Изучение особенностей темперамента младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной курсовой является исследование типа и свойств темперамента младших школьников и разработка рекомендаций для учителя с целью осуществления индивидуального подхода к учащимся начальных классов с разным типом темперамента.
Гипотезы исследования:
- существуют эффективные способы диагностики темперамента детей младшего школьного возраста;
- учет возрастных особенностей темперамента младших школьников, а также индивидуальных проявлений темперамента повышает эффективность учебно-воспитательной работы.

Содержание работы

Введение
Глава I. Характеристика темпераментов детей младшего школьного возраста
1.1 Возрастные особенности младших школьников
1.2 Учение о темпераменте. Типы темпераментов
1.3 Особенности детей младшего школьного возраста с разным типом темперамента
Глава II. Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе
2.1 Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента младших школьников
2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования
2.3 Психологические рекомендации для учителя начальных классов по учету индивидуальных особенностей учащихся
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

вся курсовая.docx

— 50.14 Кб (Скачать файл)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тульский государственный педагогический университет

им. Л. Н. Толстого»

(ФГБОУ ВПО «ТГПУ им. Л. Н. Толстого»)

 

 

Кафедра практическая педагогика и психология

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по дисциплине психолого – педагогическая диагностика

на тему:

Изучение особенностей темперамента младших школьников

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка 3 курса группы 521131 з

факультета психологии

направление «Психолого – педагогическое образование»

профиль «Психологическое

образование»

Усенко Любовь Сергеевна

Научный руководитель:

к.пс.н., доц.  Брешковская К. Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тула, 2015

 

Содержание

Введение

Глава I. Характеристика темпераментов детей младшего школьного возраста

1.1 Возрастные особенности  младших школьников

1.2 Учение о темпераменте. Типы темпераментов

1.3 Особенности детей младшего  школьного возраста с разным  типом темперамента

Глава II. Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе

2.1 Организация и проведение  психодиагностического исследования  темперамента младших школьников

2.2 Обработка и интерпретация  результатов исследования

2.3 Психологические рекомендации  для учителя начальных классов  по учету индивидуальных особенностей  учащихся

Заключение

Литература

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Одна из заметных тенденций нашего времени – это признание важности человеческой личности. Пристальное внимание и учет «человеческого фактора» наблюдается во всех сферах, так как без этого в настоящее время ничего сделать нельзя.

Итак, если в прошлые эпохи человек чаще всего воспринимался как винтик общества, государства и т.п., то теперь набирает силу подход, согласно которому необходим индивидуальный подход к человеку во всех сферах: в бизнесе, на производстве и, конечно, в образовании. Этого требует время, с его суперсложными технологиями, с обилием информации и пр. Нужны не винтики, не послушные исполнители, а самостоятельные и зрелые личности. В деле создания условий для становления и развития таких личностей очень многое может и должно сделать образование, в частности начальное образование.

Проблема индивидуального подхода в обучении разрабатывается в отечественной науке давно, однако, сейчас актуальность таких исследований особенно велика в связи с указанными выше обстоятельствами. Учет индивидуальных особенностей учащихся необходим в отношении различных сторон его личности, в том числе в отношении темпераментных особенностей детей.

Темперамент - это сочетание индивидуально-психологических особенностей личности, характеризующих динамическую и эмоционально-волновую стороны ее поведения и деятельности. Большинство ученых едины во мнении, что темперамент – это врожденная характеристика, а значит, его изменить нельзя. И поэтому, тем более важно учитывать темперамент ребенка в учебно – воспитательной работе с ним.

