История возникновения и развития арт-терапии

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2013 в 05:01, реферат

Описание работы

В психологии страхом принято называть отрицательно окрашенный эмоциональный процесс, связанный с ощущением опасности, реальной или воображаемой. Иррациональные неконтролируемые страхи, стабильно возникающие по отношению к сходным явлениям, независимо от их объективной степени угрозы, называются «фобиями». Страх мобилизует организм для реализации избегающего поведения, убегания.
Страх относится исследователями к одной из базовых (основных) эмоций. Страх – эмоция, возникающая в ситуациях угрозы биологическому или социальному существованию индивида и направленная на источник действительной или воображаемой опасности. В отличие от боли и других видов страдания, вызываемых реальным действием опасных для существования факторов, страх возникает при их предвосхищении.

Содержание работы

Глава I. Изучение эмоции страха в психологии
1.1. Происхождение страха
1.2. Определение, виды, возрастная динамика страха
1.3. Способы преодоления страхов

Глава II. История возникновения и развития арт-терапии
2.1. История возникновения и определение арт-терапии
2.2. Цели, механизмы, направления и виды арт-терапии
2.3. Современное состояние арт-терапии

Файлы: 1 файл

АСПЕКТ исторический.docx

— 50.52 Кб (Скачать файл)

Исключение составляли психодинамические  подходы, представленные последователями  Фрейда и, особенно, Юнга, которые использовали материал изобразительной деятельности своих клиентов для анализа отраженных в нем различных содержаний бессознательного. В нашей стране арт-терапия до последнего времени использовалась, в основном, в работе с психически больными и находилась под большим  влиянием клинического мышления. Реорганизация  западной психиатрической службы в50 – 60 годы, связанная с закрытием  многих психиатрических клиник и  с расширением сети амбулаторных и полустационарных услуг, привела  к тому, что арт-терапевты стали  работать в более тесном контакте с психотерапевтами, социальными  работниками, педагогами и другими  специалистами, а также с религиозными конгрегациями и населением. Это  оказало большое влияние на развитие теории и практики арт-терапии, обогатив ее новыми представлениями в духе экзистенциально-гуманистического подхода, одного из наиболее влиятельных в психологии, психотерапии и педагогике того времени. Арт-терапия значительно расширила диапазон своих эмпирических возможностей, удачно сочетаясь с характерными для названного подхода установками на развитие человеческого потенциала, самоактуализацию личности и интеграцию различных аспектов психической деятельности.

В последние два-три десятилетия  арт-терапия, синтезировав в себе достижения большинства психотерапевтических подходов, начинает оформляться в  самостоятельный метод с собственной  методологией и разнообразным, высокодифференцированным инструментарием. Хотя накопление и  обобщение эмпирических данных, связанных  с арт-терапией, несколько опережает  развитие ее теории, применение некоторых  теоретических представлений способствовало выходу арт-терапии на уровень самостоятельного психотерапевтического метода.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2 Цели, механизмы, направления и виды арт-терапии

 

Психоанализ с самого начала своего появления стал обращаться к анализу  изобразительного творчества. Дело в  том, что спонтанная изобразительная  деятельность способна выражать неосознаваемые содержания психической жизни. Изобразительное  творчество является частным видом  сублимации, возникающей, когда инстинктивный  импульс заменяется художественно-образным представлением. Согласно Фрейду, изобразительное  творчество имеет много общего с  фантазиями и сновидениями, так как, подобно им, выполняет компенсирующую роль и снимает психическое напряжение, возникающее при фрустрации (невозможности  осуществления инстинктивных потребностей). Оно является компромиссной формой их удовлетворения, осуществляющегося  не в прямом, а в опосредованном виде.

Для Арт-терапевтической работы необходимо иметь широкий выбор различных  изобразительных материалов. Наряду с красками, карандашами, восковыми мелками или пастелью часто используются также журналы, цветная бумага, фольга, текстиль, глина, пластилин, специальное тесто - для лепки, песок с миниатюрными фигурками - для "игры с песочницей", дерево и иные материалы. Бумага для рисования должна быть разных форматов и оттенков. Необходимо также иметь кисти разных размеров, губки для закрашивания больших пространств, ножницы, нитки, разные типы клеев, скотч и т.д. Качество материалов должно по возможности быть достаточно высоким, так как в противном случае это может снизить ценность самой работы и её результатов в глазах пациентов.

Следует учитывать то, что выбор  того или иного материала может  быть связан с особенностями состояния  и личности пациента, а также с динамикой арт-терапевтического процесса. Пациенту должна быть предоставлена возможность самому выбирать тот или иной материал и средства для изобразительной работы.

Наиболее часто к методу арт-терапии  прибегают в реабилитации людей  с особенностями развития и в  работе с детьми. Дети с отклонениями в развитии имеют сложности в  адекватном восприятии мира. У такого человека нарушено представление о  целостной картине мира. Ребенок  может воспринимать мир как разрозненный хаотичный набор элементов. В  результате он не может найти свое место в жизни, быть полноценным  членом общества. Как следствие, характер взаимодействия со средой становится в целом деструктивным. Влиять на такую ситуацию можно по-разному. Наиболее естественным является создание условий для развития человека, его  «выстраивания» с помощью природных  элементов, а также включенных в  жизнь человека гармонизирующих  видов деятельности – уход за домашними  питомцами, украшение своего жилища, занятия рукоделием и творчеством. Человек также является частью природы  и специально организованное взаимодействие с элементами природной системы, очевидно, должно иметь положительный  результат. В творческих работах, как  правило, отражена природа и способы  взаимодействия с ней. Арт-терапия  предлагает ребенку выразить свои эмоции, чувства с помощью лепки, рисования, конструирования из природных материалов. Переживая образы, человек обретает свою цельность, неповторимость и индивидуальность. Можно также применять другие формы искусства - телесные импровизации, театральные постановки, литературное творчество.

