Изучение особенностей зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. С каждым годом для ребенка появляется необходимость усваивать все большее количество информации. Овладение зрительной памятью является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам. Проблема исследования: каковы особенности зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи? Гипотеза исследования: у старших дошкольников с общим недоразвитием речи овладение зрительной памятью недостаточно развито по сравнению со сверстниками. Цель исследования: изучить особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы проблемы развития зрительной памяти в отечественных и зарубежных исследованиях………………………………….…7
1.1 Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики……………….7
1.2 Особенности развития зрительной памяти в онтогенезе нормально развивающегося ребенка…………………………………………………………..15
1.3 Специфика развития зрительной памяти в онтогенезе ребенка
с нарушениями речи ………………………………………………………...……24
Глава II. Экспериментальное изучение процесса развития зрительной
памяти у детей с нарушениями речи……………………………………………...27
2.1 Цель и задачи методики экспериментального исследования……………….27
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………...........37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

В исследовании Д. И. Красильщиковой реминисценция наблюдалась главным образом при запоминании осмысленного материала, в то время как при воспроизведении бессвязного или неосмысленного материала автором не было обнаружено ни одного случая увеличения отсроченного воспроизведения. Установлено также, что при заучивании прозаических текстов случаи реминисценции встречаются чаще, чем при заучивании стихотворений[11].

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.3 Специфика развития зрительной памяти у детей с нарушениями речи.

Согласно мнению П.П. Блонского, в процессе развития ребенок осваивает  четыре последовательные ступени памяти: моторную (память-привычку), аффективную, образную и вербальную. При этом он выделяет основные виды памяти, как генетически различные «уровни»: моторная память в виде двигательных условных рефлексов характерна для первого месяца жизни; затем, около 6-ти месяцев появляется аффективная память; на втором году жизни приходит очередь следующей ступени - образной памяти и гораздо позже с 3-4 лет начинает формироваться логическая память и ее развитие продолжается длительно[2]. Предполагается, что различные виды памяти, развивающиеся один за другим, относятся к различным ступеням развития сознания. И память, поднимаясь в развитии на все более высокую ступень сознания, все более приближается к мышлению, опирается на речевые процессы.     Тот факт, что у детей память начинает проявляться только в возрасте 3-4 года, позволил П. Жане предположить, что память является усложненной производной формой речи[14]. Считается, что осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта, в связи, с чем речевая недостаточность сказывается на развитии памяти. Чистая, правильная речь - одно из важнейших условий нормального психического развития человека. Процессы памяти, которые строятся на словесном материале, протекают своеобразно, так как весь процесс в основном слухо-зрительный и опирается на активную звуковую речь. При помощи речи, общения ребенок легко и незаметно для себя входит в окружающий его мир, узнает много нового, интересного, может выразить свои желания, мысли, требования. Общее недоразвитие речи тормозит формирование потенциально сохранных умственных способностей, препятствуя формированию речевого интеллекта. У детей с общим недоразвитием речи отмечаются недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей с ОНР заметно снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми. Дети часто забывают сложные (трехступенчатые) инструкции, опускают некоторые их элементы, меняют последовательность предложенных заданий. Часто делают ошибки дублирования при описании предметов, картинок. У ряда детей отмечается низкая активность памяти. Ребенок начинает говорить позднее ровесников, отмечаются скудный запас слов, аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования. Нарушения речи накладывают отпечаток на формирование неречевых психических процессов, сенсорной, интеллектуальной и аффектно-волевой среды. Связь между речевым недоразвитием и другими сторонами психического развития обусловливает специфические особенности развития памяти.   Итак, память есть запечатление (запись), сохранение и воспроизведение следов прежнего опыта, дающего человеку возможность накопить информацию и иметь дело со следами прежнего опыта, после того как вызвавшие их явления исчезли. Осмысленное запоминание начинает развиваться у детей с появлением у них речи и в последующем все более совершенствуется, как в связи с дальнейшим развитием речи, так и по мере накопления жизненного опыта, в связи, с чем особенности памяти и закономерности ее развития не могут проходить без учета своеобразия речевого развития. Для детей с общим недоразвитием речи первого уровня типичен низкий уровень сформированности акустического восприятия; слухоречевой памяти (невозможность воспроизведения полного объема слов и удержания в памяти заданного порядка слов, отказ от выполнения задания после влияния интерференции); внимания. Для детей с общим недоразвитием речи второго уровня типично: средний уровень сформированности зрительной памяти (нарушение непосредственного воспроизведения, связанные с сужением объема зрительной памяти, наиболее частотны замены эталонных изображений близкими по семантическим характеристикам, реже встречаются замены изображений по оптическому сходству); низкий уровень речеслуховой памяти (неравномерность воспроизведения с тенденцией к уменьшению количества слов, наиболее частотны ошибки соскальзывания на побочные ассоциации, снижение объема и прочности, а также замедленность запоминания с тенденцией к снижению количества ошибок в процессе заучивания, реже встречается наличие посторонних слов). Для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня типичен высокий уровень сформированности таких составляющих функционального развития речи, как зрительное восприятие и зрительно-предметная память, отсутствие грубых нарушений слухо-речевой памяти.  Таким образом, изучение литературы по проблеме исследования позволяет раскрыть онтогенез памяти детей с нормальным речевым развитием и учитывать его особенности при изучении психических процессов у детей с речевой патологией. Общее недоразвитие речи разного уровня речевого развития, безусловно, накладывает отпечаток на формирование познавательных процессов, в частности на особенности памяти детей с речевой патологией.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава II. Экспериментальное изучение процесса развития зрительной памяти у детей с нарушениями речи

