Изучение особенностей и определение направлений коррекционной работы по формированию гендерных стереотипов у учащихся с умственной отст

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 11:22, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время остро стоит проблема интеграции детей и подростков с умственной отсталостью в социум, поэтому необходимо исследовать особенности самосознания, понимания себя, половой принадлежности, половых ролей. Самосознание во многом определяет личностное развитие и особенности регуляции поведения в обществе.
Известно, что у детей с умственной отсталостью отмечаются различные нарушения в развитии личности. Такие дети представляют собой группу риска в связи с недостаточными способностями к полноценному пониманию и усвоению социальных норм и эталонов взаимоотношений, в том числе и полоролевых. Поэтому возникла необходимость в изучении полоролевых представлений детей, полодифференцированных функций, характерных для мужчин и женщин, их ролевого поведения проистекающих в процессе гендерной социализации.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ

3
ГЛАВА 1. ИЗУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ

6
1.1.Гендерные стереотипы как психолого-педагогическая проблема
1.2.Психолого-педагогическая характеристика детей с умственной отсталостью
1.3.Особенности формирования гендерных стереотипов у учащихся с умственной отсталостью
6

13

20
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ СФОРМИРОВАННОСТИ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ
ОТСТАЛОСТЬЮ


28
2.1. Характеристика базы исследования и контингента детей, задействованных в эксперименте
2.2.Методика проведения экспериментального исследования
2.3. Анализ результатов экспериментального исследования
ГЛАВА3. РАЗРАБОТКА НАПРАВЛЕНИЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГЕНДЕРНЫХ СТЕРЕОТИПОВ У УЧАЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ
3.1. Программа для учащихся младших классов с умственной отсталостью "Формирование гендерных особенностей "
3.2. Рекомендации для родителей
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Файлы: 1 файл

итоговый вариант Курсовая работа. Буйских А. 301группа.doc

— 286.50 Кб (Скачать файл)

В ЦТО используется набор цветов из восьми цветового теста

М. Люшера (синяя, зеленая, красная, желтая, фиолетовая, коричневая, черная, серая). Этот набор отличается достаточной компактностью, удобен в применении. Психолог в контакте с испытуемым составляет список лиц, представляющих непосредственное окружение, а также список понятий, имеющих для него существенное значение. Конкретная форма списка зависит от контекста, личности и возраста. Для детей список понятий примерно таков: моя мать; отец; брат (сестра); дедушка (бабушка) либо другие лица, с которыми общается ребенок; моя учительница (воспитательница); мой друг; я сам; каким я хочу стать; мое настроение дома; мое настроение в детском саду (в школе) и т.д. Чем выше уровень эмоциональной привлекательности, близости, симпатии в отношении ребенка к тому или другому родителю, тем с более предпочитаемым цветом он ассоциируется.

2.2. Методика проведения экспериментального исследования

Большие сложности в отборе методик исследования связаны с двумя 
основными причинами:

1. Отсутствие соответствующих формализованных  методик, которые 
позволяли бы дифференцированно оценивать достигнутый уровень половой 
идентичности, полоролевой идентификации.

2. Явный дефицит методик специально  созданных или адаптированных  для детей и подростков с  нарушениями интеллектуального развития.

Для изучения сформированности гендерных стереотипов у учащихся с нарушением интеллекта нами были подобраны и изучены следующие методики:

1. Рисуночный тест «Нарисуй человека  своего и противоположного пола» (по К. Маховер);

2. Метод свободных описаний

3. Цветовой тест отношений (ЦТО)

В 1 методике «Нарисуй человека своего и противоположного пола» задание выполняется индивидуально. Рисование предваряется  небольшой беседой, построенная в форме «вопрос—ответ». 
            1.Ты — человек какого пола?

  2.Ты мальчик или девочка?

  3.Если мальчик, значит, мужского пола. Какой пол будет 
противоположным? 
            После этого дается инструкция:

1. «Нарисуй человека своего  пола: а) в одежде; б) без одежды.

