Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Декабря 2013 в 13:42, реферат
Когда мы слышим слово „учёный”, то невольно представляем себе очень известного в мировом масштабе человека, занимающегося определённой наукой, создающего, открывающего новые знания и истины, которые будут высоко оценены в научных кругах и мире в целом. Уже много веков назад сложилась и сохранилась до наших дней добрая традиция отмечать названиями учёных и учителей, чтобы отделить признанных учителей от самозванцев, тем более что в те, далёкие, смутные времена этих лжеучёных было превеликое множество. Тогда, в 1130 году в Болонском Университете стали впервые присуждать такую учёную степень как „доктор права”.
Введение 3
Глава 1. Начало истории 4
Обучение первых студентов 4
3.1 Признание учёных степеней 5
Глава 2. Классификация учёных степеней 6
3.1 Предъявляемые требования к соискателям 6
2.3 Основные учёные степени 6
глава 3. Учёные звания 8
Глава 4. Почётные звания 10
Заключение 11
Список литературы 12
В авангарде науки идут фундаментальные исследования. Внимание властей к ним резко возросло после того, как А. Эйнштейн сообщил в 1939 году президенту США Ф. Рузвельту о том, что физиками выявлен новый источник энергии, который позволяет создать невиданное доселе оружие массового уничтожения.
Современная наука - «дорогое удовольствие». Строительство синхрофазотрона, необходимого для проведения исследований в области физики элементарных частиц, требует миллиарды долларов. А космические исследования? В развитых странах на науку сегодня затрачивается 2-3% валового национального продукта. Но без этого невозможны ни достаточная обороноспособность страны, ни ее производственное могущество.
Наука развивается по экспоненте: объем научной деятельности, в том числе мировой научной информации в XX веке, удваивается каждые 10-15 лет. Растет число ученых, наук. В 1900 году в мире было 100 тыс. ученых, сейчас - 5 млн. (один из тысячи человек, живущих на Земле). 90% всех ученых, когда-либо живших на планете, - наши современники. Процесс дифференциации научного знания привел к тому, что сейчас насчитывается более 15 тысяч научных дисциплин.
Наука не только изучает мир и его эволюцию, но и сама является продуктом эволюции, составляя вслед за природой и человеком особый, «третий» (по Попперу) мир - мир знаний и навыков. В концепции трех миров - мира физических объектов, мира индивидуально-психического и мира интерсубъективного (общечеловеческого) знания - наука сменила «мир идей» Платона.
В современной философии
Наука, по Попперу, не только
приносит непосредственную пользу общественному
производству и благосостоянию людей,
но также учит думать, развивает
ум, экономит умственную энергию. «С того
момента, как наука стала
Эти же чары приводили и к преувеличенному представлению о возможностях науки, к попыткам поставить ее выше других отраслей культуры и перед ними. Создалось своеобразное научное «лобби», которое получило название сциентизма (от лат. «сциенция» - наука). Для сциентизма характерны абсолютизация стиля и методов «точных» наук, объявление их вершиной знания, часто сопровождающееся отрицанием социально-гуманитарной проблематики как не имеющей познавательного значения. На волне сциентизма возникло представление о никак не связанных друг с другом «двух культурах» - естественнонаучной и гуманитарной. В рамках сциентизма наука рассматривалась как единственная в будущем сфера духовной культуры, которая поглотит ее нерациональные области. В противоположность этому также громко заявившие о себе во второй половине XX в. антисциентистские высказывания обрекают ее либо на вымирание, либо на вечное противопоставление человеческой природе.
Антисциентизм исходит из положения
о принципиальной ограниченности возможностей
науки в решении коренных человеческих
проблем, а в своих проявлениях оценивает
науку как враждебную человеку силу, отказывая
ей в положительном влиянии на культуру.
Да, говорят критики, наука повышает благосостояние
населения, но она же увеличивает опасность
гибели человечества и Земли от атомного
оружия и загрязнения природной среды.
