Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2014 в 19:19, курсовая работа
Цель данной работы:
Проанализировать и доказать эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений у младших дошкольников.
Задачи:
Рассмотреть теоретические подходы по проблеме развития коммуникативных умений у младших дошкольников.
Дать характеристику развивающих игр.
Практическим путем доказать эффективность развивающих игр в формировании коммуникативных умений
Многократное повторение игр
в процессе работы и
Реализацию своих задумок я начала с уже знакомой игры «Пошел котик на торжок». Если в самом начале я использовала эту игру для того, чтобы развлечь детей, вызвать у них положительные эмоции, то в дальнейшем я усложнила игру, предлагая детям благодарить котика. Были дети, которые
затруднялись это делать и я давала им пример речевого поведения по принципу синтаксической синонимии: «Спасибо, тебе, котик», «Я тебе благодарен», «Благодарю тебя».
Об этом методе упоминает в своей статье «Развитие коммуникативного поведения дошкольников в условиях детского сада» профессор МГППУ О. Гаврилушкина (журнал «Ребенок в детском саду», № 2 2003г.).
Сущность метода в употреблении высказываний, одинаковых по смыслу, но выраженных разными словами.
Мое предложение опять поиграть в эту игру не вызвало у детей особого интереса. Но тут появился грустный кот (а раньше в игре он всегда был веселый) и сказал, что сегодня он не может их угостить, т.к. у него болит голова, он поранил лапку и очень этим огорчен. По реакции детей было видно, что они не остались безучастными: дети подходили к нему, гладили, кто-то из детей сходил в «больницу», принес «таблетки». В данной ситуации я предложила детям поменяться с котиком ролями и угостить его.
Познакомила малышей с новым текстом, который они произносили хором вместе с воспитателем:
Пошли дети на торжок
И купили пирожок.
Сами есть не стали,
Котику отдали.
Проговаривая эти слова, дети двигались по кругу, внутри которого находился котик. На слова «Котику отдали» подходили к котику и «угощали» его, приговаривая: «Выздоравливай поскорее», «Будь здоров», «Желаем тебе здоровья». В игре с новым содержанием решались и новые задачи: дети учились сопереживать, проявлять заботу и выражать свои чувства речевыми средствами по образцу воспитателя, который давал им пример вариативных высказываний, снова применяя метод синтаксической синонимии.
Чем больше вносишь изменений в игру, тем больше появляется возможностей в комплексе решать задачи по всем направлениям. В этом плане характерна игра «Подарки». Первоначально в этой игре я ставила задачу вовлечь детей в ситуацию общения и развивать речевые формы общения.
Например, в вечернее время, когда дети самостоятельно играют, я начинаю раскладывать на столе различные некрупные игрушки. Дети заинтересовываются, подходят и спрашивают, что это. Я говорю, что эти игрушки я хочу подарить каждому из них («кто, что попросит»). Кто-то из детей говорит, что хочет получить в подарок маленький мячик. Я говорю: «Где же мячик? Да вот же он!» - и даю ребенку, например, тарелочку. Ребенок говорит, что это вовсе не мячик. Я прошу объяснить, какой же мячик. Ребенок пытается объяснить, другие дети ему помогают. Ребенок получает желаемый мячик. Таким образом, удовлетворяются желания еще трех – четырех детей. А затем малышам разрешается взять любую игрушку. Кроме этого подсказываю детям, как по-разному можно поблагодарить за подарок.
При повторе игры я ее усложнила, расширила содержание. Ребенок получит подарок только в том случае, если сможет показать имитационные движения, характерные для той или иной игрушки, вместе со всеми детьми: как летает самолет, как едет машинка, как прыгает мячик, как ходит мишка и т.п. Помимо задачи развития речевых форм общения, решались и другие: развитие имитационных движений, желание помочь сверстнику.
Модификация этой игры - «В гостях у смешарика Кроша».
Заранее подбирала игрушки,
предметы, располагала их в определенной
последовательности, чтобы выдержать
логику игры. Все эти предметы –
подарки Крошу, в гости к которому
по очереди приходили дети. Обязательными
были условия: предметы или игрушки
брать в той
Ребенок пожелавший играть, брал, например, мячик, подходил к Крошу и говорил:
- «Здравствуй, Крош. Я очень рад тебя видеть»
Крош (воспитатель) отвечал:
- «Я тоже рад, что ты ко мне пришел»
Ребенок:
- «Я принес тебе подарок – вот этот мячик»
Крош:
- «Здорово. Он такой красивый, круглый, аппетитный. Я его съем»
Ребенок объяснял:
- «Нельзя его есть. С ним нужно играть, катать, подбрасывать вверх»
Крош отвечал:
- «Хорошо, я так и сделаю».
И когда следующий ребенок приносил книгу, Крош говорил, что он ее будет катать, подбрасывать вверх и т.д. Теперь уже другой ребенок объяснял, почему нельзя так делать. Игра детям очень нравилась. Во-первых, она оказывала положительное эмоциональное воздействие, во-вторых, дети овладевали способами активного общения, учились вести диалог, используя при этом вариативные формы приветствия, благодарности и т.д. В третьих, побуждало детей к использованию объяснительной речи. В четвертых, закреплялось умение соблюдать очередность, уметь слушать высказывать сверстников, не перебивая их.
Очевидно, что вышеперечисленные задачи довольно сложные для детей младшей группы, поэтому они решались в конце учебного года.
Для воспитания добрых чувств, необходимых для позитивного общения, я часто использовала игры-драматизации. Одна из них по авторской сказке «Приключения утенка Ути» (Приложение № 3). По ходу очередного рассказывания сказки я привлекла детей к драматизации отдельных ее эпизодов, в которых утенку оказывают помощь Облачко и
Ветерок. Сказка пробуждала у детей добрые чувства, желание помочь, выручить из беды.
В играх-драматизациях можно
в комплексе развивать
детей узнавать друг друга, терпеливо ожидать и правильно общаться в игровой ситуации. Дети с удовольствием играли в эту игру, замирали в
радостном ожидании, найдет Мишка того, кто пожал ему лапку или нет. Мишка всегда находил, и это особенно радовало детей.
В ходе игровой деятельности дети учились различать определенные эмоциональные состояния по особенностям жестов, мимики, движений. Игра-имитация «Кто лучше покажет позу? Кто лучше пройдет?» особенно нравилась детям, поскольку она построена по определенному сюжету, привлекательному для детей, побуждала детей к действиям. В игре дети
упражнялись в пантомимике, в последовательном изображении различных поз, походки и других выразительных движений.
Как показывает опыт, для развития коммуникативных навыков младших дошкольников хорошо использовать игры в лото, которых существует множество. Вначале играли под руководством воспитателя, а по мере приобретения опыта эту роль, ближе к концу учебного года, я предлагала уже кому-нибудь из активных детей.
На данном этапе игры роль воспитателя безусловна, т.к. трехлетнему ребенку очень трудно справиться с данной ролью, потому что здесь имеет место быть противоречие между желаниями и возможностями.
Выбрав кого-нибудь из детей ведущим, я предлагала начать игру. Ведущий, очень довольный тем, что его выбрали, что он сейчас будет руководить игрой, пытался выполнить желанную для него роль. Но на самом деле сделать это оказалось трудно: ребенок не смог сформулировать вопрос. Но зная о том, как важно ребенку, чтобы его
старания были оценены (в данном случае не только взрослым, но и сверстниками), я использовала метод «перевода с русского на русский», и
произносила, примерно, следующее: «Дети, Софья хотела спросить у кого карта с игрушками?» или: «Максим спрашивает, кто возьмет карточку с лисой» и т.п. Данный метод позволял ненавязчиво развивать речь малышей и, что особенно важно, поддержать ребенка, не уронить его авторитет в глазах сверстников.
Развитие способности обратить внимание на товарищей, увидеть их положительные качества – одна из основных задач в формировании коммуникативных умений.
