Изучение особенностей темперамента младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2015 в 09:44, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования данной курсовой является исследование типа и свойств темперамента младших школьников и разработка рекомендаций для учителя с целью осуществления индивидуального подхода к учащимся начальных классов с разным типом темперамента.
Гипотезы исследования:
- существуют эффективные способы диагностики темперамента детей младшего школьного возраста;
- учет возрастных особенностей темперамента младших школьников, а также индивидуальных проявлений темперамента повышает эффективность учебно-воспитательной работы.

Содержание работы

Введение
Глава I. Характеристика темпераментов детей младшего школьного возраста
1.1 Возрастные особенности младших школьников
1.2 Учение о темпераменте. Типы темпераментов
1.3 Особенности детей младшего школьного возраста с разным типом темперамента
Глава II. Исследование темперамента детей младшего школьного возраста и его учет в учебно-воспитательной работе
2.1 Организация и проведение психодиагностического исследования темперамента младших школьников
2.2 Обработка и интерпретация результатов исследования
2.3 Психологические рекомендации для учителя начальных классов по учету индивидуальных особенностей учащихся
Заключение
Литература

Файлы: 1 файл

вся курсовая.docx

— 50.14 Кб (Скачать файл)

На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. Очень важно помочь им войти в коллектив, включиться в его общественную работу, почувствовать себя защищённым в коллективе. На занятиях этих учащихся надо чаще спрашивать, создавая во время их ответа спокойную обстановку, большую роль при этом играют одобрение, похвала, подбадривание.

Внимание учителя должны привлекать учащиеся - флегматики, которым, к сожалению, обычно не уделяется достаточно внимания - они спокойны, никому не мешают. У флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость.

У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.

В соответствующих условиях воспитания и при слабом типе нервной системы может развиться сильная воля, и наоборот, при сильном типе нервной системы в условиях “тепличного” воспитания могут возникнуть признаки недостаточной энергии, беспомощности. Не всякий холерик решителен и не всякий сангвиник отзывчив. Такие свойства должны выработаться. Это предполагает и определённую само регуляцию, самовоспитание.

Растущему человеку необходимо постепенно научиться сознательно регулировать своё поведение и деятельность. У представителей разного типа темперамента это происходит по-разному. Так, если холерику легче, чем флегматику, выработать у себя быстроту и энергичность действий, то флегматику легче, чем холерику, выработать усидчивость, выдержку и хладнокровие. Темперамент сказывается в том, что для одного ученика нужны одни приёмы выработки тех или иных психических качеств, а для другого - другие.

Показательно, что черты темперамента могут проявляться в разных сферах жизни (например, в условиях школы и дома) в разной степени; определённые проявления темперамента могут ограничиваться в то или другое русло под воздействием вырабатываемых установок и привычек. Другими словами, темперамент сказывается на чертах поведения, но не предопределяет их; первостепенное значение имеют воспитательные воздействия и вся система отношений растущего человека к окружающему миру.

Задача учителя заключается не в том, чтобы попытаться переделать один тип темперамента в другой, а в том, чтобы путём систематической работы содействовать развитию положительных сторон каждого темперамента и корректировать отрицательные черты, которые могут быть связаны с данным темпераментом.

Зная характеристики типов темперамента и индивидуальные особенности детей в классе, мы можем создавать детям наиболее благоприятные условия обучения, устранять причины возможной дезадаптации, и, следовательно, помогать ребёнку справляться с его психологическими трудностями, активизировать его интеллектуальное развитие, сохранить учебную мотивацию, сделать интересной его жизнь.

 

 

 

 

Заключение

В настоящем исследовании осуществлен теоретический анализ исследований по проблеме индивидуально-типологических особенностей детей младшего школьного возраста.

Мы выделили следующие возрастные особенности у младших школьников: характер детей отличается некоторыми особенностями: они импульсивны - склонны незамедлительно, действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам; учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира - ощущений и восприятий; для младших школьников характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности - учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику.

Для выявления темперамента мы использовали методики, которые помогли нам определить типы темперамента младших школьников. Установили, что в данном классе учатся дети с разными темпераментальными особенностями.

В связи с этим мы разработали рекомендации для учителя начальных классов с целью осуществления индивидуального подхода к учащимся начальных классов с разным типом темперамента.

В процессе учебно-воспитательной работы нужно стремиться у учащихся - холериков посредством тренировок развивать отстающий тормозной процесс. От этих учащихся следует постоянно мягко, но настойчиво требовать спокойных, обдуманных ответов, сдержанности в поведении и в отношениях с другими людьми, аккуратности и порядка в работе. На учащихся меланхолического темперамента надо воздействовать мягкостью, тактичностью, чуткостью, поскольку чрезмерная строгость и резкое повышение требований к этим учащимся ещё больше затормаживает их, снижает работоспособность. У флегматика следует развивать недостающие ему качества - большую подвижность, активность, важно не допускать потери у него интереса к деятельности, поскольку это порождает безразличие и вялость. У сангвиников нужно воспитывать усидчивость, настойчивость, целеустремлённость.

На основе опытно-экспериментальной работы разработаны методические рекомендации по осуществлению индивидуального подхода к детям с учетом темперамента.

Таким образом, личностно-ориентированный подход к детям должен опираться на особенности нервной системы, темперамента каждого ребенка. Именно они определяют степень активности ребенка, возможности  адаптации к новым условиям, влияют на развитие и проявление внимания и других психических процессов. Это необходимо учитывать педагогам, если они хотят, чтобы воспитательно-образовательный процесс был организован с наибольшей эффективностью.

Результаты работы позволяют сделать вывод о том, что задачи, поставленные в исследовании, решены, и гипотеза нашла свое подтверждение.

 

 


Информация о работе Изучение особенностей темперамента младших школьников