Эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений у младших дошкольников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:19, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы:
Проанализировать и доказать эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений у младших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические подходы по проблеме развития коммуникативных умений у младших дошкольников.
Дать характеристику развивающих игр.
Практическим путем доказать эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.docx

— 82.77 Кб (Скачать файл)

         Многократное повторение игр  в процессе работы и наблюдения  за детьми привели меня к  мысли  о целесообразности  творчески подойти к использованию  уже хорошо знакомых игр, внести  новое содержание, интересные  элементы. Все это позволит поддержать  у малышей интерес к игре, а  воспитателю – в комплексе  решать задачи коммуникативного  развития по всем направлениям.

        Реализацию своих задумок я начала с уже знакомой игры «Пошел котик на торжок». Если  в самом начале я  использовала эту игру для того, чтобы развлечь детей, вызвать у них положительные эмоции, то в дальнейшем я усложнила игру, предлагая детям благодарить котика. Были дети, которые

затруднялись это делать и я давала им пример речевого поведения  по принципу синтаксической синонимии: «Спасибо, тебе, котик», «Я тебе благодарен», «Благодарю тебя».

         Об этом методе упоминает в своей статье «Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада» профессор МГППУ О. Гаврилушкина (журнал «Ребенок в детском саду», № 2 2003г.).

         Сущность метода в употреблении высказываний, одинаковых по смыслу, но выраженных разными словами.

        Мое предложение   опять поиграть в эту игру не вызвало у детей особого интереса. Но тут появился грустный кот (а раньше в игре он всегда был веселый) и сказал, что сегодня он не может их угостить, т.к. у него болит голова, он поранил лапку и очень этим огорчен. По реакции детей было видно, что они не остались безучастными: дети подходили к нему, гладили, кто-то из детей сходил в «больницу», принес «таблетки». В данной ситуации я предложила детям поменяться с котиком ролями и угостить его.              

Познакомила малышей с новым текстом,  который они произносили хором вместе с воспитателем:

                 Пошли дети на торжок

                 И купили пирожок.

                 Сами есть не стали,

                Котику отдали.

         Проговаривая эти слова, дети двигались по кругу, внутри которого находился котик.  На слова «Котику отдали» подходили  к котику и «угощали» его, приговаривая: «Выздоравливай поскорее», «Будь здоров», «Желаем тебе здоровья».   В игре с новым содержанием решались и новые задачи: дети учились сопереживать, проявлять заботу и выражать свои чувства речевыми средствами по образцу воспитателя, который давал им пример  вариативных высказываний, снова применяя метод синтаксической синонимии.

      Чем больше вносишь   изменений в игру, тем больше появляется возможностей в комплексе решать задачи по всем направлениям. В этом плане характерна игра «Подарки». Первоначально в этой игре я ставила задачу вовлечь детей в ситуацию общения и развивать речевые формы общения.

       Например, в вечернее время, когда дети самостоятельно играют, я начинаю раскладывать на столе различные некрупные игрушки. Дети заинтересовываются, подходят и спрашивают, что это. Я говорю, что эти игрушки я хочу подарить каждому из них («кто, что попросит»).  Кто-то из детей говорит, что хочет получить в подарок маленький мячик. Я говорю: «Где же мячик? Да вот же он!» - и даю ребенку, например, тарелочку. Ребенок говорит, что это вовсе не мячик. Я прошу объяснить, какой же мячик. Ребенок пытается объяснить, другие дети ему помогают. Ребенок получает желаемый мячик. Таким образом, удовлетворяются желания еще трех – четырех детей. А затем малышам разрешается взять любую игрушку. Кроме этого подсказываю детям, как     по-разному можно поблагодарить за подарок.

 При повторе игры я ее усложнила, расширила содержание. Ребенок  получит подарок только в том случае, если сможет показать имитационные движения, характерные для той или иной игрушки, вместе со всеми детьми: как летает самолет, как едет машинка, как прыгает мячик,  как ходит мишка и т.п. Помимо задачи   развития речевых форм общения, решались и другие: развитие имитационных движений, желание помочь сверстнику.

          Модификация этой игры  -  «В гостях у смешарика Кроша».

Заранее подбирала игрушки, предметы, располагала их в определенной последовательности, чтобы выдержать  логику игры. Все эти предметы –  подарки Крошу, в гости к которому по очереди приходили дети. Обязательными  были условия: предметы или игрушки  брать в той последовательности, в которой они расположены; приветствовать Кроша и говорить ему добрые слова.

