История становления профессионального образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 19:51, реферат

Описание работы

Первый период: со времен Киевской Руси до XVII века. Профессиональное обучение молодежи путем передачи ей социально-трудового и профессионального опыта старших существовало издревле. В Киевской Руси сложилось несколько форм профессионального обучения: домашнее, общинное, монастырское и государственное.

Содержание работы

1. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ВРЕМЕН КИЕВСКОЙ РУСИ ДО 1940 ГОДА…………..……………………………............3
2. РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С 1941 ГОДА ДО НАЧАЛА XXI ВЕКА…………………………………………………………..11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………......18

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.40 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

 

 

 

 

 

Реферат по дисциплине: «Общая и профессиональная педагогика»

на тему: «История становления профессионального образования в России»

 

 

 

 

 

 

 

           

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Екатеринбург 2015

СОДЕРЖАНИЕ

1. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ВРЕМЕН КИЕВСКОЙ РУСИ ДО 1940 ГОДА…………..……………………………............3

2. РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С 1941 ГОДА ДО НАЧАЛА XXI ВЕКА…………………………………………………………..11

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………......18

 

 1. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ СО ВРЕМЕН КИЕВСКОЙ  РУСИ ДО 1940 ГОДА

Первый период: со времен Киевской Руси до XVII века. Профессиональное обучение молодежи путем передачи ей социально-трудового и профессионального опыта старших существовало издревле. В Киевской Руси сложилось несколько форм профессионального обучения: домашнее, общинное, монастырское и государственное.

Первые две формы отражали традиции передачи подрастающему поколению общинного и семейного социально-трудового и бытового опыта, исторически накопленного определенными социальными группами. В условиях замкнутого домашнего хозяйства русский землепашец владел примерно 200 профессиональными умениями, то есть был универсалом в своем деле и этот универсализм должен был передать потомкам. Наиболее продуктивной была общинная система профессионального обучения, внутри которой стало развиваться городское ремесло, начали использоваться новые технологии и формы организации труда, т.е. появилась дробная специализация ремесел, дифференциация знаний и умений.

Монастырское профессиональное обучение появилось позднее. Монастыри были сложными многопрофессиональными хозяйственными единицами, поэтому нуждались в постоянном воспроизводстве кадров. Главной была профессия «книжника»: грамотность человека считалась техническим промыслом, ремеслом.

В связи с существенными технологическими новациями (ювелирное дело, металлообработка) возникла проблема грамотности ремесленников. Надо было записать рецепт, правила составления сплава, произвести измерения, сделать расчеты и др. Первоначальное профессиональное обучение было индивидуальным. Так зарождались зачатки ремесленного ученичества, которое только в XVII веке выступает как сложившийся социальный институт воспроизводства рабочих кадров.

 

В государственном профессиональном обучении, которое организовывалось при приказах, можно выделить несколько направлений: ремесленное обучение, связанное с созданием мастерских палат: оружейной, золотой, серебряной, выполняющих самые разнообразные царские заказы на изготовление оружия, иконописи и живописи, ювелирные изделия; подготовка административного аппарата - подьячих; обучение «лекарских учеников», представляющее собой единую форму медицинского образования в XVII веке.

По мере развития экономики росла потребность в воспроизводстве квалифицированных рабочих. Передачи ученику только собственного опыта мастера было уже недостаточно, требовалось создание государственных профессиональных школ.

Второй период: XVII вев - 1917 год. Бурные события XVII века привели в движение огромные, до тех пор малоподвижные массы людей, стремящихся к научным знаниям. Еще Борис Годунов стремился к тому, чтобы в России были не только школы, но и университеты, где бы молодые русские люди учили европейские языки и различные науки. Но тогда дело ограничилось отправкой нескольких человек на учебу во Францию, в Англию, Голландию для изучения иностранных языков. Идея создать систему высшего образования была в начале XVII века еще не востребована в России, а к концу столетия обстановка изменилась, и названная идея стала постепенно осуществляться. Симеон Полоцкий (1629 - 1680), воспитатель сыновей царя Алексея Михайловича, основал, например, в Москве Заиконоспаское училище по западноевропейскому образцу с обучением на латинском языке и выступил инициатором создания первого в Москве общеобразовательного высшего учебного заведения (будущей Славяно-латинской академии). В 1679 году открылась греческая типографическая школа при Московской типографии и возник ряд других учебных заведений, которые уже можно отнести к средним учебным заведениям. По велению царя Федорова Алексеевича его воспитатель Симеон Полоцкий составил «Привилегию» (Учредительную грамоту) упомянутой академии. Уже после смерти С. Полоцкого царь подписал ее в 1682 году.

