История развития педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение целостного педагогического процесса как предмета изучения в педагогике.
Объектом курсовой работы является педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

Содержание работы

Введение
4
1
Теория целостного педагогического процесса

1.1
Педагогический процесс как система
6
1.2
Педагогический процесс как целостное явление
8
1.3
Принципы целостного педагогического процесса
12
1.4
Методы и средства целостного педагогического процесса
18
1.5
Формы организации целостного педагогического процесса
20
1.6
Педагогическая технология как часть целостного педагогического процесса
24

2
История развития педагогики

2.1
Основные понятия о педагогической науки
28
2.2
Возникновение и развитие педагогики
29
2.3
Педагогические теории Нового времени
33
2.4
Педагогические теории эпохи Просвещения
36
2.5
Вклад Ушинского в развитие педагогики
39

Заключение
43

Список использованной литературы
44

Файлы: 1 файл

Курсовая педагогика.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

4

1

Теория целостного педагогического  процесса

 

1.1

Педагогический процесс как  система

6

1.2

Педагогический процесс как  целостное явление

8

1.3

Принципы целостного педагогического  процесса

12

1.4

Методы и средства целостного педагогического процесса

18

1.5

Формы организации целостного педагогического  процесса

20

1.6

Педагогическая технология как  часть целостного педагогического  процесса

24

     

2

История развития педагогики

 

2.1

Основные понятия о педагогической науки

28

2.2

Возникновение и развитие педагогики

29

2.3

Педагогические теории Нового времени

33

2.4

Педагогические теории эпохи Просвещения

36

2.5

Вклад Ушинского в развитие педагогики

39

 

Заключение

43

 

Список использованной литературы

44


                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Образование и педагогическая наука  насчитывают несколько тысячелетий  своей истории. На этом пути педагогика постепенно из разрозненных взглядов, идей и теоретических положений превращалась в науку. Развитие воспитательно-образовательных институтов было многообразным, противоречивым и неоднозначным процессом. Изучение истории образования и педагогических учений – важное условие формирования общей и педагогической культуры будущего специалиста, поскольку оно дает знание о процессе развития теории и практики образования и воспитания и содействует становлению мировоззрения и педагогического профессионализма.

История педагогики и образования  как учебная дисциплина давно  является неотъемлемой частью педагогического образования, это одна из самых старых отраслей педагогического знания, которая выделилась внутри педагогики уже в середине XIX в. История педагогики и образования изучает развитие теории и практики образования, воспитания и обучения в различные исторические эпохи, включая и современность в контексте ее исторического развития. Вместе с тем историко-педагогические исследования не сводятся только к хронологическому обзору явлений прошлого и рассказу о великих педагогах или великих педагогических идеях.

История педагогики как часть педагогической науки выполняет следующие функции: фиксирует историю выявления  и решения проблем воспитания и обучения в теории и практике образования, выступает критерием  достоверности педагогических теорий и ориентиром в создании новых педагогических систем, представляет путь развития образования и накопления педагогических взглядов, теорий, идей, раскрывает процесс возникновения и изменения образовательных традиций, прослеживает взаимосвязь и влияние педагогических идей, концепций, теорий, систем в различные исторические эпохи.

К источникам исследования в истории  педагогики и образования относятся  письменные источники (законодательные  и нормативные акты, документация органов управления образованием и  внутришкольная документация, учебники, учебные пособия и руководства, программно-методические документы, научно-педагогическая и методическая литература, периодическая печать, статистические материалы, художественная литература и публицистика, мемуары, дневники, письма), вещественные источники (разнообразные результаты деятельности учащихся, дидактические пособия и средства воспитания), фото-, кино-, фонодокументы и др.

Актуальность темы состоит в  том, что любое будущее строится на знании своей истории, так же и  в педагогике, чтобы смотреть в будущее нужно знать прошлое, чтобы не повторять ошибок. Та цивилизация которая не знает своего прошлого, у неё нет будущего.

Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение целостного педагогического  процесса как предмета изучения в педагогике.