       Ребенок пожелавший играть, брал, например, мячик, подходил к Крошу и говорил:

- «Здравствуй, Крош. Я  очень рад тебя видеть»

Крош (воспитатель) отвечал:

- «Я тоже рад, что  ты ко мне пришел»

Ребенок:

- «Я принес тебе подарок  – вот этот мячик»

Крош:

- «Здорово. Он такой красивый, круглый, аппетитный. Я его съем»

Ребенок объяснял:

- «Нельзя его есть. С  ним нужно играть, катать, подбрасывать  вверх»

Крош отвечал:

- «Хорошо, я так и  сделаю».

          И когда следующий ребенок приносил книгу, Крош говорил, что он ее будет катать, подбрасывать вверх и т.д. Теперь уже другой ребенок объяснял, почему нельзя так делать. Игра детям очень нравилась. Во-первых, она оказывала положительное эмоциональное воздействие, во-вторых, дети овладевали способами  активного общения, учились вести диалог, используя при этом вариативные формы приветствия, благодарности и т.д. В третьих, побуждало детей к использованию объяснительной речи. В четвертых, закреплялось умение соблюдать очередность, уметь слушать высказывать сверстников, не перебивая их.

         Очевидно, что вышеперечисленные задачи довольно сложные для детей  младшей группы, поэтому они решались в конце учебного года.

         Для воспитания добрых чувств, необходимых для позитивного общения, я часто использовала игры-драматизации. Одна из них по авторской сказке «Приключения утенка Ути» (Приложение № 3). По ходу очередного рассказывания сказки я привлекла детей к драматизации отдельных ее эпизодов, в которых утенку оказывают помощь Облачко и

         Ветерок. Сказка пробуждала у детей добрые чувства, желание помочь, выручить из беды.

В играх-драматизациях можно  в комплексе развивать разнообразные  коммуникативные умения. Игра-драматизация «Мишка – отгадчик» учит

детей узнавать друг друга, терпеливо ожидать и правильно  общаться в игровой ситуации. Дети с удовольствием играли в эту  игру, замирали в 

радостном ожидании, найдет Мишка того, кто пожал ему лапку  или нет. Мишка всегда находил, и  это особенно радовало детей.

В ходе игровой деятельности дети учились различать определенные эмоциональные состояния по особенностям жестов, мимики, движений. Игра-имитация «Кто лучше покажет позу? Кто лучше пройдет?» особенно нравилась детям, поскольку она построена по определенному сюжету, привлекательному для детей, побуждала детей к действиям. В игре дети

упражнялись в пантомимике, в последовательном изображении  различных поз, походки и других выразительных движений.

Как показывает опыт, для  развития коммуникативных навыков  младших дошкольников хорошо использовать игры в лото, которых существует множество. Вначале  играли под руководством воспитателя,  а по мере приобретения опыта  эту роль, ближе к концу учебного года, я  предлагала уже кому-нибудь из активных детей.

         На данном этапе игры роль воспитателя безусловна, т.к. трехлетнему ребенку очень трудно справиться с данной ролью, потому что здесь имеет место быть противоречие между желаниями и возможностями.

       Выбрав кого-нибудь из детей ведущим, я предлагала начать игру. Ведущий, очень довольный тем, что его выбрали, что он сейчас будет руководить игрой, пытался выполнить желанную для него роль. Но на самом  деле сделать это оказалось трудно:  ребенок не смог сформулировать вопрос. Но зная о том, как важно ребенку, чтобы его

старания были оценены (в  данном случае не только взрослым, но и  сверстниками), я использовала метод  «перевода с русского на русский», и

произносила, примерно, следующее: «Дети, Софья хотела спросить у кого карта с игрушками?» или: «Максим спрашивает, кто возьмет карточку с лисой» и т.п. Данный метод позволял ненавязчиво развивать речь малышей и, что особенно важно, поддержать ребенка, не уронить его авторитет в глазах сверстников.

       Развитие способности обратить внимание на товарищей, увидеть их положительные качества – одна из основных задач в формировании коммуникативных умений.

         Эта задача результативно решалась в авторской игре «Крутись, волчок»: дети, перебирая руками круговую веревку с узелком, передвигали ее по кругу и приговаривали вместе с воспитателем:

«Крутись,  волчок,

Не пой, сверчок.

Кто покажет нам  медведя (кто попрыгает, как зайка; кто поскачет, как лошадка).

Узелочек, разберись».

