История возникновения и развития арт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 05:01, реферат

Описание работы

В психологии страхом принято называть отрицательно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с ощущением опасности, реальной или воображаемой. Иррациональные неконтролируемые страхи, стабильно возникающие по отношению к сходным явлениям, независимо от их объективной степени угрозы, называются «фобиями». Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.
Страх относится исследователями к одной из базовых (основных) эмоций. Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении.

Содержание работы

Глава I. Изучение эмоции страха в психологии
1.1. Происхождение страха
1.2. Определение, виды, возрастная динамика страха
1.3. Способы преодоления страхов

Глава II. История возникновения и развития арт-терапии
2.1. История возникновения и определение арт-терапии
2.2. Цели, механизмы, направления и виды арт-терапии
2.3. Современное состояние арт-терапии

Файлы: 1 файл

АСПЕКТ исторический.docx

— 50.52 Кб (Скачать файл)

В 5-7 лет дети часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.

В страшных снах отражается и характер отношения родителей и взрослых к детям. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх  смерти. Ребёнок впервые ощущает, что смерть – это неизбежный факт его биографии.

Таким образом, как правило, дети сами справляются с подобными переживаниями, но только в том случае, если в  семье жизнерадостная атмосфера, если родители не говорят бесконечно о  болезнях и о том, что кто-то умер. Если ребёнок и так беспокойный, то тревоги подобного рода только усилят возрастной страх смерти.

От 7 до 11 лет.

С 6-7 лет ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности.

К моменту поступления в школу  у детей наблюдается уменьшение страхов, что как раз и обусловлено  новой социальной позицией школьника. Однако это не означает, что можно  окончательно забыть все страхи, в  частности страх смерти. Он трансформируется в страх смерти родителей, а в  подростковом возрасте – в страх  войны.

Ведущий страх в данном возрасте – это страх быть не тем, о ком  хорошо говорят, кого уважают, ценят  и понимают. Это страх не соответствовать  социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или  семья.

Часто встречаемой разновидностью страха быть не тем будет страх  опоздания в школу, получить порицание, более широко – это страх социального  несоответствия и неприятия.

Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво  преследующий некоторых детей страх  перед посещением школы. Нередко  речь идёт не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым  тревожно привязан ребёнок, к тому же часто болеющий и находящийся  в условиях гиперопеки. Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям.

Обычно не испытывают страха перед  посещением школы уверенные в  себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справится с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.

В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны.

Итак, для младших школьников характерно сочетание социально и интенсивно опосредованных страхов, прежде всего  страхов несоответствия общепринятым нормам и страхов смерти родителей  на фоне формирующегося чувства ответственности, магического настроя и выраженной в этом возрасте внушаемости.

От 11 до 16 лет.

Подростковый возраст – ответственный  период в становлении мировоззрения, системы отношений, интересов, увлечений  и социальной направленности. Существенное развитие претерпевает самооценка, которая  неразрывно связана с чувством самоуважения, уверенностью в себе в контакте реальных межличностных отношений.

Следовательно, чем больше выражен  уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3. Способы преодоления страхов

Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия.

Арт-терапия - это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь изобразительной  и творческой деятельности. Творческий процесс является главным терапевтическим  механизмом, позволяющим в особой символической форме перестроить  конфликтную травмирующую ситуацию, найти новую форму ее разрешения. Через рисунок, игру, сказку арт-терапия  дает выход внутренним конфликтам и  сильным эмоциям, помогает понять собственные  чувства и переживания, способствует повышению самооценки, расслаблению и снятию напряжения и, конечно же, помогает в развитии творческих способностей.

Арт-терапевтические методики позволяют  погружаться в проблему страха на столько, на сколько ребенок готов к ее переживанию.

К методам арт-терапии относятся следующие направления:

- изотерапия;

- игротерапия;

- сказкотерапия;

- музыкотерапия;

- танцетерапия;

- ароматерапия и др.

 

Одно из направлений арт-терапии: изотерапия - это работа с рисунком.

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию. Его достоинство заключается  в том, что оно требует согласованного участия многих психических функций.

Рисуя, ребенок дает выход своим  чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает  свои отношения в различных ситуациях  и болезненно соприкасается с  некоторыми пугающими, неприятными, травмирующими  образами. Таким образом, рисование  выступает как способ постижения своих возможностей и окружающей действительности, как способ моделирования  взаимоотношений и выражения  различного рода эмоций, в том числе  и отрицательных, негативных. Поэтому  рисование широко используют для  снятия психического напряжения, стрессовых состояний, при коррекции неврозов, страхов.

Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.

Для эффективного преодоления страхов  у детей можно использовать и  такой метод, как игротерапия.

Игра – способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра – это движение, победа, радость, удовольствие… Игра для ребенка – дело серьезное, она, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование – катарсис.

Цель психологически направленных игр состоит в снятии избытка  торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом  пространстве, при внезапном воздействии  и попадании в новую, неожиданную  ситуацию общения. Одновременно это  предупреждение неуверенности в  себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.

