Эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений у младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы:
Проанализировать и доказать эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений у младших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические подходы по проблеме развития коммуникативных умений у младших дошкольников.
Дать характеристику развивающих игр.
Практическим путем доказать эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 82.77 Кб (Скачать файл)

В ходе коммуникативных игр  могут решаться следующие задачи:

- развитие у детей навыков  общения со взрослыми и сверстниками  с ориентацией на метод сопереживания;

- формирование умений  и навыков практического владения  выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой) – средствами человеческого общения;

- выработка у детей  положительных черт характера,  способствующих лучшему взаимоотношению  в процессе общения;

- развитие самоконтроля  в отношении проявления своего  эмоционального состояния в ходе  общения; 

- развитие творческих  способностей и воображения в  ходе игрового общения;

- обучение детей речевым  средствам общения;

- коррекция нежелательных  черт характера и поведения;

Формирование  коммуникативных умений через игровую  деятельность будет успешным если:

- дети систематически  получают представления о коммуникативных нормах общения, что предполагает наличие перспективного плана;

- осуществляется целенаправленная  деятельность по развитию различных  форм коммуникативной деятельности  в соответствии с возрастными  особенностями. 

    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава III

             На первом этапе работы  по данной теме  был проведен  первичный мониторинг с детьми (23 ребенка)  по выявлению уровня развития коммуникативных способностей через развивающие игры по следующим параметрам (приложение 1):

1. С удовольствием вступает в общение, понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, обращается с просьбой, используя простые распространенные предложения.

2. Эмоционально отзывчивый на состояние близких людей, сверстников, персонажей, умеет передавать эмоциональные  состояния.

3. Проявляет интерес к сверстнику, легко вступает в контакт с воспитателем и детьми; с удовольствием участвует в коллективных играх, выполняет игровые правила;

4. Использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за оказанную помощь,  вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста».

5. Использует невербальные  средства общения: жестовые, мимические, имитационные.

Параметры оценивались  по   5-ти балльной шкале:

1 балл – у ребенка  практически не сформированы  умения по данному  критерию.

2 балла – ребенок имеет  слабо сформированные отрывочные  умения по данному критерию.

3 балла – умения по  данному критерию сформированы  не в полном объеме.

4 балла – умения по  данному критерию сформированы  с незначительными неточностями.

5 баллов – у ребенка  сформированы умения по данному  критерию.

          В ходе мониторинга применялся метод наблюдения за ребенком в  процессе развивающих  игр и упражнений.

 

1.Игровое упражнение  «Обезьянки».

Цель: выявить умение воспроизводить выразительные движения, жесты, мимику. Определить, легко ли ребенок вступает в игровое взаимодействие.

2. Игровое упражнение  «Мы медведя испугались».

Цель: выявить умение передавать различные эмоциональные состояния: страх, удивление, радость. Определить, легко ли ребенок включается в  игру.

3. Дидактическая  игра «Настроение».

Цель: выявить умение определять различные эмоциональные состояния (в данном случае используются пиктограммы).

4. Игровое упражнение  «Болезнь куклы».

Цель: выявить умение сопереживать, сочувствовать, помочь в беде.

5. Игра «У нас  в гостях кукла Таня».

Цель: определить умение употреблять  слова приветствия, благодарности, проявлять доброжелательность.

6. Игра «Дудочка».

Цель: выявить умение слышать  педагога, выполнять его инструкции, взаимодействовать со сверстниками.

7. Игра «Магазин  игрушек».

Цель: выявить умение ребенка  вступать в общение, понимать обращенную к нему речь, обращаться с просьбой; терпеливо выслушивать просьбы  других детей.


С удовольствием  вступает в общение, понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, обращается с просьбой, используя простые распространенные предложения.

Эмоционально отзывчивый на состояние близких людей, сверстников, персонажей, умеет передавать эмоциональные  состояния;

  • Проявляет интерес к сверстнику, легко вступает в контакт с воспитателем и детьми; с удовольствием участвует в коллективных играх, выполняет игровые правила;

Использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается   и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за оказанную помощь,  вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста».

  Использует невербальные средства  общения: жестовые, мимические, имитационные.

Низкий            55.9

73.1

81.7

81.7

64.5

Средний         44.1

26.9

18.3

18.3

35.5

Высокий            0

0

0

0

0





      

 

 

 

 

 

            Опираясь на полученные результаты я, увидела, что содержание коммуникативной компетентности детей, которая проявляется в умении  использовать вербальные и невербальные средства общения, устанавливать контакты с воспитателем и сверстниками, взаимодействовать в коллективной игре, учитывать эмоциональное состояние взрослых и других детей находится на низком уровне.

      Из чего сделала вывод о целесообразности формирования и развития коммуникативных умений через развивающие игры.

 Для достижения поставленных  целей  условно определила для себя три направления:

1. Развитие позитивного коммуникативного поведения:

- выполнение правил взаимодействия (не конфликтовать, соблюдать очередность);

- слышать педагога и выполнять инструкции;

- слушать сверстников, не перебивая.

2. Развитие эмоциональной сферы:

- сопереживать настроению взрослых, сверстников, персонажей; проявлять сочувствие, симпатию, желание помочь;

- узнавать ярко выраженные эмоциональные состояния; предавать разные эмоциональные состояния;

- по показу и побуждению взрослых повторять положительные действия; способствовать установлению добрых отношений между детьми и помочь малышам лучше узнать друг друга.

3. Развитие средств общения: вербальные и невербальные.

Вербальные:

- коммуникативная функция речи  (привлечь внимание собеседника, поддержать общение, обратиться с просьбой, предложением; использовать общепринятые формы этикета).

