История развития игры и игрушки как средства воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: расширить и обобщить представления истории развития игр и игрушек как средство воспитания детей.
Объект исследования – игра и игрушки.
Предмет исследования – истории развития игр и игрушки как средство воспитания детей.
В соответствии с целью данного исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Психолого-педагогический анализ литературы по данной проблеме.
2. Анализ современных игр и игрушек.
3. Рассмотрение влияния игрушек на развитие ребенка.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Позднее в игрушке  возник образ коня. О существовании  колесницы и лошади египтяне узнали от кочевых племен, завоевавших Египет в нач. I тыс. до н. э. Известны кони-каталки, сделанные в V в. до н. э. Конь был одной из самых любимых игрушек детей Древней Греции. Большинство миниатюр коней и всадников сделано из глины. Образ коня передавался обобщенно, но имел ряд реалистических элементов [20].

Конечно, многие деревянные игрушки не дошли до нас, сохранились  лишь игрушки из глины, кости и  металла. На миниатюрном античном сосуде, хранящемся в Эрмитаже, мы находим  изображение детской двухколесной каталки с длинной ручкой и маленьким четырехугольным кузовом на оси, куда мог сесть ребенок.

В глубокой древности  возник и такой известный вид  игрушки, как кукла. Самым древним  египетским куклам около 4 тыс. лет. Любимыми игрушками были куклы, паяцы и статуэтки. Паяца мы встречаем в древних могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Иногда руки и ноги в виде тонких палочек, с нарезками на местах кисти и щиколотки; иногда же встречаются куклы с отлично вырезанным туловищем, сложной прической, а руки и ноги имеют плечевой, локтевой и коленный суставы. Головы кукол украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии той эпохи [3].

Древнейшие египетские куклы были погребальными дарами, и призванными скрасить одиночество  умершего. Считалось, что человеческие изображения могут оживать и  влиять на судьбы людей. Поэтому куклы  часто делались резцом, так как боялись, чтобы кукла не убежала из гробницы.

Античные Греция и  Рим оставили довольно большое количество кукол. Многие из них продолжали носить культовый характер. Девушки бережно  хранили эти куклы до замужества и в канун свадьбы приносили  их в дар богиням Артемиде, Венере. Но были и игровые куклы. Делались они из глины, дерева и часто были подвижны. Руки и ноги прикреплялись к телу с помощью ниток и палок. Более тщательно из дорогих материалов выполнялись куклы для детей знати. В то время существовали и куклы-марионетки. Известно было тогда уже и серсо, но не в виде деревянного обруча, а железного, с надетыми на него колечками для шума и звона; погоняли его либо одной прямой палочкой, либо двумя, изогнутыми, с шариком на конце. Качели в форме скамеечки на четырех ножках, игра в волчок, калики, чурки, бабки, кости, орехи - все это были излюбленные детские забавы, как и в наши дни.  
Судьба игрушек в средние века остается невыясненной. Первые сведения относятся уже к нарождающейся новой западноевропейской жизни.  
Латинское слово для обозначения игрушек связано со словами шум, движение, без чего немыслимы почти все детские игры [1].

Французы приблизительно до 1523 года называли игрушку словом итальянского происхождения (дитя), и  только в 1523 году впервые встречается современное слово для игрушки. В средние века производством игрушек занимались почти исключительно столяры Лиможа, резчики по дереву в горах Юры и примитивные ремесленники старого Нюрнберга. А Париж производил очень мало: маленькие деревянные флейты, свистки, шары, кии. Наибольшее количество игрушек во Францию уже тогда привозилось из Нюрнберга. Этот город издавна представлял собою базар игрушек, рынок всего мира, с которым лишь отчасти соперничал Страсбург (он славился в особенности механическими и автоматическими игрушками) [16].

Парижские игрушечники  мало заботились о создании дешевой  игрушки, предпочитая делать из гипса  украшения, лепные работы и только изредка  – кукол. Дешевой игрушки не существовало, кроме кукол из гипса, которые  разбивались при малейшем падении.

В XVI веке парижские игрушечники  выработали, как самостоятельную  специальность, изготовление кукол  на заказ. Цены на такие игрушки были очень высоки, поскольку куклы  эти были миниатюрными моделями: матери изучали по ним моду, а дочери забавлялись ими.

Аристократическая французская  игрушка до начала XIX века сохраняет  характер произведения художественно  прикладного искусства. Она хороша, но не для детей, так как им разрешено  любоваться ею через стекло. Дешевые  городские игрушки (первоначально - куклы) во Франции появились в конце XVI века, но производство детской игрушки тогда еще не представляло собой обособленной отрасли индустрии, и игрушка не служила предметом специальной торговли. В XIX веке образовывается «Синдикат французских фабрикантов игрушек» для поддержки этой новой отрасли промышленности.  
История немецкой игрушки ясно показывает тесную связь игрушек с культурой, укладом жизни, семейным строем, промыслом. Из игрушек высшего сорта, дорогих, изготовляющихся в Германии, наиболее интересными памятниками культуры являются знаменитые кукольные дома. Они представляют модель дома с полной обстановкой, посудой, часто драгоценной, детям позволялось по большим праздникам лишь полюбоваться на такие игрушки [3].

