Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 05:01, реферат
В психологии страхом принято называть отрицательно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с ощущением опасности, реальной или воображаемой. Иррациональные неконтролируемые страхи, стабильно возникающие по отношению к сходным явлениям, независимо от их объективной степени угрозы, называются «фобиями». Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.
Страх относится исследователями к одной из базовых (основных) эмоций. Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении.
Глава I. Изучение эмоции страха в психологии
1.1. Происхождение страха
1.2. Определение, виды, возрастная динамика страха
1.3. Способы преодоления страхов
Глава II. История возникновения и развития арт-терапии
2.1. История возникновения и определение арт-терапии
2.2. Цели, механизмы, направления и виды арт-терапии
2.3. Современное состояние арт-терапии
В 5-7 лет дети часто боятся страшных сновидений и смерти во сне. Нередко во сне детям этого возраста может привидеться разлука с родителями, обусловленная страхом их исчезновения и потери. Подобный сон опережает страх смерти родителей в младшем школьном возрасте.
В страшных снах отражается и характер отношения родителей и взрослых к детям. Ведущим страхом старшего дошкольного возраста является страх смерти. Ребёнок впервые ощущает, что смерть – это неизбежный факт его биографии.
Таким образом, как правило, дети сами
справляются с подобными
От 7 до 11 лет.
С 6-7 лет ребёнок идёт в школу. Социальная позиция школьника налагает на него чувство ответственности, долга, обязанности, и это способствует более активному развитию нравственных сторон личности.
К моменту поступления в школу у детей наблюдается уменьшение страхов, что как раз и обусловлено новой социальной позицией школьника. Однако это не означает, что можно окончательно забыть все страхи, в частности страх смерти. Он трансформируется в страх смерти родителей, а в подростковом возрасте – в страх войны.
Ведущий страх в данном возрасте – это страх быть не тем, о ком хорошо говорят, кого уважают, ценят и понимают. Это страх не соответствовать социальным требованиям ближайшего окружения, будь то школа, сверстники или семья.
Часто встречаемой разновидностью страха быть не тем будет страх опоздания в школу, получить порицание, более широко – это страх социального несоответствия и неприятия.
Существует термин «школьная фобия», что подразумевает навязчиво преследующий некоторых детей страх перед посещением школы. Нередко речь идёт не столько о страхе школы, сколько о страхе ухода из дома, разлуки с родителями, к которым тревожно привязан ребёнок, к тому же часто болеющий и находящийся в условиях гиперопеки. Иногда родители боятся школы и непроизвольно внушают этот страх детям.
Обычно не испытывают страха перед посещением школы уверенные в себе, любимые, активные и любознательные дети, стремящиеся самостоятельно справится с трудностями обучения и наладить взаимоотношения со сверстниками.
В ряде случаев страх перед школой вызван конфликтами со сверстниками, боязнью проявлений физической агрессии с их стороны.
Итак, для младших школьников характерно
сочетание социально и
От 11 до 16 лет.
Подростковый возраст –
Следовательно, чем больше выражен уровень агрессивности, тем меньше страхов, и наоборот: чем больше страхов, тем меньше способность к причинению другим физического и психического ущерба.
1.3. Способы преодоления страхов
Одним из эффективных методов работы с проблемами страха у детей является арт-терапия.
Арт-терапия - это специализированная
форма психотерапии, основанная на
искусстве, в первую очередь изобразительной
и творческой деятельности. Творческий
процесс является главным терапевтическим
механизмом, позволяющим в особой
символической форме
Арт-терапевтические методики позволяют погружаться в проблему страха на столько, на сколько ребенок готов к ее переживанию.
К методам арт-терапии относятся следующие направления:
- изотерапия;
- игротерапия;
- сказкотерапия;
- музыкотерапия;
- танцетерапия;
- ароматерапия и др.
Одно из направлений арт-терапии: изотерапия - это работа с рисунком.
Рисование развивает чувственно-
Рисуя, ребенок дает выход своим
чувствам, желаниям, мечтам, перестраивает
свои отношения в различных
Использование изотерапии во многих случаях выполняет и психотерапевтическую функцию, помогая ребенку справиться со своими психологическими проблемами, восстановить его эмоциональное равновесие или устранить имеющиеся у него нарушения поведения.
Для эффективного преодоления страхов у детей можно использовать и такой метод, как игротерапия.
Игра – способ выражения чувств, познания и моделирования окружающей ребенка действительности. Игра – это движение, победа, радость, удовольствие… Игра для ребенка – дело серьезное, она, как и рисование, позволяет лучше понять переживания детей, их интересы, потребности, характер, темперамент. Она помогает ребенку приобрести определенные навыки в той или иной деятельности, в том числе в общении, усвоить социальные нормы поведения, доставляет ребенку удовольствие, повышает жизненный тонус, улучшает эмоциональное и физическое состояние. К тому же игра обладает терапевтической функцией, поскольку в ней травмирующие жизненные обстоятельства переживаются в условном, а значит ослабленном виде и, кроме того, происходит их эмоциональное отреагирование – катарсис.
Цель психологически направленных игр состоит в снятии избытка торможения, скованности и страха, возникающих в темноте, замкнутом пространстве, при внезапном воздействии и попадании в новую, неожиданную ситуацию общения. Одновременно это предупреждение неуверенности в себе и застенчивости или их коррекция, если они уже входят в характер ребенка.
