Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение целостного педагогического процесса как предмета изучения в педагогике.
Объектом курсовой работы является педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.
Введение
4
1
Теория целостного педагогического процесса
1.1
Педагогический процесс как система
6
1.2
Педагогический процесс как целостное явление
8
1.3
Принципы целостного педагогического процесса
12
1.4
Методы и средства целостного педагогического процесса
18
1.5
Формы организации целостного педагогического процесса
20
1.6
Педагогическая технология как часть целостного педагогического процесса
24
2
История развития педагогики
2.1
Основные понятия о педагогической науки
28
2.2
Возникновение и развитие педагогики
29
2.3
Педагогические теории Нового времени
33
2.4
Педагогические теории эпохи Просвещения
36
2.5
Вклад Ушинского в развитие педагогики
39
Заключение
43
Список использованной литературы
44
Одним из фундаментальных принципов организации педагогического процесса является принцип обучения и воспитания детей в коллективе. Он предполагает оптимальное сочетание коллективных, групповых и индивидуальных форм организации педагогического процесса.
Наилучшие условия для общения
и обособления создает
Систематичность и последовательность позволяют за меньшее время достичь больших результатов. К.Д.Ушинский писал: "Только система, конечно, разумная, выходящая из самой сущности предметов, дает нам полную власть над нашими знаниями"[10].
Этот принцип реализуется при соблюдении следующих правил:
Важнейшим организующим положением не только процесса обучения, но и всего целостного педагогического процесса является принцип наглядности. Наглядность Коменский считал «золотым правилом дидактики», предлагая все, что возможно, предоставлять органам чувств, призывал изучать сами вещи, а не чужие наблюдения и свидетельства о них.
Польский дидактик Ч. Куписевич и его сторонники сформулировали такие правила его реализации:
Наглядность может применяться на всех этапах педагогического процесса.
С принципом наглядности тесно связан принцип эстетизации обучения и воспитания. Формирование у воспитанников эстетического отношения к действительности позволяет развить у них высокий художественно-эстетический вкус, дать им возможность познать подлинную красоту общественных эстетических идеалов. Педагогу на уроках важно утвердить красоту умственного труда, деловых отношений, познания, взаимопомощи, совместной деятельности. Большие возможности эстетизации жизни открываются перед школьниками в работе общественных организаций, в художественной самодеятельности, в организации производительного и общественно полезного труда, в формировании повседневных отношений и поведения.
Принцип сознательности, активности, самодеятельности и инициативы воспитанников в сочетании с педагогическим руководством. Педагогическое руководство направлено на то, чтобы вызвать у детей активность, самостоятельность и инициативу. Активность школьников должна быть направлена не столько на простое запоминание и проявление внимания, сколько на сам процесс самостоятельного добывания знаний. Если ученики и в обучении, и в воспитании ставятся в ситуацию самостоятельного поиска решения, творческого проявления своих возможностей под ненавязчивым, консультирующим, направляющим, поддерживающим, компетентным руководством со стороны педагога, тогда педагогическое взаимодействие даст положительный результат в самореализации, как ученика, так и учителя (воспитателя).
Познавательная деятельность побуждает активность при следующих условиях:
Прочность, осознанность и действенность результатов воспитания, обучения и развития. На усвоение и запоминание любого материала влияет много факторов, среди которых немаловажное значение имеет то, насколько интересен и важен он для ученика, насколько ценен в плане использования в жизни, поэтому предусматриваются такие правила его реализации:
Во многих научных работах по педагогике вводится принцип субъектности – развитие способности ребенка осознавать свое Я во взаимоотношениях с людьми, миром, оценивать свои действия и предвидеть их последствия, отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию, противодействовать негативному внешнему влиянию, создать условия для саморазвития собственной индивидуальности и раскрытия своих духовных потенциальных возможностей[11].
Положительный эмоциональный фон педагогического процесса является как бы итоговым, обобщающим. Соблюдение всех предыдущих принципов как раз и должно обеспечивать положительный эмоциональный фон педагогического процесса, т.е. такую его организацию, когда всем участникам процесса интересно заниматься совместной деятельностью, учебной, внеурочной или внешкольной. Участники взаимодействия открыты и толерантны по отношению друг к другу. Образовательное учреждение многофункционально и максимально адаптировано для организации полноценной и всесторонней жизнедеятельности каждого отдельного ученика и всего детского коллектива. Все принципы целостного педагогического процесса взаимосвязаны и взаимодополняемы.
В сложном и динамичном образовательном процессе педагогу приходится решать бесчисленное множество типовых и оригинальных педагогических задач, которые всегда являются задачами социального управления, поскольку обращены к всестороннему развитию личности. Чтобы уверенно прогнозировать искомый результат, принимать безошибочные научно обоснованные решения, педагог должен профессионально владеть методами педагогической деятельности.
Разнообразные методы воспитания, включающие воспитанника во взаимодействия, самодеятельность, общение, побуждают его к проявлению в отношениях своих взглядов, убеждений, настроений, качеств и свойств личности. Педагогическая ценность методов воспитания не только в их непосредственной организационной, воспитательной результативности но и в том, что они являются источником важнейшей обратной информации, позволяющей педагогу диагностировать состояние воспитания, корректировать взаимодействия и воздействия, прогнозировать направление развития коллектива и личности. Природа методов воспитания общественна. Общественные взаимодействия и воздействия, будучи педагогически преобразованными, становятся способами отношений воспитателей с детьми и в детской среде, организации всех сфер детской жизни, формирования нравственно-эстетической сущности детской личности, а также выполняют диагностическую функцию[12].
Итак, методы осуществления педагогического процесса – это способы профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач.
Отражая двуединый характер педагогического процесса, методы являются одним из тех механизмов, которые обеспечивают взаимодействие воспитателя и воспитанников. Это взаимодействие строится не на паритетных началах, а при ведущей и направляющей роли учителя, который выступает руководителем и организатором педагогически целесообразной жизни и деятельности учащихся.
Классификация методов осуществления целостного педагогического процесса помогает выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию.
В современной дидактике все многообразие методов обучения сведено в три основные группы:
1. Методы организации учебно-познавательной деятельности. К ним относятся словесные, наглядные и практические, репродуктивные и проблемно-поисковые, индуктивные и дедуктивные методы обучения.
2. Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности: познавательные игры, учебные дискуссии и др.
3. Методы контроля (устный, письменный, лабораторный и др.) и самоконтроля в процессе обучения.
Применение методов
Система общих методов осуществления целостного педагогического процесса имеет следующий вид:
В реальных условиях педагогического процесса методы его осуществления выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных, "уединенных" средств, а гармонически организованная их система. На каком-то определенном этапе педагогического процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответствующего подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает свое назначение, замедляет движение учебно-воспитательного процесса к намеченной цели.