Социологический анализ
деятельности института науки
в современном обществе дает
основание утверждать, что главной
функцией науки является
1) Мировоззренческая - помогает
человеку не только объяснить
известные ему знания о мире,
но и выстроить их в целостную
систему, рассмотреть явления
окружающего мира в их
2) Технологическая - обеспечивает ускоренное развитие производительных сил индустриального общества благодаря внедрению достижений науки в различные отрасли - промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, военную технику и др;
3) Функция рационализации
человеческого поведения и
4) Предвидение - представлено спектром прогностических рефлексий в различных видах деятельности, которые дополняют друг друга. Анализ живой субстанции субъекта предсказания предполагает специальное рассмотрение вопроса о внелогических, субъективных факторах предвидения: прогностической функции эмоций, бессознательном, воображении и интуиции. В силу этого принципиально возможно функционирование предвидения как особого рода деятельности, связанного с научным творчеством, инновационным исследованием;
5) Производственная (катализатор
развития) - непосредственная
6) Познавательно-объяснительная - заключается в том, чтобы познать и объяснить, как устроен мир и каковы законы его развития;
7) Прогностическая - суть прогностической функции науки состоит в том, чтобы предвидеть последствия изменения окружающего мира. Наука позволяет человеку не только изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям, но и прогнозировать последствия таких изменений. При помощи научных моделей ученые могут показать возможные опасные тенденции развития общества и дать рекомендации по их преодолению;
8) Социальная сила - наука включена в процессы социального развития и управления им при взаимодействии гуманитарных и технических наук (решением глобальных проблем, разработка ЕЭС);
9) Регулятивная - осуществляется через сложившуюся в данном обществе систему образования, воспитания, обучения и подключения к исследовательской работе. Ученый всегда - представитель той или иной социокультурной среды;
10) Социальная - состоит в том, что научные методы и данные научных исследований используются для разработки крупномасштабных планов социального и экономического развития, а также для решения глобальных проблем современности;
11) Проективно-конструктивная функция науки - создание качественно новых технологий;
12) Культурная - обнаруживает себя в процессе формирования человека как субъекта деятельности и познания;
13) Функция науки как
фактора социальной регуляции
проявляется в воздействии на
потребности общества и как
условие рационального
Современные исследователи выделяют две общие для науки и образования функции:
- неогуманистическая ориентация – акцент на выживание человечества (трансляция последующим поколениям не только совокупного знания, но и императивов на будущее);
- экологическая ориентация
направлена на сохранение
Заключение
Итак, если теперь попытаться
дать общее определение науки,
то оно будет выглядеть так:
наука — это особый
Итак, для чего же нужно изучать современную науку? Во-первых, для того, чтобы стать культурным человеком, надо знать, что такое теория относительности, генетика, синергетика, социобиология, экология, этология и другие науки. Во-вторых, это важно и потому, что многое в нашей жизни строится в соответствии с научной методологией. Хотя человечеству далеко до научной организации труда, тем не менее, научные принципы функционируют во многих видах деятельности, и, чтобы их успешно применять, надо их знать. В-третьих, потому, что знания, необходимые любому специалисту, так или иначе связаны и в какой-то степени основаны на научных данных.
Таким образом, можно смело
заявить, что наука для
Описание работы
Наука есть, прежде всего, систематизированное познание действительности, воспроизводящее ее существенные и закономерные стороны в абстрактно-логической форме понятий, категорий, законов, теорий и т.д. Для того чтобы возник мир науки (а произошло это около 2,5 тысячелетий назад), понадобилось достаточно много самых разнообразных условий — экономических, социальных, духовных. Среди них стоит отметить прогрессирующее разделение труда, процесс классообразования, высокий уровень абстрактности мышления, появление письменности, счета, накопление опытных данных о природе и прочее
Содержание
Введение ………………………………………………………
Понятие науки…………………………………………………………3
Значение науки………………………………………………………..4
Основные функции науки……………………………………………..9
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы…