Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Декабря 2013 в 14:59, курсовая работа
Если пытаться определить понятие "экологическая журналистика" более узко, можно сказать, что она подразумевает непрерывное, широкое освещение экологических вопросов как глобального, так и локального значения, причем предметом такой журналистики могут быть не только проблемы, но и положительные примеры в области использования и охраны
окружающей природной среды.
5. Тема ядерной и химической промышленности также является очень важной. Информация о радиоактивных и химических загрязнениях окружающей среды в результате внештатных ситуаций на военных и гражданских предприятиях долгое время засекречивалась. В результате такой государственной политики: в катастрофическом положении оказались десятки регионов страны: места складирования химического оружия, полигоны ядерных испытаний, районы, прилегающие к атомным электростанциям и химическим предприятиям. Достаточно вспомнить хотя бы о жителях деревни Муслюмово (Челябинская обл.), до сих пор страдающих от множества страшных болезней. Причина тому – сброс в реку Теча радиоактивных отходов предприятия в течение десяти лет. С одной стороны, сегодня многое изменилось: информация стала доступнее, появляется множество материалов по горячим проблемам в СМИ, экологические организации смело выражают свой протест против экологически опасных объектов. С другой стороны, процесс решения серьезных экологических проблем практически не сдвинулся с мертвой точки. Проблемы загрязненных территорий, по сути, так никто и не решает. Хотя видимость создать пытаются. После серии публикаций в СМИ разного уровня, после многих акций экологических активистов, удалось добиться переселения жителей деревни Муслюмово: решением властей они были переселены всего на несколько километров.
6. Тема устойчивого развития, к сожалению, находит отражения в общих СМИ. А ведь экологическая тематика в журналистике – это не только отрицание, не только борьба против опасных объектов и технологий, но и предложение альтернативного пути развития как всего общества в целом, так и отдельных областей и направлений: энергетики, строительства, сельского хозяйства и т.д. Увы, политические и экономические интриги, убийства, экологические аварии и катастрофы, экологические преступления, леденящие душу рассказы о мутантах – все это считается важнее, нежели поиски путей выхода из глобального кризиса.
Устойчивое развитие, альтернативные экологически относительно безвредные технологии – основная и постоянная тема "зеленых" изданий.
Безусловно, далеко не все экологические темы, освещаемые различными СМИ, были описаны в этой главе. Другими популярными темами, надо полагать, в ближайшее время останутся: глобальное изменение климата, деградация почв, потеря лесов и биологических видов. Все больше внимания будет уделяться проблеме биотехнологий и генной инженерии.
Анализ показал, что общие
СМИ наибольшее внимание уделяют
теме "экология и здоровье". И
это понятно: жители крупных городов
или промышленных центров все
острее начинают ощущать на себе влияние
"прогресса". Не только крупные аварии и катастрофы, но
и работа мусоросжигательных заводов,
выбросы предприятий, вырубка лесов, да
и вообще любое техногенное воздействие
на окружающую среду оборачивается более
или менее серьезными последствиями для
здоровья человека. Поэтому можно говорить
о том, что всякая экологическая тема тесно
связна с темой здоровья. В то же время
тема "экология и здоровье" затрагивается
сегодня в основном на бытовом уровне.
К сожалению, журналисты редко показывают
читателю связь между отдельными явлениями
и глобальными процессами. Отсутствие
демонстрации этой связи снижает эффективность
образовательно-
целом.
На основании проведенного сравнительного анализа материалов на темы экологии в общих и "зеленых" СМИ попробуем проалализировать их особенности.
Основные достоинства общественно-политических СМИ, в принципе, понятны:
Несмотря на кажущееся отставание "зеленых" СМИ, они имеют свои несомненные достоинства:
Рассмотрим основные недостатки и типичные ошибки материалов на темы экологии в общих СМИ:
стремление к сенсации – считается, что привлечь внимание аудитории к проблемам экологии можно только "ужастиком": мутантами, генетическими изменениями, всемирным апокалипсисом; регулярно показывают экологические страшилки, а мифогенная функция СМИ общеизвестна, экологические же мифы апеллируют прежде всего к чувству страха. Казалось бы, можно повернуть этот страх в сторону более бережного отношения к природе. Но нет. Экологические телестрашилки выполняют роль фильмов ужасов, то есть развлекательную. Тем более что пугают не постоянно, а от случая к случаю. Вот чеченские террористы - это да! Не экология какая-нибудь, которая сегодня есть, завтра есть, а потом целый месяц нет. Конечно, потом опять появится - когда в эфир давать нечего будет.
Сегодня как никогда нам нужна позитивная информация, дающая надежду на выход из экологического кризиса, утверждающая право и способность каждого человека повлиять на ускорение этого процесса.
К недостаткам освещения проблем экологии в "зеленых" СМИ и причинам, по которым большинство экологических изданий не имеет широкого влияния в обществе, можно отнести следующие:
Очевидно существование двойной проблемы. С одной стороны, автор материала в специализированном экологическом издании не всегда умеет правильно построить материал, подать информацию так, чтобы она была интересна массовому читателю. Из-за этого материал может быть непонятен неспециалисту; непосвященный человек не всегда может найти в себе силы дочитать его даже до середины. Но с другой стороны, можно гарантировать, что с фактической точки зрения материал будет верен и корректен, даст предысторию конфликта, современное состояние, довольно глубокий (хотя и не всегда беспристрастный) анализ проблемы, экспертом по которой является автор.
