Изучение одаренности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – развитие одаренности младших школьников в обучении.
Для решения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Осуществить отбор диагностического материала.
3. Изучить уровень развития интеллектуальной одаренности младших школьников.
4. Разработать и апробировать серию занятий по развитию интеллектуальной одаренности младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты развития одаренности в обучении..………………..5
1.1.Изучение проблемы одаренности в трудах отечественных и зарубежных исследователей…………………………………………………………………….5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………12
Особенности развития одаренности детей в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...18
Изучение одаренности младших школьников……………………………..28
2.1. Методика, организация и результаты констатирующего исследования……………………………………………………………………28
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию одаренности младших школьников………………………………………………………………………35
2.3 Результаты контрольного исследования…………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников…………………………………………...46

Файлы: 1 файл

курсовая про одаренность Новый.doc

— 599.00 Кб (Скачать файл)

В психологии и  педагогике весьма распространено представление об общих и специальных способностях и одаренности. К первым относят те, что отвечают требованиям сразу многих видов деятельности (например, интеллектуальные способности). Специальные же соответствуют требованиям только конкретной деятельности (например, художественные способности, наличие певческого голоса).

Творческие (креативные) способности делятся на общие и специальные. Специальные способности связаны с вполне определенной деятельностью (музыкальной, изобразительной, литературной, управленческой, педагогической и т. п.). В специальных способностях велик удельный вес врожденных задатков. Общие творческие способности, как указывает В. Н. Дружинин, «свидетельствуют о готовности личности к успешности деятельности независимо от ее содержания. К числу общих творческих способностей относят способность к вариативности, гипотетичности в процессе решения задач, способность к импровизации в различных ситуациях и способность к переносу как возможности действовать в новых нестандартных условиях»» [8, c. 142].

С. Л. Рубинштейн выделяет общую и специальную одаренность. Первая, как отмечает С. Л. Рубинштейн, «соотносится с более общими условиями ведущих форм человеческой деятельности, вторая – с требованиями специальных ее видов. При этом общая одаренность существует не сама по себе, а проявляется благодаря специальным способностям (правда, неясно, как это конкретно происходит)» [24, c. 164].

Х. Гарднер является ярым противником IQ и общих способностей. Он выдвинул теорию мультиинтеллекта (multiple intelligences), согласно которой существуют девять видов интеллекта: логико-математический, вербальный, пространственный, музыкальный, телесно-кинестетический, интра-личностный и интер-личностный, натуральный и спиритуальный. Каждый индивид в той или иной степени наделен всеми видами интеллекта, а вопрос о наличии или отсутствии способностей как таковой ставиться не               должен.

Признание наличия  как общих, так и специфичных  компонентов каждой способности и одаренности не может служить основанием для наблюдающейся тенденции обозначать способности по виду деятельности, которую они «обслуживают». Поэтому совершенно справедливо                        Б. М. Теплов и В. Д. Шадриков подчеркивают полифункциональность способностей, т. е. включенность их в различные виды деятельности. В то же время можно говорить о музыкальной, литературной, художественной (рисование) одаренности человека, соотносить ее с видами деятельности.

И. П. Павлов выделял два типа людей – «художников» и «мыслителей». Первые отличаются преобладанием наглядно-образного мышления над словесно-логическим (преобладание первой сигнальной системы). Вторые, наоборот, имеют преобладание словесно-логического мышления над образным (преобладание второй сигнальной системы); у них ведущую роль в мышлении играют обобщения, понятия. В настоящее время доказано, что эти типы одаренности связаны с функциональной асимметрией больших полушарий головного мозга: у «художников» превалирует правое полушарие, а у «мыслителей» – левое полушарие.

Отсюда: одни люди более одарены в художественном творчестве, а другие – в науке  и изобретательстве.

В настоящее  время западные психологи различают  несколько видов одаренности:

• общая интеллектуальная;

• специфическая академическая;

• творческая: художественное и исполнительское  искусство;

• психомоторная;

• лидерская;

• социальная [11, c. 57].

Выделяют также  «практическую» одаренность, противопоставляя ее «художественной» одаренности. Способности (одаренность) человека к определенному виду деятельности часто сопровождаются наличием у него склонности к тому или иному виду деятельности.