Одним казалось, что они нашли источник и основу игры в потребности дать выход избыточной жизненной силе. По мнению других, живое существо, играя, подчиняется врожденному инстинкту подражания. Полагают, что игра удовлетворяет потребности в отдыхе и разрядке. Некоторые видят в игре своеобразную предварительную тренировку перед серьезным делом, которого может потребовать жизнь, или рассматривают игру как упражнение в самообладании. Иные опять-таки ищут первоначало во врожденной потребности что-то уметь или что-то совершать либо в стремлении к главенству или соперничеству. Наконец, есть и такие, кто относится к игре как к невинной компенсации вредных побуждений, как к необходимому восполнению монотонной односторонней деятельности или как к удовлетворению в некой фикции невыполнимых в реальной обстановке желаний и тем самым поддержанию чувства личности [8].

Долгое время, даже после появления фабрик, игрушки  были делом кустарей. Кустарно-игрушечное искусство было распространено в  Саксонии и в Тюрингии. Есть свидетельства, что уже в XIV в. здесь существовало производство деревянных игрушек. Производство игрушек осуществляется вместе с производством предметов домашнего обихода. Спрос на игрушки возрастает с ростом городов, а вместе с тем торговля ими становится прибыльной. Производство игрушек становится еще разнообразнее, когда начали использовать тесто, приготовленное из дешевой ржаной муки [3].

Первый шаг  к крупному производству был настоящей  революцией во всей игрушечной промышленности: игрушки стали делать из папье-маше – смесь бумаги с песком, цементом и мукой. Наряду со старым резчиком, который делает домики и лошадок из дерева, в истории игрушек появляется формовщик. Он не ограничивается фигурками животных и делает фигурки людей. Формовщик делает игрушки не от руки, а вдавливает густую массу в определенную форму. Этим завершается переход к полному механическому характеру производства [15].

 

 

1.2. Игра как средство воспитания детей

 

Игра соответствует  возрастным своеобразиям малышей, так  как они эмоциональны и чувства (эмоции) в их поведении и деятельности выступают на первый план. Игра тоже эмоциональна, а потому и естественна для малышей. Игра - источник положительных переживаний и доставляет ребенку удовольствие, радость [10].

Играя, маленькие дети проходят большой путь развития. В  игре, благодаря игрушкам, дети легко и с удовольствием познают жизнь, окружающий их мир и не только близкое окружение, но и предметы и явления отдаленные, с которыми в жизни они встречаются только потом, в более старшем возрасте [18].

Игра - средство развития активности детей. Игровая активность детей проходит несколько возрастных этапов [23].

На первом году жизни  игра- это манипулирование, когда  ребенок игрушкой, попавшей ему в  руки, производит тысячи простых действий, манипуляций. Он может бесконечно стучать, колотить ею, много раз бросать на пол и т.д. Поэтому ребенку этого возраста надо давать достаточно прочные игрушки, могущие выдержать эту довольно бурную активность [11].

На втором году жизни  у детей начинают проявляться  в игре деконструктивные тенденции, когда они расчленяют игрушку, разбирают ее и нередко ломают, портят. Этим детям надо давать соответствующие игрушки, которые они могли бы разобрать, не портя их. Классическими игрушками такого рода являются цветные пирамидки, матрешки, разборные шарики, яйца.

Вместе с деконструктивными  играми скоро начинают развиваться  игры конструктивные, строительные, когда  ребенок, например, учится не только разбирать  игрушку (пирамидку, матрешку), но и  снова собирать, а затем и создать  из ее элементов новую конструкцию, новую комбинацию. Игра становится источником творчества [10].

Игрушками, дающими такие  возможности, являются кубики, различные  простые, а затем все более усложняющиеся конструкторы.

На третьем году жизни  у детей начинают преобладать  так называемые ролевые игры, главной игрушкой в которых будет кукла. Игры становятся отображением жизни и при надлежащем руководстве могучим средством познания жизни, средством воспитания и всестороннего развития ребенка.

Игрушки детям надо давать с учетом их возрастных своеобразий и в меру, понемногу, чтобы дети не потеряли к ним интереса. Какая кукла лучше для вашего малыша? В игре дети проецируют то, что видят и чувствуют по отношению к себе, т.е. они относятся к игрушке-ребенку точно так же, как их мать относится к ним.

Дорогие родители! Обратите внимание, как играют ваши детки - Вы увидите много интересного, что позволит вам лучше понимать чувства вашей крохи. Хотелось бы остановиться на выборе кукол для девочек в возрасте до 5 лет. Лучшей куклой будет прототип младенца, ребеночка, но, ни в коем случае не Барби, Синди и других кукол-женщин [14].