В 1683 году в Москву из Константинополя по приглашению патриарха Иоакима приехали два доктора Падуанского университета братья греки Иоанникий и Софроний Лихуды. В 1685 году они открыли в Москве в монастырях (сначала в Благовещенском, а потом в Заиконоспасском) школы, в которых преподавание велось на греческом языке. В 1687 г. эти школы были преобразованы в Славяно-греко-латинскую академию, где преподавание велось на трех языках: славянском, греческом и латинском. Учебная программа в академии была обширной, академия складывалась в первую очередь как светская, профессиональная высшая школа, а не только как духовная. Здесь преподавали грамматику, пиитику, риторику, философию, богословие. Впоследствии ее выпускники (в том числе М.В. Ломоносов) стали специалистами, годными и на воинскую службу, и на медицинскую, и на церковную, и на гражданскую.

Так воплотилась в России идея создания высшего учебного заведения, из стен которого вышли многие видные духовные и государственные деятели, такие, например, как боярин Федор Михайлович Ртищев, князь В. В. Голицын (1643 - 1714), боярин Артамон Сергеевич Матвеев и др. Это были европейски образованные люди, радеющие о распространении научных знаний в России.

Профессиональное образование в XVII веке носило черты прагматичности, ориентируясь на обслуживание практических нужд русского общества и государства. Но, к сожалению, меры, предпринимавшиеся властями для развития профессионального образования, были довольно слабы, и такие цели еще не стали частью образовательной политики государства.

Великий реформатор Петр I, которому были крайне нужны люди, хорошо знающие морское, военное и инженерное дело, своим указом от 14 января 1701 года основал в Москве Школу математических и навигационных наук, где воспитанники изучали алгебру, геометрию, навигацию, геодезию и т.д. Учебный план, составленный руководителем этой школы английским профессором Д.Д. Фарварсоном, а также влиятельным преподавателем Л.Ф. Магницким и утвержденный самим Петром I, убедительно свидетельствует о светском профессионально-образовательном характере этого учебного заведения.

При Петре I открылись и другие учебные заведения, дававшие профессиональное образование: инженерная, артиллеристская, медицинская, геодезическая школы, а также горные училища при заводах и рудниках. Таким образом, при Петре I в начале XVIII века в России сложилась следующая система профессионального образования: среднее образование -- навигационная, инженерная и уже названные школы; высшее образование -- Славяно-греко-латинская академия, Морская академия, Академический университет. Но полностью система профессионального образования еще не сложилась: не было строгой последовательности ступеней обучения, отсутствовал единый орган государственного управления образованием.

Указом от 29 июля 1731 года императрица Анна Иоанновна повелела, например, основать Шляхетский сухопутный кадетский корпус для подготовки дворянских детей не только к военной, но и к гражданской службе. Позднее был создан еще ряд закрытых учебных заведений. В 1752 году был открыт Морской шляхетский корпус, 1759 год - Пажеский корпус.

В последующие годы был разработан еще ряд проектов о развитии профессионального образования в России. Они были подготовлены по указанию императрицы Екатерины II. В 1764 году Ф.Г. Дильтей, приглашенный в Московский университет руководить кафедрой истории и правоведения, представил императрице «План об учреждениях разных училищ для распространения разных наук и исправления нравов».

В январе 1803 года в России вступило в силу Положение об устройстве учебных заведений. Страна разделялась на шесть учебных округов, в каждом из которых открывался университет как высший научный и административный центр данного округа. В 1803 году был открыт Виленский университет, в 1804 году - Казанский и Харьковский университеты, в 1804 году - Петербургский педагогический институт, ставший в 1816 году Главным педагогическим институтом, а в 1819 году - университетом. Учебные округа ведали также всеми частными учебными заведениями. Эта система способствовала тому, что к середине XIX века в России действовало несколько десятков профессиональных учебных заведений трех типов: заводские школы, горные и окружные училища.