 2.Нарисуй человека противоположного пола: а) в одежде; б) без одежды». 
          Учитывая тот факт, что работа проводится с умственно отсталыми 
учащимися, обязательно необходимо  уточнять, понятно ли им задание. Время рисования не ограничено, никаких дополнительных инструкций давать не следует. При оценке учитываются изображение половых признаков человека своего пола и противоположного на двух рисунках. Оцениваются следующие параметры:

1)соответствует ли изображение фигуры полу;

2)соответствует ли одежда и аксессуары полу;

3)соответствует ли прическа полу;

4)изображены ли вторичные половые признаки;

5)изображены или нет первичные половые признаки — гениталии.

По этим критериям 1 балл ставится при соответствии, а 0 — при 
несоответствии признака половой идентичности. Кроме этого, выделяются ряд признаков, которые нельзя оставить без внимания и наличие которых в рисунках помогает оценить признаки половой идентичности: 
          1. Лицо — символ общения; ребенок, рисующий черты лица нечетко, имеет проблемы в общении, и напротив, если все черты лица прорисованы четко, это знак высокой заинтересованности.

2. Глаза — красивые глаза, длинные ресницы — признак эстетических 
наклонностей, женственности, у девочек — признак половой идентификации. 
         3. Губы — символ сексуальной сферы. Пухлые губы у девочки — признак половой идентификации.

Оценка рисунков проводится по описанным ниже параметрам: 
        1. Изображение фигуры в соответствии с особенностями пола: плечи 
маленькие (у женщин), широкие (у мужчин), сглаженная талия, округлые бедра (у женщин) — 1 балл, отсутствие в изображении фигуры признаков полов. 
        2. Одежда, свойственная полу: платье, юбка, кофта (женский пол), брюки, рубашка, шорты (мужской), присутствие одежды, свойственной полу — 1 балл, отсутствие — 0.

3. Прическа в соответствии с  полом: косы, длинные волосы или бантики (у женщин) или мужская (короткие волосы или просто челка), присутствие признаков — 1 балл, отсутствие — 0.

4. Вторичные половые признаки  при изображении обнаженного  тела (грудь, оволосение) — 1 балл, отсутствие  — 0.

5. Первичные половые признаки (гениталии), если изображены — 1 балл, нет — 0.

6. Дополнительные баллы присваиваются  за наличие в рисунке признаков  половой идентификации: красивые  глаза, длинные ресницы, 
пухлые губы, четко нарисованное лицо (знак высокой заинтересованности), 
максимально — 3 балла.

Результаты оценки рисунков показали, что в обнаженном 
виде как девочки, так и мальчики изображают фигуру человека своего и 
противоположного пола, которая идентифицируется в небольшом числе случаев — в 10— 30%, причем в группах с умеренной умственной отсталостью хуже, чем с легкой. Трудности с половой идентификацией связаны с тем, что лишь в единичных рисунках дети изображают первичные и вторичные половые признаки. Только половина девочек с легкой умственной отсталостью изображают лицо, губы и глаза, которые помогают идентифицировать пол изображенного человека.

Если подростки изображают человека в одежде и с прической, то ситуация изменяется: идентификация человека в этом случае значительно повышается при изображении своего и противоположного пола у девочек и мальчиков с легкой умственной отсталостью и улучшается у девочек с умеренной умственной отсталостью.