Во-первых, такие куклы  имитируют взрослую женщину и  девочка вместо того, чтобы нянчить, обслуживает!

Во-вторых, такие куклы  блокируют воображение ребенка. Какие жизненные ориентации для  малышки символизируют собой эти красавицы с женскими формами? Подумайте, не стоит ли оттянуть знакомство с такими куклами к 6 годам.

В игре происходит конкретное упражнение всех операций материнской  сферы поведения. В давние времена в игре происходит конкретное упражнение всех операций материнской сферы поведения. В давние времена кукла, сделанная собственными руками матери, передавалась дочери. Куклу наряжали к праздникам, вывозили в гости, на смотринах невесты она служила доказательством готовности девушки к роли хозяйки и матери. Такая традиция помогает поддержать модель семьи и материнства.

Дорогие родители, помните, никогда не поздно научить девочку  любить себя и ценить в себе возможность давать жизнь!

Остановимся на очень  важном вопросе для многих родителей: «Игра в куклы и мальчик». Помните, какие наборы игрушек были в советских семьях, где есть мальчики? Машинки, пистолеты, автоматы, мячики, но практически нет «девчачьих» игрушек. Но ведь малыш так же, как и малышка обыгрывает в ролевой игре модель семьи. Не думайте, что это отразится на сексуальной ориентации. Как показывает практика, мальчики играют в куклы очень мало и затем выбирают ту игру, которую предопределил сценарий жизни мужчины: «машинки», «войнушки» [14].

Таким образом, все дети познают мир и обыгрывают в своем маленьком мире то, что они видят и наблюдают в мире взрослого человека.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА II. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ ИГРУШЕК И ЕГО ВЛИЯНИЯ НА РАЗВИТИЕ РЕБЁНКА

 

2.1. Анализ современных игрушек  

 

Так как игрушка является одним из средств социализации, рассмотрим,  какой социальный опыт помогут усвоить  детям современные игрушки. Роль «прекрасной куклы» в большинстве случаев выполняет кукла Барби, к которой проявляется неоднозначное отношение общественности, как в нашей стране, так и за рубежом [8].

Рассматривая положительное  влияние этой куклы  на развитие психики, психологи В.К.Лосева и А.И. Луньков указывают на то, что  она  позволяет усвоить девочкам важный компонент женской роли - роль «красавицы», в то время как всевозможные «пупсики», «малыши» позволяют освоить роль матери, ухаживающей за ребенком.  Освоение  этой роли  на Эдиповой фазе (3 - 5 лет), для которой характерно возникновение у детей интереса к различиям полов, атрибутике своего пола,  дает  ощущение психосексуальной идентичности и уверенности в себе. Запрет на удовлетворение этой потребности может исказить психосексуальное развитие девочки, внести раскол в ее сознание, создать чувство собственной неадекватности [8].

Говоря о возможном негативном влиянии  Барби и ей подобных кукол на психическое развитие ребенка, психологи и педагоги выделяют несколько аспектов. Во-первых, игры с такими куклами    приобщают детей к культу красоты и материальных ценностей, воспитывают с мыслями о необходимости вырасти богатыми и красивыми. Во-вторых, очень часто, обладая куклой, девочка воображает себя не мамой, укачивающей дитя, а горничной, убирающей ее дом и приводящей к ней бой-френда. В-третьих, вызывает беспокойство содержание игр, на которые они вдохновляют детей. Вместо того чтобы играть с плюшевыми зверюшками, с игрушечными автомобилями, в мячи, кубики и т.п., то есть со всеми традиционными атрибутами детства, дети дошкольного возраста приучаются предаваться фантазиям и мечтам о жизни, свойственным не им, а подросткам. За последние годы изменился образ не только «прекрасной куклы», но и образ кукол-героев современных мультфильмов. Они, как  указывалось выше, имеют характерную внешность, заданность образа поведения, стабильную нравственную характеристику, не зависящую от меняющихся сюжетных линий в игре. Если десять лет назад на прилавках магазинов можно было увидеть игрушки,  являющиеся носителями качеств, которые наше общество хотело видеть в ребенке, то сегодня это в основном игрушки, представляющие другой ценностный мир [2].

На смену Чебурашке, Буратино, Карлсону, выражающих  своим поведением реалии российских отношений,  пришли герои зарубежных - американских и японских - мультфильмов: «бэтмен», «человек-паук», «снайпер», «солдат удачи», «звездные воины» и другие персонажи, которые можно увидеть на прилавках многих магазинов. Какую же нравственную характеристику несут в себе герои современных мультфильмов? Они отличаются, прежде всего, силой, ловкостью, смелостью, сверхчеловеческими качествами, разнообразными умениями, великолепными физическими данными, сильно «накаченными» мускулы, которым мог бы позавидовать любой современный культурист. Большинство этих героев можно назвать идеальными представителями мужского пола, а их поведение как бы доказывает всем окружающим: на чьей стороне сила, тот и прав [1].

Информация о работе История развития игры и игрушки как средства воспитания детей