История становления профессионального образования в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2015 в 19:51, реферат

Описание работы

Первый период: со времен Киевской Руси до XVII века. Профессиональное обучение молодежи путем передачи ей социально-трудового и профессионального опыта старших существовало издревле. В Киевской Руси сложилось несколько форм профессионального обучения: домашнее, общинное, монастырское и государственное.

Содержание работы

1. РАЗВИТИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СО ВРЕМЕН КИЕВСКОЙ РУСИ ДО 1940 ГОДА…………..……………………………............3
2. РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ С 1941 ГОДА ДО НАЧАЛА XXI ВЕКА…………………………………………………………..11
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………......18

Файлы: 1 файл

Реферат.docx

— 41.40 Кб (Скачать файл)

25 февраля 1919 года Государственный  комитет по профессиональному  образованию вынес решение, в  котором высказался за сохранение  еще незакрытых технических школ  и разрешение принимать в них  подростков с 14-летнего возраста. 9 ноября 1919 года коллегия Народного  Комиссариата просвещения утвердила  общий план профессионального  технического образования в стране. Суть его состояла в том, что  профессионально-техническое образование могло осуществляться двумя путями: после окончания школы 2-й ступени открывалась возможность поступить в техникумы и институты (средние и высшие звенья профессионального образования); после окончания школы 1-й ступени учащиеся могли поступить в низшую четырехгодичную профессионально-техническую школу, в которой первые два класса были общеобразовательными, а в двух последних изучались специальные предметы и проводилось производственное обучение.

Наряду с явной недооценкой профессионально-технического образования в 1917 - 1919 годах (попытки превратить технические учебные заведения в общеобразовательные школы 1-й и 2-й ступеней) наблюдалась и противоположная тенденция - стремление подменить политехническое образование монотехническим, а общеобразовательные школы 2-й ступени - специальными. Советскую систему профессионального образования нужно было строить заново не только в организационном отношении, но и с точки зрения содержания обучения и воспитания специалистов.

В начале 1920 года специально созданная комиссия разработала и представила в Совнарком проект декрета о профессионально-техническом образовании, о порядке проведения всеобщей трудовой повинности. Несмотря на большое разнообразие учебных заведений профессионального образования в первые годы после революции, можно установить следующие наиболее распространенные и важные их типы: техникумы, профессионально-технические школы, профессионально-технические курсы, учебно-показательные мастерские, школы фабрично-заводского ученичества.

В рассматриваемый период было принято различать четыре системы производственного обучения. Первая система - это так называемая предметная система, или система целостных изделий. Суть ее заключалась в том, что обучение специальности проводилось в процессе изготовления учащимися каких-то законченных изделий. Вторая система - это операционная система. Учащихся тренировали в выполнении отдельных важнейших операций и приемов, типичных для данной специальности. Третья система была разработана Центральным институтом труда (ЦИТ), который рассматривал тренировку как целостный метод расчлененного формирования производственных движений и способностей, как систему общей педагогики. Четвертая система обучения - это комбинированная система, использовавшая элементы всех трех, названных выше.

 

2. РАЗВИТИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ С 1941 ГОДА ДО НАЧАЛА XXI ВЕКА

Четвертый период: 1941--1945 годы. В годы Великой Отечественной войны были совершены неправильные действия по отношению к средним специальным учебным заведениям. Сокращение сети техникумов, резкое уменьшение выпуска специалистов со средним техническим образованием обусловили в названное время острый недостаток инженерных кадров. Существенно изменились размещение и специализация школ и училищ трудовых резервов. Особенно быстро расширялась сеть училищ, школ, техникумов, выпускавших кадры для оборонной промышленности: для угольной промышленности эта сеть увеличилась со 100 названных учебных заведений до 170; для строительной - соответственно со 75 до 105; для металлургии - с 90 до 200; для железнодорожного транспорта - с 220 до 370; и т.д.

Проводилась дальнейшая специализация ремесленных училищ и школ фабрично-заводского обучения (ФЗО). В 1940 году были организованы специализированные ремесленные училища и школы ФЗО (энергетиков, металлургов, строителей металлургических заводов). С 1943 года начали функционировать специализированные ремесленные училища и школы ФЗО, они готовили квалифицированных рабочих для коксохимических заводов, для шахт по добыче коксующихся углей, а также специалистов для морского флота.