 

2.1 Цель и  задачи методики экспериментального  исследования

 

Цель исследования – выявить уровень развития зрительной памяти у детей с общим недоразвитием речи (ОНР).

Экспериментальная работа проводилась на базе МДОУ № 75 и MДОУ  

№ 36  г. Чебоксары. В  эксперименте принимали участие 20 детей  старшего дошкольного возраста.

В соответствии с целью  перед исследованием были поставлены следующие задачи:

    1. Выявление  уровня  развития  зрительной памяти у детей   с нормальным и нарушенным развитием.
    2. Проведение комплекса диагностических методик для исследования особенностей зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием.
    3. Анализ и обобщение результатов констатирующего эксперимента.

Для комплексного исследования проблемы развития зрительной памяти дошкольников, в работе были применены следующие методы исследования: 

  1. Теоретический анализ трудов отечественных и зарубежных психологов и педагогов по изучаемой проблеме;
  2. Педагогический эксперимент (констатирующий этап - основанный на применении комплекса диагностических методик);
  3. Количественная и качественная обработка полученных данных.

 

 

 

 

 

 

Для проведения эксперимента были подобраны следующие методики: «Запомни рисунки» (методика Немова Р. С.), «Найди такую же картинку» (методика Урунтаевой Г.А.). Данные задания представлены в пособии

Немов Р. С. Кн. 3. «Психодиагностика» 2001, 4-е изд., 640с. М.: ВЛАДОС и Урунтаева Г.А., Афонькина Ю.А. «Практикум по детской психологии» - М.: «Просвещение», «ВЛАДОС», 1995г.

Задание 1. «Запомни рисунки».

Инструкция: «На этой картинке представлены девять разных фигур. Постарайся запомнить их и затем узнать на другой картинке, которую я тебе сейчас покажу. На ней, кроме девяти ранее показанных изображений, имеется еще шесть таких, которые ты до сих пор не видел. Постарайся узнать и показать на второй картинке только те изображения, которые ты видел на первой из картинок».

Процедура: Время экспозиции стимульной картинки составляет 30 сек. После этого данную картинку убирают из поля зрения ребенка и вместо нее ему показывают вторую картинку. Эксперимент продолжается до тех пор, пока ребенок не узнает все изображения, но не дольше чем 1,5 мин.

Критерии оценки выполненной  работы в баллах:

10 баллов — ребенок узнал на картинке все девять изображений, показанных ему, затратив на это меньше 45 сек.

8-9 баллов — ребенок узнал на картинке 7-8 изображений за время от 45 до 55 сек.

6-7 баллов — ребенок узнал 5-6 изображений за время от 55 до 65 сек.

4-5 баллов — ребенок узнал 3-4 изображения за время от 65 до 75 сек.

2-3 балла — ребенок узнал 1-2 изображения за время от 75 до 85 сек.

0-1 балл — ребенок не узнал на картинке ни одного изображения в течение 90 сек и более.

Выводы об уровне развития :

10 баллов — очень высокий.

8-9 баллов — высокий.

4-7 баллов — средний.

2-3 балла — низкий.

0-1 балл — очень низкий.

 

 

Задание 2. «Найди такую же картинку»

 

Инструкция: «Я тебе буду показывать маленькие карточки, ты запомни, что на них нарисовано, и найди такую же картинку на большой карте»

 

Процедура: Ребенку по одной показывают карточки (время экспозиции - 1 с). После каждого предъявления ему дают возможность найти такое же изображение на карте.

 

Критерии оценки выполненной  работы в баллах.

3 балла – ребенок показал идентичное изображение;

2 балла – ребенок показал схожее силуэтом и назначением изображение;

0 баллов – ребенок показал совершенно другое изображение.

Выводы об уровне развития :

21- 24 баллов – высокий.

17 – 20 баллов – средний.

16 и менее  баллов – низкий.

Варианты ответов и  характер выполнения фиксируются в  протоколе.

