Изучение одаренности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – развитие одаренности младших школьников в обучении.
Для решения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Осуществить отбор диагностического материала.
3. Изучить уровень развития интеллектуальной одаренности младших школьников.
4. Разработать и апробировать серию занятий по развитию интеллектуальной одаренности младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты развития одаренности в обучении..………………..5
1.1.Изучение проблемы одаренности в трудах отечественных и зарубежных исследователей…………………………………………………………………….5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………12
Особенности развития одаренности детей в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...18
Изучение одаренности младших школьников……………………………..28
2.1. Методика, организация и результаты констатирующего исследования……………………………………………………………………28
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию одаренности младших школьников………………………………………………………………………35
2.3 Результаты контрольного исследования…………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников…………………………………………...46

Файлы: 1 файл

курсовая про одаренность Новый.doc

— 599.00 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Теоретические аспекты развития одаренности в обучении..………………..5

1.1.Изучение проблемы одаренности в трудах отечественных и зарубежных исследователей…………………………………………………………………….5

1.2. Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………12

    1. Особенности развития одаренности детей в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...18
  1. Изучение одаренности младших школьников……………………………..28

2.1. Методика, организация и результаты констатирующего исследования……………………………………………………………………28

2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию одаренности младших школьников………………………………………………………………………35

2.3 Результаты  контрольного исследования…………………………………...38

Заключение……………………………………………………………………….44

Список использованных источников…………………………………………...46

Приложение………………………………………………………………………49

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Актуальность  исследования. В настоящее время в психологии усилился интерес к изучению природы такого феномена, как одаренность. В этой связи актуальными становятся исследования интеллектуального потенциала личности одаренного ребенка.  

Одаренность, талант, гениальность проявляются  в личности как яркие индивидуально-неповторимые творческие, интеллектуальные, эмоциональные, физические способности в той или иной области человеческой деятельности. Различия в степени, качестве и направленности одаренности человека предопределены природой, генетическим фондом.

Каждый нормальный ребенок  одарен всеми человеческими сущностными силами и возможностью в необходимых и достаточных социальных условиях развивать их в себе. У детей сущностные силы развиваются, как правило, равномерно, совокупно, гармонично.

При благоприятных обстоятельствах  каждый ребенок может проявить себя как одаренное существо. Феноменальные же, экстраординарные способности, яркая одаренность, талант, основываются на особой организации мозга, предрасположенности к теоретическому или художественному мышлению. Подобные редкие явления ранней одаренности заслуживают особого внимания.

Вопросы психологической  природы одаренности рассматривались  в работах отечественных (Д. Б. Богоявленская, Н. С. Лейтес, Д. М. Матюшкин, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, B. Д. Шадриков и др.) и зарубежных                   (А. Бине, Д. Векслер, Дж. Гилфорд, В. Штерн и др.) ученых.

Как показал  анализ литературы,  существует много  работ, в которых рассмотрена проблема одаренности, однако публикаций, в которых рассматривается вопрос о развитии одаренности в обучении недостаточно. Все вышесказанное дает нам основание считать проблему развития одаренности в обучении одной из актуальных.

Объект  исследования – одаренность.

Предмет исследования особенности  одаренности младших школьников.

Цель  исследования – развитие одаренности младших школьников в обучении.

Для решения поставленной цели нами были решены следующие  задачи: 

1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Осуществить отбор диагностического материала.

3. Изучить уровень развития интеллектуальной одаренности младших школьников.

4. Разработать  и апробировать серию занятий  по развитию интеллектуальной  одаренности младших школьников.

Гипотеза: предполагается, что младшие школьники характеризуются недостаточно высоким уровнем интеллектуальным развитием. Разработанная серия занятий будет способствовать повышению уровня интеллектуальной одаренности младших школьников.

Методы  исследования: теоретический анализ литературы, эксперимент, методики: «Тест прогрессивных матриц Равенна», «Выявление общих понятий», ««Способность понимать и воспроизводить содержание».

Теоретико-практическая значимость: в ходе проведенного исследования было выявлено, что разработанные и апробированные занятия  способствуют развитию интеллектуальной одаренности. Результаты исследования могут представлять интерес для школьных психологов, педагогов начальных классов, студентов факультета «Дефектология и психология», филологического факультета, физико-математического факультета и др.

 

 

1 Теоретические  аспекты развития одаренности в обучении

 

1.1.Изучение проблемы  одаренности в трудах отечественных  и зарубежных исследователей 

 

Рассматривая  проблему одаренности, как отмечает А. И. Савенков, «выдающиеся философы древности, и их менее осведомленные в науках современники хорошо понимали, сколь существенна разница между выдающимся творцом, гением и простым смертным. Давно было замечено, что различия эти часто проявляются уже в детстве и диапазон их очень велик – от тяжелой умственной патологии до высокой                            одаренности» [25, c. 6].

Е. П. Ильин пишет, что «с древнейших времен в научных трактатах и в обыденном сознании прочно утвердился термин «гений», от латинского – genius – дух» [11, c. 188]. В античной культуре гениальность рассматривается как род иррационального вдохновения, озарения свыше. Древние греки считали ее неземной способностью, источником которой является соединившийся с человеком божественный дух, благодаря чему человек приобретает качественно иные, недоступные большинству возможности. Философы тех времен рассматривают гения и гениальность как феномены, стоящие выше известных естественных законов. Это представление и есть основа учений о гении не только в античной, но в значительной мере и в европейской философии вплоть до конца XIX века.

Как указывает  Е. П. Ильин, «важной особенностью представлений о гении является то, что с древнейших времен и наука, и обыденное сознание твердо придерживались убеждения, что подлинная гениальность может проявиться только в искусстве, а истинным гением может быть только художник (в широком смысле этого слова). Государственным деятелям, военачальникам, промышленникам, торговцам и даже ученым в звании гения отказывали вплоть до XIX века» [11, c. 190].

Правда, попытки  поставить под сомнение эту точку  зрения неоднократно предпринимались уже в трудах древних философов. Одним из таких примеров может служить понимание гениальности, предложенное Аристотелем. Он подчеркивает связь художественного творчества с интеллектуальной, познавательной деятельностью и вводит свой термин – «созерцательная деятельность разума», который объемлет понятия научного и художественного творчества.

Как считает  А. И. Савенков, «термин «гений» приобрел звучание, близкое современному, в эпоху Возрождения. Ее представители считали гениальность даром божественным, врожденным, присущим истинным художникам. В понимании людей этого времени художник должен был быть осведомлен как в науках, так и в искусствах» [25, c. 7].

Одной из первых попыток глубокого философско-психологического осмысления проблемы одаренности было исследование испанского врача, жившего в эпоху Возрождения, – Хуана Уарте. Он связывал перспективу возрождения могущества Испанской империи с максимальным использованием на государственной службе особо одаренных людей.                Х. Уарте ставит четыре главных, по его мнению, вопроса:

    1. Какими качествами обладает та природа, которая делает человека способным к одной науке и не способным к другой?
    2. Какие виды дарований имеются в человеческом роде?
    3. Какие искусства и науки соответствуют каждому дарованию в частности?
    4. По каким признакам можно узнать соответствующее                  дарование?

Анализ способностей, в теории Х. Уарте, сопоставлялся  со смесью четырех элементов в  организме (по Гиппократу – темперамент) и с различием в сферах деятельности (медицина, юриспруденция, военное искусство, управление государством и др.), требующих определенных, соответствующих деятельности дарований. В качестве основных способностей он выделял три: фантазию (воображение), память и                интеллект.

Особенно подчеркивал  Х. Уарте зависимость таланта  от природы, однако, влияние природных  данных, по его мнению, не означает бесполезности  воспитания и труда. Говоря о воспитании и обучении талантливых людей, он акцентировал внимание на необходимости  учета индивидуальных и возрастных особенностей обучаемого.

Выдающийся  русский ученый М. В. Ломоносов, анализируя природу поэтического таланта, предлагает считать важнейшим качеством творца «силу совоображения», под которой он понимает способность с одной вещью, в уме представленной, купно воображать другие, как-нибудь с нею сопряженные.

Основная практическая идея сторонников философии Просвещения  состояла в утверждении решающей роли воспитания и условий среды  в формировании человека. Воспитательное воздействие они возводят в степень высшей силы, способной лепить из людей, что угодно.

 Учение об  одаренности в исследованиях  врачей и биологов прошлых  времен развивалось относительно  автономно по отношению к философским  учениям. В становлении и развитии  современных научных представлений о гениальности и одаренности трудно переоценить роль немецкой классической философии. Как пишет А. И. Савенков, «у А. Баумгартена гений понимается как «сгармонированное действие» естественных склонностей в интеллектуальной и аффективной сферах. Гений в понимании И. Канта – специфический талант, прирожденная способность к созданию образцовых произведений искусства» [25, c. 10].

Термин «одаренность»  появился в психологии в начале XX в. благодаря американцу Г. Уипплу, который, как пишет К. А. Хеллер, «обозначил им учащихся со сверхнормальными способностями. Поскольку до этого чаще использовалось слово «талант», возникла необходимость выяснения тождества или различия этих двух терминов» [30, c. 126].

По поводу соотношения  между этими понятиями существуют разные точки зрения. Талант (от греч. talanton – вес, мера, затем – уровень способностей) с точки зрения С. Л. Рубинштейн, отождествляется с одаренностью [24].

Б. М Теплов рассматривает одаренность как совокупность способностей. При этом Б. М. Теплов считал, что «они не просто сосуществуют, но приобретают иной характер в зависимости от наличия и степени развития друг друга. Это качественно новое образование, а не сумма энного числа способностей» [32, c. 11].

По мнению С. Л. Рубинштейна, одаренность определяется комплексом свойств личности. Исходя из представлений А. Н. Леонтьева, «одаренность есть у всех, вопрос лишь в степени ее выраженности у отдельных людей; в-третьих, одаренность – это безличностный компонент индивидуальности, личностным же компонентом индивидуальности является талант, который связан с реализацией специальных способностей» [29, c. 120].

Одаренность, как пишет А. И. Доровский, «это сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. Одаренность и талант многие авторы считают синонимами. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми» [7, c. 81].

С точки зрения Ю. З. Гильбуха, «одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности» [2, c. 27].

Е. П. Ильин отмечает, что «одаренность, во-первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие сферы психики. Во-вторых, ее признаки (проявления) могут быть постоянными, но могут иметь и временный (преходящий) характер. Эти признаки могут быть явными, но могут быть представлены и в скрытой, потенциальной форме. Кроме того, признаки одаренности могут проявляться в виде высокого уровня развития как общих, так и специальных способностей» [11, c. 208].

Дж. Рензулли разработал «модель» одаренного ребенка. Как  отмечает Дж. Рензулли «он должен одновременно иметь интеллект выше среднего уровня, сильную увлеченность задачей и высокий творческий потенциал. Наличие только одного из этих компонентов не делает ребенка одаренным. Эта модель в дополненном или модифицированном виде используется во многих странах для диагностики одаренных детей» [23, c. 147].

Гениальность  рассматривается со времен И. Канта  как высшая степень творческой одаренности (таланта). Попытки понять сущность гения предпринимались неоднократно, но до сих пор эта сущность так до конца и не раскрыта. Причина состоит в том, что, как писал Ш. Рише, невозможно установить абсолютной границы между гением и талантом. Эта граница субъективна. Несмотря на это, выделялись особенности гениев, и первой из них называлась оригинальность. Очень часто глубокая мысль появляется внезапно, не вызывая со стороны ее автора ни малейшего усилия. Следовательно, гений творит бессознательно, талант же творит рационально, на основе продуманного плана. Помимо бессознательности творчества гения Ш. Рише указывает на впечатлительность и силу чувств, таинство вдохновения.

Информация о работе Изучение одаренности младших школьников