С журналистским же материалом все наоборот. Настоящий журналист всегда сумеет подать информацию так, чтобы ее хотелось прочитать. Он найдет какую-нибудь интересную, яркую деталь и вынесет ее в заголовок или в анонс, структурно отделит новость от анализа, выберет наиболее подходящий жанр, сделает информацию доступной для понимания непосвященных в проблему и так далее. Но при этом почти всегда эксперт найдет фактические, терминологические ошибки и искажения в журналистском материале, начиная от неправильного употребления названий (автор статьи в "Комсомольской правде" написал, например, в статье о первоцветах "ландыши" вместо "подснежники") или некорректной подачи материала до искажения самой сути изначальной информации. То есть, с одной стороны, общие издания уделяют недостаточное внимание глубокому изучению и анализу проблем экологии, часто сводя свою функцию только к информированию о наличии тех или иных проблем; с другой стороны, даже самые удачные из "зеленых" изданий в силу тех или иных причин, не могут претендовать на массовость аудитории, на пристальное внимание обывателя.
Основной вывод, который можно сделать по итогам анализа экологических материалов – современным журналистам общественно-политических СМИ катастрофически не хватает базовых экологических знаний, это видно практически по каждому материалу. Учитывая, что в современном мире глобальный экологический кризис не менее значим, чем кризис политический и экономический, можно утверждать, что базовые знания о законах природы, о функционировании экосистемы, о промышленных загрязнениях, о влиянии тех или иных химических веществ на здоровье человека важны не только для экологического, но и вообще для любого современного журналиста.
Однозначно ответить на этот вопрос очень сложно. Если рассматривать систему в широком смысле и понимать под ней "совокупность изданий и программ ТВ и РВ, существующих в стране"34, то об экологических СМИ, видимо, можно говорить как о системе: существует довольно большое число специализированных "зеленых" изданий, теле- и радиокомпаний и программ, информационных агентств; сообщения на экологические темы довольно часто появляются как на страницах центральных общественно-политических газет и журналов, так и в информационных выпусках ведущих теле- и радиоканалов.
В то же время для любой системы характерна целостность, то есть наличие такой совокупности элементов, которые необходимы и достаточны для выполнения функций системы как единого организма. Целостность эта в экологической журналистике должна обеспечиваться за счет объединения усилий журналистов общих изданий, пишущих на темы экологии, авторов материалов центральных и региональных специализированных "зеленых" газет и журналов, изданий различных партий, центров, организаций, журналистов радио и телевидения, а также экспертов правительственных и общественных экологических организаций для решения конкретных экологических проблем. Этот симбиоз должен означать взаимозависимость элементов системы, постоянный обмен опытом и информацией между отдельными звеньями цепи, проведение скоординированных информационных кампаний, направленных на достижение большего эффекта в решении экологических проблем и т. д.
Если рассматривать систему СМИ под таким углом зрения, то, видимо, об экологической журналистике как о системе, к сожалению, говорить пока не приходится. Сегодня практически никак не взаимодействуют между собой ни издания, ни сами журналисты. Если в отдельно взятом городе журналисты, пишущие на темы экологии, еще знают друг друга, то с коллегами из других городов и регионов они почти никогда не общаются. Только в самое последнее время в России стали создаваться подобные американским и европейским объединения экологических журналистов: ассоциации журналистов-экологов существуют в Москве, в Санкт-Петербурге, в Башкортостане, в Поволжье. О разобщенности журналистов, пишущих на экологические темы, о необходимости объединения и тесного взаимодействия шла речь на круглом столе "Проблемы экологической журналистики", проходившем в 1997 г. в рамках ежегодной научно-практической конференции на факультете журналистики МГУ. Журналисты ведущих центральных общих СМИ говорили о том, что экологическую журналистику в России пока нельзя назвать системой, есть лишь отдельные публикации, издания, программы, иногда даже очень удачные, но системой они пока не стали.
Практически не взаимодействуют сегодня журналисты общих СМИ с неправительственными экологическими организациями. Из подобных организаций в России широко известно, пожалуй, только представительство GREENPEACE. Пока же при подготовке экологических материалов журналисты обращаются за информацией преимущественно к государственным структурам. Между тем, российские экологические организации, которых на сегодня зарегистрировано в России около тысячи, зачастую представляют собой объединения квалифицированных ученых, экспертов, юристов высокого класса, обладают уникальными данными и материалами, собственными библиотеками экологической литературы, имеют доступ к мировым источникам экологической информации, электронным способам коммуникации, ресурсам Интернет. В повседневной жизни НПО постоянно происходят какие-то события, которые могут быть интересны журналистам: акции, кампании, встречи как с другими общественными организациями, российскими и зарубежными, так и с представителями властных структур. То есть экологические НПО могут стать постоянным и надежным источником уникальной, компетентной экологической информации для журналистов общественно-политических СМИ. Это было бы полезно и для самих участников экологического движения: благодаря известности, которую принесло бы им частое упоминание в прессе в связи с успешно проведенными акциями или кампаниями, например, по итогам выигранных в суде дел по защите экологических прав граждан, этим организациям было бы легче и в будущем добиваться успехов, легче взаимодействовать с чиновниками, а также привлекать население к решению экологических проблем.