В 20-х годах XIX века открылись сельские профессиональные школы для подготовки специалистов по агрономии, земледелию, животноводству, садоводству, виноделию с четырех- или пятилетним сроком обучения. В 1822 году начала свою работу Московская земледельческая школа, в 1832 году - удельное земледельческое училище, в 1840 году - Горогорецкое сельскохозяйственное училище и др.

В 30-40-х годах XIX века Министерство государственного имущества создало ряд учебных ферм для подготовки «владельцев образцовых хозяйств» из молодых крестьян. Это были своеобразные низшие сельскохозяйственные школы, дававшие практические знания своим выпускникам.

Преобразования, проведенные государством в профессиональном образовании в 40-50-х годах XIX века, устранили преобладание классицизма в гимназическом образовании, содействуя развитию реального образования. Было решено сосредоточить реальное образование в специальных заведениях. Для этого в стране открывались реальные училища - гимназии с техническим уклоном.

В начале XX века к категории профессионально-технических училищ относилось лишь 2151 учебное заведение (со 156093 учащимися): ремесленные, технические, художественно-промышленные, железнодорожные и горные училища. В 1910-1917 годах их число увеличилось до 2500. Но круг специальностей в них был крайне узок. Для новых отраслей производства, в том числе для электротехнического, совершенно не подготавливали квалифицированных кадров, которых обучали по старинке путем длительного индивидуального ученичества и работы на производстве. Все это свидетельствует о том, что русская дореволюционная техническая школа значительно отставала от требований промышленности и как бы застыла в рамках тех специальностей, которым обучали в 80-90-е годах XIX века.

Особым типом средних учебных заведений были техникумы. Этот новый тип средних специальных учебных заведений возник перед Первой мировой войной исключительно по частной и общественной инициативам. Срок обучения в них составлял три-четыре года. В уставе каждого техникума говорилось о том, что он дает образование в объеме, превышающем курс средних специальных технических учебных заведений для исполнения обязанностей помощников инженеров.

Анализ видов и содержания профессионального образования России в период с XVII века до 1917 года дает нам основание считать, что:

- в сфере подготовки  рабочих и специалистов среднего  звена в этот период создавались  предпосылки для осуществления  непрерывной подготовки кадров  через разнообразные профессиональные учебные заведения;

- количество профессиональных  учебных заведений отставало  от потребностей промышленного  и сельскохозяйственного производства;

- нормативная документация  об открытии и функционировании  каждого вида учебного заведения  и о создании единой системы  профессионального многопрофильного  образования отсутствовала;

- продолжалось дальнейшее  совершенствование организационных, методических, содержательных и  других аспектов всех типов  учебных заведений, а также их системы в целом;

- развивающаяся экономика  России требовала дальнейшего  совершенствования профессионального  образования и увеличения количества выпускаемых специалистов.

Все это обусловливало крайне медленный рост профессионального образования, оказывало негативное влияние на направленность содержания, формы и методы обучения и воспитания будущих специалистов.

 

Третий период: 1917 - 1940 годы. С первых же дней после революции 1917 года перед советским Правительством встали вопросы организации профессионального образования, и их пришлось решать в исключительно сложной обстановке внутри страны и на международной арене.

Постановления Совнаркома от 23 февраля 1918 года, 15 ноября 1918 года, 24 июня 1919 года и 7 июля 1919 года рассматривали проблему профессионального образования. Совнарком передал в ведение Народного Комиссариата по просвещению все профессионально-технические школы и учреждения, провозгласив обязательное и бесплатное профессиональное образование для всех детей обоего пола до 17 лет; снабжение бедных детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства. В принятой на VIII съезде РКП(б) в 1919 году Программе компартии говорилось о необходимости:

- проведения бесплатного и обязательного общего и политехнического (знакомящего в теории и на практике со всеми главными отраслями производства) образования для всех детей обоего пола до 17 лет;

- широкого развития профессионального образования для лиц от 17-летнего возраста в связи с общими политехническими знаниями.

Для молодежи, достигшей 17 лет, считалось возможным создать так называемую специальную школу профессионального характера, в которой специальное обучение должно было осуществляться на основе политехнического образования. Но Наркомпрос до конца 1919 года не разработал четкого, глубоко продуманного общего плана развития профессионального образования в стране.

Информация о работе История становления профессионального образования в России