Объектом курсовой работы является педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

Предметом курсовой работы выступает процесс становления и развития педагогической теории и практики образования. Исходя из данного определения предмета науки в структуре историко-педагогических знаний можно выделить две основные предметные зоны: исследование теории и практики. Каждая из этих зон как область исследования обладает относительной самостоятельностью, но в своей сущности они едины, поскольку педагогика представляет собой одну из форм духовного и практического освоения мира, а педагогическая практика (от политики государства в области образования до образовательной деятельности семьи, школы и др.) является источником и сферой реализации педагогических идей. Синтез знаний, полученных в каждой из этих предметных зон, позволяет воссоздать целостную картину историко-педагогического процесса и раскрыть закономерности его развития.

 Задачами являются:

  • рассмотреть теоретические обоснования целостного педагогического процесса,

  • рассмотреть этапы развития целостного педагогического процесса,

  • анализ пути развития педагогической науки.

 

Глава 1 Теория целостного педагогического  процесса.

    1. Педагогический процесс как система

 

Педагогическим процессом называется развивающееся взаимодействие воспитателей и воспитуемых, направленное на достижение заданной цели и приводящее к заранее намеченному изменению состояния, преобразованию свойств и качеств воспитуемых. Иными словами, педагогический процесс – это процесс, в котором социальный опыт переплавляется в качества личности. В педагогической литературе прежних лет употреблялось понятие «учебно-воспитательный процесс». Исследования П.Ф. Каптерева, А.И. Пинкевича, Ю.К. Бабанского и других педагогов показали, что это понятие, суженное и неполное, не отражающее всей сложности процесса и прежде всего его главных отличительных черт – целостности и общности.

Обеспечение единства обучения, воспитания и развития на основе целостности и общности составляет главную сущность педагогического процесса. В остальном же термины «учебно-воспитательный процесс» и «педагогический процесс» и обозначаемые ими понятия тождественны.

Рассмотрим педагогический процесс  как систему (рис 1).

 

Рисунок 1. Педагогический процесс  как система

 

Первое, что бросается в глаза, – наличие в нем множества  подсистем, внедренных одна в другую или объединенных между собой другими типами связей. Система педагогического процесса не сводима ни к одной из своих подсистем, какими бы большими и самостоятельными они ни были. Педагогический процесс – это главная, объединяющая все система. В ней воедино слиты процессы формирования, развития, воспитания и обучения вместе со всеми условиями, формами и методами их протекания.

Педагогическая теория сделала  прогрессивный шаг, научившись представлять педагогический процесс как динамическую систему. Помимо четкого выделения составных компонентов такое представление позволяет анализировать многочисленные связи и отношения между компонентами, а это главное в практике управления педагогическим процессом [1].

Педагогический процесс как  система не идентичен системе  протекания процесса. В качестве систем, в которых протекает педагогический процесс, выступают система народного образования, взятая в целом, школа, класс, учебное занятие и другие. Каждая из этих систем функционирует в определенных внешних условиях: природно-географических, общественных, производственных, культурных и других.

Структура (от лат. structura – строение) – это расположение элементов в системе. Структуру системы составляют выделенные по принятому критерию элементы (компоненты), а также связи между ними. Понимание связей важнее всего, так как только зная, что с чем и как связано в педагогическом процессе, можно решать проблему улучшения организации, управления и качества данного процесса. Связи в педагогической системе не похожи на связи между компонентами в других динамических системах. Целесообразная деятельность педагога выступает в органическом единстве со значительной частью средств труда (а иногда и со всеми ими). Объект – он же субъект. Результат процесса находится в прямой зависимости от взаимодействия педагога, применяемой технологии, ученика.

Сам педагогический процесс характеризуют цели, задачи, содержание, методы, формы взаимодействия педагогов и воспитуемых, достигаемые при этом результаты.

Системообразующим фактором педагогического  процесса выступает его цель, понимаемая как многоуровневое явление. Педагогическая система организуется с ориентацией на цели воспитания и для их осуществления, она всецело подчиняется целям образования.

