Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:22, курсовая работа
В настоящее время остро стоит проблема интеграции детей и подростков с умственной отсталостью в социум, поэтому необходимо исследовать особенности самосознания, понимания себя, половой принадлежности, половых ролей. Самосознание во многом определяет личностное развитие и особенности регуляции поведения в обществе.
Известно, что у детей с умственной отсталостью отмечаются различные нарушения в развитии личности. Такие дети представляют собой группу риска в связи с недостаточными способностями к полноценному пониманию и усвоению социальных норм и эталонов взаимоотношений, в том числе и полоролевых. Поэтому возникла необходимость в изучении полоролевых представлений детей, полодифференцированных функций, характерных для мужчин и женщин, их ролевого поведения проистекающих в процессе гендерной социализации.
ВВЕДЕНИЕ
3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
6
1.1.Гендерные стереотипы как психолого-педагогическая проблема
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
1.3.Особенности формирования гендерных стереотипов у учащихся с умственной отсталостью
6
13
20
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ
28
2.1. Характеристика базы исследования и контингента детей, задействованных в эксперименте
2.2.Методика проведения экспериментального исследования
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования
ГЛАВА3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
3.1. Программа для учащихся младших классов с умственной отсталостью "Формирование гендерных особенностей "
3.2. Рекомендации для родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Психосексуальное развитие умственно отсталых лиц указывает на то, что этот процесс в целом аналогичен таковому у психически здоровых субъектов, хотя и не совпадает с ними хронологически. Все способы выражения сексуальных чувств для умственно отсталых лиц характерны в той же степени, что и для здоровых. Было обнаружено, что у умственно отсталых задерживается не только физическое половое созревание, но и освоение соответствующей половой роли (Дейвид, Линднер, 1978).
У подростков с психическим недоразвитием значительно беднее знания о половых особенностях и отношениях между людьми, чем у здоровых детей 13-15 лет. У них также недостаточно развита половая идентификация (Попе Г.К., 1986).
Исследователи обращают внимание на то, что умственно отсталые дети имеют намного меньше информации о фактах жизни, связанных с полом, их представления бедны и искажены. (Дейвид, Линднер, 1978;
Н.В. Александрова, 1986 и др.)
Также многие авторы отмечают, что отставание, ускорение и асинхрония полового созревания создают внутрипсихические поля напряжения, усиливают пубертатные трудности, вызывают психосексуальные аномалии и мешают социальному приспособлению. Умственно отсталые подростки, достигающие половой зрелости, часто оказываясь в положении, характеризующемся необходимостью почти полностью подавлять половое влечение, становятся повышенно возбудимыми и не могущими найти выхода своим чувствам
(К.С. Лебединская, 1968).
По данным Г.К. Поппе (1986) среди нарушений поведения у девочек с умственной отсталостью чаще встречаются аутоагрессия и сексуальные девиации.
У большинства умственно отсталых девочек вторичные половые признаки начинают
появляться не в 9—11, а в 10—13 лет. У подростков
с психическим недоразвитием значительно
беднее знания о половых особенностях
и отношениях между людьми, чем у здоровых
детей 13-15 лет. У них также недостаточно
развита половая идентификация (Г. К. Поппе,
1986). Многие исследователи обращают внимание
на то, что умственно отсталые дети имеют
намного меньше информации о фактах жизни,
связанных с полом, их представления бедны
и искажены, а родители и воспитатели считают
их большими «пуританами», нежели они
есть на самом деле (Дейвид Линднер, 1978;
Н. В.Александрова, 1986 и др.)
Исследование
Е. В. Сорокиной на базе Детского дома-интерната
№ 1 (г.Петродворец) позволяет сделать
ряд выводов:
1. Девочки с умственной отсталостью пубертатного
возраста выбирают игры, занятия, стиль
поведения, свойственные женскому полу,
независимо от уровня интеллектуального
развития. Уровень интеллекта коррелирует
у умственно отсталых с чувством стеснительности,
восприятием своей телесной женственности:
чем он выше, тем более развиты эти чувства.
2. Полоролевое поведение девочек не зависит
от уровня
интеллектуального развития. Примерно
в 2/3 случаев оно является фемининным,
в 1/3 — с признаками маскулинного поведения,
небольшой процент (6—7%) девочек не демонстрирует
выраженного полоролевого поведения.
Полоролевое поведение мальчиков в большинстве
случаев является маскулинным, но у мальчиков
с более низким интеллектом высок процент
(42%) фемининного поведения, и в 8% оно является
невыраженным. Это подтверждает представление
о том, что полоролевое поведение формируется
под влиянием реакций взрослых.
Полоролевое поведение формируется под влиянием биологических, социальных и психологических факторов, и в нем проявляются те изменения, которые происходят в осознании своей половой принадлежности. Большинство мальчиков с легкой степень умственной отсталости не понимают своей половой принадлежности, а те из них, которые указывают на свой пол, имеют мало дифференцированное восприятие пола. Это может быть связано с меньшими возможностями идентификации с отцами по причине их отсутствия в семье или частой их занятости, а значит, и с меньшими возможностями усвоения половых ролей и функций мужчины в семье.
Мальчики описывают те параметры объективных показателей внешности, по которым их можно дифференцировать от девичьих: крепкое телосложение; ломающийся голос; широкие плечи; появление вторичных половых признаков. Девочки фиксируют внимание на так актуальной для них стройности фигуры, лице, цвете и очертании губ, бровей, ресниц, длине и стройности ног, голосе. Низкий уровень фиксации атрибутов внешнего облика означает низкий уровень осознания и, как следствие, недостаточно полное отражение в словесной форме признаков человека, причисляющего себя к определенному полу.
Как мы уже отмечали ранее, полоролевое поведение формируется под влиянием биологических, социальных и психологических факторов. Поэтому хочется отметить
По-мнению большинства исследователей, таких как
Н. В.Александрова, Г.К. Поппе и др:
- изображение рисунка
- отсутствие некоторых частей фигуры человека;
- смещение изображаемого от центра рисунка;
- практически не прорисовывают
элементы половой
Таким образом, гендерные стереотипы формируются
у умственно отсталых детей замедленно,
учащиеся имеют низкий уровень осознания,
и, как следствие, недостаточно полное
отражение в словесной форме признаков
человека, причисляющего себя к определенному
полу. Тем самым, большое значение, приобретает
более ранняя коррекционно-развивающая
работа по половому воспитанию, которая
позволяет максимально скоррегировать
дефект и предотвратить вторичные отклонения.
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
2.1 Характеристика базы исследования и контингента детей, задействованных в эксперименте
В отечественной специальной педагогике недостаточно исследований, посвященных изучению формирования гендерных стереотипов у детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью. Данная проблема считается одной из самых трудных в специальной педагогике.
Основная трудность при изучении процессов идентификации пола и возраста у детей младшего школьного возраста состоит в отсутствии соответствующих формализованных методик, которые позволяли бы дифференцированно оценивать достигнутый уровень идентичности. Методы наблюдения, естественного эксперимента и анализа речевой продукции, используемые для оценки зачатков самосознания у младших детей, мало пригодны для этих целей. Вместе с тем, не очень подходят для этих целей такие инструменты, как опросники, анкеты и автопортреты, широко применяемые для детей подросткового и более старшего возраста. Формирование идентичности у детей зависит как от интеллектуального уровня, так и от личностных особенностей. Следовательно, можно заключить, что исследование половозрастной идентификации может дать важный материал об уровне психического развития конкретного ребенка.
Экспериментальная работа
проводилась на базе
Данные о диагнозах детей сведены в таблицу:
Таблица 1
Контингент детей, задействованных в эксперименте
Имя ребенка |
Возраст |
Диагноз |
Юля Б. |
10 |
Легкая умственная отсталость вследствие хромосомной болезни с поведенческими нарушениями в стадии компенсации; энурез. |
Миша М. |
9 |
Легкая умственная отсталость |
Маша Г. |
11 |
Последствие раннего органического поражения ЦНС с легкой интеллектуальной недостаточностью; моторная алалия. |
Руслан Б. |
7 |
Смешанное специфическое расстройство развития; задержка речевого развития. |
Саша К. |
12 |
Умеренная умственная отсталость |
Сережа Е. |
11 |
Умеренная умственная отсталость; энурез. |
Слава К. |
11 |
Смешанное расстройство учебных навыков; ЗПР; моторная алалия. |
Для изучения проблемы были использованы следующие методы:
1. Рисуночный тест «Нарисуй
2. Метод свободных описаний
3. Цветовой тест отношений (ЦТО)
Методики можно применять для исследовательских целей, при диагностическом обследовании детей, при консультировании ребенка и для коррекционной работы.
Цель исследования методики рисуночного теста – выявление представлений о человеке мужского или женского пола через определение суммы половых признаков, изображенных в серии рисунков. Данное задание выполняется индивидуально.
Перед подачей задания с подростком проводится небольшая беседа, построенная в форме «вопрос – ответ».
Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который очень восприимчив к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, поэтому на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает. Чем значительнее расстройство ребенка, тем больше страдает как его образ тела, так и графическое представление.
Среди серьезных отклонений – изображение фигуры с разрозненными частями тела, совершенно неуместные детали, изображение вместо человека другого объекта, стирание нарисованной человеческой фигуры, жесткие, неподвижные, роботоподобные или очень причудливые фигуры. Еще один значимый негативный фактор – изображение ребенком фигуры противоположного пола. Это может быть выражением спутанной сексуальной роли, сильной привязанности или зависимости от родителя (некоего другого человека) противоположного пола.
Метод свободных описаний состоит из 8 вопросов:
1) особенности внешнего облика:
Как внешне должна выглядеть
женщина,мужчина?
2) черты
характера, отражающие отношение к людям:
Какими качествами должна обладать женщина, мужчина?
3) особенности отношения к женщине или мужчине: Как мужчина должен относиться к женщине, как женщина должна относиться к мужчине?
4) деловые качества, связанные с трудовой деятельностью: Кем должна работать женщина, мужчина?
5) интеллектуальные особенности, интересы: Что любят женщины? Что любят мужчины?
6) традиционное понимание
7) качества, связанные с супружеско-
Представленность
той или иной темы, отражает, во-первых,
сферы жизнедеятельности человека и качества
его личности, в которых, по мнению детей,
наиболее ярко проявляются психологические
особенности мужчин и женщин, а во-вторых,
те критерии, с помощью которых они пытаются
оценить мужественность и женственность
современных им людей. Поэтому анализ
экспериментального материала идет в
отношении как содержания того или иного
критерия, так и сравнительной значимости
его в ряду других критериев.
Цветовой тест отношений – это компактный невербальный диагностический метод, отражающий как сознательный, так и частично неосознаваемый уровни отношений человека. Он опирается на концепцию отношений В.Н.Мясищева, идеи Б.Г.Ананьева об образной природе психических структур любого уровня и представления А.Н.Леонтьева о чувственной ткани смысловых образований личности.
Методической основой данного теста
является цветоассоциативный эксперимент.
Идея и процедуры эксперимента были разработаны
А.М.Эткиндом. Он исходит из предположения
о том, что существенные характеристики
невербальных компонентов отношений к
значимым другим и к самому себе отражаются
в цветовых ассоциациях к ним. Цветовая
сенсорика весьма тесно связана с эмоциональной
жизнью личности. Эта связь, подтвержденная
во многих экспериментально-