История развития педагогики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Мая 2013 в 18:42, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является всестороннее рассмотрение целостного педагогического процесса как предмета изучения в педагогике.
Объектом курсовой работы является педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, обучения и образования.

Содержание работы

Введение
4
1
Теория целостного педагогического процесса

1.1
Педагогический процесс как система
6
1.2
Педагогический процесс как целостное явление
8
1.3
Принципы целостного педагогического процесса
12
1.4
Методы и средства целостного педагогического процесса
18
1.5
Формы организации целостного педагогического процесса
20
1.6
Педагогическая технология как часть целостного педагогического процесса
24

2
История развития педагогики

2.1
Основные понятия о педагогической науки
28
2.2
Возникновение и развитие педагогики
29
2.3
Педагогические теории Нового времени
33
2.4
Педагогические теории эпохи Просвещения
36
2.5
Вклад Ушинского в развитие педагогики
39

Заключение
43

Список использованной литературы
44

Файлы: 1 файл

Курсовая педагогика.doc

— 340.00 Кб (Скачать файл)

Целостная личность формируется целостностно. Целостность педагогического процесса понимается как взаимосвязь и взаимообусловленность всех процессов и явлений, в нем возникающих и протекающих как в воспитании и обучении, во взаимоотношениях всех субъектов педагогического процесса, так и в его связях с явлениями внешней среды.

Целостность, общность, единство – главные характеристики педагогического процесса, подчеркивающие подчинение всех составляющих его процессов единой цели. Сложная диалектика отношений внутри педагогического процесса заключается:

  • в единстве и самостоятельности процессов, его образующих;
  • в целостности и соподчиненности входящих в него обособленных систем;
  • в наличии общего и сохранении специфического.

В чем же специфика процессов, образующих целостный педагогический процесс? Она обнаруживается при выделении доминирующих функций. Доминирующая функция процесса обучения – обучение, воспитания – воспитание, развития – развитие. Но каждый из названных процессов выполняет в целостном процессе и сопутствующие функции: воспитание осуществляет не только воспитательную, но и развивающую, и образовательную функцию, а обучение немыслимо без сопутствующего ему воспитания и развития. Диалектика взаимосвязей налагает отпечаток на цели, задачи, содержание, формы и методы осуществления органически неразрывных процессов, при анализе которых приходится также выделять доминирующие характеристики. Так, например, в содержании обучения превалирует формирование научных представлений, усвоение понятий, законов, принципов, теорий, оказывающих впоследствии большое влияние и на развитие, и на воспитанность личности. В содержании воспитания преобладает формирование убеждений, норм, правил, идеалов, ценностных ориентации, установок, мотивов и т.д., но в то же время формируются и представления, и знания, и умения. Таким образом, оба процесса ведут к главной цели – формированию личности, но каждый из них способствует достижению этой цели присущими ему средствами.

Специфика процессов отчетливо  проявляется при выборе форм и методов достижения цели. Если в обучении используется преимущественно строго регламентированная классно-урочная форма работы, то в воспитании превалируют более свободные формы различного характера, общественно полезная, спортивная, художественная деятельность, целесообразно организованное общение, посильный труд. Различаются и единые в своей основе методы достижения цели: если обучение использует преимущественно способы воздействия на интеллектуальную сферу, то воспитание, не отрицая их, более склонно к средствам, воздействующим на мотивационную и действенно-эмоциональную сферы. Имеют свою специфику методы контроля и самоконтроля, применяемые в обучении и воспитании. В обучении, например, обязательно применяются устный контроль, письменные работы, зачеты, экзамены. Контроль за результатами воспитания менее регламентирован. Информацию педагогам здесь дают наблюдения за ходом деятельности и поведения учеников, общественное мнение, объем выполнения намеченной программы воспитания и самовоспитания, другие прямые и косвенные характеристики[6].

Основными функциями целостного педагогического процесса являются: образовательная, воспитательная, развивающая и социальная.

Образовательная функция заключается в освоении общечеловеческой культуры в виде определенной суммы знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и отношений и реализуется прежде всего в процессе обучения, а также не в малой степени во всей внеклассной работе, в деятельности учреждений дополнительного образования.

Воспитательная функция  проявляется во всем: начиная с воспитательного пространства, в котором происходит процесс взаимодействия с воспитанником, личности воспитателя и его профессионализма и кончая учебными планами и программами, формами, методами и средствами, используемыми в учебно-воспитательном процессе.