Эта задача результативно решалась в авторской игре «Крутись, волчок»: дети, перебирая руками круговую веревку с узелком, передвигали ее по кругу и приговаривали вместе с воспитателем:
«Крутись, волчок,
Не пой, сверчок.
Кто покажет нам медведя (кто попрыгает, как зайка; кто поскачет, как лошадка).
Узелочек, разберись».
Тот ребенок, у кого в руках оказывался узелок, выполнял задание, имитировал движения животных, остальные дети за ним повторяли.
Слова могли быть и другими:
Кто найдет себе дружочка
Узелочек, разберись.
Ребенок выбирал себе дружочка и они вместе кружились (танцевали, а остальные им хлопали).
Игра помогала сосредоточить внимание на каждом из детей, повысить его значимость; развивала доброжелательные отношения, выдержку, умение выполнять имитационные движения и выполнять правила.
Для формирования различных
- Куклы подрались из-за
машинки. Просила детей
- Одна из кукол забрала все игрушки и ни с кем не хочет делиться, а остальные просят игрушку.
- Одна и кукол задевает остальных, царапает их, щиплет, остальные защищаются и т.д.
Именно в этой игре малыши получали представление о том, как можно решать конфликтные ситуации адекватным способом. Детям этого возраста еще не под силу решать такие задачи в процессе самостоятельной игры, но в коллективной игре, под руководством воспитателя, они уже могли давать советы куклам. Таким образом, решалась проблема и речевого развития.
Речь - основное средство общения, а одной из форм речевого общения является диалог, и поэтому целенаправленное вовлечение детей в диалог через игровые ситуации - действенный способ обогащения речевого общения.
Ориентируясь на текст грузинской песенки «Знаешь, мама, где я был? В поле зайчика ловил. Оседлал и прокатился, оседлал и отпустил», - я играла с детьми в диалоги. Происходило это примерно так:
- «Знаешь, Степа, где ты был?» - спрашивала прибежавшего ко мне ребенка. И сама же отвечала:
- «Ты жука в саду ловил. Вот так и вот так! – Ты жука в саду ловил».
Дети понимали, что им предлагается игра, проявляли к ней интерес и спрашивали:
- «А я где был?», «А про меня расскажете?» и т.д. Варианты ответов были самые разные:
- «Ты? Ты в лесу дрова рубил» или «С мамой ты на пруд ходил».
- «Ну а Влада, где была?»
- «Дома Владочка была. Все там чисто прибрала», или
- «Сонечка в лесу была, ежика в лесу нашла» и т.д.
По ходу диалога я предлагала детям выполнять и имитационные движения: как жука ловил, как дрова рубил и т.д.
Детям очень нравилась эта игра, тем более, что дети четвертого года жизни очень любят фантазировать и рассказывать о том, чего на самом деле не было.
В дальнейшем я наблюдала ситуации, когда некоторые малыши уже самостоятельно играли в диалоги: «А ты где была?» - спрашивала Лиана у Юли. «В магазин ходила с мамой. Вот где была», - отвечала Юля.
Но поскольку дети в этом возрасте мыслят по аналогии, то содержание их диалогов было близким к тому, что им ранее предлагал воспитатель.
Конечно же, дети не рифмовали вопрос – ответ. Но уже прослеживалось умение самостоятельно вступать в ситуацию общения.
Любые
задачи необходимо решать
В ходе собрания родители приняли участие в тренинге «Играем с ребенком». Были предложены игры, в которые можно играть с ребенком дома и ненавязчиво помогать ему в развитии коммуникативных умений.
Также в
план работы с родителями
1. Консультации:
1.1. «Формирование потребности в общении со взрослыми».
1.2. «Счастье – это когда тебя понимают».
1.3. Советы родителям по
формированию у детей трех
лет адекватной оценки по
2. Тренинг для родителей «Играем с ребенком».
3. Коммуникативные игры – аттракционы с родителями и детьми.