Арт-терапия - это наиболее мягкий метод работы, контакта с трудными проблемами. Ребенок может не говорить, или не может признать свои проблемы своими, но при этом лепить, двигаться  и выражать себя через движения телом. Также занятия арт-терапией могут  снимать психическое напряжение.

Многие психические и некоторые  физические отклонения делают ребенка  пассивным. Круг его интересов становится узким. Потребность в активном взаимодействии с миром снижается. В результате снижается и способность к  адаптации. Он уходит в себя. Он считает, что не сможет найти выход из сложившейся  ситуации. Арт-терапия позволяет  разорвать этот порочный круг. Когда  ребенок занимается творчеством, он изобретает новые и новые способы  выражения своих эмоций. И бессознательно новые и новые способы общения  с миром. Т.е. утраченные способности  восстанавливаются.

В занятии искусством очень важно, чтобы ребенок чувствовал свой успех  в этом деле. Если он видит, что имеет  успех в выражении и отображении  своих эмоций, создании уникальных поделок, рисунков, к нему приходит успех в общении, а взаимодействие с миром становится более конструктивным. Успех в творчестве в его психике  бессознательно переносится и на обычную жизнь.

Впоследствии, дети и взрослые, проходящие курс арт-терапии, могут приобрести хобби, научиться новому виду прикладного  искусства. Новое увлечение позволяет  уделять больше внимания к себе. Это делает отношения и родителей  и ребенка более гармоничными.

В арт-терапии используются индивидуальные и групповые формы работы. Особенно яркий эффект дает работа в группе. Например, предлагается создание индивидуальных работ в группе, а также создание общей работы. Каждый участник вкладывает в эту работу что-то свое. Многие работы, сделанные из бумаги, композиции из природного материала и другое пациенты уносят с собой домой, показывают своим родственникам и знакомым, стремятся обучить их тому, что научились сами.

 

 

2.3 Современное состояние арт-терапии

 

Методы арт-терапии являются относительно новыми в психотерапии. В настоящее время за психотерапевтами, применяющими методы арт-терапии, признан статус самостоятельных практиков, которые могут внести свой вклад в изучение личности и в процесс лечения.

Арт-терапия используется не только в больницах и психиатрических клиниках, но и в других условиях - как самостоятельная форма терапии и как приложение к другим видам групповой терапии.

В России в последние годы наблюдается  быстрое развитие психотерапии. При  этом происходит активное изучение её новых форм и моделей. Большой  интерес к арт-терапии начали проявлять не только специалисты, но и сами пациенты.

В арт-терапевтической работе может  принимать участие практически  каждый человек, независимо от своего возраста. Это не требует наличия  у него способностей к творчеству.

Арт-терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.

Арт-терапия позволяет познавать себя и окружающий мир. В художественном творчестве человек воплощает свои эмоции, чувства, надежды, страхи, сомнения и конфликты. Происходит это на бессознательном уровне, и человек узнает о себе много нового.

Арт-терапия является хорошим способом социальной адаптации. Наибольшее значение это имеет для людей-инвалидов. Они чаще всего очень сильно социально дезадаптированы. Им не хватает общения. Арт-терапия дает им возможность более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества. Арт-терапия в основном использует средства невербального общения. Это очень важно для людей, которым сложно выразить свои мысли в словах.

Арт-терапия в последние годы приобрела педагогическое направление. В школе она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, даигностическая и развивающая.

Педагогическое направление связано  с укреплением психического здоровья ребенка и выполняет психогигиенические (профилактические) и коррекционные  функции.

Исследования, проведенные под  руководством Л.Д. Лебедевой, показали, что арт-терапевтические занятия  позволяют решать следующие важные педагогические задачи .

Воспитательные. Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности, обеспечивает ориентацию в системе моральных норм, усвоение этики поведения. Происходит более глубокое понимание себя, своего внутреннего мира (мыслей, чувств, желаний). Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.

Коррекционные. Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигнуты в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.

Психотерапевтические. “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности, эмпатичного общения, признания ценности личности другого человека, забота о нем, его чувствах, переживаниях. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.

Диагностические. Арт-терапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, неповторимость, личностное своеобразие, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Арт-терапия выявляет и внутренние, глубинные проблемы личности. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.

Развивающие. Благодаря использованию различных форм художественной экспрессии складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.

Арт-терапия продолжает активно  развиваться и в настоящее  время, осваивая новые области практического  применения и обогащаясь идеями благодаря  объединению с другими научными дисциплинами.

 

 

 

Список  литературы

 

  1. Арт-тарапия – новые горизонты / Под ред. А.И.Копытина. – М.:Когито-Центр,2006. – 336с.
  2. Астапов В.М. Тревожность у детей. - М., 2001.
  3. Гарбузов В.И, Захаров А.И, Исаев Д.Н. Неврозы у детей и их лечение. -Л., 1997.
  4. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. - СПб, 2000.
  5. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М, 2000.
  6. Ильин ЕЛ. Эмоции и чувства. - СПб, 2001.
  7. Копытин А. И. Теория и практика арт-терапии. СПб.: Питер, 2002.
  8. Лебедева Л. Д. Практика арт-терапии: подходы, диагностика, система занятий. СПб.: Речь, 2003.

Информация о работе История возникновения и развития арт-терапии