История ученых званий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:42, реферат

Описание работы

Когда мы слышим слово „учёный”, то невольно представляем себе очень известного в мировом масштабе человека, занимающегося определённой наукой, создающего, открывающего новые знания и истины, которые будут высоко оценены в научных кругах и мире в целом. Уже много веков назад сложилась и сохранилась до наших дней добрая традиция отмечать названиями учёных и учителей, чтобы отделить признанных учителей от самозванцев, тем более что в те, далёкие, смутные времена этих лжеучёных было превеликое множество. Тогда, в 1130 году в Болонском Университете стали впервые присуждать такую учёную степень как „доктор права”.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Начало истории 4
Обучение первых студентов 4
3.1 Признание учёных степеней 5
Глава 2. Классификация учёных степеней 6
3.1 Предъявляемые требования к соискателям 6
2.3 Основные учёные степени 6
глава 3. Учёные звания 8
Глава 4. Почётные звания 10
Заключение 11
Список литературы 12

Файлы: 1 файл

реферат СКАЧЕННЫЙ.docx

— 57.46 Кб (Скачать файл)

ИНСТИТУТ  ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ 

Кафедра общих дисциплин  
  
  
  
 

ИСТОРИЯ УЧЁНЫХ ЗВАНИЙ 

Учебная дисциплина: «Основы  научной деятельности»

Вид работы: реферат  
  
  
 

Руководитель:

_____________ «___» ______________ 2009 г.      

(оценка)       

_________________

(подпись)  
  
 

Таллинн

2009 год 

Содержание 

Содержание

Введение 3 
Глава 1. Начало истории 4 
Обучение первых студентов 4 
3.1 Признание учёных степеней 5 
Глава 2. Классификация учёных степеней 6 
3.1 Предъявляемые требования к соискателям 6 
2.3 Основные учёные степени 6 
глава 3. Учёные звания 8 
Глава 4. Почётные звания 10 
Заключение 11 
Список литературы 12

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение 

 

Когда мы слышим слово „учёный”, то невольно представляем себе очень известного в мировом масштабе человека, занимающегося  определённой наукой, создающего, открывающего новые знания и истины, которые будут высоко оценены в научных кругах и мире в целом. К такому человеку обычные люди всегда испытывали неподдельное уважение и интерес, так как такой выдающийся и известный учёный кажется недоступным для простого смертного, ведь достижению заветного звания и всеобщего почёта предшествует долгий путь учёбы, постижения всех научных принципов и догм, поиск своего истинного пути и проблемы, которая потребует твоих свежих идей и решений и наконец, защита такого учёного труда, или по-научному дисертации перед уже состоявшимися учёными мужами на учёном совете. Их конечно не проведёшь и они знают с кем имеют дело и оценят твой труд по достоинству, но хочется здесь отметить, что так уж принято в обществе – раз тебя именуют учёным и ты гордо носишь это имя, то будь добр, покажи соответствующую справку о том, что ты и есть учёный на самом деле. Такими свидетельствами ученой степени или звания являются дипломы и аттестаты. Но не стоит никогда забывать, что достижение заветной цели и получение учёной степени не есть победа, а лишь ступень для дальнейшего изучения и развития науки и в конечном итоге, служения ей самой и обществу в целом. Оставим высшие материи для философов и рассмотрим далее, откуда же пошли эти самые учёные звания и степени, кому и кем они присуждались и как это происходит сейчас, в нашем постоянно меняющимся мире. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Начало истории

Уже много  веков назад сложилась и сохранилась  до наших дней добрая традиция отмечать названиями учёных и учителей, чтобы  отделить признанных учителей от самозванцев, тем более что в те, далёкие, смутные времена этих лжеучёных было превеликое множество. Тогда, в 1130 году в Болонском Университете стали впервые присуждать такую учёную степень как „доктор права”. Но, едва возникнув, эта степень расщепилась на две: „doctor legum“ – знаток гражданского права и „doctor canonum“ – церковного. Тех, кто покорил обе вершины, ждал почетный титул – „доктор обоих прав“. Хотя изначально ещё во времена Римской Империи доктором называли всех учителей без ислючения, ведь слово „доктор” происходит от латинского doceo, docere – учить, обучать, и даже тех, кто готовил гладиаторов к битве тоже называли „докторами”. И лишь в вышеупомянутом году это слово приняло статус академической степени.

    1. Обучение  первых студентов

Но и  тогда заслужить и получить степень доктора требовало пройти длительное и разностороннее обучение и приложить для этого массу усилий. Как таковых студентов, в нашем понимании этого слова ещё не существовало – ученики именовались  „схоларами”, теми, кто записывался (приемных экзаменов не существовало) на подготовительный, артистический факультет университета. Окончив его и получив „magister artium liberarium” – степень магистра свободных искусств, можно было поступить на один из  „старших”, специализированных факультетов: медицинский, юридический или богословский. Важная часть программы „схоларов” – обязательные курсы диалектики и риторики, на которых учеников обучали вести диспуты. Раз в году, особенно в какой-нибудь праздник, устраивался главный факультетский диспут или публичный спор по какой-либо научной теме, длившийся иногда несколько дней.