Педагогическая задача – основная единица педагогического процесса. Развивающаяся во времени основная единица педагогического процесса, по которой только и можно судить о его течении, должна удовлетворять следующим условиям:

– обладать всеми существенными признаками педагогического процесса; являться общей при реализации любых педагогических целей;

– наблюдаться при выделении путем абстрагирования в любом реальном процессе.

Именно этим условиям отвечает педагогическая задача как единица педагогического  процесса.

В реальной педагогической деятельности в результате взаимодействия педагогов и воспитанников возникают разнообразные ситуации. Привнесение в педагогические ситуации целей придает взаимодействию целенаправленность. Педагогическая ситуация, соотнесенная с целью деятельности и условиями ее осуществления, и есть педагогическая задача[2].

Образующие систему компоненты – целевой, содержательный, деятельностный, результативный.

Целевой компонент  процесса включает все многообразие целей и задач педагогической деятельности: от генеральной цели – всестороннего и гармонического развития личности – до конкретных задач формирования отдельных качеств или их элементов.

Содержательный компонент  отражает смысл, вкладываемый как в общую цель, так и в каждую конкретную задачу.

Деятельностный компонент (организационный) – взаимодействие педагогов и воспитуемых, их сотрудничество, организацию и управление процессом, без которых не может быть достигнут конечный результат.

Результативный компонент процесса отражает эффективность его протекания, характеризует достигнутые сдвиги в соответствии с поставленной целью.

Педагогический процесс – это  процесс трудовой, он осуществляется для достижения общественно значимых целей. Специфика педагогического процесса в том, что труд воспитателей и труд воспитуемых сливаются воедино, образуя своеобразные отношения участников трудового процесса – педагогическое взаимодействие[3].

Педагогическое взаимодействие является универсальной характеристикой  педагогического процесса. Оно значительно  шире категории "педагогическое воздействие", сводящей педагогический процесс к субъект - объектным отношениям.

Основным отношением педагогического процесса является взаимосвязь "педагогическая деятельность – деятельность воспитанника". Однако исходным, определяющим в конечном итоге его результаты является отношение "воспитанник – объект усвоения".

В этом заключается и сама специфика педагогических задач. Они могут быть решены и решаются только посредством руководимой педагогом активности учащихся, их деятельности. Педагогический процесс как частный случай социального отношения выражает взаимодействие двух субъектов, опосредованное объектом усвоения, т.е. содержанием образования[4].

Как и в других трудовых процессах, в педагогическом выделяются объекты, средства, продукты труда. Объекты деятельности педагога – развивающаяся личность, коллектив воспитанников. Объектам педагогического труда кроме сложности, системности, саморегуляции присуще и такое качество, как саморазвитие, чем и обусловливается вариативность, изменчивость, неповторяемость педагогических процессов.

 

    1. Педагогический процесс как целостное явление.

 

Главное интегративное свойство педагогического процесса как динамической системы – его способность к выполнению социально обусловленных функций. Однако общество заинтересовано в том, чтобы их выполнение соответствовало высокому уровню качества. А это возможно при условии функционирования педагогического процесса как целостного явления: целостная, гармоничная личность может быть сформирована только в целостном педагогическом процессе.

Целостному педагогическому процессу присуще внутреннее единство составляющих его компонентов, их гармоническое взаимодействие. В нем непрерывно происходят движение, преодоление противоречий, перегруппировка взаимодействующих сил, образование нового качества.

Целостный педагогический процесс  предполагает такую организацию жизнедеятельности воспитанников, которая отвечала бы их жизненным интересам и потребностям и оказывала бы сбалансированное воздействие на все сферы личности: сознание, чувства и волю. Любая деятельность, наполненная нравственно-эстетическими элементами, вызывающая положительные переживания и стимулирующая мотивационно-ценностное отношение к явлениям окружающей действительности, отвечает требованиям целостного педагогического процесса[5].

Информация о работе История развития педагогики