Ребенка можно уподобить цветку, которому для того, чтобы расцвести нужно, создать необходимые условия, учитывающие особенности этого цветка. Если не учитывать темперамент ребенка в учебно-воспитательном процессе, то ребенку будет сложнее расцвести, труднее раскрыть особенности таланты своей личности. Вот почему, тема изучения особенностей темперамента младших школьников очень важна для учителей начальной школы, актуальна для них. Конечно, учебно – воспитательный процесс в начальной школе построен таким образом, что у учителя нет возможности заниматься с каждым в отдельности, но выделять среди учащихся представителей четырех типов темперамента и учитывать это при: распределении заданий, при определении объема и времени выполнения заданий, при выставлении оценок и т.д. он может. Зная темпераменты учащихся, учитель должен так организовать деятельность каждого школьника, чтобы постепенно менее резко проявлялись свойства темперамента, которые мешают ребёнку в его учебной работе и поведении, и закреплялись положительные свойства его темперамента. В результате будут формироваться (приобретаться) нужные качества, обеспечивающие гармоническое развитие каждого учащегося. В связи с этим актуальностью исследования является изучение и диагностика темперамента младших школьников, его учет в учебно-воспитательной работе. Такой подход существенно повысит эффективность учебно-воспитательного процесса с младшими школьниками.

Объект исследования

Из данной темы следует, что объектом нашего исследования являются типы темперамента детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: диагностика темперамента детей младшего школьного возраста.

Цель исследования данной курсовой является исследование типа и свойств темперамента младших школьников и разработка рекомендаций для учителя с целью осуществления индивидуального подхода к учащимся начальных классов с разным типом темперамента.

Гипотезы исследования:

- существуют эффективные  способы диагностики темперамента  детей младшего школьного возраста;

- учет возрастных особенностей  темперамента младших школьников, а также индивидуальных проявлений  темперамента повышает эффективность  учебно-воспитательной работы.

Задачи исследования:

- дать характеристику  психологических особенностей младших  школьников;

- проанализировать теоретические  модели темперамента;

- описать типы темперамента  младших школьников;

- подобрать методику по  диагностике темперамента младших  школьников и провести исследование;

- обработать полученные  результаты;

- разработать рекомендации  для учителя начальных классов, по учету индивидуальных особенностей  учащихся.

Экспериментальная база исследования. Исследование проводилось на базе МБОУ  "Одоевская средняя общеобразовательная школа имени В.Д. Успенского" .

Методы исследования

С целью проверки выдвинутой гипотезы используем следующие методы:

- «Темперамент ребенка»,

            - «Каков ребенок во взаимоотношениях  с окружающими людьми?»,

            - «Выбор в действии» 

            - Метод психодиагностики: методика  А. Томаса - С. Чесс.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Характеристика темпераментов детей младшего школьного возраста.

1.1 Возрастные  особенности младшего школьника

Младшим школьным возрастом принято считать возраст детей примерно от 7 до 10-11 лет, что соответствует годам его обучения в начальных классах. Это возраст относительно спокойного и равномерного физического развития.

Происходит функциональное совершенствование мозга - развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны.

Поступление в школу вносит важнейшие изменения в жизнь ребёнка. Резко изменяется весь уклад его жизни, его социальное положение в коллективе, семье. Основной, ведущей деятельностью становится учение, важнейшей обязанностью - обязанность учиться, приобретать знания. Учение - это серьёзный труд, требующий организованность, дисциплину, волевые усилия ребёнка. Школьник включается в новый для него коллектив, в котором он будет жить, учиться, развиваться целых 11 лет.

Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение - труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение - не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя.

На первых порах учащиеся начальной школы хорошо учатся, руководствуясь своими отношениями в семье, иногда ребёнок хорошо учится по мотивам взаимоотношений с коллективом. Большую роль играет и личный мотив: желание получить хорошую оценку, одобрение учителей и родителей.

Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их.

Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом. Авторитет учителя - самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах.

Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий. Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Младший школьник с живым любопытством воспринимает окружающую среду, которая с каждым днём раскрывает перед ним всё новые и новые стороны.

Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся - его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста - тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка - значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его. Характерная особенность учащихся - ярко выраженная эмоциональность восприятия.

В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения.

Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них - слабость произвольного внимания. Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации, то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации.

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны.

Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения. Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала.

Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте - это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается.

Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Информация о работе Изучение особенностей темперамента младших школьников