В системе государственных трудовых резервов в годы войны было создано несколько новых типов учебных заведений: специальные ремесленные училища для детей 12-13 лет, оставшихся без родителей и имевших образование в объеме четырех классов начальной школы. За четыре года обучения в специальном ремесленном училище они получали общее семилетнее образование и производственную квалификацию четвертого-пятого разрядов по избранной специальности.

Для подготовки специалистов сельского хозяйства были открыты 33 ремесленных училища и 45 школ ФЗО механизации сельского хозяйства. Было открыто 22 индустриальных техникума. В 1944-1945 годы по каждой из 56 специальностей обучалось от 25 до 100 тыс. человек на весь Советский Союз.

В годы войны число высших учебных заведений и контингент обучавшихся в них студентов значительно сократились. В 1942 году в стране оставалось только 460 вузов, в которых обучалось 227,4 тыс. студентов. Но, несмотря ни на какие трудности, советская высшая школа продолжала подготавливать кадры. Всего за 1941 - 1945 годы советская высшая школа дала стране 302 тыс. специалистов. Военная пора породила новые, дополнительные формы учебной работы, которые были направлены на максимальную помощь студентам в освоении учебного материала. Так, в ряде вузов было значительно увеличено число коллоквиумов, которые стали проводиться по всем предметам, выносимым на экзаменационные сессии.

Одновременно с изменением учебных планов и программ война заставила пересмотреть номенклатуру специальностей. Помимо укрупнения некоторых существовавших специальностей были введены новые, востребованные в различных отраслях народного хозяйства. Были разработаны и введены в действие учебные планы по новым специальностям: радиотехнике, военному строительству, новой авиации, по газовому хозяйству, технологии получения и использования искусственного и жидкого топлива, стальным конструкциям, гидроэнергетике, по ствольной и боевой технике и др.

В 1943-1944 годах в освобожденных районах страны было восстановлено более 170 вузов, а к 1944/45 учебному году -- около 300. С 1944 года стал возрастать выпуск специалистов вузами СССР.

 

Пятый период: 50-70-е годы XX века. В послевоенный период произошло укрепление средних специальных учебных заведений. Если их количество по РСФСР, Украине, Азербайджану, Туркмении и другим союзным республикам в 1957 г. еще не достигало довоенного уровня, то численность учащихся к этому времени увеличилась в два и более раз.

Развитие системы школ и училищ трудовых резервов после окончания Великой Отечественной войны проходило под знаком борьбы за улучшение постановки учебно-воспитательной работы, повышение качества подготовки квалифицированных рабочих. Для выполнения программы подготовки кадров потребовалось значительное расширение сети школ и училищ трудовых резервов. Только за первые два года первой послевоенной пятилетки (1946 - 1947 годы) количество учебных заведений увеличилось с 2,5 до 4,2 тыс. В специальные ремесленные училища принимали подростков 13-15 лет с образованием в объеме трех классов начальной школы. За три года пребывания в училище они должны были получить общее образование в объеме четырех-пяти классов и специальную подготовку квалифицированного рабочего четвертого-пятого разрядов. В специальные сельскохозяйственные училища принимали подростков моложе 15 лет с образованием не ниже пяти классов средней школы.

В 1954 году с целью подготовки (для ведущих отраслей промышленности и сельского хозяйства) высококвалифицированных рабочих и младшего технического персонала из молодежи, имеющей законченное среднее образование, в системе учебных заведений трудовых резервов было организовано 261 техническое училище. В 1957 году открылись 12-летние профессионально-технические училища, которые давали общее и техническое среднее образование.

В 1954 году ЦК КПСС и Совет Министров СССР утвердили специальное постановление «Об улучшении подготовки, распределении и использовании специалистов с высшим средним специальным образованием», в котором давались указания расширить подготовку специалистов со средним образованием и повысить их профессиональную квалификацию. Перечень специальностей сократился с 575 до 392, учебные планы в 1955-1956 годах были переработаны.

В системе среднего специального образования возникли два различных типа техникумов: 1) четырехгодичные, в которые принимали окончивших семь классов общеобразовательной школы; 2) техникумы со сроком обучения два-два с половиной года (в них принимали получивших среднее общее образование). Оба типа техникумов имели самостоятельные учебные планы.

В 1960-1970-е годы по мере развития науки и техники изменялись содержание, формы, масштабы и структура профессионального образования. Наука превращалась в непосредственную производительную силу общества и на этой методологической основе сформировался научный подход к определению принципов, содержания и форм развития системы профессионального образования в нашей стране: общедоступность, бесплатность, научный подход к определению содержания и организации обучения будущих специалистов; планомерная массовая подготовка (для всех отраслей народного хозяйства) специалистов и научных работников; единство научно-технического и социально-экономического прогресса; непрерывное расширение и совершенствование высшего образования.

Анализ становления и развития профессионального образования в рассматриваемый период позволяет сделать следующие выводы:

- восстановление народного  хозяйства, разрушенного войной, крупномасштабное  освоение целинных земель, новая  аграрная политика -- все эти события не могли не оказать существенное влияние на структуру профессионального образования и режим его функционирования;

- кадры нужны были срочно  и в большом количестве, поэтому  сроки обучения сокращались, больше  внимания уделялось профессиональной  подготовке в ущерб общеобразовательной, о преемственности (названного образования) по вертикали сознательно забывали;

 

- разнообразие учебных  заведений системы профтехобразования сократилось;

- в целом сложились  неблагоприятные условия для  функционирования системы непрерывного профессионального образования;

- система профессионального  образования была неустойчивой, часто изменялась; велись поиски  оптимальных форм ее организации;

- промышленность, сельское  хозяйство поднимались на более  высокую ступень технического  и технологического развития; старую  систему подготовки кадров, уже  не отвечавшую новым требованиям  экономики, требовалось вновь срочно совершенствовать.

Шестой период: 70-90-е годы XX века - начало XXI века. В этот период ставилась государственная задача - повысить роль человеческого фактора в научно-техническом прогрессе. Поэтому одной из ключевых проблем подготовки квалифицированных специалистов являлось прогнозирование, которое позволило бы устранять возникавшие трудности, оперативно отражать быстро изменяющиеся требования производства к личностным и профессиональным качествам специалистов. Прогнозирование позволило разработать структуру социально-психологической модели специалиста широкого профиля и высокой квалификации, ее параметры, определить те качества, которыми специалисты должны были бы обладать.

В этот период группирование профессий проводилось на основе общности содержания труда рабочих. Основа группирования родственных профессий и специальностей - создание типовой и унифицированной учебно-программной документации на основе общности содержания по темам предметов. Взяв за основу для названного группирования такой подход, из 6,5 тыс. профессий создали несколько десятков профессиональных групп, подготовка которых требует одних и тех же общетехнических предметов. Группирование профессий осуществлялось как в отраслевом разряде для технологических профессий, так и в межотраслевом - для профессий, аналогичных в различных отраслях народного хозяйства и производства. Интеграция смежных знаний в рамках изучаемых дисциплин привела к созданию объединенных курсов.

Разрабатывались методики развивающего обучения по каждому предмету. Появился план-заказ на подготовку рабочих для новых машин, инструментов, оборудования. Работа велась по двум направлениям: по уже существующим и действующим планам и программам; по разрабатываемым принципиально новым учебным планам и программам, а также по экспериментальной проверке с учетом специфики изучаемых профессий и дифференцированного подхода к подготовке учащихся.

В 80-90-е годы XX века были разработаны и обоснованы новые научные принципы учебных программ профессионального обучения. Эти принципы позволяют отразить в программах: проблемность и перспективность знаний в прогнозируемой профессионально-квалификационной структуре рабочих кадров; новейшие достижения науки, техники и технологии в соответствующей отрасли производства, т.е. повышение теоретического уровня преподаваемых дисциплин и производственного обучения; политехнический принцип в век технического прогресса, когда быстрее морально устаревает техника, и поэтому специалистов надо впрок снабжать знаниями для принятия решений в новых обстоятельствах; преемственность трудовой и профессионально-технической подготовки; взаимосвязь общего и профессионально-технического секторов образования; обобщающую идею учебных Предметов применительно к изучаемым профессиям; опыт новаторов производства; ориентацию на дальнейший рост производственной квалификации; типовое положение предвыпускной производственной практики; работы, смежные с основной профессией; новейшие формы и методы развития технического мышления; вопросы воспитания.

Таким образом, в этих принципах было выражено суммарное требование современного производства - обеспечение максимального роста творческих способностей человека, признание (в качестве ведущей функции профессионального образования), развитие способностей учащихся, необходимых им для успешной дальнейшей работы в различных областях народного хозяйства. Это, в свою очередь, делало обязательным воплощение общекультурных аспектов содержания обучения, направленного на формирование широкой трудовой культуры и на адаптацию к сложившимся производственным условиям.

Информация о работе История становления профессионального образования в России