На богословском факультете главный диспут происходил в Великий пост. По повелению папы Григория IX ученик, выдержавший этот диспут, получал звание бакалавра и мог носить красную камилавку, по нашему высокий головной убор священников, жалуемый за особые заслуги. Появились и доктора богословия – эту степень стал присуждать университет Парижа в 1231 году, отстав на сто лет от юристов Болоньи. Если бакалавру, не имевшему докторской степени, разрешали читать лекции, его называли лиценциатом, то есть „допущенным“.

В те далёкие  времена доктора богословия были в большом почёте и востребованы в обществе и поэтому в 1253 году исповедник французского короля Людовика Святого – Робер Сорбон по благоволению своего короля открывает богословскую школу и приют при ней – так возник орбонский Университет. В этом университете родилась традиция выпускного банкета после удачного завершения диспута и получении докторской степени – так называемый „Пир Аристотеля”, который длился подчас с обеда и до захода солнца.

  • Признание учёных степеней

Практически с появлением самой учёной степени  возникла проблема признания её другими  университетами, ведь каждый уважающий  себя университет старался выделиться и претендовать на право считаться уникальным и отличным от других. Первое попытка отступить от такого рода дискриминации произошла в университете города Тулузы в 1233 году, когда по важнейшему указу самого Папы, получающий там учёную степень схолар получал право повсеместного преподавания, то есть признания выданного диплома в других университетах. А это было немаловажно, так как многие схолары не ограничивались полученными знаниями и поступали позднее в другие престижные университеты – послушать известных преподавателей и учёных. К тем временам относится и появление студенческого братства – особых групп студентов, которые жили в понятных для современного студента общежитиях. Данные группы имели развитую структуру внутренней организации, имели своего лидера и существовали непосредственно при университете. Довольно часто такие группы были неподвластны городским законам и только университетское начальство имело над ними власть. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Классификация учёных степеней

  1. Предъявляемые требования к соискателям

Вернёмся  же к нашим докторам. Учёная степень „доктор” благополучно дошла до наших дней и сейчас используется по всему миру, им отмечается квалифицированный учёный с достаточной научной подготовкой, но, естественно, везде имеется разный уровень требований для получения этой учёной степени. Общее лишь то, что присуждается докторская степень учёным советом или жюри академического учреждения. Учёный совет состоит из авторитетов, знатоков соответсвующего учёного профиля. Основой для выноса решения являются экзамены (чтобы убедиться в уровне знаний), диссертация и её защита (для того, чтобы убедиться в умении делать научную работу и защищать свои основные выводы). Диссертация – самостоятельный научный труд диссертанта. Требования к содержанию диссертации различаются в зависимости от учёной степени, на которую претендует диссертант, и от научного направления. Общими требованиями являются оригинальность, научная новизна и практическая значимость работы. Диссертация должна быть подкреплена ранее опубликованными соискателем в соответствующей отрасли знаний научных работ, имеющих большое значение для науки и практики. Иногда бывают и исключения, когда равноценные официальные научные публикации могут заменить саму диссертацию.

  1. Основные  учёные степени

Учёная  степень доктора, несмотря на некоторые различия в требованиях, предъявляемых к её получению в разных странах, делится в основном на три категории:

  1. Доктор наук (doctor of sciences, Dsc или doctor habilitatus, Dr.habil.)
  2. Доктор философии (PhD)
  3. Доктор медицины (MD – все, кто закончил медицинский факультет с правом работы самостоятельно врачом)

Есть  и более низкие степени, которые  в зависимости от требований к  их овладению, существенно отличаются друг от друга. Это степени бакалавра (bachelor), магистра (magister), лицензиата и кандидата. В России, например, согласно утвержденному единому реестру ученых степеней и званий введены две ученые степени: первичная — кандидат наук и более высокая — доктор наук. Но далеко не каждый кандидат наук становится затем доктором. Только, примерно, каждый десятый. Остальные так и остаются на всю жизнь кандидатами. Все вышеупомянутые степени являются промежуточными ступенями между дипломом вуза и докторской степенью. В Эстонии также применяются степени магистров и докторов наук, а также степень доктора философии(PhD). Паралельно полученным в Эстонии степеням акцептируются все учёные степени, полученные ранее и за границей. В 1999 году Эстония присоединилась к декларации, которую  в Болонье подписали министры образования 29 европейских стран о признании двухуровневой системы высшего образования: бакалавр – магистр. Бакалавр – первая ступень системы высшего образования в Европе. Окончив бакалавриат, студент может пойти работать на рядовых должностях. Магистратура – вторая ступень, которая предполагает углубленную фундаментальную и специализированную подготовку.