Развивающая функция выражается в качественных изменениях психической деятельности человека, в формировании у него новых качеств и умений в процессе воспитания и реализуется при любой организации учебно-воспитательного процесса. От того, на что делается акцент: на знания, умения и навыки или формирование мотивационной и познавательной сферы обучаемого, как соотносится предлагаемая система знаний, умений и навыков с уровнем развития обучаемого, зависит интенсивность развития этой функции.

Л.С. Выготский в свое время разработал теорию о зонах развития. Исходя из этой теории, если воспитание может дать ребенку только то, что он давно знает и умеет делать, оно находится до зоны актуального развития ребенка и его влияние на развитие ребенка практически отсутствует. Если воспитанник может сделать сегодня сам то, что мы ему предлагаем, то воспитание находится на одном уровне с его развитием. Это зона актуального развития. Воспитание ускоряет развитие, оказывает развивающее воздействие, если ребенок, выполняя предложенную воспитательную или образовательную задачу, может сказать: я могу это сделать сегодня, приложив определенные усилия или с чьей-то помощью. Это зона ближайшего развития. Ориентация на нее в педагогическом взаимодействии наиболее эффективна.

Воспитание может тормозить  развитие: из-за слишком высокого уровня предъявляемых требований или полного лишения ребенка возможностей проявлять активность и инициативу (гиперопека). Как утверждал С.Л. Рубинштейн: «ребенок развивается, воспитываясь и обучаясь, а не развивается, и воспитывается, и обучается. Это значит, воспитание и обучение включаются в самый процесс развития ребенка, а не надстраиваются лишь над ним»[7].

Социальная функция (функция социализации) проявляется также практически во всем. В образовательном учреждении воспитанник попадает в систему новых для себя отношений, которые он осваивает или отторгает. Это всегда частично или кардинально меняет позицию личности в семье, в среде сверстников, в самом учреждении: был дошкольником, стал школьником, затем старшим в начальной школе и снова – самым младшим, перейдя в среднюю школу, и т.п. Особенно заметно влияние функции социализации образовательных учреждений на детей, когда в начальную школу приходят дети домашние и дети из детского сада: первые, как правило, особенно в первое время, – тихие, застенчивые, робкие; детсадовские быстро адаптируются к школе, учителю, начинают вести себя раскованно, свободно.

Закономерности целостного педагогического  процесса – это объективно существующие, устойчивые, повторяющиеся, необходимые и существенные связи между педагогическими явлениями, процессами, отдельными компонентами педагогического процесса, характеризующие их развитие. Закономерности педагогического процесса являются выражением его сущности.

Выделяют следующие группы закономерностей:

  • закономерности, обусловленные социальными условиями;
  • закономерности, обусловленные природой человека;
  • закономерности, обусловленные сущностью воспитания и обучения.

Закономерности, определяемые социальными  условиями, отражают зависимость воспитания и обучения от общественных потребностей и условий, диктующих цель и конкретные задачи воспитания и обучения, условия для их осуществления, использование полученных результатов.

Закономерности, обусловленные природой человека, включают:

  • определяющую роль деятельности и общения в формировании личности;
  •   зависимость воспитания и обучения от возрастных, индивидуальных и половых особенностей ребенка.

Закономерности, обусловленные сущностью  воспитания, обучения, образования и развития личности, отражают:

  • взаимозависимость процессов воспитания, обучения, образования и развития личности;
  • взаимосвязь группы и личности в учебно-воспитательном процессе;
  • взаимосвязь задач, содержания, методов и форм воспитания и обучения в целостном педагогическом процессе;
  • взаимосвязь между педагогическим воздействием, взаимодействием и активной деятельностью воспитуемых.

 

    1. Принципы педагогического процесса

 

Принципы педагогического процесса – система исходных, основных требований к воспитанию и обучению, определяющая содержание, формы и методы педагогического процесса, обеспечивающие его успешность. Принципы отражают внутренние существенные стороны деятельности учителя (воспитателя) и ученика (воспитанника) и определяют эффективность обучения в различных формах, при разном его содержании и организации.

Принцип гуманистической  направленности педагогического процесса – ведущий принцип образования, выражающий необходимость сочетания целей общества и личности. Реализация этого принципа требует подчинения всей образовательно-воспитательной работы задачам формирования всесторонне развитой личности.