Тот ребенок, у кого в руках  оказывался узелок, выполнял задание, имитировал движения животных, остальные  дети за ним повторяли.

Слова могли быть и другими:

Кто найдет себе дружочка

Узелочек, разберись.

Ребенок выбирал себе дружочка и они вместе кружились (танцевали, а остальные им хлопали).

            Игра помогала сосредоточить внимание на каждом из детей, повысить его значимость; развивала доброжелательные отношения, выдержку, умение выполнять имитационные движения и выполнять правила.

            Для формирования различных коммуникативных  умений в течение всего года  я использовала кукол, игрушечных  зверят, с которыми разыгрывала  следующие ситуации

- Куклы подрались из-за  машинки. Просила детей вмешаться  в ситуацию и объяснить куклам (зверятам), как следует поступить,  или же предлагала ребяткам  исполнить роли кукол и договориться, как поступить (покатать друг  другу машинки или по очереди  и т.д.). Причем, если дети затруднялись  в высказываниях, или говорили  невнятно, непонятно, то я опять – таки использовала прием «перевода с русского на русский» («Ребятки, вы слышали, медвежонок сказал: «Я не буду больше ссориться, я буду дружить»).

          - Одна из кукол забрала все игрушки и ни с кем не хочет делиться, а остальные просят игрушку.

- Одна и кукол задевает  остальных, царапает их, щиплет, остальные  защищаются и т.д.

          Именно в этой игре малыши получали представление о том, как можно решать конфликтные ситуации адекватным способом.  Детям этого возраста еще не под силу  решать такие задачи в процессе самостоятельной игры, но в коллективной игре, под руководством воспитателя, они уже могли давать советы куклам. Таким образом, решалась  проблема и речевого развития.

            Речь - основное средство общения, а одной из форм речевого общения является диалог, и поэтому целенаправленное вовлечение детей в диалог через игровые ситуации - действенный способ обогащения речевого общения.

Ориентируясь на текст  грузинской песенки «Знаешь, мама, где  я был? В поле зайчика ловил. Оседлал  и прокатился, оседлал и отпустил», - я играла с детьми в диалоги. Происходило это примерно так:

- «Знаешь, Степа, где  ты был?» - спрашивала прибежавшего  ко мне ребенка. И сама же  отвечала:

- «Ты жука в саду  ловил. Вот так и вот так!  – Ты жука в саду ловил».

Дети понимали, что им предлагается игра, проявляли к ней  интерес и спрашивали:

- «А я где был?», «А  про меня расскажете?» и т.д.  Варианты ответов были самые  разные:

- «Ты? Ты в лесу дрова  рубил» или «С мамой ты на  пруд ходил».

- «Ну а Влада, где  была?»

- «Дома Владочка была. Все там чисто прибрала», или 

- «Сонечка в лесу была, ежика в лесу нашла» и т.д. 

По ходу диалога я предлагала детям выполнять и имитационные движения: как жука ловил, как дрова рубил и т.д.

        Детям очень нравилась эта игра, тем более, что дети четвертого года жизни очень любят фантазировать и рассказывать о том, чего на самом деле не было.

        В дальнейшем я наблюдала ситуации, когда некоторые малыши уже самостоятельно играли в диалоги: «А ты где была?» - спрашивала Лиана  у Юли. «В магазин ходила с мамой. Вот где была», - отвечала Юля.

       Но  поскольку дети в этом возрасте мыслят по аналогии, то содержание их диалогов было близким к тому, что им ранее предлагал воспитатель.

       Конечно  же, дети не рифмовали вопрос – ответ. Но уже прослеживалось умение самостоятельно вступать в ситуацию общения.

       Любые  задачи необходимо решать вместе  с родителями. В начале учебного  года было проведено родительское  собрание на тему «Роль родителей  в формировании коммуникативных  умений у детей трех лет».

      В ходе собрания родители приняли участие в тренинге «Играем с ребенком». Были предложены игры, в которые можно играть с ребенком дома и ненавязчиво помогать ему в развитии коммуникативных умений.

      Также в  план работы с родителями включила:

1. Консультации:

1.1. «Формирование потребности  в общении со взрослыми».

1.2. «Счастье – это когда  тебя понимают».

1.3. Советы родителям по  формированию у детей трех  лет адекватной оценки по отношению  к своей личности.

2. Тренинг для родителей  «Играем с ребенком».

3. Коммуникативные игры  – аттракционы с родителями  и детьми.

Информация о работе Эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений у младших дошкольников