Необходимо отметить и такой  способ коррекции страхов, как сказкотерапия. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Важно тактично относиться к ребенку и, если он итак напуган, например, Волком или Бабой Ягой, то не стоит читать ему страшные сказки с этими персонажами, тем более на ночь. Психологу (родителю, взрослому) надо так преподать сказку, чтобы ребенок почувствовал себя смелым, сильным и смог побороть страх. Для этого используются сказки, либо придуманные психологом с учетом особенностей ребенка, либо подобранные таким образом, чтобы оказать благотворное действие на ребенка. Сказка дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок со «страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.

Еще один способ коррекции – музыкотерапия. Давно известно, что музыка оказывает как бодрящее, так и подавляющее, успокаивающее воздействие. Чутко подобранные музыкальные композиции определенным образом успокаивают ребенка, расслабляя и отвлекая его от страха.

Новизна ситуации с использованием музыки облегчает освоение ребенком приемов аутогенной тренировки, помогающей в дальнейшем контролировать свои эмоции. Психогимнастика обогащает эмоциональный опыт ребенка, гармонизирует эмоциональную и нравственную сферу, актуализирует «зону ближайшего развития» личности и создает запас прочности в отношении вероятных эмоциональных и социально- психологических стрессов.

Танцетерапия – метод психотерапии, в котором сочетаются движения тела и воздействие музыки, которое отвлекает ребенка от страхов, способствует пониманию языка своего тела, умению корректировать чувства и эмоции.

Ароматерапия – этот древний метод, которым в совершенстве владели наши предки, обрел «новую жизнь» и хорошо зарекомендовал себя. Его можно использовать дополнительно при рисовании страхов, прослушивании музыки и т.д. Ароматерапия нормализует психическое состояние ребенка, улучшает циркуляцию крови, уравновешивает процессы, протекающие в организме, способствует сопротивляемости ребенка вредным воздействиям окружающей среды.

Системный подход в арт-терапии  детских страхов – один из наиболее эффективных методов. Какие бы методы коррекции ни были выбраны (один или  несколько), они принесут только пользу ребенку. Легче предупредить развитие патологических страхов в детском  возрасте, чем лечить фобии и навязчивые состояния у взрослых. Использование  данных методов для профилактики и коррекции детских страхов  поможет ребенку легче пройти возрастную обусловленность страхов  и переключиться к здоровой, жизнерадостной деятельности, игре.

 

Глава 2. История возникновения  и развития арт-тераппии

 

2.1 История возникновения  и определение арт-тераппии

 

Арт-терапия – это направление  в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией.

Термин «арт-терапия» впервые стал использоваться в англоязычных странах  примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались разные по форме и теоретическому обоснованию варианты лечебной и  реабилитационной практики. Одни были инициированы художниками и реализовывались  преимущественно в студиях, организованных в крупных больницах. Другие допускали  элементы психоаналитической трактовки  изобразительной продукции пациентов  и акцентировали внимание на их отношениях с аналитиком. В наше время арт-терапия  представляет собой лечебное применение изобразительного творчества клиента, предполагающее взаимодействие между  автором художественной работы, самой  работой и специалистом. Создание визуальных образов рассматривается  как важное средство межличностной  коммуникации и как форма познавательной деятельности клиента, позволяющая  ему выразить ранние либо актуальные «здесь-и-сейчас» переживания, которые  ему непросто выразить словами.

Несмотря на тесную связь с лечебной практикой, арт-терапия во многих случаях  приобретает преимущественно психопрофилактическую, социализирующую и развивающую  направленность. За время своего существования арт-терапия ассимилировала достижения психологической науки и практики, теоретические разработки и приёмы разных направлений психотерапии, опыт и стратегии изобразительного искусства, методы педагогики, отдельные представления теории культуры, социологии и других наук.

 Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности).

 В отечественной литературе  наиболее близким западному понятию арт-терапии является изотерапия. В группу различных видов терапии творчеством наряду, с арт-терапией, входят также музыкотерапия, драматерапия, терапия танцем и движениями.

Арт-терапия имеет древнее происхождение. В определенном смысле ее прототипом являются различные виды сакрального  искусства, нередко используемого  с лечебной целью и включающего  в себя дидактический, эстетический и иные компоненты терапевтического воздействия.

Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арт-терапии  опирались на идею Фрейда о том, что  внутреннее "Я" человека проявляется  в визуальной форме всякий раз, когда  он спонтанно рисует и лепит, а  также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная  фигура в арт-терапевтическом процессе — не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих  возможностей.

Новый рост интереса к терапии творчеством, в частности, к арт-терапии, отмечается примерно с середины XX века, когда  она стала все более широко использоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущественно в психиатрических и общесоматических госпиталях. За исключением отдельных случаев, она рассматривалась как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолевать последствия социальной изоляции больных. При этом арт-терапия находилась под большим влиянием биомедицинских представлений. Специалисты, проводящие арт-терапевтическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академической подготовки и были неспособны играть какую-либо активную роль в лечении больных. Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний.

Информация о работе История возникновения и развития арт-терапии