История развития игры и игрушки как средства воспитания детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2013 в 15:51, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования: расширить и обобщить представления истории развития игр и игрушек как средство воспитания детей.
Объект исследования – игра и игрушки.
Предмет исследования – истории развития игр и игрушки как средство воспитания детей.
В соответствии с целью данного исследования нами поставлены следующие задачи:
1. Психолого-педагогический анализ литературы по данной проблеме.
2. Анализ современных игр и игрушек.
3. Рассмотрение влияния игрушек на развитие ребенка.

Файлы: 1 файл

Курсач.doc

— 140.00 Кб (Скачать файл)

Дорогие родители! Обратите внимание, как играют ваши детки - Вы увидите много интересного, что  позволит вам лучше понимать чувства  вашей крохи. Хотелось бы остановиться на выборе кукол для девочек в  возрасте до 5 лет. Лучшей куклой будет прототип младенца, ребеночка, но, ни в коем случае не Барби, Синди и других кукол-женщин [14].

Во-первых, такие куклы  имитируют взрослую женщину и  девочка вместо того, чтобы нянчить, обслуживает!

Во-вторых, такие куклы  блокируют воображение ребенка. Какие жизненные ориентации для малышки символизируют собой эти красавицы с женскими формами? Подумайте, не стоит ли оттянуть знакомство с такими куклами к 6 годам.

В игре происходит конкретное упражнение всех операций материнской  сферы поведения. В давние времена кукла, сделанная собственными руками матери, передавалась дочери. Куклу наряжали к праздникам, вывозили в гости, на смотринах невесты она служила доказательством готовности девушки к роли хозяйки и матери. Такая традиция помогает поддержать модель семьи и материнства.

Дорогие родители, помните, никогда не поздно научить девочку  любить себя и ценить в себе возможность давать жизнь!

Остановимся на очень  важном вопросе для многих родителей: «Игра в куклы и мальчик». Помните, какие наборы игрушек были в советских семьях, где есть мальчики? Машинки, пистолеты, автоматы, мячики, но практически нет «девчачьих» игрушек. Но ведь малыш так же, как и малышка обыгрывает в ролевой игре модель семьи. Не думайте, что это отразится на сексуальной ориентации. Как показывает практика, мальчики играют в куклы очень мало и затем выбирают ту игру, которую предопределил сценарий жизни мужчины: «машинки», «войнушки» [14]

Таким образом, все дети познают мир и обыгрывают в своем маленьком мире то, что они видят и наблюдают в мире взрослого человека.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, исходя из анализа особенностей современных игрушек; возрастных особенностей развития психики ребенка, проявляющихся в уровне овладения ведущим видом деятельности, развитии познавательных процессов, личностных особенностях, можно выделить критерии для выбора игрушки. Согласно им игрушки не только не будут травмировать психику ребенку, а, наоборот, будут способствовать его гармоничному развитию и успешному протеканию процесса социализации. К таким критериям, по нашему мнению, можно отнести как особенности самого ребенка - возраст, уровень физического развития, жизненный опыт, половая принадлежность, - так и особенности игрушки - полезность для психического развития (невозможность провокации ребенка на агрессию, жестокость, насилие, повышенный сексуальный интерес) и безопасность для жизни ребенка.

Отсутствие понимания  смысла игрушки, неумение действовать  с ней ведет к тому, что ребенок  перестает играть с такими «непонятными», «неинтересными» игрушками.

При выборе игрушек надо учитывать половую принадлежность ребенка,  которая может стать следующим критерием для выбора игрушек. Нейропсихологи установили, что уже на первом месяце жизни у мальчиков и у девочек различаются процессы восприятия и анализа информации. И уже к году различия в их психике  достигают такого высокого уровня, что проявляются не только в поведении, но и в такой сложной деятельности, как игра. Девочка в 1- 1,5 года уже качает в руках куклу, а мальчик ползает по полу с машинкой и «гудит». В дошкольном возрасте даже если от старшей сестренки осталось много кукол, мальчик редко берет их в руки, а девочка значительно меньше брата интересуется машинками и солдатиками.

 

 

Взрослые, покупающие игрушки своему ребенку, должны помнить, что игрушка - важное средство психического развития и неотъемлемый элемент процесса социализации ребенка.

Игрушки, как и игры, служат не только средствами воспитания и самовоспитания, усвоения новых  форм поведения, но и своего рода проявителями детской индивидуальности.

Таким образом, игрушка для ребенка должна быть представлена во всем ее разнообразии. Необходимо отбирать их целенаправленно, в соответствии с возрастными особенностями детей. Игрушки должны способствовать развитию разных видов игр, удовлетворять индивидуальные потребности и интересы детей и вместе с тем побуждать их к коллективным играм. Подбор игрушек должен содействовать физическому, умственному, нравственному и эстетическому воспитанию детей. Все виды игрушек должны отвечать всем требованиям, а также возрастным особенностям детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

1.   Абраменкова, В. Во что играют наши дети?// Воспитание школьников.- 1998.-№4.-С.33-34.

2.  Алексютина Н., Бондарев М. Современная игрушка: колобок против киборга // Учительская газета.- 2000.- №16/17. - С. - 89.

3. Аркин, Е.А. Из истории  игрушки // Дошкольное воспитание.- 1995.- № 3. – С. – 67.

4.  Гигиена детей и подростков / Под ред. В.Н. Кардаменко, Е.П. Стромской, Л.П. Кондаковой. - М. : Просвещение.- 1998. – 267 с.

5. Елисеев, О.П. Практикум по психологии личности. – СПб. : Изд-во «Питер» .- 2000. – 344 с.

6.  Крупская, Н.К. Об игрушках для дошколят / Н.К.  Крупская. - М. : Просвещение.- 1984. – 221 с.

7.  Коссаковская, Е.А. Игрушка в жизни ребенка: пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение.- 1980. - 62с.

8.  Лосева, В.К., Луньков А.И. Психосексуальное развитие ребенка. - М. : Просвещение.- 1995. – 274 с.

9.  Лэндрет, Г.Л. Игровая терапия: искусство отношений / Г.Л.  Лэндрет. - М. : Просвещение.- 1998. – 273 с.

10.   Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детства, отрочества / Учеб. для пед. ВУЗов. - М. : Издат. центр «Академия» .- 2000. – 456 с.

11. Мухина, В. Дети и куклы: таинство взаимодействия // Народное образование. - 1997 - №5. - С. - 28-33.

12. Мухина, В.С. Игрушка как средство психического развития ребенка // Вопросы психологии.- 1988.- № 2. – С. - 123-128 с.

13. Менджерицкая, Д.В. Об игре и игрушке // Дошкольное воспитание.- 1969.- № 3. – 15-24. - С. - 124 с.

14. На вопросы отвечает доктор Добсон // Воспитание дошкольников.-1995 - №2. – С - .21.

15. Психология воспитания / Под ред. В.А. Петровского. – М. : Знание.- 1995. – 223 с.

16. Стеркина, Р.Б. Порядок проведения психолого-педагогической экспертизы детских игр и игрушек // Дошкольное воспитание.- 1995.- №9. - С. - 26.

17. Смирнова, Е.О. Как играть с матрешкой // Психологическая наука и образование. - 1997 - №4. - С. - 82.

18. Смирнова,  Е.О. Психология ребенка / Е.О. Смирнова.  - М. : Знание.- 1997. – 226 с.

19. Умственное воспитание детей дошкольного возраста / Под ред. Н.Н. Поддьякова. – М. : Просвещение.- 1984. – 221 с.

20. Флерина, Е.А. Игра и игрушка: пособие для воспитателя детского сада / Е.А.  Флерина. - М. : Просвещение.- 1973. – 304 с.

21. Хризман, Т.П., Еремеева В.Д. Мальчики и девочки: два разных мира. – М. : Просвещение.- 1996. – 109 с.

22. Хрущёв, Н.В. Нейропсихологи - учителям, воспитателям, родителям, школьным психологам / Н.В.  Хрущёв. - СПб.,  Питер.- 1998. – 205 с.

23.  Эльконин, Д.Б. Психология игры / Под ред. Д.Б.  Эльконин. - М. : Просвещение.- 1999. – 203 с.

 

 

 






Информация о работе История развития игры и игрушки как средства воспитания детей