Невербальные:

- жестовые, мимические, имитационные.

         Следующим этапом  работы было   составление перспективного плана, построенного по принципу «от простого к сложному» и с учетом комплексного подхода  к применению  всех трех направлений

(приложение 2).

        Я не столкнулась с большими трудностями в решении поставленных задач, поскольку большинство развивающих игр непродолжительны по времени, просты по своей организации и их можно с успехом проводить в любое свободное время:  в утренние часы, на прогулке, во второй половине дня. Также для их   проведения не всегда требуется  специально организованная развивающая среда. В играх часто используются игрушки, имеющиеся в любой младшей группе в познавательных и речевых центрах: предметные, маски-шапочки, пиктограммы, персонажи из разных видов театров (би-ба-бо, пальчиковый, настольный и т.п.). 

         Но, тем не менее, прежде чем организовать любую игру, я пыталась понять ее психологические особенности и воспитательное значение, представить весь ход игры: как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия, кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения. Продумывала, как проводить игру повторно, осуществлять индивидуальный подход и усложнять обучающую задачу. И конечно же очень важно, используя свой педагогический опыт, варьировать приемы проведения игры.

         Итак,  дети выросли и пришли в дошкольную группу  к пока еще чужому для них воспитателю. В жизни малышей произошли перемены, они покинули родную, привычную для них обстановку  и  теперь должны привыкать к новой. Особенно трудно было вновь поступившим детям.  Для них все было незнакомо: взрослые, сверстники, распорядок дня, непривычные требования.

 У детей можно было заметить напряженность, тревожность, неуверенность в себе. Как облегчить детям привыкание к новой группе, завоевать их доверие, расположить к себе, снизить неблагоприятный эмоциональный фон?  

          Я была уверена: самое лучшее, что я могу предпринять – позабавить детей, развеселить их, отвлечь от того, что омрачает пребывание в новой обстановке. И сделать это можно с помощью совместных игр-забав. Выбор оказался правильным: малыши с удовольствием  приняли участие в казалось бы очень простой игре по известной потешке «Пошел котик на торжок» (Приложение 3). Котик (игрушка, которой я манипулировала) называл каждого из детей ласково по имени и каждому предлагал «пирожок» или «булочку»: «Самому ли съесть или Захарику снесть? Я и сам укушу и Захарику снесу». И Захарик (Артемик, Лизонька, Настенька и др.) брали  воображаемую булочку или пирожок, и выражение лиц у всех было счастливое.

        В этой игре ни один ребенок не остался без внимания, каждый малыш испытал радостные  эмоции, которые, как  известно, являются одним из условий  его положительного эмоционального фона. И когда на следующий

день некоторые дети, придя в детский сад, спрашивали: «А котик к нам сегодня придет? Давай с ним поиграем», - я поняла, что первый шаг по завоеванию детской привязанности сделан.

        Сближение детей не только с воспитателем, но и друг с другом не менее важная задача,  которая, безусловно, решается общей, интересной для всех деятельностью, т.е. игрой. Здесь я использовала игру «Солнышко и дождик».                

        Игра очень понравилась малышам, потому что отвечала их основным

потребностям и  прежде всего – потребности в движении: дети могли бегать, прыгать без ограничений. Они получали удовольствие от движений, что

делало их более жизнерадостными и приводило в прекрасное расположение духа.  Тот факт, что едва знакомый взрослый играет с ними на равных, часто им улыбается и смеется, ласково обращается с ними, вселял бодрость и успокаивал малышей, делал их более открытыми для общения. А то что игра построена на простых движениях и действиях, выполняемых одновременно всеми детьми и взрослым, сближает малышей друг с другом и со взрослым и отвечает их склонности к подражанию.

       Дети легко перенимали друг у друга не только движения, но и настроение. Радость малышей усиливалась еще и от того, что другие испытывали то же самое. К тому же в игре дети учились следовать правилам игры, выполнять движения, согласуя их со словами  и подражая воспитателю.

        Следующей игрой, с которой я познакомила малышей, была игра «Ножки».  Задачи этой игры те же, что и в предыдущей, но она требовала от детей  несколько большей собранности и относительной самостоятельности. Очень важным моментом являлось то, что эта игра заставляла малышей прислушиваться к взрослому  и выполнять его инструкции. А все игровые действия выполнялись детьми одновременно и одинаково. Это имело двоякое значение. Во - первых, двигаясь таким образом (линеечкой) в ограниченном пространстве и в одном направлении, дети учились не толкаться, считаться друг с другом, т.е. можно говорить о том, что было положено начало воспитанию  позитивного коммуникативного поведения.

         Во - вторых, подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это, конечно же, сближает детей со взрослым и друг с другом.

          Игра «Раздувайся пузырь»! Это одна из первых детских  хороводных игр. Возможности этой игры трудно переоценить: в ней не только продолжается знакомство детей с воспитателем  и друг с другом, но вводится новый элемент – ритуал приглашения, во время которого каждый ребенок выполняет две роли: вначале его приглашают, а затем он приглашает.

       Каждый участник игры чувствует при этом внимание других детей и сам его оказывает другим партнерам.

        Во время этой игры на первых порах возникали конфликты между детьми: кто-то не хотел дать руку своему соседу, кто-то перебегал с одного места на другое. Особенно часто дети ссорились из-за того, что каждому

хотелось стоять рядом с воспитателем. Я старалась не задерживаться на этих конфликтах, просто напоминала правило, которое необходимо для дружной игры: давать руку любому, кто оказался рядом.

         Таким образом, дети постигали опыт игрового партнерства, необходимый им в дальнейшем для организации сюжетно-ролевой игры и для формирования коммуникативного поведения.

Информация о работе Эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений у младших дошкольников