Изучение особенностей темперамента младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной курсовой является исследование типа и свойств темперамента младших школьников и разработка рекомендаций для учителя с целью осуществления индивидуального подхода к учащимся начальных классов с разным типом темперамента.
Гипотезы исследования:
- существуют эффективные способы диагностики темперамента детей младшего школьного возраста;
- учет возрастных особенностей темперамента младших школьников, а также индивидуальных проявлений темперамента повышает эффективность учебно-воспитательной работы.

Содержание работы

Введение
Глава I. Характеристика темпераментов детей младшего школьного возраста
1.1 Возрастные особенности младших школьников
1.2 Учение о темпераменте. Типы темпераментов
1.3 Особенности детей младшего школьного возраста с разным типом темперамента
Глава II. Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе
2.1 Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента младших школьников
2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования
2.3 Психологические рекомендации для учителя начальных классов по учету индивидуальных особенностей учащихся
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

вся курсовая.docx

— 50.14 Кб (Скачать файл)

Флегматики поражают медлительностью и слабостью своих действий. На уроках они обычно сидят спокойно, не вертятся за партой, не толкают соседей, редко поднимают руку. Такой ученик не любит лишних движений, а совершает только необходимые. Пишет ученик-флегматик, обычно, тоже медленно, во время диктантов отстает от класса. Школьник- флегматик, хорошо владеющий навыками чтения, все же читает гораздо медленнее, чем ученик живого типа. Движения его спокойные и медленные, мимика- бедная и маловыразительная, жесты - редкие, неэнергичные.

Меланхолик.

На занятиях спокоен, не вскакивает, не кричит. Сидит всегда в одной и той же позе. Постоянно что-нибудь держит и вертит в руках. Настроение меняется от очень незначительных причин. Болезненно чувствителен, мнителен. Когда учитель делает ему замечание, долго сидит расстроенный и подавленный. Тяжело переносит обиды, огорчения, но внешне эти переживания выражаются слабо. Когда его вызывают, медленно подходит к учителю. Отвечает медленно, неуверенно. Стоит учителю прервать его ответ даже самым мягким замечанием, он сразу смущается, голос его становится глухим, тихим. Если при выполнении какого-то задания встречаются трудности, он теряется, не доводит работу до конца. Настроение колеблется между подавленным и спокойно-веселым. Очень сдержан в выражении своих чувств. Избегает общения с малознакомыми, новыми людьми, в новой обстановке проявляет неловкость. Но в благоприятных для него условиях его впечатлительность, тонкая эмоциональная чувствительность позволяют ему добиться больших успехов в музыке, рисовании. Любит ухаживать за цветами, животными. Отличается отзывчивостью, всегда готов придти на помощь.

Меланхолики - ученики со слабым типом нервной системы, быстро утомляются. При выполнении заданий эти дети должны делать довольно частые перерывы для отдыха. Меланхолики, как правило, немногословны и говорят тихим голосом. Внимание такой ребенок может сосредоточить только при отсутствии посторонних раздражителей.

Моторика меланхоликов не выделяется разнообразием. На уроках такие ученики сидят неподвижно, а на перемене оживляются. Однако, движения их, как правило, суетливые, не отличаются энергией, мимика маловыразительная, жесты скупые и вялые.

Таким образом, дети с разными типами темпераментов проявляют себя по-разному. В связи с этим в данной курсовой работе мы решили разработать рекомендации для учителя начальных классов, с целью осуществления индивидуального подхода к учащимся с разным типом темперамента. Знание черт темперамента детей позволит правильнее понимать некоторые особенности их поведения и даст возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий.

Вывод:

Мы выделили следующие возрастные особенности у младших школьников:

- происходит функциональное  совершенствование мозга - развивается  аналитико-систематическая функция  коры;

- характер младших школьников  отличается некоторыми особенностями: они импульсивны - склонны незамедлительно, действовать под влиянием непосредственных  импульсов, побуждений, не подумав  и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам;

- учебная деятельность  в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических  процессов непосредственного познания  окружающего мира - ощущений и  восприятий;

- ярко выраженная эмоциональность  восприятия;

- слабость произвольного  внимания;

- усиливается роль и  удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается  возможность сознательно управлять  своей памятью и регулировать  её проявления;

- для него характерны  новые отношения с взрослыми  и сверстниками, включение в целую  систему коллективов, включение  в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных  требований к ученику.

В теории высшей нервной деятельности основой темперамента выступают фундаментальные свойства нервных процессов. К этим свойствам относятся: сила возбуждения и торможения, их уравновешенность и подвижность. Указанные свойства нервных процессов образуют определенные системы, комбинации; таким образом, получается так называемый тип нервной системы, или тип высшей нервной деятельности. Он складывается из характерной для отдельных индивидов совокупности основных свойств нервной системы - силы, уравновешенности и подвижности процессов возбуждения и торможения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Исследование темперамента младшего школьника и его учет в учебно-воспитательной работе

2.1. Организация  и методы исследования

В процессе исследовательской работы мы осуществили проверку гипотезы, заключающейся в предположении о том, что индивидуально-типологические особенности дошкольника влияют на межличностные отношения детей в группе сверстников, в связи с чем индивидуальный подход к развитию детей в условиях детского сада должен основываться, прежде всего, на учете педагогами темпераментальных особенностей детей. Для реализации поставленной цели и задач в настоящем исследовании были использованы психодиагностические методы исследования: методики «Темперамент ребенка», «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?», «Выбор в действии» и опросник темперамента А.Томаса-С.Чесса.

            2.2.  Обработка и интерпретация результатов исследования

Результаты опытно-экспериментальной работы по каждой методике позволили установить следующие показатели. Методика «Темперамент ребенка» (Приложение 1) позволила выявить тип темперамента детей группы (Приложение 5). В результате исследования удалось выяснить, что у 36 % детей (9 человек) преобладают сангвинические черты темперамента, 28 % (7 человек) склонны к холерическому типу. 20 % детей группы (5 человек) склонны к флегматическому типу. У 16 % (4 человека) преобладают меланхолические черты темперамента.

Инструментом измерения свойств темперамента является тест-опросник для родителей, разработанный А.Томас - С. Чесс (Приложение 2). Можно предположить, что из девяти обозначенных авторами характеристик детского темперамента четыре свойства в большей степени проявляются в межличностных отношениях у старших дошкольников, следовательно, именно эти четыре свойства темперамента – активность, ритмичность, интенсивность, настроение и позволили определить причины  предпочтения детей.

Наше исследование выявило (Приложение 6) высокий уровень активности у Алены А., Анны А, Артема И., Саши К., Высокие оценки регулярности соматических процессов показали Анна А., Вика Д., Нина З., Артем И., Никита У., Данил З., Юра С. Низкие оценки по этому фактору получили Витя И., Марина Л., Оксана М., Таня Ш.. Дети с высокой интенсивностью реакции (Рома В., Вика Д., Никита К., Света П.) имеют тенденцию реагировать чрезмерно или реагировать выше принятого нормального уровня. Дети с низкой интенсивностью реакции (Женя Б., Боря Е., Эля К., Дима Ш.) вообще едва реагируют на вещи, они лишь слабой реакцией показывают, что заметили их. Дети с позитивным качеством настроения (Рома В., Вадим В., Света П., Кирилл С., Дима Ш.) большую часть дня радуются. У детей с негативным качеством настроения (Боря Е., Эля К., Марина Л., Оксана М., Таня Ш.) возникает напряжение от множества вещей, с которыми они сталкиваются в течение дня, и другие люди могут обнаружить, что с этим довольно-таки тяжело мириться.

Методика «Каков ребенок во взаимоотношениях с окружающими людьми?» (Приложение 3) позволила оценить коммуникативные качества детей. Оценка коммуникативных качеств осуществлялась с учетом таких критериев как, доброта, внимательность к людям, правдивость, честность, вежливость, общительность, щедрость, отзывчивость и  готовность прийти на помощь, справедливость, жизнерадостность, ответственность. Изучив проявление коммуникативных качеств можно сделать следующие выводы (Приложение 7), что в группе преобладает средний уровень их сформированности – 80 % детей (20 человек). У 20%  детей  выявлен высокий уровень развития коммуникативных качеств.

В рамках нашего исследования мы остановили свой выбор на социометрическом статусе ребенка в системе межличностных отношений, используя методику «Выбор в действии» (Немов Р.С.) (Приложение 4). Зная социальный статус ребенка в группе, мы определяем, насколько он желанен в системе межличностных отношений, испытывают ли к нему дети симпатию или нет (Приложение 8). В нашем исследовании наиболее предпочитаемыми являются 2 человека – Артем И, Юра С. - это дети, которым присущ сангвинический тип темперамента. 6 человек (Женя Б., Боря Е,. Эля К., Марина Л., Света П., Дима Ш.) выявили низкий социальный статус. Соотнеся эти данные с типом темперамента, мы можем заметить, что 4 детям из шести присущ флегматический тип темперамента – Женя Б., Боря Е., Эля К., Дима Ш.; Марина Л. – меланхолик, Света П. – сангвиник. Очень низкое статусное положение ребенка в группе у Оксаны М., то есть данный ребенок не получил ни одного выбора, его можно отнести к категории отверженных.