 

 

 

 

2.2 Результаты  констатирующего этапа исследования

На констатирующем этапе  с детьми были проведены следующие методики: «Запомни рисунки» (методика Немова Р. С.), «Найди такую же картинку» (методика Урунтаевой Г.А.).

Сначала диагностическое  исследование проводилось в группе детей с нормальным развитием, а затем в группе детей с нарушениями речи. Задания проводились индивидуально с каждым ребенком.

Результаты диагностики  представлены в таблицах.

 

 

Результаты  констатирующего эксперимента в  группе детей с нормальным развитием

Таблица 1

Методика Г.А. Урунтаевой  

 

 Имя ребенка

 

1 кар.

 

2 кар.

 

3 кар.

 

4 кар.

 

5 кар.

 

6 кар.

 

7 кар.

 

8 кар.

 

Кол-во баллов

 

Уровень

Оля П.

2

3

2

3

3

3

3

3

22

 В

Даша М.

3

3

2

3

3

3

2

3

22

 В

Коля С.

3

3

3

2

3

3

3

3

23

 В

Денис С.

2

3

3

3

3

3

3

2

22

 В

Соня Л.

3

3

2

3

3

3

3

3

23

 В

Диана В.

3

3

3

3

3

3

3

3

24

 В

Вова К.

2

3

2

3

3

2

2

3

20

 С

Света Н.

2

3

3

3

3

2

3

3

22

 В

Костя П.

3

3

2

3

3

3

2

3

22

 В

Артем Т.

3

2

2

3

3

2

2

2

19

 С


 

 

 

 

 

 

 

Таблица 2

Методика Р.С. Немова

 

Имя ребенка

Кол-во узнанных  ребенком изобр-й

 

  Кол-во баллов

 

Уровень

Оля П.

9

10

В

Даша М.

8

9

В

Коля С.

9

10

В

Денис С.

8

9

В

Соня Л.

6

7

С

Диана В.

8

9

В

Вова К.

7

8

С

Света Н.

7

8

С

Костя П.

9

10

В

Артем Т.

6

7

С


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Результаты  констатирующего эксперимента в группе детей с нарушенным  развитием.

Таблица 3

 

Методика  Г. А. Урунтаевой

 

 Имя ребенка

 

1 кар.

 

2 кар.

 

3 кар.

 

4 кар.

 

5 кар.

 

6 кар.

 

7 кар.

 

8 кар.

 

Кол-во баллов

 

Уро-вень

Макар Г.

2

3

2

2

2

3

0

2

16

 Н

Артем С.

2

0

2

0

2

2

2

0

10

 Н

Саша П.

2

3

2

2

2

2

2

3

18

 С

Катя Л.

2

3

2

2

3

3

3

2

20

 С

Дима Н.

3

2

2

2

2

3

0

2

11

 Н

Ульяна П.

0

0

0

0

0

0

0

0

о

 Н

Оксана Л.

2

2

2

2

0

2

2

2

14

 Н

Денис К.

2

3

0

2

2

3

3

2

17

 С

Кирилл И.

2

0

2

2

0

3

2

2

13

 Н

Юля Ч.

2

3

2

2

3

3

2

3

20

 В


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 4

 

Методика  Р.С. Немова

 

Имя ребенка

Кол-во узнанных  ребенком изобр-й

 

  Кол-во баллов

 

Уровень

Макар Г.

6

7

С

Артем С.

7

8

С

Саша П.

7

8

С

Катя Л.

8

9

В

Дима Н.

5

6

С

Ульяна П.

о

о

Н

Оксана Л.

7

8

С

Денис К.

6

7

С

Кирилл И.

о

о

Н

Юля Ч.

8

9

В


 

 

 

После проведенной работы в двух группах мы выяснили, что  среди детей с хорошо развитой речью больше дошкольников, которые  владеют зрительной памятью, в частности, имеют высокий уровень развития, по сравнению с их сверстниками, имеющими недоразвитие речи.

Ребята с ОНР не всегда понимали и следовали инструкции. Они быстро уставали, часто показывали картинки наугад. Долго молчали и неохотно отвечали на вопросы. При наблюдении отмечается, что у них не прослеживались логические связи при запоминании.

Среди дошкольников с  нормой речевого развития при выполнении методики «Найди такую же картинку» 8 испытуемых показали высокий результат, а два ребенка средний. В то время, как среди их сверстников с ОНР только Юля показала высокий результат и 3 ребенка средний, а остальные все получили минимальные баллы.  Дети с низким уровнем сформированности зрительной памяти как правило молчали, не прислушивались к наводящим вопросам и подсказкам. И поэтому показывали либо схожее с общим силуетом и назначением, либо совершенно другое изображение. Среди детей с нормой речевого развития не было, тех, кто показал низкий результат. Они сразу понимали инструкцию и приступали к выполнению заданий, доводили дело до конца.

Информация о работе Изучение особенностей зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи