Изучение особенностей зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2013 в 20:17, курсовая работа

Описание работы

Актуальность исследования. С каждым годом для ребенка появляется необходимость усваивать все большее количество информации. Овладение зрительной памятью является одним из главных условий успешной адаптации ребенка к школе, к учебной деятельности, к постоянным умственным нагрузкам. Проблема исследования: каковы особенности зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи? Гипотеза исследования: у старших дошкольников с общим недоразвитием речи овладение зрительной памятью недостаточно развито по сравнению со сверстниками. Цель исследования: изучить особенности развития зрительной памяти у старших дошкольников с общим недоразвитием речи.

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………………...3
Глава I. Теоретические основы проблемы развития зрительной памяти в отечественных и зарубежных исследованиях………………………………….…7
1.1 Понятие о зрительной памяти, его основные характеристики……………….7
1.2 Особенности развития зрительной памяти в онтогенезе нормально развивающегося ребенка…………………………………………………………..15
1.3 Специфика развития зрительной памяти в онтогенезе ребенка
с нарушениями речи ………………………………………………………...……24
Глава II. Экспериментальное изучение процесса развития зрительной
памяти у детей с нарушениями речи……………………………………………...27
2.1 Цель и задачи методики экспериментального исследования……………….27
2.2 Результаты констатирующего этапа исследования………………………….30
Заключение…………………………………………………………………………36
Список использованной литературы………………………………………...........37

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ 2.doc

— 306.00 Кб (Скачать файл)

 Среди детей с  ОНР полностью не справился  с заданием 1 ребенок по первой методике и 2 ребенка по второй методике. Эти дошкольники не смогли правильно показать ни одной картинки. А среди детей с нормой речевого развития не было тех, кто показал  низкий результат. Следует отметить, что первая методика, состоящая из отдельных предметов, была более легкая для воспроизведения, как для дошкольников с нормой речевого развития, так и для детей с ОНР.

 

 

 

 

 

 

 Рисунок 1. Процентное соотношение уровня развития зрительной памяти у детей с нормой и у детей с ОНР (по методике Урунтаевой Г.А.)

 

 

 

 

 Рисунок 2. Процентное соотношение уровня развития зрительной памяти у детей с нормой и у детей с ОНР (по методике Немова Р. С.)

Заключение.

 

 

Проблема изучения особенностей развития зрительной памяти детей 5-6 лет  с ОНР, является достаточно актуальной для детской психологии, так как  от того, как ребенок научится использовать умение запоминать, применяя разнообразные приемы, зависит его успешное обучение в школе.

Целью нашей работы было изучить и сравнить особенности  развития зрительной памяти дошкольников с ОНР и их сверстников с  хорошо развитой речью. В результате изучения психологической литературы нами были отмечены взгляды психологов на проблему изучения памяти и мышления, а так же рассмотрены особенности зрительной памяти детей-дошкольников.

На экспериментальном  уровне, нами были выбраны методики, направленные на диагностику зрительной памяти. В результате анализа данных мы определили, что среди детей с хорошо развитой речью больше ребят, которые хорошо владеют зрительной памятью, в то время, как среди детей с ОНР многие дети затруднялись в выполнении задания. Причиной этого является то, что зрительная память развита у них недостаточно, а она, как известно, во многом зависит от развития речи. Дети этой группы в состоянии запомнить ряд картинок, но у них наблюдаются сложности при их воспроизведении. Таким образом, наша гипотеза о том, что у старших дошкольников с нарушениями речи овладение зрительной памятью недостаточно развито по сравнению со сверстниками, речь которых соответствует возрастному развитию, подтвердилась.

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1.  Выготский, Л.С.  Мышление и речь /Л.С. Выготский. - Собр. соч. Т.2.

М.: "Просвещение", 1982. - 91 с.

3.  Дыгун, М.А. Конспект  лекций по психологии для дошкольного  отделения. В трех частях. Ч.2/М.А.  Дыгун, Л.Л. Михайлова, Е.А. Магонова. Мн. "Народная асвета", 2005. - 183 с.

4.  Ермакова, Е.С.  Изучение  психологических механизмов гибкости мышления дошкольников /Е.С. Ермакова // Вопросы психологии №1 - 1996. - с.124

5.  Ермакова, Е.С.  Формирование  гибкости мышления у дошкольников /Е.С. Ермакова // Вопросы психологии  № 4 - 1999. - с.28

6.  Житникова, Л.М.  Учите детей запоминать / Л.М. Житникова. М.: "Просвещение", 1985. - 221 с.

8.  Жукова, Н.С. Преодоление  общего недоразвития речи у  дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова,  Т.Б. Филичева. М.: "Просвещение",

1990. - 310 с.

9.  Зайцева, Л.А. Обследование детей с речевой патологией. Методические рекомендации / Л.А. Зайцева. - Мн.: НМ  Центр, 1994. - 20 с

10.  Иванова, Е.Ф.  Роль незавершенного действия  в процессах мышления и памяти /Е.Ф. Иванова // Вопросы психологии. №1. - 1991. - с.58

11. Калягин В.А. Логопсихология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А.Калягин, Т.С.Овчинникова. — М.: Академия, 2006. — 320 с.

12.  Киселев, П.А. Как развивать память ребенка / П.А. Киселева. СПб. "Питер", 1996. - 163 с.

13.  Коломинский, Я.Л. Психология детей шестилетнего возраста: Учеб. Пособие. / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. - 2-е изд., перераб. и доп. - Мн. "Народная асвета", 1999. - 340 с.

14.  Кушнир, Н.Я. Диагностика интеллектуальных способностей детей 6-го и 7-го лет жизни / Н.Я. Кушнир. - Мозырь., 2002. - 77 с.

15.  Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003. - 240 с.

16. Мухина, В.С. Детская психология: учеб. для студентов пед. ин-тов / под ред. Л.А. Венгера. — М.: Просвещение, 1985;

17.  Психокоррекционная  и развивающая работа с детьми: Учеб. пособие для студ. сред. пед.  учеб. заведений / И.В. Дубровина,  А.Д. Андреева, Е.Е. Данилова, Т.В.  Вохмянина; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Издательский центр "Академия", 1998. - 160 с.

18.  Развитие логической  памяти у детей. / Под pед. А.А.  Смиpнова. М.: "Просвещение", 1976. - 415 с.

19. Урунтаева, Г.А. Практикум по детской психологии: пособие для студентов пед. институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М.: Просвещение, ВЛАДОС, 1995.

20.  Филичева, Т.Б. Дети с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева.

 М.: "Просвещение", 1999. - 168 с.

21.  Филичева, Т.Б. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-тилетнего возраста с общим недоразвитием речи / Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина.

М.: "Просвещение", 1991. - 250 с.

22.  Филичева, Т.Б. Особенности речевого развития дошкольников /

 Т.Б. Филичева // Дети  с проблемами в развитии. - 2004. - №1. - С.35.

 

 

 




Информация о работе Изучение особенностей зрительной памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением речи