Таким образом, теоретический анализ литературы показал, что одаренность, понимается исследователями как сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности. При этом выделяют следующие виды одаренности: общая интеллектуальная, специфическая академическая, творческая (художественное и исполнительское искусство), психомоторная, лидерская, социальная.

 

1.2. Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей в младшем школьном возрасте

 

Младший школьный возраст – период впитывания, накопления знаний, период усвоения по преимуществу. Успешному выполнению этой важной жизненной функции благоприятствуют характерные способности детей этого возраста: доверчивое подчинение авторитету, повышенная восприимчивость, впечатлительность, наивно-игровое отношение ко многому из того, с чем они сталкиваются. У младших школьников каждая из отмеченных способностей выступает, главным образом, своей положительной стороной, и это неповторимое своеобразие данного возраста.

Одаренность в  основном определяется тремя взаимосвязанными параметрами: опережающим развитием познания, психологическим развитием и физическими данными.

  1. Познание. Существуют особые «сензитивные» периоды, когда дети «впитывают» все окружающее. Они способны заниматься несколькими делами сразу. Такие дети очень любопытны. Им необходимо активно исследовать окружающий их мир. Одаренный ребенок часто не терпит каких-либо ограничений на свои исследования.

Как пишет И. В. Дубровина, «по мнению Ж. Пиаже, функция интеллекта заключается в обработке информации и аналогична функции организма по переработке пищи. Ученые утверждают, что у одаренных и талантливых детей биохимическая и электрическая активность мозга повышена. Одаренные дети обычно обладают отличной памятью, которая базируется на ранней речи, и абстрактном мышлении» [20, c. 84].

Их отличает способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями. Их склонность к классификации и категоризации иллюстрируется и любимым увлечением, свойственным одаренным детям, – коллекционированием. Много радости доставляет им приведение своих коллекций в порядок, систематизация и реорганизация предметов коллекции.

Причем оформление аккуратной постоянной экспозиции не является их целью. Большой словарный  запас, сопровождающийся сложными синтаксическими  конструкциями, умения ставить вопросы чаще всего привлекают внимание окружающих к одаренному ребенку. Маленькие «вундеркинды» с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают слова, должные, по их мнению выражать их собственные понятия и воображаемые события, предпочитают игры, требующие активизации умственных способностей.

Как отмечает А. М. Матюшкин, «талантливые дети легко справляются с познавательной неопределенностью. При этом трудности не заставляют их отключаться. Они с удовольствием принимают сложные и долгосрочные задания и терпеть не могут, когда им навязывают готовый ответ. В этом заключается зерно будущих конфликтов в классе (большинство учителей начальной школы ориентируются на детей с «низким порогом отключения», то есть предпочитают отвечать на собственные вопросы, будучи уверены, что дети не смогут найти правильный ответ)» [17, c. 72].

Как указывает  Н. С. Лейтес, «одаренного ребенка отличает и повышенная концентрация внимания на чем-либо, упорство в достижении результата в сфере, которая ему интересна. К этому нужно прибавить и степень погруженности в задачу» [14, c. 106].

  1. Психосоциальные аспекты. В сфере психосоциального развития одаренным детям свойственны следующие черты. Сильно развитое чувство справедливости, проявляющееся очень рано. Личные системы ценностей у одаренных детей очень широки. Они остро воспринимают общественную несправедливость, устанавливают высокие требования к себе и окружающим и живо откликаются на правду, справедливость, гармонию и природу.

Другая особенность  одаренных детей – соревновательность. Склонность одаренного ребенка к соревновательности отмечали многие исследователи (В. Э. Чудновский [31], В. С. Юркевич [33 и др.). Соревновательность, конкуренция – важный фактор развития личности, укрепления, закалки характера.

Опыт побед  и поражений, приобретаемый в ходе различных интеллектуальных, художественных, спортивных состязаний детей, чрезвычайно важен для дальнейшей жизни, без него наивно рассчитывать на воспитание творца, не боящегося жизненных трудностей. Через соревнование ребенок формирует собственное представление о своих возможностях, самоутверждается, приобретает уверенность в своих силах, учится рисковать, приобретает первый опыт «разумного авантюризма».

Сверхчувствительность к проблемам. Как отмечает А. М. Матюшкин, «способность видеть проблему там, где другие не видят никаких              сложностей, – одно из важнейших качеств, отличающих истинного творца от «посредственного» человека. Среди качеств, свойственных одаренному ребенку, сверхчувствительность к проблемам традиционно занимает одно из ведущих мест» [17, c. 150].

Перфекционизм, как указывает А. И. Савенков, «это стремление доводить результаты любой своей деятельности до их соответствия самым высоким требованиям, эталонам (нравственным, эстетическим, интеллектуальным и др.) Это качество тесно связанно со способностью к оценке, выражено в стремлении ребенка к совершенству. Внутренняя потребность в совершенстве продуктов собственной деятельности характерна для одаренных детей уже на самых ранних возрастных этапах. Эти дети не удовлетворяются, не достигнув максимально высокого уровня» [25, c. 66].

Одаренные дети так же как и их нормальные сверстники, часто не понимают, что окружающие в большинстве своем существенно отличаются от них и в мыслях, и в желаниях, и в поступках. Это свойственно и взрослым, но если эгоцентризм взрослого в значительной мере – производное эгоизма, то эгоцентризм ребенка имеет иную природу и определяется его неспособностью встать на позиции другого человека, «децентрироваться», связанную с ограниченностью его опыта.

Таким образом, одаренные дети порой страдают от некоторого социального неприятия  их со стороны сверстников, а это  развивает в них негативное восприятие самих себя, что подтверждают многие исследования. Наиболее полезным с  точки зрения формирования здорового самовосприятия и чувства полноценности, как отмечает Н. С. Лейтес, «является общение с такими же одаренными детьми, причем с самого нежного возраста. Семьи, где принято помогать друг другу и где родители, братья и сестры вместе занимаются всеми делами, также укрепляют позитивное самовосприятие каждого ребенка. В этой связи грустно заметить, что родители одаренных детей стремятся иметь гораздо меньше детей, чем средняя семья» [15, c. 63].

  1. Физические характеристики одаренности. Существуют два соперничающих стереотипа физических характеристик одаренных детей. Первый – это тощий, маленький, бледный «книжный червь» в очках. Другой же, выше ростом, крепче, здоровее и красивее, чем их ординарные сверстники. Хотя другой образ предпочтительнее первого, оба они достаточно далеки от истины. Нет никакого смысла делать стереотипные обобщения относительно роста, веса, здоровья или внешности одаренных детей. Они достаточно привлекательны и широки своим разнообразием.

Главным, как пишет А. И. Савенков, «является то, что дети с общей интеллектуальной и академической одаренностью овладевают основополагающим понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний» [25, c. 77].

Несколько иной характер, как указывает Н. С. Лейтес, «имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешном обучении отдельным учебным предметам и считается более частной, избирательной. Одаренные в этом отношении дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения – в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко» [14, c. 69].

Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и в семье. Родители и учителя бывают недовольны тем, что ребенок не учится одинаково хорошо по всем предметам, отказываются признавать его одаренность и не пробуют найти возможности для поддержки и развития специального дарования. Как пример академической одаренности можно назвать широко известную математическую одаренность.

Вундеркинды – крайние случаи раннего развития и одновременно богатства начальных проявлений способностей. Об относительном значении примет общих способностей в детском возрасте и очень важной роли именно возрастных особенностей красноречиво свидетельствует бурный подъем общих способностей у таких детей в дошкольные и младшие школьные годы, нередко сменяющийся в дальнейшем разочаровывающим спадом.

По-видимому, даже и наиполноценнейшее развитие у  ребенка достоинств только данного  периода детства, не говоря уже об ограниченности значения такого развития для будущего, не может объяснить  того удивительного богатства возможностей, которым блещут в определенном возрасте некоторые дети. При этом, как указывает                             Н. С. Лейтес, «но опережение возраста может стать условием особого расцвета способностей лишь в случаях, когда при этом сохраняются, развиваются и достоинства пройденного возрастного периода. Необычайные возможности некоторых детей – результат суммирования предпосылок способностей двух или нескольких возрастных периодов» [14, c. 135].

Весьма показательны в указанном отношении материалы о выдающихся младших школьниках. Резкое опережение сверстников обнаруживается у них не только в достоинствах логики и необычайном объеме знаний и умений, но и в таком подъеме деятельной энергии, самостоятельности и активности, которые обычно присущи уже подростковому периоду; вместе с тем у этих детей в высокой мере сохраняются детские черты их возраста.

Информация о работе Изучение одаренности младших школьников