Изучение одаренности младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Января 2014 в 19:43, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования – развитие одаренности младших школьников в обучении.
Для решения поставленной цели нами были решены следующие задачи:
1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.
2. Осуществить отбор диагностического материала.
3. Изучить уровень развития интеллектуальной одаренности младших школьников.
4. Разработать и апробировать серию занятий по развитию интеллектуальной одаренности младших школьников.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Теоретические аспекты развития одаренности в обучении..………………..5
1.1.Изучение проблемы одаренности в трудах отечественных и зарубежных исследователей…………………………………………………………………….5
1.2. Психолого-педагогическая характеристика одаренных детей в младшем школьном возрасте………………………………………………………………12
Особенности развития одаренности детей в младшем школьном возрасте…………………………………………………………………………...18
Изучение одаренности младших школьников……………………………..28
2.1. Методика, организация и результаты констатирующего исследования……………………………………………………………………28
2.2. Опытно-экспериментальная работа по развитию одаренности младших школьников………………………………………………………………………35
2.3 Результаты контрольного исследования…………………………………...38
Заключение……………………………………………………………………….44
Список использованных источников…………………………………………...46

Файлы: 1 файл

курсовая про одаренность Новый.doc

— 599.00 Кб (Скачать файл)

Одни из программ эмоцонально-личностного развития оказывают положительное влияние  на развитие «Я»-концепции и самооценку ребенка, другие на межличностные отношения, третьи – улучшают состояния эмоциональной сферы, четвертые – способствуют развитию самопонимания и снятию поведенческих проблем. В любом случае они помогают раскрыть и реализовать творческий потенциал одаренных детей. Важно иметь в виду, что большинство развивающих программ ориентировано на удовлетворение интеллектуальных потребностей одаренных детей и решение задач их творческого развития за пределами школьного учебного времени (их можно использовать эффективно в летних лагерях во вторую половину дня).

Даже в тех  случаях, когда такого рода программа  предназначена для включения  в школьный учебный план, она, как  правило, оторвана от систематического процесса познания учащихся. Дети изучают различные дисциплины, предусмотренные обычной традиционной программой, и, например, дополнительный курс «технологии формирования и развития творческого мышления учащихся».

Предполагается, что, научившись различным приемам  творческого воображения и мышления, дети смогут применить свои «творческие умения» при изучении различных и в широком жизненном контексте. Однако, это не происходит, во всяком случае в той полноте, которая необходима для действительного творчества учащихся. Как отмечает А. И. Савенков, «строгие научные следования показывают очень незначительные возможности прямого воздействия на дивергентное мышление. Именно это и обусловливает ограниченность программ обучения, ориентированных исключительно на развитие креативности без решения задач освоения знаний, в отрыве от реальной систематической познавательной деятельности учащихся» [26, с. 73].

На практике развитие одаренности детей осуществляется за счет того или иного качественного изменения содержания обучения, и за счет внедрения различных методик обучения, обеспечивающих развитие мышления и эмоционально-личностной сферы ребенка в процессе усвоения учебного содержания. Примером реализации этого подхода к обучению являются, в частности, программы, создаваемые на основе теории развивающего обучения Д. Б. Эльконина – В. В. Давыдова.

Применительно к одаренным детям теоретически можно выделить многочисленные разновидности таких программ, которые представляют собой различные комбинации образовательных и развивающих систем. Однако на самом деле образовательно-развивающих программ сушествует значительно меньше, чем это можно было бы представить.

Таким образом, для того чтобы школа стала действительным местом развития одаренности ребенка, обучение должно быть построено с учетом всех требований к программам для одаренных детей. И первое, что лежит на пути создания таких образовательно-развивающих программ, - пересмотр традиционного содержания обучения в сторону «укрупнения» содержательных единиц. Это «укрупнение» так или иначе основано на интеграции содержания обучения, которую можно разделить на два вида - «простую» интеграцию и «опосредованную».

Выводы

  1. Одаренность, понимается учеными как сочетание ряда способностей, обеспечивающее успешность (уровень и своеобразие) выполнения определенной деятельности.
  2. Одаренность характеризуется интеллектом «выше среднего» и обеспечивает возможность творческой интеллектуальной деятельности, связанной с созданием субъективно и объективно новых идей, использованием нестандартных подходов в разработке проблем, чувствительностью к ключевым, наиболее перспективным линиям поиска решений в той или иной предметной области, открытостью любым инновациям. У одаренных младших школьников отмечается высокая способность классифицировать и категоризировать информацию и опыт, умение широко пользоваться накопленными знаниями, высокая концентрация внимания на чем-либо, целеустремленность, сверхчувствительность к проблемам, перфекционизмом. Также учеными отмечается, что одаренность наиболее ярко проявляется в определенные возрастные периоды.
  3. Для того, чтобы школа стала действительным местом развития одаренности ребенка, обучение должно быть построено с учетом всех требований к программам для одаренных детей. А также необходим пересмотр традиционного содержания обучения в сторону «укрупнения» содержательных единиц. Это «укрупнение» так или иначе основано на интеграции содержания обучения, которую можно разделить на два вида - «простую» интеграцию и «опосредованную».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Изучение одаренности младших школьников

 

2.1. Методика, организация и результаты констатирующего  исследования 

 

Интеллектуальная  одаренность - это системное, развивающееся качество психики, определяющее возможность достижения человеком высоких, необычных или незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Интеллектуально одаренные дети выделяются яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности или имеют внутренние, потенциальные предпосылки и психологические возможности для таких достижений. Таким образом, с целью изучения интеллектуально одаренных младших школьников нами было проведено исследование.

Задачи:

  1. Осуществи<span class="dash0410_0431_0437_0430_0446_

Информация о работе Изучение одаренности младших школьников