Стоит немного остановиться на степени доктора философии. С такой степенью можно преподавать в ВУЗе, но философия, как наука здесь не при чём. Какой же смысл? Всё объясняется так: человек в процессе обучения овладел не только сухими фактами, но и глубоко проник в теорию и методологию данной области науки. Он не только должен владеть современными методами исследования, но и понимать их ограниченность. Он должен уметь интерпретировать факты, появляющиеся в его области науки. Степень доктора философии даёт право его обладателю оценивать диссертации других исследователей, хотя например в России для этого требуется иметь ещё и степень доктора наук. В Великобритании и Германии встречаются и более значимые степени, такие как: доктор естественных наук (DSc), доктор гуманитарных наук (Dlitt) и доктор обществоведения (Dsocsc). Они аналогичны российскому „доктору наук”, хотя он и сам когда-то был списан с германского образца.  

 

 

глава 3. Учёные звания

В отличие  от учёных степеней, где иерархия более-менее  понятна и степени имеют научную  характеристику, учёные звания бывают и научные и педагогические, по-другому преподавательские. Согласно тому же единому реестру ученых степеней и званий предусмотрены следующие звания:

  1. доцент по специальности согласно номенклатуре специальностей научных работников или по кафедре ВУЗа
  2. профессор по специальности или по кафедре.

Учёное  звание доцента по кафедре присваивается преподавателям вузов, проработавшим не менее года в должности доцента, имеющим научно-педагогический стаж не менее 5 лет, учебно-методические пособия и научные работы. Учёное звание доцента по специальности присваивается научным работникам (приравнено к существовавшему ранее учёному званию «старший научный сотрудник»). На должность доцента назначаются преподаватели (как правило, имеющие учёную степень кандидата наук) после избрания на учёном совете факультета или вуза. Как становится понятно, звание доцента стоит на одну ступень ниже звания профессора и во многих странах мира имеюется как „associated professor” (англ. Действующий совместно; взаимодействующий) или на французский манер – maitre de conference. Звание же профессора является самым высоким среди преподавателей. Это означает высокий уровень подготовки для ведения научной и учебной работы. Предпосылкой для получения звания профессора является наличие степени доктора наук. Говоря об ученых званиях, следует различать звание по должности или занимаемую должность от ученого звания, которое можно иметь, не занимая аналогичную должность. Так, можно занимать должность профессора или доцента, не имея соответствующего звания, подтверждаемого наличием аттестата. Дело еще и в том, что многие работающие в должности профессора, но не имеющие такого ученого звания, зачастую именуют себя профессорами, хотя в действительности они лишь занимают профессорскую должность. Хитро, не правда ли? Вне научного мира ситуация со званием и должностью бывает более понятна, как, например автор исследования, имеющий непосредственное отношение к военной службе и имея звание сержанта никак не может именовать себя унтер-офицером хотя и занимая его должность. Всё по-честному.

Что же с учёными степенями и научными  званиями в других странах мира? Там всё достаточно просто, нет  ни кандидатов, ни доцентов, правда, естественно есть и доктора и профессора, но их доктор — это что-то вроде кандидата наук в Российской Федерации. Поэтому какой-нибудь кандидат, вырвавшись за рубеж или встречаясь с иностранными учеными на родной земле, тут же именует себя доктором. Хотя начинающих ученых в некоторых странах называют бакалаврами и магистрами, последние, для получения своей степени должны готовить диссертацию. В нашей стране уже с 2004 года отменён договор о взаимном признании дипломов и учёных степеней с Российской Федерацией и взят курс на уравнивание принципа признания дипломов и ученых степеней с принципами образовательного пространства Евросоюза.  

 

 

Глава 4. Почётные звания

Нужно немного остановиться на научных званиях, начинающихся словами  „заслуженный”, „почетный”, которые  присваивают отличившимся учёным уже  заканчивающим свой научный путь. Одним из таких званий является почётный доктор университета. Традиция присвоения почетных званий выдающимся ученым, мыслителям, авторам фундаментальных трудов уходит в далекое прошлое. Уже  в университетах средневековой  Европы, в XIII-XIV веках, степени почетного доктора удостаивались известные теологи, философы, юристы. Одним из первых Почетных докторов был Фома Аквинский, систематизатор схоластики. В XIX-XX столетиях титул почетного доктора стал своего рода символом признания выдающихся заслуг в различных областях знаний. Прежде всего этот титул присваивался зарубежным ученым, а само движение получило широкое распространение в Италии, Франции, Германии, Бельгии, Испании, Великобритании. В ХХ веке степень Почетного доктора стали учреждать и университеты Американского континента. Также многие университеты присуждают выдающимся преподавателям звание "почётный профессор" за огромный вклад в образовательный процесс учебного заведения.   Самое высокое почётное учёное звание – академик. Это означает, что данное лицо является членом Академии Наук, например в Россиии – Всероссийской Академии Наук. Присуждается такое звание за неоспоримый выдающийся вклад в развитие науки или искусства конкретному деятелю. В Америке и в ряде других стран, академикам, уходящим на пенсию, за выдающийся вклад в науку присваивают звание "emeritus" ("за заслуги"). В некоторых странах такую Академию Наук заменяет особо авторитетная научная организация, как в Лондоне – Лондонское Королевское Общество (London Royal Society), хотя и тут не всё так чисто – некоторые члены вышеупомянутого научного! общества даже не имеют учёной степени.

Информация о работе История ученых званий