечества игрушки должны рассматриваться как часть общего народного искусства: здесь нет ничего оторванного от жизни и интересов взрослых, ничего преследующего особые воспитательные цели; игрушки делаются и детьми и взрослыми – для себя для близких; нет массового безличного изготовления на неизвестного потребителя. Отсюда при бедности умения, техники – богатство замысла, яркий след личного вкуса, местный колорит [7].
Древние рабовладельческие общества Египта, Греции и Рима оставили последующим поколениям бесценные сокровища материальной и духовной культуры. Много интересного можно встретить, изучая игрушку – неотъемлемую часть древнего мира, выступающую своеобразной иллюстрацией эпохи [3].
Не только у первобытных, но и у народов с древней, высокой культурой мы находим рядом с ребенком его игрушку. По существу эти игрушки мало разнятся от современных; изменяется лишь форма, детали и техника изготовления. Уже в древнем Египте известны были игрушки, которые по древнему обычаю клались рядом с умершими детьми, и таким образом, они сохранились до наших времен. Теперь мы имеем возможность знакомиться с этими игрушками в разных европейских музеях [5].
Как и сегодня, первой игрушкой ребенка в древности была погремушка. В Древней Греции и Риме погремушки дарили новорожденному. Постукивая этими погремушками, матери и кормилицы напевали колыбельные песни. Эти предметы имели еще и иное назначение. От первобытных времен сохранилось поверье, что трещотки своим шумом отгоняют злых духов и тем самым оберегают ребенка. Много погремушек найдено при раскопках древнеримского города Помпеи. Это были погремушки различных видов: трещотки, кретала, систра. Трещотка, найденная в Помпеях, состоит из небольшого диска на рукоятке, снабженного бубенчиками. Были также трещотки наподобие утки, лошади или чаще всего свиньи, как эмблемы покровительства детям; внутри они были пусты, и в них лежали камешки или шарик. Кресала делались из деревянных или металлических пластинок, соединенных между собой с одной стороны. Устройство систра также просто. На каждом из двух поперечных стержней находится по три металлических пластинки, которые воспроизводят звук при движении стержней [13].
Самые ранние известные нам игрушки Древнего Египта датируются серединой III тыс. до нашей эры. Это деревянные фигурки коров. В Древнем Египте впервые встречаются игрушки с несложным механизмом движения - «Крокодил» и «Тигр». Древние мастера изображали их с большим знанием повадок и характера. Эти миниатюрные деревянные игрушки с помощью несложного проволочного механизма, приводимого в движение рукой ребенка, открывали пасть. Интересна игрушка, изображающая месящего тесто раба. Если фигурку потянуть за нитку, она начинает двигаться вверх-вниз по наклонной дощечке. «Месильщик теста» – это прототип многих народных игрушек. Этот древнейший принцип конструкции неоднократно использовали и русские мастера народной игрушки. В этих игрушках главное передано движением, все остальное условно и скупо [20].
Информация о работе История развития игры и игрушки как средства воспитания детей