Правила его осуществления следующие:

  • защищенность и эмоциональная комфортность воспитанника в педагогическом взаимодействии;
  • полное признание прав воспитанника и уважение к нему в сочетании с разумной требовательностью;
  • опора на положительные качества воспитанника;
  • создание ситуации успеха.

Принцип гуманизации направлен  на воспитание свободного, раскрепощенного самостоятельного человека, установление искренних и доброжелательных отношений.

Демократизация существовала еще в ранней буржуазной педагогике. Ее сущность состоит в предоставлении участникам педагогического процесса определенных свобод для саморазвития, саморегуляции, самоопределения.

Правила ее осуществления следующие:

  • индивидуально-ориентированный характер педагогического процесса;
  • организация педагогического процесса с учетом национальных особенностей обучающихся;
  • создание открытого для общественного контроля и влияния педагогического процесса;
  • нормативно-правовое обеспечение деятельности педагога и учащихся, способствующее защите их от неблагоприятных воздействий среды;
  • введение самоуправления учащихся в процессе организации их жизнедеятельности;
  • взаимное уважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии педагогов и воспитанников;
  • широкое вовлечение родителей и общественности в организацию жизнедеятельности воспитанников в образовательных учреждениях.

Большое значение в организации  педагогического процесса имеет  обеспечение его связи с жизнью и производственной практикой. Этот принцип отрицает абстрактно-просветительскую направленность в формировании личности и предполагает соотнесение содержания образования и форм учебно-воспитательной работы с преобразованиями в экономике, политике, культуре и всей общественной жизни страны и за ее пределами.

Основными путями реализации этого  принципа в учебно-воспитательном процессе являются:

  • организация обучения и воспитания таким образом, чтобы воспитанники самостоятельно переходили от теории к практике и от практики к теории;
  • попытка (где возможно) решить проблему новым путем и объяснить полученные результаты;
  • организация разнообразной практической деятельности в соответствии с характером получаемого знания, направленной на применение, проверку, закрепление, выработку умений, навыков, привычек;
  • самостоятельный подбор примеров, иллюстрирующих теоретическое положение или правильность (ошибочность) его применения на практике;
  • широкое привлечение в учебно-воспитательном процессе краеведческого материала;
  • активное включение воспитанников в общественно полезную деятельность;
  • посильное включение в трудовую деятельность.

Единство знаний и  поведения вытекает из признанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Поэтому при реализации данного принципа необходимо организовывать деятельность детей и детских коллективов так, чтобы ее участники постоянно убеждались в истинности и жизненной необходимости получаемых знаний, идей, упражнялись в социально ценном поведении.

Природосообразность как принцип была сформулирована еще античными философами, но наиболее четко и содержательно ее определил Я.А. Коменский. В своих трудах он обосновывал требование выбирать естественный путь развития человека, организовывать педагогический процесс, учитывая не только возможности самого ребенка на определенных этапах его развития, но и окружающую среду, в которой живет ребенок, ее развитие и изменения[8].

Этот принцип требует, чтобы педагогический процесс подчинялся таким правилам:

  • поддерживать и укреплять здоровье учащихся, способствовать созданию здорового образа жизни;
  • быть направленным на самовоспитание, самообразование, самообучение учащихся;
  • строиться соответственно возрастным и индивидуальным особенностям учащихся;
  • опираться на зону ближайшего развития, определяющую возможности учащихся.

Принцип научности  является ведущим ориентиром при приведении содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники, с опытом, накопленным мировой цивилизацией. Имея прямое отношение к содержанию образования, он проявляется, прежде всего, при разработке учебных планов, учебных программ и учебников.

Принцип научности имеет отношение  и к методам педагогической деятельности и деятельности детей. В соответствии с ним педагогическое взаимодействие должно быть направлено на развитие познавательной активности учащихся, на формирование у них умений и навыков научного поиска, на ознакомление их со способами научной организации учебного труда.

Научно обоснованное построение педагогического  процесса предполагает его ориентированность на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения. Реализация принципа ориентированности педагогического процесса на формирование в единстве знаний и умений, сознания и поведения требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения[9].

Доступность нарастающей трудности выражается в следующем: знания, которые передаются воспитанникам, и используемые для этого методы и средства, должны соответствовать их возрастным возможностям, уровню обученности и воспитанности. Я.А. Коменский и другие авторы разработали такие правила реализации принципа:

Информация о работе История развития педагогики