Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:19, курсовая работа
Цель данной работы:
Проанализировать и доказать эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений у младших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические подходы по проблеме развития коммуникативных умений у младших дошкольников.
Дать характеристику развивающих игр.
Практическим путем доказать эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений
В ходе коммуникативных игр могут решаться следующие задачи:
- развитие у детей навыков
общения со взрослыми и
- формирование умений
и навыков практического
- выработка у детей
положительных черт характера,
способствующих лучшему
- развитие самоконтроля
в отношении проявления своего
эмоционального состояния в
- развитие творческих способностей и воображения в ходе игрового общения;
- обучение детей речевым средствам общения;
- коррекция нежелательных черт характера и поведения;
Формирование коммуникативных умений через игровую деятельность будет успешным если:
- дети систематически получают представления о коммуникативных нормах общения, что предполагает наличие перспективного плана;
- осуществляется
Глава III
На первом этапе работы по данной теме был проведен первичный мониторинг с детьми (23 ребенка) по выявлению уровня развития коммуникативных способностей через развивающие игры по следующим параметрам (приложение 1):
1. С удовольствием вступает в общение, понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, обращается с просьбой, используя простые распространенные предложения.
2. Эмоционально отзывчивый на состояние близких людей, сверстников, персонажей, умеет передавать эмоциональные состояния.
3. Проявляет интерес к сверстнику, легко вступает в контакт с воспитателем и детьми; с удовольствием участвует в коллективных играх, выполняет игровые правила;
4. Использует в общении общепринятые простые формы этикета: здоровается и прощается с воспитателем и детьми, благодарит за оказанную помощь, вежливо выражает просьбу, используя слово «пожалуйста».
5. Использует невербальные средства общения: жестовые, мимические, имитационные.
Параметры оценивались по 5-ти балльной шкале:
1 балл – у ребенка практически не сформированы умения по данному критерию.
2 балла – ребенок имеет
слабо сформированные
3 балла – умения по данному критерию сформированы не в полном объеме.
4 балла – умения по
данному критерию сформированы
с незначительными
5 баллов – у ребенка
сформированы умения по
В ходе мониторинга применялся метод наблюдения за ребенком в процессе развивающих игр и упражнений.
1.Игровое упражнение «Обезьянки».
Цель: выявить умение воспроизводить выразительные движения, жесты, мимику. Определить, легко ли ребенок вступает в игровое взаимодействие.
2. Игровое упражнение «Мы медведя испугались».
Цель: выявить умение передавать
различные эмоциональные
3. Дидактическая игра «Настроение».
Цель: выявить умение определять
различные эмоциональные
4. Игровое упражнение «Болезнь куклы».
Цель: выявить умение сопереживать, сочувствовать, помочь в беде.
5. Игра «У нас в гостях кукла Таня».
Цель: определить умение употреблять слова приветствия, благодарности, проявлять доброжелательность.
6. Игра «Дудочка».
Цель: выявить умение слышать педагога, выполнять его инструкции, взаимодействовать со сверстниками.
7. Игра «Магазин игрушек».
Цель: выявить умение ребенка вступать в общение, понимать обращенную к нему речь, обращаться с просьбой; терпеливо выслушивать просьбы других детей.
С удовольствием вступает в общение, понимает обращенную к нему речь, отвечает на вопросы, обращается с просьбой, используя простые распространенные предложения. |
Эмоционально отзывчивый на состояние близких людей, сверстников, персонажей, умеет передавать эмоциональные состояния; |
|
Использует в общении общеприня |
Использует невербальные |
Низкий 55.9 |
73.1 |
81.7 |
81.7 |
64.5 |
Средний 44.1 |
26.9 |
18.3 |
18.3 |
35.5 |
Высокий 0 |
0 |
0 |
0 |
0 |
Опираясь на полученные результаты я, увидела, что содержание коммуникативной компетентности детей, которая проявляется в умении использовать вербальные и невербальные средства общения, устанавливать контакты с воспитателем и сверстниками, взаимодействовать в коллективной игре, учитывать эмоциональное состояние взрослых и других детей находится на низком уровне.
Из чего сделала вывод о целесообразности формирования и развития коммуникативных умений через развивающие игры.
Для достижения поставленных целей условно определила для себя три направления:
1. Развитие позитивного коммуника
- выполнение правил взаимодейств
- слышать педагога и выполнять и
- слушать сверстников, не перебивая.
2. Развитие эмоциональной сферы:
- сопереживать настроению взросл
- узнавать ярко выраженные эмоци
- по показу и побуждению взрослы
3. Развитие средств общения: вербальные и невербальные.
Вербальные:
- коммуникативная функция речи (привлечь внимание собеседника
Невербальные:
- жестовые, мимические, имитационные.
Следующим этапом работы было составление перспективного плана, построенного по принципу «от простого к сложному» и с учетом комплексного подхода к применению всех трех направлений
(приложение 2).