Рисунки девочек с изображением половых признаков своего пола являются более точными, чем противоположного. Рисунки девочек с легкой умственной отсталостью при изображении человека противоположного пола качественно полнее, чем у девочек с умеренной умственной отсталостью. Изображение человека своего пола (женщины) информативнее, чем человека противоположного пола, соответственно, в группе 1 — 54 и 36%, в группе 2 — 34 и 14%, что позволяет сделать вывод, что информации о своем поле у девочек больше, чем о противоположном. В обеих группах в рисунках девочек информативными для отражения особенностей пола оказались признаки прически и одежды, свойственные своему или противоположному полу. Рисунки мальчиков с более высоким уровнем интеллекта (группа 3) полнее отражают признаки обеих полов, чем рисунки мальчиков с низким уровнем интеллектуального развития (группа 4). Соотношение в процентах: в группе 3 — 46% (свой пол), 22% (противоположный пол), в группе 4 — 16% (свой пол), 10% — противоположный пол. Информация о поле просматривалась в рисунках мальчиков третьей группы в признаках одежды и прически, а в четвертой группе этого не наблюдалось. 
Таким образом, интерпретация признаков по К. Маховер показала, что в 
рисунках подростков преобладает подчинение власти женщины: придание 
большего значения так называемым женским идентификациям (женский персонаж больше мужского, более точно нарисованный). Это могло сложиться под влиянием «женского воспитания» в условиях закрытого детского учреждения, где персонал в основном женский. Отмечается также зрелость девочек по отношению к мальчикам при отражении признаков своего пола (рисунки более детализированы, сексуальные отличия более четкие, в то же время мальчики полнее отражают признаки противоположного пола. Все изложенное выше позволяет сделать ряд выводов: 
               1. Половая идентичность умственно отсталых подростков находится в прямой зависимости от уровня интеллектуального развития; чем он выше, тем по большему числу признаков идентифицирует подросток свой и противоположный пол. 
             2. Осведомленность подростков о своем и противоположном поле у девочек выше, чем у мальчиков с аналогичным уровнем интеллекта. Рисунки девочек более зрелые, половые различия указаны подробнее. 
            3. Информированность о своем поле всегда значительно выше, чем о 
противоположном, независимо от уровня интеллектуального развития. 
           4. Представления об отличии полов просматриваются в большинстве 
случаев в изображении внешнего вида человека (одежда, прическа), первичные половые признаки появляются в рисунках детей с более развитым интеллектом.

2 методика «Метод свободных описаний» представляет собой проективную методику. Она направлена на выяснение представлений об образах мужчин и женщин.  Этот метод предлагается в форме сочинения на тему: "Каким я представляю себе мужчину и женщину".  В инструкции специально обращается внимание на то, что описывать следует обыкновенных людей.  Все описания распределяются на три группы:  
            1) полные, отражающие представления об особенно их личности мужчин и женщин. 

2) неопределенные, в которых описывался  некий бесполый человек, или не  выявляющие представлений учащихся.

3) неполные, содержащие описание  только одного из образов.  
Анализ суждений об образах мужчин и женщин позволяет установить следующие 8 тем, в которых в той или иной степени проявились значимые, привлекательные или негативные, с точки зрения подростков, качества личности или формы поведения мужчин и женщин:  
           1) особенности внешнего облика (красота, элегантность, аккуратность).

2) черты характера, отражающие  отношение к людям (чуткость, внимательность, отзывчивость).

3) особенности отношения к женщине  или мужчине (рыцарство, галантность, нежность);

4) деловые качества, связанные с трудовой деятельностью;

5) интеллектуальные особенности, интересы;

6) традиционное понимание мужественности  или женственности (сила, смелость, воля, нежность, мягкость, уступчивость);

7) качества, связанные с супружеско-родительскими ролями мужчин и женщин;  
        Степень представленности той или иной темы в описаниях детей определяется как числом учащихся (в % к общему числу детей данной половозрастной группы), использовавших ее, так и тем рангом, который она получала в ряду других тем. Представленность той или иной темы, отражает, во-первых, сферы жизнедеятельности человека и качества его личности, в которых, по мнению детей, наиболее ярко проявляются психологические особенности мужчин и женщин, а во-вторых, те критерии, с помощью которых они пытаются оценить мужественность и женственность современных им людей. Поэтому анализ экспериментального материала идет в отношении как содержания того или иного критерия, так и сравнительной значимости его в ряду других критериев.