Тщательно проанализировав протоколы проведения экспериментального исследования, и рассмотрев полученные результаты обследования в сводной таблице (Приложение 9, 10), мы получили следующие показатели:

1. 11 % детей с сангвинистическим типом темперамента проявили высокий уровень развития коммуникативных качеств личности, 89% - средний. Но дети (2 чел.) с данным типом темперамента попали в категорию наиболее предпочитаемых – «социозвезд» - 11%. Средний статусный уровень у 78 %, низкий – 11%.

2. 14 % детей с холерическим  типом темперамента показали  высокий уровень развития коммуникативных  качеств личности, 86 % - средний уровень. При этом статусное положение  детей с данным типом темперамента  соответствует только среднему  уровню.

3. Наиболее высокий уровень  развития коммуникативных качеств  выявлен у детей с флегматическим  типом темперамента – 60 %; средний  уровень выявлен только у 40 %. Но  при таком высоком уровне развития  коммуникативных качеств, у 80 % данных  детей низкий статус в системе  взаимоотношений сверстников.

4. У всех меланхоликов  присутствует средний уровень  развития коммуникативных качеств  личности, но среди детей с  данным типом темперамента оказались  дети с очень низким социальным  статусом.

Проведенное исследование позволило сделать вывод о том, что высокий энергетический уровень реакций, скорее всего, ведет к благополучному социальному статусу (звезды, предпочитаемые), эти дети имеют много контактов со сверстниками. Они вступают в контакт с детьми, оказывая им эмоциональную поддержку, помощь, а также ради участия в совместной деятельности. И наоборот, низкий энергетический уровень реакций проявляется в неблагоприятном социальном статусе ребенка, в низкой интенсивности общения с эгоистичной направленностью контактов на себя.

Таким образом, эмпирические данные подтверждают гипотезу нашего исследования о наличии взаимосвязей свойств темперамента с характером межличностных отношений на ранних этапах становления индивидуальности.

Итак, индивидуальное своеобразие ребенка проявляется достаточно рано. Индивидуальность составляет, прежде всего, темперамент, который характеризует динамическую сторону протекания деятельности человека и сказывается в психической активности и эмоциональности. Поэтому, важность учета в воспитании и обучении индивидуально–типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников.

2.3 Индивидуальный  подход учителя к младшему  школьнику с определенным типом  темперамента

Знание черт темперамента детей позволяет правильнее понимать некоторые особенности их поведения, даёт возможность варьировать нужным образом приёмы воспитательных воздействий. Специально изучалось, как по-разному влияет на детей с одинаковой заинтересованностью учением, но при разном темпераменте, отрицательная оценка педагога. Оказалось, что если у ученика с сильной нервной системой обнаруживается стимулирующее действие отрицательной оценки, то у ученика со слабостью типа нервной системы после такой оценки бывали, заметны подавленность, растерянность, утрата веры в свои силы. Понятно, что столь различные реакции учеников требуют и различной педагогической тактики.

Учителя знают, что изменения школьного расписания, замена одного урока другим нарушают нормальную работу класса. Некоторые ученики легко и быстро осваиваются с такого рода изменениями, другие медленно. При объяснении подобных фактов также следует учитывать различия по темпераменту. Дети с некоторой инертностью не могут сразу включиться в новую деятельность, для них затруднительно переключаться с одного занятия на другое даже на уроке по одному и тому же предмету. В тоже время у детей с высокой подвижностью частые смены деятельности нередко поддерживают рабочее состояние на уроках.

Предметом особой заботы учителей чаще всего бывают дети - холерики и дети с меланхолическим темпераментом. В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся - холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. Надо помнить о том, что холерик не любит однообразной, кропотливой работы. При этом его страстность в работе, разумную инициативность следует поощрять. Поскольку холерик может довольно быстро перейти к состоянию аффекта, когда теряется контроль над поведением со стороны сознания, то при общении с ним не рекомендуется говорить на повышенных тонах. Это только усилит его возбуждение.

Информация о работе Изучение особенностей темперамента младших школьников