Я не столкнулась с большими трудностями в решении поставленных задач, поскольку большинство развивающих игр непродолжительны по времени, просты по своей организации и их можно с успехом проводить в любое свободное время: в утренние часы, на прогулке, во второй половине дня. Также для их проведения не всегда требуется специально организованная развивающая среда. В играх часто используются игрушки, имеющиеся в любой младшей группе в познавательных и речевых центрах: предметные, маски-шапочки, пиктограммы, персонажи из разных видов театров (би-ба-бо, пальчиковый, настольный и т.п.).
Но, тем не менее, прежде чем организовать любую игру, я пыталась понять ее психологические особенности и воспитательное значение, представить весь ход игры: как заинтересовать детей, как объяснить им правила и действия, кого выбрать на первые роли, как предотвратить возможные затруднения. Продумывала, как проводить игру повторно, осуществлять индивидуальный подход и усложнять обучающую задачу. И конечно же очень важно, используя свой педагогический опыт, варьировать приемы проведения игры.
Итак, дети выросли и пришли в дошкольную группу к пока еще чужому для них воспитателю. В жизни малышей произошли перемены, они покинули родную, привычную для них обстановку и теперь должны привыкать к новой. Особенно трудно было вновь поступившим детям. Для них все было незнакомо: взрослые, сверстники, распорядок дня, непривычные требования.
У детей можно было заметить напряженность, тревожность, неуверенность в себе. Как облегчить детям привыкание к новой группе, завоевать их доверие, расположить к себе, снизить неблагоприятный эмоциональный фон?
Я была уверена: самое лучшее, что я могу предпринять – позабавить детей, развеселить их, отвлечь от того, что омрачает пребывание в новой обстановке. И сделать это можно с помощью совместных игр-забав. Выбор оказался правильным: малыши с удовольствием приняли участие в казалось бы очень простой игре по известной потешке «Пошел котик на торжок» (Приложение 3). Котик (игрушка, которой я манипулировала) называл каждого из детей ласково по имени и каждому предлагал «пирожок» или «булочку»: «Самому ли съесть или Захарику снесть? Я и сам укушу и Захарику снесу». И Захарик (Артемик, Лизонька, Настенька и др.) брали воображаемую булочку или пирожок, и выражение лиц у всех было счастливое.
В этой игре ни один ребенок не остался без внимания, каждый малыш испытал радостные эмоции, которые, как известно, являются одним из условий его положительного эмоционального фона. И когда на следующий
день некоторые дети, придя в детский сад, спрашивали: «А котик к нам сегодня придет? Давай с ним поиграем», - я поняла, что первый шаг по завоеванию д
Сближение детей не только с воспитателем, но и друг с другом не менее важная задача, которая, безусловно, решается общей, интересной для всех деятельностью, т.е. игрой. Здесь я использовала игру «Солнышко и дождик».
Игра очень понравилась малышам, потому что отвечала их основным
потребностям и прежде всего – потребности в д
делало их более жизнерадостным
Дети легко перенимали друг у друга не только движения, но и настроение. Радость малышей усиливалась еще и от того, что другие испытывали то же самое. К тому же в игре дети учились следовать правилам игры, выполнять движения, согласуя их со словами и подражая воспитателю.
Следующей игрой, с которой я познакомила малышей, была игра «Ножки». Задачи этой игры те же, что и в предыдущей, но она требовала от детей несколько большей собранности и относительной самостоятельности. Очень важным моментом являлось то, что эта игра заставляла малышей прислушиваться к взрослому и выполнять его инструкции. А все игровые действия выполнялись детьми одновременно и одинаково. Это имело двоякое значение. Во - первых, двигаясь таким образом (линеечкой) в ограниченном пространстве и в одном направлении, дети учились не толкаться, считаться друг с другом, т.е. можно говорить о том, что было положено начало воспитанию позитивного коммуникативного поведения.
Во - вторых, подражание друг другу становится средством игрового общения. Все это, конечно же, сближает детей со взрослым и друг с другом.
Игра «Раздувайся пузырь»! Это одна из первых детских хороводных игр. Возможности этой игры трудно переоценить: в ней не только продолжается знакомство детей с воспитателем и друг с другом, но вводится новый элемент – ритуал приглашения, во время которого каждый ребенок выполняет две роли: вначале его приглашают, а затем он приглашает.
Каждый участник игры чувствует при этом внимание других детей и сам его оказывает другим партнерам.
Во время этой игры на первых порах возникали конфликты между детьми: кто-то не хотел дать руку своему соседу, кто-то перебегал с одного места на другое. Особенно часто дети ссорились из-за того, что каждому
хотелось стоять рядом с воспит
Таким образом, дети постигали опыт игрового партнерства, необходимый им в дальнейшем для организации сюжетно-ролевой игры и для формирования коммуникативного поведения.