Проанализируем содержание нашего экспериментального материала. Все названные выше 8 тем можно объединить в 3 группы, соответствующие 3 типам общих критериев в описаний людей, традиционно используемых подростками вне зависимости от их пола и возраста: общие (темы 2, 4, 5), отражающие качества, связанные с общение трудом, а также интеллектуальные особенностями; специфические, характеризующие человека именно с точки  зрения его половой принадлежности (темы 3, 7, 8), в которых представлены качества мужчины как мужа, отца, женщины как жены, матери, а также качества, проявляющиеся во взаимном общении), амбивалентные (качества формы поведения, которые используются подростками преимущественно при описании своих сверстников с учетом без учета пола человека (темы 1, 6).

Содержание качеств, представлений в теме 2, существенно не меняется с категорией описываемого образа и не зависит от их пола: ("добрый, честный, отзывчивый, порядочный:", т. е. характеристика образов мужчин и женщин" по этому критерию отражает особую возрастную закономерность, известную в психологии подростка).

Содержание темы 5 также отражает общую возрастную закономерность: от выделения отдельных умений, интересов (спорт, искусство, шитье) до обобщенной характеристики умный, образованная). Особое место среди этих общих критериев занимает тема 4. По мнению, подростков, современная женщина должна быть не просто трудолюбивой, но энергичным, активным членом общества, занимающим руководящие должности. Характеризуя современную женщину, мальчики пишут: "не должна уделять, много времени работе", "не должна все время думать о работе". Характер употребления и содержание общих критериев не выявили существенных различий между мальчиками и девочками при описании ими образа мужчины. Он выступает для них, в основном, как субъект и объект общения.

Рассмотрим теперь, как используется вторая группа тем, и прежде всего темы, охватывающие супружеско-родительские роли мужчин и женщин (тема 7). Обращает на себя внимание полное совпадение представлений мальчиков и девочек об образе мужчины и практически одинаковый характер использования критерия "семьянин" мальчиками при описании, как мужчин, так и женщин.  Какое же конкретное содержание вкладывают они в свои представления о роли мужчин и женщин в семье?  
Подростки описывают мужчин и женщин понятиями: "хороший семьянин", "любящая жена и мать". Практически отсутствуют негативные определения. Испытуемые, больше проконстатировали обязанности мужчин и женщин в семье, чем выражали свое отношение к этому. Таким образом, критерий оценки особенностей личности мужчин и женщин в сфере семейно-бытовых отношений претерпевает значительные изменения.  
Речь идет о тех качествах, которых характеризуют отношение мужчины к женщине и наоборот. Отметим, что он достаточно значим для девочек. Мужчины, по мнению девочек, должны "ухаживать за девушкой и защищать ее", "уважать женский пол", "быть снисходительными, внимательными, благородными по отношению к женщине", "ценить ее слабость". В полном согласии с этими представлениями находятся и традиционные представления девочек о мужественности: мужчина должен быть "сильный, смелый, настойчивый, гордый, рыцарь". Именно к характеру отношения мужчин к женщинам относится и наибольшее число отрицательных суждений: "забыли свой долг перед нами, женщинами", "не хватает джентельменства", "мало рыцарей". Отношение женщины к мужчине испытуемые девочки обозначили так: "понимать мужчину", "быть верной женой" или "не унижаться перед мужчиной".  
            Однако женственность в традиционном понимании, т. е. такие качества, как "ласковая, нежная, мягкая", высоко оценили большинство девочек. Анализ высказываний школьниц выявляет у них своеобразную централизацию: они достаточно точно представляют отношение к себе, эти представления соответствуют их идеалу мужественности, однако обратной закономерности не наблюдается. Последний из специфических критериев оценки качеств личности и формы поведения мужчин и женщин - любовно-сексуальная сторона их взаимоотношений - оказался наименее представленным во всех описаниях.

Информация о работе Изучение особенностей и определение направлений коррекционной работы по формированию гендерных стереотипов у учащихся с умственной отст