Необходимо отметить и такой способ коррекции страхов, как сказкотерапия. Тексты сказок вызывают интенсивный эмоциональный резонанс как у детей, так и у взрослых. Важно тактично относиться к ребенку и, если он итак напуган, например, Волком или Бабой Ягой, то не стоит читать ему страшные сказки с этими персонажами, тем более на ночь. Психологу (родителю, взрослому) надо так преподать сказку, чтобы ребенок почувствовал себя смелым, сильным и смог побороть страх. Для этого используются сказки, либо придуманные психологом с учетом особенностей ребенка, либо подобранные таким образом, чтобы оказать благотворное действие на ребенка. Сказка дает возможность отреагировать значимые эмоции, выявить внутренние конфликты и затруднения. Во время прослушивания страшных сказок или сказок со «страшными» эпизодами ребенок учится разряжать свои страхи, его эмоциональный мир становится гибким и насыщенным.
Еще один способ коррекции – музыкотерапия. Давно известно, что музыка оказывает как бодрящее, так и подавляющее, успокаивающее воздействие. Чутко подобранные музыкальные композиции определенным образом успокаивают ребенка, расслабляя и отвлекая его от страха.
Новизна ситуации с использованием музыки облегчает освоение ребенком приемов аутогенной тренировки, помогающей в дальнейшем контролировать свои эмоции. Психогимнастика обогащает эмоциональный опыт ребенка, гармонизирует эмоциональную и нравственную сферу, актуализирует «зону ближайшего развития» личности и создает запас прочности в отношении вероятных эмоциональных и социально- психологических стрессов.
Танцетерапия – метод психотерапии, в котором сочетаются движения тела и воздействие музыки, которое отвлекает ребенка от страхов, способствует пониманию языка своего тела, умению корректировать чувства и эмоции.
Ароматерапия – этот древний метод, которым в совершенстве владели наши предки, обрел «новую жизнь» и хорошо зарекомендовал себя. Его можно использовать дополнительно при рисовании страхов, прослушивании музыки и т.д. Ароматерапия нормализует психическое состояние ребенка, улучшает циркуляцию крови, уравновешивает процессы, протекающие в организме, способствует сопротивляемости ребенка вредным воздействиям окружающей среды.
Системный подход в арт-терапии детских страхов – один из наиболее эффективных методов. Какие бы методы коррекции ни были выбраны (один или несколько), они принесут только пользу ребенку. Легче предупредить развитие патологических страхов в детском возрасте, чем лечить фобии и навязчивые состояния у взрослых. Использование данных методов для профилактики и коррекции детских страхов поможет ребенку легче пройти возрастную обусловленность страхов и переключиться к здоровой, жизнерадостной деятельности, игре.
Глава 2. История возникновения и развития арт-тераппии
2.1 История возникновения и определение арт-тераппии
Арт-терапия – это направление в психотерапии, психокоррекции и реабилитации, основанное на занятиях клиентов (пациентов) изобразительным творчеством. Арт-терапия может рассматриваться как одно из ответвлений психотерапии искусством наряду с музыкальной терапией, драмтерапией и танцедвигательной терапией.
Термин «арт-терапия» впервые стал
использоваться в англоязычных странах
примерно в 40-е годы ХХ века. Им обозначались
разные по форме и теоретическому
обоснованию варианты лечебной и
реабилитационной практики. Одни были
инициированы художниками и реализовывались
преимущественно в студиях, организованных
в крупных больницах. Другие допускали
элементы психоаналитической трактовки
изобразительной продукции
Несмотря на тесную связь с лечебной
практикой, арт-терапия во многих случаях
приобретает преимущественно
Арт-терапия является частной формой терапии творчеством и связана, главным образом, с так называемыми визуальными искусствами (живописью, графикой, фотографией, скульптурой, а также их различными комбинациями с другими формами творческой деятельности).
В отечественной литературе
наиболее близким западному
Арт-терапия имеет древнее
Термин арт-терапия ввел в употребление в 1938 г. Адриан Хилл. Пионеры арт-терапии опирались на идею Фрейда о том, что внутреннее "Я" человека проявляется в визуальной форме всякий раз, когда он спонтанно рисует и лепит, а также на мысли Юнга о персональных и универсальных символах. Центральная фигура в арт-терапевтическом процессе — не пациент (как больной человек), а личность, стремящаяся к саморазвитию и расширению диапазона своих возможностей.
Новый рост интереса к терапии творчеством, в частности, к арт-терапии, отмечается примерно с середины XX века, когда она стала все более широко использоваться в качестве разновидности терапии занятостью преимущественно в психиатрических и общесоматических госпиталях. За исключением отдельных случаев, она рассматривалась как фактор вторичной психопрофилактики и психотерапии, позволяющий преодолевать последствия социальной изоляции больных. При этом арт-терапия находилась под большим влиянием биомедицинских представлений. Специалисты, проводящие арт-терапевтическую работу такого рода, как правило, не имели серьезной академической подготовки и были неспособны играть какую-либо активную роль в лечении больных. Их основная задача заключалась в том, чтобы предоставить больным возможность относительно свободно заниматься простейшими видами изобразительной деятельности, в процессе которой они могли бы отвлекаться от связанных с болезнью отрицательных переживаний.
Информация о работе История возникновения и развития арт-терапии